Конспект урока "Тема жизни и смерти в творчестве М.Ю. Лермонтова"
Оценка 4.6

Конспект урока "Тема жизни и смерти в творчестве М.Ю. Лермонтова"

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русская литература
9 кл
10.03.2018
Конспект урока "Тема жизни и смерти в творчестве М.Ю. Лермонтова"
Конспект урока литературы для 9 класса к учебнику под ред. Коровиной В.Я. (в 2-х частях). Конспект включает в себя все значимые этапы: проверку домашнего задания, лекцию (слово) учителя, анализ произведения (через беседу по вопросам, практическую работу, анализ эпизода, исследовательскую работу и др.), практическая работа. В конспект включает комментарии для учителя. Конспект легко корректируется и редактируется под потребности учителя.
Уроки 1.doc
Тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворений «Валерик», «Завещание», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»). Тема жизни и смерти — вечная во всей литературе — является ведущей и в лирике Лермонтова   и   своеобразно   в   ней   преломляется.   Размышлениями   о   жизни   и   смерти проникнуты   многие   стихи   поэта.   Некоторые   из   них,   например   «И   скучно   и   грустно», «Любовь   мертвеца»,   «Эпитафия»   («Простосердечный   сын   свободы...»),   «1830.   Мая.   16 числа» («Боюсь не смерти я. О нет!..»), «Могила бойца», «Смерть» могут прозвучать в начале   урока,   создавая   настроение   размышления.   Думами   о   конце   человеческой   жизни проникнуты многие страницы «Героя нашего времени», будь то гибель Бэлы, или мысли Печорина перед дуэлью, или вызов, который бросает смерти Вулич. В информации, предваряющей чтение и анализ стихотворения «Валерик» («Я к вам пишу: случайно! право...»), необходимо сообщить, что стихотворение написано на основе наблюдений   Лермонтова   над   боевыми   делами   отряда   генерал­лейтенанта   Галафеева   во время похода в Чечню. Речка Валерик существует на самом деле и впадает в реку Сунжу, правобережный приток Терека. «С 6 по 14 июля 1840 года Лермонтов участвовал в боях и, по преданию, вел журнал военных действий отряда генерала Галафеева. Совпадение текста „Журнала военных действий“ и лермонтовского стихотворения дает представление о том, как точно воспроизвел он действительную обстановку похода и, в то же время, в каком направлении   шло   поэтическое   освоение   материала   его   наблюдений.   Из   сопоставления текста   стихотворения   с   соответствующими   страницами   „Журнала   военных   действий“ видно,   что   совпадает   в   них   не   только   фактическая   основа,   но   и   самый   стиль,   целые предложения „Журнала“ и строки стихотворения. <...> Лермонтов за участие в деле 11 июля   1840   года   при   Валерике   и   проявленную   при   этом   храбрость   был   представлен   к ордену Станислава III степени, Николай I этого представления не утвердил. Отказ был получен уже после гибели Лермонтова»1. Вопросы и задания к стихотворению «Валерик» 1.   К   какому   жанру   можно   отнести   это   стихотворение:   любовное   послание, поэтический рассказ, письмо? 2. Какова композиция стихотворения? Какие жанровые особенности характерны для основных частей текста? 3. Охарактеризуйте ключевые образы стихотворения, традиционные для любовного послания: Он и Она. В чем они противопоставлены? 4. Что нового вносит Лермонтов в отношение к жизни и к слову? 5. Какой в стихотворении изображена война? Что придает описаниям лирического «я» особую достоверность? 6. Какой смысл привносят в текст описания картин природы? 7.   Докажите,   что   язык   стихотворения   тяготеет   к   разговорному   стилю, «прозаической» речи. Подтвердите свои мысли примерами. Какой смысл эти особенности стиля придают тексту? 8.   Проанализируйте   особенности   рифмовки   текста.   Какой   смысл   создается нерегулярностью рифм? 9. Докажите, что любовное послание и батальный рассказ наполнены философским содержанием. Какой смысл выявляет ирония его финала? 10. Индивидуальное задание. Сопоставьте стихотворение Лермонтова «Валерик» со стихотворением «Бородино» и с рассказом Л. Толстого «Набег». Вопросы и задания к стихотворению «Завещание» 1 Лермонтов М. Ю. Полн. собр. соч. — М., 1948. — Т. 1. — С. 353. 1. В чем драматизм рассказа смертельно раненного офицера? Как передается его душевное волнение? 2. Какую роль играет в стихотворении прием умолчания, графически переданный многоточиями? 3.   Какой   смысл   стихотворению   придают   слова   и   выражения,   характерные   для разговорной речи? лирики Лермонтова? 4. Докажите, что по ходу текста растет его эмоциональное напряжение. 5. В чем отличие лирического «я» стихотворения «Завещание» от героя ранней 6.  Индивидуальное задание.  Сопоставьте стихотворение «Завещание» 1840 г. с ранним стихотворением — переводом из Гёте — с тем же названием («Есть место: близ тропы глухой...»). Проследите, как изменился облик лирического «я» в ранней и зрелой лирике. Вопросы и задания к стихотворению «Сон» 1. В чем особенности композиции этого стихотворения? 2. Докажите, что лирический субъект и его подруга одиноки и разлучены. Какие преграды лежат между ними? 3. Какой смысл выявляется в том, что умирающему воину снится сон о нем самом, который «в родимой стороне» видит его подруга? 4. В чем трагичность общения их душ? 5.   В   каком   окружении   находится   каждый   герой   стихотворения?   Каково   их отношение   к   окружающему   миру?   Как   в   этом   проявляется   противоречивость   и несправедливость устройства мира? 6.  Индивидуальное   задание.  Сопоставьте   стихотворение   «Сон»   (1841)   со стихотворением 1830—1831 гг. с тем же названием («Я видел  сон: прохладный гаснул день...»). В чем разница в содержании и стилистике этих стихотворений? Итог урока.  В стихотворениях о жизни и смерти, относящихся к зрелой лирике Лермонтова,   эта   тема   уже   не   является   данью   романтической   традиции,   а   наполняется глубоким   философским   содержанием.   Поиск   лирическим   «я»   гармонии   с   миром оказывается   тщетным:  нельзя  убежать   от  самого  себя,   нет  душевного  равновесия  ни   в окружении природы, ни «в шумном граде», ни в бою. Трагизм лирического героя, мечты и надежды которого обречены, нарастает, драматическое мироощущение усиливается. В   поздней   лирике   появляется   все   больше   символических   стихотворений, наполненных философскими обобщениями. Лирический герой раннего Лермонтова близок самому поэту, а в зрелом творчестве поэт все чаще выражает «чужое» сознание, мысли и чувства иных людей. Однако и их мироощущение полно страдания, что позволяет думать о том, что трагичность жизни — это непреложный закон бытия, предначертанный на небесах. Отсюда такая будничность и прозаичность восприятия смерти, неверие в человеческую память. Смерть является для него как бы продолжением жизни. Силы бессмертной души никуда не исчезают, а только засыпают навеки. Поэтому становится возможным и общение человеческих душ, даже если одна из них уже покинула тело. Без ответа остается вечный вопрос   бытия.   Где   найти   спасение   души?   Научиться   жить   в   несправедливом   и противоречивом мире или навсегда покинуть его?

Конспект урока "Тема жизни и смерти в творчестве М.Ю. Лермонтова"

Конспект урока "Тема жизни и смерти в творчестве М.Ю. Лермонтова"

Конспект урока "Тема жизни и смерти в творчестве М.Ю. Лермонтова"

Конспект урока "Тема жизни и смерти в творчестве М.Ю. Лермонтова"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.03.2018