Конспект урока "Тема жизни и смерти в творчестве М.Ю. Лермонтова"
Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русская литература
9 кл
10.03.2018
Конспект урока литературы для 9 класса к учебнику под ред. Коровиной В.Я. (в 2-х частях). Конспект включает в себя все значимые этапы: проверку домашнего задания, лекцию (слово) учителя, анализ произведения (через беседу по вопросам, практическую работу, анализ эпизода, исследовательскую работу и др.), практическая работа. В конспект включает комментарии для учителя. Конспект легко корректируется и редактируется под потребности учителя.
Уроки 1.doc
Тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворений «Валерик»,
«Завещание», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»).
Тема жизни и смерти — вечная во всей литературе — является ведущей и в лирике
Лермонтова и своеобразно в ней преломляется. Размышлениями о жизни и смерти
проникнуты многие стихи поэта. Некоторые из них, например «И скучно и грустно»,
«Любовь мертвеца», «Эпитафия» («Простосердечный сын свободы...»), «1830. Мая. 16
числа» («Боюсь не смерти я. О нет!..»), «Могила бойца», «Смерть» могут прозвучать в
начале урока, создавая настроение размышления. Думами о конце человеческой жизни
проникнуты многие страницы «Героя нашего времени», будь то гибель Бэлы, или мысли
Печорина перед дуэлью, или вызов, который бросает смерти Вулич.
В информации, предваряющей чтение и анализ стихотворения «Валерик» («Я к вам
пишу: случайно! право...»), необходимо сообщить, что стихотворение написано на основе
наблюдений Лермонтова над боевыми делами отряда генераллейтенанта Галафеева во
время похода в Чечню. Речка Валерик существует на самом деле и впадает в реку Сунжу,
правобережный приток Терека. «С 6 по 14 июля 1840 года Лермонтов участвовал в боях и,
по преданию, вел журнал военных действий отряда генерала Галафеева. Совпадение текста
„Журнала военных действий“ и лермонтовского стихотворения дает представление о том,
как точно воспроизвел он действительную обстановку похода и, в то же время, в каком
направлении шло поэтическое освоение материала его наблюдений. Из сопоставления
текста стихотворения с соответствующими страницами „Журнала военных действий“
видно, что совпадает в них не только фактическая основа, но и самый стиль, целые
предложения „Журнала“ и строки стихотворения. <...> Лермонтов за участие в деле 11
июля 1840 года при Валерике и проявленную при этом храбрость был представлен к
ордену Станислава III степени, Николай I этого представления не утвердил. Отказ был
получен уже после гибели Лермонтова»1.
Вопросы и задания к стихотворению «Валерик»
1. К какому жанру можно отнести это стихотворение: любовное послание,
поэтический рассказ, письмо?
2. Какова композиция стихотворения? Какие жанровые особенности характерны
для основных частей текста?
3. Охарактеризуйте ключевые образы стихотворения, традиционные для любовного
послания: Он и Она. В чем они противопоставлены?
4. Что нового вносит Лермонтов в отношение к жизни и к слову?
5. Какой в стихотворении изображена война? Что придает описаниям лирического
«я» особую достоверность?
6. Какой смысл привносят в текст описания картин природы?
7. Докажите, что язык стихотворения тяготеет к разговорному стилю,
«прозаической» речи. Подтвердите свои мысли примерами. Какой смысл эти особенности
стиля придают тексту?
8. Проанализируйте особенности рифмовки текста. Какой смысл создается
нерегулярностью рифм?
9. Докажите, что любовное послание и батальный рассказ наполнены философским
содержанием. Какой смысл выявляет ирония его финала?
10. Индивидуальное задание. Сопоставьте стихотворение Лермонтова «Валерик»
со стихотворением «Бородино» и с рассказом Л. Толстого «Набег».
Вопросы и задания к стихотворению «Завещание»
1 Лермонтов М. Ю. Полн. собр. соч. — М., 1948. — Т. 1. — С. 353. 1. В чем драматизм рассказа смертельно раненного офицера? Как передается его
душевное волнение?
2. Какую роль играет в стихотворении прием умолчания, графически переданный
многоточиями?
3. Какой смысл стихотворению придают слова и выражения, характерные для
разговорной речи?
лирики Лермонтова?
4. Докажите, что по ходу текста растет его эмоциональное напряжение.
5. В чем отличие лирического «я» стихотворения «Завещание» от героя ранней
6. Индивидуальное задание. Сопоставьте стихотворение «Завещание» 1840 г. с
ранним стихотворением — переводом из Гёте — с тем же названием («Есть место: близ
тропы глухой...»). Проследите, как изменился облик лирического «я» в ранней и зрелой
лирике.
Вопросы и задания к стихотворению «Сон»
1. В чем особенности композиции этого стихотворения?
2. Докажите, что лирический субъект и его подруга одиноки и разлучены. Какие
преграды лежат между ними?
3. Какой смысл выявляется в том, что умирающему воину снится сон о нем самом,
который «в родимой стороне» видит его подруга?
4. В чем трагичность общения их душ?
5. В каком окружении находится каждый герой стихотворения? Каково их
отношение к окружающему миру? Как в этом проявляется противоречивость и
несправедливость устройства мира?
6.
Индивидуальное задание. Сопоставьте стихотворение «Сон» (1841) со
стихотворением 1830—1831 гг. с тем же названием («Я видел сон: прохладный гаснул
день...»). В чем разница в содержании и стилистике этих стихотворений?
Итог урока. В стихотворениях о жизни и смерти, относящихся к зрелой лирике
Лермонтова, эта тема уже не является данью романтической традиции, а наполняется
глубоким философским содержанием. Поиск лирическим «я» гармонии с миром
оказывается тщетным: нельзя убежать от самого себя, нет душевного равновесия ни в
окружении природы, ни «в шумном граде», ни в бою. Трагизм лирического героя, мечты и
надежды которого обречены, нарастает, драматическое мироощущение усиливается.
В поздней лирике появляется все больше символических стихотворений,
наполненных философскими обобщениями. Лирический герой раннего Лермонтова близок
самому поэту, а в зрелом творчестве поэт все чаще выражает «чужое» сознание, мысли и
чувства иных людей. Однако и их мироощущение полно страдания, что позволяет думать о
том, что трагичность жизни — это непреложный закон бытия, предначертанный на небесах.
Отсюда такая будничность и прозаичность восприятия смерти, неверие в человеческую
память. Смерть является для него как бы продолжением жизни. Силы бессмертной души
никуда не исчезают, а только засыпают навеки. Поэтому становится возможным и общение
человеческих душ, даже если одна из них уже покинула тело. Без ответа остается вечный
вопрос бытия. Где найти спасение души? Научиться жить в несправедливом и
противоречивом мире или навсегда покинуть его?
Конспект урока "Тема жизни и смерти в творчестве М.Ю. Лермонтова"
Конспект урока "Тема жизни и смерти в творчестве М.Ю. Лермонтова"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.