Конспект урока "Трагическая острота конфликта в драме А.Н. Островского «Бесприданница»" 10 класс
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
10 кл
05.06.2018
Урок русской литературы в 10 классе.
Тема: Трагическая острота конфликта в драме А.Н. Островского «Бесприданница».
Цель: знакомство с биографией А. Н. Островского, выявление основных этапов его творчества, определение ключевых тем драматургии, определение конфликта в драме «Бесприданница».
Задачи:
1) образовательная: расширить знания учащихся о русской драматургии и русском театре второй половины 19 века, выявить новаторство драматургии А. Островского;
2) развивающая: продолжить формирование творческих способностей учащихся, систематизирование знаний о писателях 19 века;
3) воспитательная: воспитывать любовь к литературе, искусству, формировать нравственные идеалы учащихся.конспект
конспект.docx
Урок русской литературы в 10 классе.
Трагическая острота конфликта в драме А.Н. Островского
Тема:
«Бесприданница».
Цель: знакомство с биографией А. Н. Островского, выявление основных
этапов его творчества, определение ключевых тем драматургии, определение
конфликта в драме «Бесприданница».
Задачи:
1) образовательная: расширить знания учащихся о русской драматургии и
русском театре второй половины 19 века, выявить новаторство драматургии
А. Островского;
2) развивающая: продолжить формирование творческих способностей
учащихся, систематизирование знаний о писателях 19 века;
3) воспитательная:
формировать нравственные идеалы учащихся.
воспитывать любовь к литературе, искусству,
Ход занятия.
1.Организационный момент.
2. Проверка знаний.
Характеристика периода русской литературы 6090х годов 19 века.
Продолжите предложения письменно.
1. Перечислите литературные направления 6090х годов 19 века.
2. К какому из направлений примыкали Достоевский, Страхов,
Григорьев?
3. В журнале «Русская беседа» печатались…(направление)
4. Отстаивали традиции «чистого искусства», обращенного к «вечным»
вопросам (направление).
5. Отрицали реформы Петра I (указать направление).
6. Художественный метод в искусстве литературы, царивший в 60
90егоды 19в.
Ответы:
1. Славянофилы, западники, почвенники, революционерыдемократы.
2. Почвенники.
3. Славянофилы.
4. Западники. 5. Славянофилы.
6. Реализм.
3. Изучение нового материала.
3.1. Знакомство с биографией писателя.
Русская драматургия никогда не была бы столь яркой и выразительной, не
будь Александра Николаевича Островского. Его талант изменил жизнь русского
театра.
В 1821г отец будущего драматурга переехал в Замоскворечье, которое было
одним из живописнейших мест в Москве. Жители Замоскворечья из двора могли
видеть Кремль, слышать колокольный звон. Это место, где сосредоточились
культурные традиции России, оно вдохновляло русских художников и писателей.
В 12 лет Островский поступил в Первую московскую гимназию, по
окончании которой в 1840г был зачислен на юридический факультет Московского
университета. Отец настаивал, чтобы А.Н.О. наследовал профессию юриста.
После университета А.Н. работал в суде, но уже во время этой работы стал
заниматься литературой и пробовать свои силы в написании пьес.
1847 г будет «самым памятным» днем в его жизни. В доме профессора
русской словесности Шевырева среди всей литературной элиты Островский
прочел пьесу «Картина семейного счастья». После прочтения в зале раздались
аплодисменты, а Шевырев воскликнул: «Поздравляю вас, господа, с новым
светилом в отечественной литературе!» С тех пор Островский стал направлять
все усилия в русло литературы.
3.2. Русский театр времен Островского.
Приход Островского в литературу ознаменовался кардинальными
переменами в театральной жизни. Он буквально завладел сценой. Являясь
одновременно писателем и режиссером, Островский стал иначе подавать пьесы.
Со сцены постепенно исчезал фарс, наигранность, отчужденность, а на смену
пришли натуральность, под внешней простотой скрывалась глубина мысли.
Для Островского театр – «храм искусства». «Моя задача – служить
русскому драматическому искусству». Он пытался создать образцовый русский
театр. В Москве в Малом театре он чувствовал себя как дома, сам создавал
актерскую труппу.
В 1886 г Островский, как всегда работая, вдруг вскрикнул: «Ах, как мне
дурно!». Испуганная дочь побежала за водой и вдруг услышала, как он упал.
Через несколько секунд он затих. Скончался от сильного припадка грудной жабы.
3.3. Художественный мир драмы «Бесприданница».
Анализ драмы всегда начинается с анализа афиши. Драматурги часто используют
прием говорящих фамилий.
Огудалова Харита Игнатьевна (от огудать – обольстить, обмануть, надуть,
провести; огудала – плут, мошенник).
Кнуров Мокий Пармёныч (от кнур – боров, кабан, свиной самец).
Паратов (для охотников паратый – сильный, хищный зверь).
Юлий Капитоныч Карандышев (гротеск в имени: имя римского императора и обыденное, прозаическое отчество. По словарю Даля «карандыш» – коротышка,
недоросток).
Лариса (=чайкаодинокая).
Действие происходит на Волге. Узлы действия завязаны задолго до начала
пьесы, за счет этого пространство пьесы расширяется.
время до начала пьесы точка отсчета времени
Любовь к униженное согласие Появление Званый Побег
Паратову положение стать Паратова обед у Ларисы
с Пара
дышева товым
беспридан женой Каран
ницы в Каранды
доме шева
Убийство
Ларисы
Конфликты пьесы:
1) любовный – стремление преодолеть Ларисой любовь к Паратову;
2) социальный – бесправие бесприданницы, стремление распоряжаться ею, как
вещью;
3) внутренний (главный) – Лариса стоит на распутье: защищать свое
достоинство и выйти замуж за нелюбимого Карандышева или поддаться
искушению страстной любви к Паратову.
Весь драматизм пьесы – в переживаниях Ларисы.
4. Итог занятия.
Сформулируйте особенности драматургии А. Островского.
Д\з. выписать из текста реплики героев, раскрывающие содержание
внутреннего конфликта Ларисы.
Конспект урока "Трагическая острота конфликта в драме А.Н. Островского «Бесприданница»" 10 класс
Конспект урока "Трагическая острота конфликта в драме А.Н. Островского «Бесприданница»" 10 класс
Конспект урока "Трагическая острота конфликта в драме А.Н. Островского «Бесприданница»" 10 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.