Конспект урока "Урок одного стихотворения. Владимир Владимирович Маяковский «Себе, любимому, посвящает эти строки автор»" 11 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 06.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема урока Урок одного стихотворения. Владимир Владимирович Маяковский « Себе, любимому, посвящает эти строки автор», 1916 год. Тип урока: Совершенствование знаний и умений Вид урока : практическая работа (анализ стихотворения) Форма урока: урок – впечатление Метапредметы: «знак», «знание», «проблема». Форма реализации учебной деятельности: совместная деятельность с учителем и одноклассникамиконспект
Иконка файла материала конспект.docx
Тема урока                                           Урок одного стихотворения. Владимир Владимирович Маяковский « Себе, любимому, посвящает эти строки автор», 1916 год.                                                    Тип урока: Совершенствование знаний и умений   Вид урока : практическая работа (анализ стихотворения) Форма урока: урок – впечатление Метапредметы: «знак», «знание», «проблема». Форма реализации учебной деятельности: совместная деятельность с учителем и одноклассниками Познавательные универсальные действия  Построение логической цепи рассуждений,  Умение перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её  разными способами, Коммуникативные действия :  Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями  коммуникации,  Владение монологической и диалогической формами речи Технологии,  методики и подходы, ориентированные на развитие  метазнаний:  Приём сворачивания информации: графический организатор (синквейн) Метаумения:   Умение видеть невысказанные позиции,  Умение сворачивать информацию и представлять её в новом виде Цели урока:         Образовательные:         закрепить основные знания, умения и навыки анализа художественного  текста,  помочь учащимся через одно стихотворение увидеть поэта  определить, как с помощью языковых средств раскрывается мысль поэта в  художественном тексте. Развивающие:  развивать образное мышление, речь и логику,  совершенствовать коммуникативные умения.Воспитательные:  воспитывать толерантность. Оборудование к уроку:     портрет В.В. Маяковского, 12 томов его творчества,  карта урока для работы учащихся, тексты стихотворения « Себе, любимому,  посвящает эти строки автор». Ход урока. Вступление учителя. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы будем говорить о В.В. Маяковском. Обратите  внимание на эти книги. 12 томов творчества поэта. Здесь его стихи, поэмы,  плакаты, автобиография и многое другое. Здесь творческое наследие поэта.  Сегодня на уроке мы обратимся лишь к одному стихотворению автора и  постараемся через это произведение увидеть поэта, его мир.    Перед  вами лежит карта урока, с которой мы будем работать. В ней есть  справочные материалы, без которых нам не обойтись. Прочитайте их, пожалуйста, и задайте вопросы, что вам кажется непонятным. Итак, стихотворение В.Маяковского « Себе, любимому, посвящает эти строки  автор», 1916 год, поэту 23 года. ( Чтение стихотворения). Меня, ребята,  интересует ваше впечатление об этом стихотворении, опишите его  словом, схемой, может, рисунком на карте урока справа. … Если у кого­ то  остались листы пустыми, не страшно, мы к ним вернёмся к ним в конце урока.    Давайте подумаем, какова тема стихотворения, о ком или о чём оно?  Проследим тематическую цепочку текста стихотворения.  « Я, меня, я, мне, я,  моих, меня…» Если посчитать, то мы увидим, что в нём 9 раз употребляется  местоимение «Я», 4 раза – « меня», 8 раз – притяжательные местоимения.  Всего  автор упоминает о себе 21 раз. Так что же или кто самый  главный  в  стихотворении? ( Ответы учащихся) .   Слово учителя. Самое главное в стихотворении – личность самого поэта, его  мысли, чувства, переживания. Поэтому оно так и называется « Себе, любимому,  посвящает эти строки автор». У меня после чтения стихотворения вырисовывается в центре огромное « Я», а  вокруг  маленький океан, тусклое солнце, нищий миллиардер, косноязычные  Данте и Петрарка.( Показать или нарисовать на доске рисунок­ассоциацию). Давайте посмотрим, какой лирический герой стихотворения                                  (у В. Маяковского это сам поэт). Обратимся к тексту. Стихотворение начинается с  библейской фразы « Кесарю кесарево – богу богово». Смысл этой фразы в том,  что  каждый во что­то верит: кто во власть, а кто в бога. А « Я» никому не верю, у меня свой собственный, созданный мною мир.                « А такому, как я,  ткнуться куда? Где для меня уготовано логово?», « Где любимую найти мне,  такую, как Я?» Итак, какой наш герой?                                                                                                    Задание.   На картах урока найдите вопрос: Какой лирический герой?   Выберите  эпитеты, характеризующие, с вашей точки зрения, его, допишите 2­3 своих  примера. Заслушать ответы.Герой лирики Маяковского мог сшить себе чёрные штаны из бархата своего  голоса, а из трёх аршин заката – жёлтую кофту. Он мог спокойно выйти на  площадь и надеть себе на голову целый квартал, словно рыжий парик; или же  истомившимися по ласке губами тысячами поцелуев покрыть « умную голову  трамвая»… Задание. Запишите в карту урока, продолжив мою мысль, примеры из  сегодняшнего стихотворения, свидетельствующие о неординарности лирического  героя, сохраняя метафорический стиль высказывания.  Ответы: « Пройду, любовищу волоча…», «… я бы глаз лучами грыз ночи…», «…  очень мне надо сияньем моим поить земли отощавшее лонце…» Вывод: Герой Маяковского необычен, не похож на всех.                                            Задание. Давайте посмотрим, какими художественными приёмами автор доносит до читателей эту мысль. Найдите в тексте стихотворения и охарактеризуйте  художественные приёмы, использованные автором. Работаем с текстами в карте  урока. Художественные приёмы подчеркните, а их название запишите рядом.          Ответы: сквозные метафоры, оксюморон, алогизм, эпитеты, гиперболы.  Стилистические фигуры: риторические вопросы, восклицания, анафоры,  инверсия.                                                                                                                            Слово учителя. Гиперболизм образов представлен в стихотворении очень ярко.  Хочется сказать, что это  один из излюбленных приёмов автора. Многие  исследователи творчества поэта подмечали эту особенность. Задание. Посмотрите на афишу документального фильма « Живой Маяковский». Как вы думаете, какую мысль пытался выразить художник? Ответ: художник  изобразил масштабность личности поэта, человека, мыслящего категориями  Вселенной. Задание. А сейчас давайте посмотрим, каково лирическому герою? Найдите  задание, соответствующее данному вопросу. Подберите слова категории  состояния, отражающие чувства, настроение героя. ( Ответы: тревожно, тоскливо, плохо, одиноко, душно…) Слово учителя. Итак, герою тоскливо, одиноко… Как вы думаете, почему?           Ответ:  Да потому что мир в таком нестандартном человеке не нуждается.  Отсюда мы выходим к основной мысли стихотворения, сформулированной  поэтом так:  « Какими Голиафами я зачат – такой большой и такой ненужный?»  Отсюда трагедия Маяковского и трагедия всего раннего творчества поэта:  ощущение собственной ненужности и непонятости. Но автор всеми способами  старался привлечь внимание  к себе и своему творчеству. Отсюда эпатаж, то есть  намеренно вызывающее поведение, противоречащее общепринятым нормам, с  целью привлечь к себе внимание. Эпатаж во всём: во внешности, поведении,  стихах. Задание. Подвести итог сегодняшнего урока предлагаю составлением синквейна ( нерифмованного пятистишия, в котором ключевыми словами и фразами надо  охарактеризовать лирического героя). Используйте материал урока. Предлагаю  поработать в парах. Схема синквейна есть в картах урока.1 Тема ( общая для всех) Маяковский 2 Каков объект ( два прилагательных) 3 Что объект делает ( три глагола) 4 Девиз объекта ( фраза­ассоциация) 5 Синоним к теме (существительное или словосочетание). Мой пример синквейна: 1 Маяковский 2 Одинокий, дерзкий 3 Страдает, протестует, удивляет 4 « Такой большой и такой ненужный» или «полный жизни и энергии, способный  перевернуть мир» 5 Сильная личность. Обсуждение синквейнов. Задание. Давайте сейчас снова обратимся к вашим рисункам­впечатлениям,  которые вы писали в начале урока.. Что бы вы добавили сейчас к первоначальным мыслям? Оценка словом успешных ответов на уроке. Домашнее задание. Напишите эссе на тему « Эпатажный человек 21­го века. Кто он? Какой он?». Работы можете написать на обратной стороне карты урока и сдать для проверки  своему учителю. Спасибо за внимание.

Посмотрите также