Тема урока
Урок одного стихотворения.
Владимир Владимирович Маяковский
« Себе, любимому, посвящает эти строки автор», 1916 год.
Тип урока: Совершенствование знаний и умений
Вид урока : практическая работа (анализ стихотворения)
Форма урока: урок – впечатление
Метапредметы: «знак», «знание», «проблема».
Форма реализации учебной деятельности: совместная деятельность с учителем и одноклассникамиконспект
Тема урока
Урок одного стихотворения.
Владимир Владимирович Маяковский
« Себе, любимому, посвящает эти строки автор», 1916 год.
Тип урока: Совершенствование знаний и умений
Вид урока : практическая работа (анализ стихотворения)
Форма урока: урок – впечатление
Метапредметы: «знак», «знание», «проблема».
Форма реализации учебной деятельности: совместная деятельность с учителем
и одноклассниками
Познавательные универсальные действия
Построение логической цепи рассуждений,
Умение перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её
разными способами,
Коммуникативные действия :
Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями
коммуникации,
Владение монологической и диалогической формами речи
Технологии, методики и подходы, ориентированные на развитие
метазнаний:
Приём сворачивания информации: графический организатор (синквейн)
Метаумения:
Умение видеть невысказанные позиции,
Умение сворачивать информацию и представлять её в новом виде
Цели урока:
Образовательные:
закрепить основные знания, умения и навыки анализа художественного
текста,
помочь учащимся через одно стихотворение увидеть поэта
определить, как с помощью языковых средств раскрывается мысль поэта в
художественном тексте.
Развивающие:
развивать образное мышление, речь и логику,
совершенствовать коммуникативные умения.Воспитательные:
воспитывать толерантность.
Оборудование к уроку: портрет В.В. Маяковского, 12 томов его творчества,
карта урока для работы учащихся, тексты стихотворения « Себе, любимому,
посвящает эти строки автор».
Ход урока.
Вступление учителя.
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы будем говорить о В.В. Маяковском. Обратите
внимание на эти книги. 12 томов творчества поэта. Здесь его стихи, поэмы,
плакаты, автобиография и многое другое. Здесь творческое наследие поэта.
Сегодня на уроке мы обратимся лишь к одному стихотворению автора и
постараемся через это произведение увидеть поэта, его мир.
Перед вами лежит карта урока, с которой мы будем работать. В ней есть
справочные материалы, без которых нам не обойтись. Прочитайте их, пожалуйста,
и задайте вопросы, что вам кажется непонятным.
Итак, стихотворение В.Маяковского « Себе, любимому, посвящает эти строки
автор», 1916 год, поэту 23 года. ( Чтение стихотворения).
Меня, ребята, интересует ваше впечатление об этом стихотворении, опишите его
словом, схемой, может, рисунком на карте урока справа. … Если у кого то
остались листы пустыми, не страшно, мы к ним вернёмся к ним в конце урока.
Давайте подумаем, какова тема стихотворения, о ком или о чём оно?
Проследим тематическую цепочку текста стихотворения. « Я, меня, я, мне, я,
моих, меня…» Если посчитать, то мы увидим, что в нём 9 раз употребляется
местоимение «Я», 4 раза – « меня», 8 раз – притяжательные местоимения. Всего
автор упоминает о себе 21 раз. Так что же или кто самый главный в
стихотворении? ( Ответы учащихся) .
Слово учителя. Самое главное в стихотворении – личность самого поэта, его
мысли, чувства, переживания. Поэтому оно так и называется « Себе, любимому,
посвящает эти строки автор».
У меня после чтения стихотворения вырисовывается в центре огромное « Я», а
вокруг маленький океан, тусклое солнце, нищий миллиардер, косноязычные
Данте и Петрарка.( Показать или нарисовать на доске рисунокассоциацию).
Давайте посмотрим, какой лирический герой стихотворения (у
В. Маяковского это сам поэт). Обратимся к тексту. Стихотворение начинается с
библейской фразы « Кесарю кесарево – богу богово». Смысл этой фразы в том,
что каждый во чтото верит: кто во власть, а кто в бога. А « Я» никому не верю, у
меня свой собственный, созданный мною мир. « А такому, как я,
ткнуться куда? Где для меня уготовано логово?», « Где любимую найти мне,
такую, как Я?»
Итак, какой наш герой?
Задание. На картах урока найдите вопрос: Какой лирический герой? Выберите
эпитеты, характеризующие, с вашей точки зрения, его, допишите 23 своих
примера. Заслушать ответы.Герой лирики Маяковского мог сшить себе чёрные штаны из бархата своего
голоса, а из трёх аршин заката – жёлтую кофту. Он мог спокойно выйти на
площадь и надеть себе на голову целый квартал, словно рыжий парик; или же
истомившимися по ласке губами тысячами поцелуев покрыть « умную голову
трамвая»…
Задание. Запишите в карту урока, продолжив мою мысль, примеры из
сегодняшнего стихотворения, свидетельствующие о неординарности лирического
героя, сохраняя метафорический стиль высказывания.
Ответы: « Пройду, любовищу волоча…», «… я бы глаз лучами грыз ночи…», «…
очень мне надо сияньем моим поить земли отощавшее лонце…»
Вывод: Герой Маяковского необычен, не похож на всех.
Задание. Давайте посмотрим, какими художественными приёмами автор доносит
до читателей эту мысль. Найдите в тексте стихотворения и охарактеризуйте
художественные приёмы, использованные автором. Работаем с текстами в карте
урока. Художественные приёмы подчеркните, а их название запишите рядом.
Ответы: сквозные метафоры, оксюморон, алогизм, эпитеты, гиперболы.
Стилистические фигуры: риторические вопросы, восклицания, анафоры,
инверсия.
Слово учителя. Гиперболизм образов представлен в стихотворении очень ярко.
Хочется сказать, что это один из излюбленных приёмов автора. Многие
исследователи творчества поэта подмечали эту особенность.
Задание. Посмотрите на афишу документального фильма « Живой Маяковский».
Как вы думаете, какую мысль пытался выразить художник? Ответ: художник
изобразил масштабность личности поэта, человека, мыслящего категориями
Вселенной.
Задание. А сейчас давайте посмотрим, каково лирическому герою? Найдите
задание, соответствующее данному вопросу. Подберите слова категории
состояния, отражающие чувства, настроение героя. ( Ответы: тревожно, тоскливо,
плохо, одиноко, душно…)
Слово учителя. Итак, герою тоскливо, одиноко… Как вы думаете, почему?
Ответ: Да потому что мир в таком нестандартном человеке не нуждается.
Отсюда мы выходим к основной мысли стихотворения, сформулированной
поэтом так: « Какими Голиафами я зачат – такой большой и такой ненужный?»
Отсюда трагедия Маяковского и трагедия всего раннего творчества поэта:
ощущение собственной ненужности и непонятости. Но автор всеми способами
старался привлечь внимание к себе и своему творчеству. Отсюда эпатаж, то есть
намеренно вызывающее поведение, противоречащее общепринятым нормам, с
целью привлечь к себе внимание. Эпатаж во всём: во внешности, поведении,
стихах.
Задание. Подвести итог сегодняшнего урока предлагаю составлением синквейна (
нерифмованного пятистишия, в котором ключевыми словами и фразами надо
охарактеризовать лирического героя). Используйте материал урока. Предлагаю
поработать в парах. Схема синквейна есть в картах урока.1 Тема ( общая для всех) Маяковский
2 Каков объект ( два прилагательных)
3 Что объект делает ( три глагола)
4 Девиз объекта ( фразаассоциация)
5 Синоним к теме (существительное или словосочетание).
Мой пример синквейна:
1 Маяковский
2 Одинокий, дерзкий
3 Страдает, протестует, удивляет
4 « Такой большой и такой ненужный» или «полный жизни и энергии, способный
перевернуть мир»
5 Сильная личность.
Обсуждение синквейнов.
Задание. Давайте сейчас снова обратимся к вашим рисункамвпечатлениям,
которые вы писали в начале урока.. Что бы вы добавили сейчас к первоначальным
мыслям?
Оценка словом успешных ответов на уроке.
Домашнее задание. Напишите эссе на тему « Эпатажный человек 21го века. Кто
он? Какой он?».
Работы можете написать на обратной стороне карты урока и сдать для проверки
своему учителю.
Спасибо за внимание.