Конспект урока "Устаревшие слова и неологизмы"
Оценка 4.7

Конспект урока "Устаревшие слова и неологизмы"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русский язык
6 кл
11.03.2018
Конспект урока "Устаревшие слова и неологизмы"
Конспекты данных уроков русского языка подготовлены для 6 класса. Данные разработки взяты из поурочного планирования под редакцией И.В. Карасевой, С.С. Колчановой. Конспекты включают: планы уроков, схемы, таблицы, иллюстрации. Представленные конспекты уроков сочетают как интерактивные, так и традиционные методы преподавания, позволяющие сделать работу учеников на уроке максимально эффективной и результативной.
ТемаРЯ.doc
УСТАРЕВШИЕ СЛОВА И НЕОЛОГИЗМЫ 1. Беседа. – Тема сегодняшнего урока «Устаревшие слова и неологизмы». Запишите. – Прочитайте эпиграф к уроку. В нем (в русском языке) все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно. Н. В. Гоголь – В чем заключается главная мысль этих слов Н. В. Гоголя? –  Прослушайте отрывок из рассказа К. И. Чуковского «Старое и новое» о том, как на смену старым словам и значениям приходят новые. Анатолий Федорович Кони, почетный академик, знаменитый юрист, был, как известно, человеком большой доброты. Он охотно прощал окружающим всякие ошибки и слабости. Но горе было тому, кто, беседуя с ним, искажал или уродовал русский язык. Кони набрасывался на него со страстною ненавистью. Его страсть восхищала меня. И все же в своей борьбе за чистоту языка он часто хватал через край. Он, например, требовал, чтобы слово  обязательно значило только любезно, услужливо. Но это значение слова уже умерло. Теперь в живой речи и в литературе слово обязательно стало означать непременно. Это­то и возмущало академика Кони. –  Представьте себе, – говорил он, хватаясь за сердце, – иду я сегодня по Спасской и слышу: «Он обязательно набьет тебе морду!» Как вам это нравится? Человек сообщает другому, что кто­то любезно поколотит его! – Но ведь слово обязательно уже не значит любезно, – пробовал я возразить, но Анатолий Федорович стоял на своем. – Нужно ли нам помнить устаревшие слова? Зачем? 2. Об архаизмах и историзмах. 1) На стр. 39 учебника прочитайте о том, как слова становятся устаревшими. –  Как называются слова, называющие предметы, изображенные на стр. 38, – историзмы или архаизмы? Почему? 2) Упражнение 84. 3) Работа с текстом. –  Сейчас   я   вам   буду   читать   сказку.   Как   известно,   сказки   складывались народом с древних времен, поэтому содержат большое количество устаревших слов. Найдите и запишите в тетрадь устаревшие слова из сказки. Вот идет Иван по широкой улице и диву дается: одеты люди, как в его родной стороне   –   мужики   в   армяках,   кушаками   подпоясаны,   бабы   –   в   кокошниках расписных. Вдруг видит он – два мужика разговаривают, решил к ним подойти, спросить. Подошел и разговор слышит, один другому говорит:  – Ярмарка нынче хорошая! Товару много! – Да, – соглашается второй. – Купил я лошадь у барышника, – хвастается первый. А второй говорит: – И я жену свою обрадую. Лент, гребенок у коробейника ей купил. Слушал Иван, слушал, да так ничего и не понял, а спрашивать побоялся – вдруг засмеют. (Ученики зачитывают записанные слова.) – Что это за слова – историзмы или архаизмы? – Что они обозначают? 3. Работа с термином. – Рассмотрите формулу: новый + слово = новое слово – Теперь расположите карточки в соответствии с этой формулой. –  Что означает термин «неологизм»? – На стр. 41 учебника прочитайте о причине появления новых слов. 4. Упражнение 87. – Иногда новые слова придумываются авторами для создания определенного характера,   юмористических   ситуаций   и   т.   д.   Но   это   не   совсем   неологизмы, потому   что   они   не   становятся   общеупотребительными,   а   живут   лишь   в   том тексте, где впервые были употреблены. В науке их называют окказионализмами. В переводе occasionalis означает «по случаю» или «случайный». – Найдите и запишите слова, употребляемые по случаю, в стихотворении Э. Успенского «Про дивано­инострано­чемодано­огурец».  – Глубокоуважаемый Глубокопродавец,  Продайте мне, пожалуйста,  Глубокоогурец! – Глубокоуважаемый Глубокопокупатель,  Мы продаем диваны,  Серванты и кровати. Быть может, вы ошиблись,  Глубокогражданин,  И забрались глубоко Не в этот магазин? – Глубокоуважаемый Глубокопродавец,  Ведь я же иностранец,  Поймите, наконец,  У нас, у иностранцев,  Так завелось отцами,  Диваны и серванты Зовутся огурцами. – Глубокоуважаемый, Диванец­чемоданец,  Наверное, вы очень  Глубокий иностранец,  Поскольку среди наших Обычных молодцов Я не встречал ни разу Подобных огурцов. – Глубокоуважаемый Глубокопродавант,  Я препираться с вами Здесь не намеревант,  Я подобрал вот этот Пружинный огурец,  И вы его на крышу Поставьте, наконец. – Глубокоуважаемый, Да что же я, балбес? Да чтобы я на крышу С диванчиком полез?! И хоть себя я чувствую Отменным молодцом,  Да я свалюсь оттуда,  И вместе с огурцом. – Глубокоуважаемый,  Я вам хочу сказать... Не надо вам с диваном На крышу залезать. А шутки с продавцами Шутить я не привык,  У нас обычно крышей Зовется грузовик. – Глубокоуважаемый Глубокоиностран,  Прошу вас, забирайте Скорее ваш диван. И чтобы я вас видел У нас в последний раз... Не то возьму я гирю И гирей тресну вас. Он был весьма расстроен,  А иностранец рад! У них обычно гирею Зовется шоколад. 5. Орфографическая работа. 1. Орфографический анализ слова «глубокоуважаемый». 2. Орфографический   анализ   окказионализмов,   начинающихся   с   корня «глубоко». 6. Самостоятельная работа с карточками. Учитель   раздает   индивидуальные   карточки.   Задача   учеников   –   найти окказионализмы и дать их значение, опираясь на контекст. Мама, я такая распутица! И показала веревочку, которую удалось ей распутать. – Вы и шишку польете? – Да. – Чтобы выросли шишенята? *** *** Сережа   двух   с   половиной   лет   впервые   увидел   костер,   прыщущий   яркими искрами, захлопал в ладоши и крикнул: – Огонь и огонята! Огонь и огонята! *** – Какой ты страшный спун! Чтобы сейчас было встато. *** Трехлетняя Таня, увидев морщинки на лбу у отца, указала на них пальцем и сказала: – Я не хочу, чтобы у тебя были сердитки! *** – Мне аж кисло во рту стало от баловства, от смеяния. *** Трехлетняя Ната: – Спой мне, мама, баюльную песню. 7. Итог урока. – Для чего в речи иногда употребляются устаревшие слова? – Для чего нужны неологизмы? – Можем ли мы остановить процесс образования новых слов? Домашнее задание: – Послушайте стихотворение Н. Кончаловской. Показал садовод Нам такой огород, Где на грядках, заселенных густо,  Огурбузы росли,  Помидоры росли,  Редисвекла, чеслук и репуста. Сельдерошек поспел,  И моркофель дозрел,  Стал уже осыпаться спаржовник,  А таких баклачков Да мохнатых стручков Испугался бы каждый садовник. – Придумайте какой­нибудь необычный предмет, животное, изобразите его на бумаге и дайте ему название.

Конспект урока "Устаревшие слова и неологизмы"

Конспект урока "Устаревшие слова и неологизмы"

Конспект урока "Устаревшие слова и неологизмы"

Конспект урока "Устаревшие слова и неологизмы"

Конспект урока "Устаревшие слова и неологизмы"

Конспект урока "Устаревшие слова и неологизмы"

Конспект урока "Устаревшие слова и неологизмы"

Конспект урока "Устаревшие слова и неологизмы"

Конспект урока "Устаревшие слова и неологизмы"

Конспект урока "Устаревшие слова и неологизмы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.03.2018