Конспект урока в 4 классе "Фразеологизмы" Школа России
Оценка 5

Конспект урока в 4 классе "Фразеологизмы" Школа России

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
4 кл
04.05.2018
Конспект урока в 4 классе "Фразеологизмы" Школа России
Тип: изучение нового материала. Цель: актуализировать знания об устойчивых сочетаниях слов – фразеологизмах; обобщить знания о лексических группах слов. Задачи: развивать умение находить фразеологизмы в тексте и в предложении, объяснять их значение; учить работать с фразеологическим словарем; развивать умение употреблять фразеологизмы в речи.
урок фразеологизмы.docx
Урок русского языка по теме « Фразеологизмы».4­й класс Тип: изучение нового материала.  актуализировать   знания   об   устойчивых   сочетаниях   слов   –   фразеологизмах; Цель:   обобщить знания о лексических группах  слов.  Задачи: развивать умение находить фразеологизмы в тексте и в предложении, объяснять их значение;   учить   работать   с   фразеологическим   словарем;   развивать   умение   употреблять фразеологизмы в речи. Планируемые образовательные результаты.           Предметные: ­определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря; ­находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение; ­работать с фразеологическим словарем; ­оценивать уместность употребления фразеологизмов в  тексте; ­составлять текст по рисунку и фразеологизму.           Познавательные: ­самостоятельное выделение и формулирование  познавательной  цели; поиск и выделение  необходимой информации; смысловое чтение; построение логической цепи рассуждений;  доказательство. Коммуникативные: ­вести диалог в процессе решения поставленных задач;  ­инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками;  ­контроль, оценка действий партнера. Регулятивные: ­постановка учебной задачи;  ­оценивание качества и уровня усвоения материала;  ­адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих при разных формах  работы.          Личностные: – осознавать лексическое богатство русского языка, испытывать гордость за русский язык; ­осознавать важность различных форм учебного сотрудничества. Формы работы Фронтальная, в малых группах (парах), индивидуальная. Оборудование: учебник Русский язык. 4 класс. Ч. 1./ Горецкий В. Г.­ М: Просвещение, 2014; Большой фразеологический словарь для детей. Автор ОЛМА Медиа Групп, 2010, презентация к уроку, ноутбук, проектор, карточки с заданиями в парах. Канакина В. П.,  Татьяна Розе. –  Ход урока I этап. Организационный момент. Мотивация. (Слайд 2). Учитель. Добрый день, ребята! От всего сердца дарю вам улыбку и отличное настроение. Жду, что вы улыбнётесь друг другу и настроитесь на урок, Ну, что готовы? Тогда вперёд! ­ Начинаем наш урок.    Зарубите   себе   на   носу,   вам   сегодня   придётся  работать   засучив   рукава.   В   случае временной неудачи не падайте духом, а возьмите себя в руки и заново принимайтесь за дело. Ручаюсь, в конечном счёте, вас ждёт успех! II. Проверка домашнего задания.   (Чтение слов группами по цепочке, объяснение значения слов.) ­  Какие предложения вы составили? III этап. Актуализация знаний.     (2 ученика вбегают после звонка в класс) Учитель: Почему вы опоздали на урок? Ученик 1: Олеся Васильевна , Антон бегал по школе сломя голову, путался под ногами у  дежурного учителя, ему сделали замечание. А он и глазом не моргнул и снова понесся, куда глаза глядят. Я его поймала и повела его в класс, а он начал лить крокодиловы слёзы. Ученик 2( с места): Да, не сносить тебе, Антон, головы. Учитель: Я ведь русским языком говорила, что бегать нельзя по школе, а тебе, Антон,  все  как об стенку горох.    ­ Ребята, а вам не кажется, что мы в нашем диалоге употребили какие­ то необычные  выражения? Вам все слова показались понятными и обычными?   ­   Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в прошлое, в С давних времен в нашем языке сохранилось множество слов и которые легко, не задумываясь, употребляем в разговоре, но догадываемся об истинном значении, между тем их история поучительна. Попробуем разобраться. ­ Итак, начинаем наш весёлый урок! 1.Минутка чистописания (каллиграфическая работа). историю языка.  выражений,  часто не  интересна и  ­ Открыли свои  тетрадочки. Записали число, классная работа. ­ Сегодня, ребята, на каллиграфической минутке, мы будем писать букву Ф, так как она  будет нам встречаться, практически на всем уроке. ­Дайте характеристику звуку, который  она обозначает. В этой цепочке заглавная Ф, строчная ф, слоги с этой буквой. И девиз нашего урока.(слайд  3).Пропишите у себя в тетради. ­Оцените свою работу на минутке чистописания. 2.Словарная работа.    Учитель. Повторим слова с непроверяемой орфограммой. а)Запишите  слова с выделением непроверяемых орфограмм.  Праздник, шофёр, библиотека, прекрасный, рисунок, север, месяц, горизонт, багаж, каникулы, жёлтый. ­Проверить ваши работы в парах, оцените. ­Объясните лексическое значение любого из слов.  ­Какие из данных слов однозначные?  К каким словам можно подобрать синонимы, антонимы? б)Знакомство с новым словарным словом. ­Составьте слово­ добавьте к букве щ буквы слева и справа, которые отличаются только  точками. ­Какое слово получилось? (Еще.) Запишите это слово себе в словарик  и запомните его написание. Это слово. Подберите синоним к слову еще. ( Снова, опять) в)­Вспомните начало стихотворения Ф.Тютчева с этим словом. Еще в полях белеет снег, а воды уж весной шумят. ­Запишите себе в тетрадь это предложение и сделайте разбор предложения. (Один ученик работает у доски) ­Молодцы! Оцените свою работу.  IV этап. Мотивация познавательной деятельности. Определение цели, задач урока. словарным  словарное  этого  Учитель. Ребята, прочитайте загадку и подумайте, о чём идёт речь?(Слайд 4) (Учащиеся высказывают свои предполагаемые ответы) Учитель: Вот эту загадку мы и попытаемся разгадать сегодня на уроке.  А сейчас я буду называть словосочетания, а вы попробуйте заменить одним словом.  Подобрать синоним.(Слайд 5­8). 1. Бить баклуши.  Сидеть сложа руки.  (Бездельничать) 2. Сломя голову.  (Быстро) 3. Водить за нос . ( Обманывать) 4. Строить глазки. ( Привлекать внимание) ­А кто знает, что это за необычные выражения?  ­ Как они называются? ­Вспомните, какие выражения употребили наши ученики, обыграв случай в школе. Что они  означают? ­ Какую роль играют фразеологизмы в русском языке? ­ Где можно уточнить значение фразеологизма? ­ Сформулируйте тему и задачи урока.(Слайд 9). V этап. Работа по теме урока. Открытие нового знания. Поисковый этап Учитель.А вам было все понятно в моем пожелании в начале урока? Значит,  как  мы  будем работать? Зарубите себе на носу – запоминать; Работать засучив рукава­ стараться; Не падать духом­ не унывать; Возьмите себя в руки­ работать старательно, внимательно. Упр.№74 ­ Прочитайте. ­ Почему мальчик не понял выражение «глаза на лоб полезли»? ­Можно ли понять смысл данного выражения, если объяснить в нем лексическое значение каждого слова? ­ Прочитайте материал рубрики «Вспомните!». ­ Что такое фразеологизм?(Слайд 10). ­ Как же можно объяснить смысл выражения «глаза на лоб полезли»? ­ Где можно уточнить значение фразеологизмов? ­Конечно в словаре. И лучше всего нам о фразеологическом словаре расскажет наш гость –  фразеологический словарь.(Слайд 11).                   В роли «словаря» заранее подготовленный ученик.    ­ Здравствуйте, ребята. Я – фразеологический словарь. Во мне вы можете найти толкование различных устойчивых сочетаний, фразеологизмов. Таких как считать ворон, заморить червячка, обвести вокруг пальца. Изучение и знание фразеологизмов очень важно, ведь фразеологизмы отражают национальную специфику народа.       Русский язык богат устойчивыми выражениями. К ним относятся пословицы.  поговорки, меткие яркие выражения, ставшие крылатыми. Одним из лучших  украшений речи являются особые обороты, которые называются фразеологизмами.              Ещё великий М. В. Ломоносов называл устойчивые сочетания “фразесами”,  “российскими пословиями”, и предложил их выделить для них специальную группу,   Он предложил  включить их в словарь. Учёные поняли, что фразеологизмы создают  как бы особый ярус в языке. Родился новый раздел о языке – фразеология.  Фразеологизмы по­своему отражают жизнь нашего народа с очень далёких времён, в  них выражен дух народа, его история, обычаи. Учитель. Спасибо, фразеологический словарь, за интересное сообщение. VI этап. Учебно­познавательная деятельность. Практический этап.                                       Учитель:          ­Я хочу рассказать интересную историю о том, как появились  фразеологизмы.(Слайд 12).  Однажды в мастерской  жили две дужки и стержень, которые использовали  и вместе и по  отдельности.  Но однажды рабочий взял их, включил аппарат и сварил в одну необходимую  новую деталь в виде буквы Ф.                ­ Подобное же мы видим в жизни слов. Живут – поживают слова – детали, ими пользуются по отдельности или в виде временных сочетаний, но в какой­ то момент, когда возникает   в   этом   необходимость,   слова   сливаются   в   неделимые   сочетания   – фразеологизмы.                            Например, существуют слова: вода, не, разлить и   фразеологизм водой не разольёшь; как, провалить, земля, сквозь – как сквозь землю провалиться. Так из слов, вернее из сочетаний слов, рождается большинство фразеологизмов      ­Прочитайте   текст   в рубрике «Вспомните!» (учебник, с. 49) и составьте вопросы по содержанию для одноклассников. ­Прочитайте текст, назовите фразеологизмы  о глазах, объясните их значение, используя фразеологический словарь, который лежит у вас на парте определите роль фразеологизмов. (Слайд 13). Чтобы вырасти  в глазах другого человека, вовсе не нужно строить глазки и есть его глазами. Иначе вы можете намозолить глаза. И тогда человек, у которого глаз намётан, сверкнёт глазами и скажет: с глаз долой! ­Прочитайте   текст       в   рубрике   «Страничка   для   любознательных»   (учебник,   с.   49)   о фразеологизме во весь опор.  Учитель.Ответьте  на вопросы: ­Что интересного узнали о фразеологизме? Когда так говорят? VII этап. Физкультминутка. Учитель. Я буду называть фразеологизмы, а вы назовите их значение и выполните  соответствующие движения.  “Качать головой” (сомневаться);  “Взлететь на воздух” (взорваться);  “Затаив дыхание” (замереть от восторга);  “Втянуть голову” (сжаться, согнуться);  “Задать стрекоча” (убежать, умчаться); (бег на месте)  “Выбиться из сил” (устать, обессилить);  “Всплеснуть руками” (изумиться, удивиться);  “Стоять как каменный” (неподвижно);  “Из угла в угол” (в разных направлениях).  VIII этап. Закрепление полученных знаний. Работа по учебнику. 1.Актуализация знаний. Работа в парах. Упр. №75 ­ Выполните письменное задание к упражнению. Взаимопроверка. Оцените свою работу. 2.Упр. №76 ­   Составьте   предложения   к   одному   из   рисунков,   употребив   соответствующий фразеологизм.  3.Работа в парах.(Карточки на парте.) а)Допишите фразеологизмы, выбрав из скобок нужное слово или форму слова.  Объясните значение. Держать ... востро (глаза, ухо) Смотреть сквозь ... очки (розовые, темные) Делать из ... слона (комара, мухи) Не в своей ... (кружке , тарелке) б)Прочитайте записи. ворон считать                          витать в облаках                       зарубить на носу                      язык проглотить                      надоедать молчать мечтать запомнить мозолить глаза                        бездельничать                                  ­  Соедините выражения в первом столбике со словами во втором. ­Как называются выражения в первом столбике? (Фразеологизмы.) ­Проверим вашу работу в парах. Оцените свою работу. Учитель. Ну а сейчас на экране вы увидите рисунки. С помощью рисунков – подсказок вы  должны отгадать фразеологизм. (Слайд 14­19). Ответы: смотрит как баран на новые ворота, сесть в лужу, жить как кошка с собакой, лить крокодильи слезы, находиться под башмаком, белая ворона. ­ Молодцы, ребята!  IX этап.Рефлексивно­оценочный этап. Учитель.Сейчас пришло время вспомнить о нашей загадке: Мы очень устойчивы И просим настойчиво: На слова нас не менять, Прямо так употреблять! 1. ­Что такое фразеологизмы? Какую роль выполняет фразеологизм в нашей речи? ­ Оцените свою деятельность на уроке. Составьте текст, используя нужные фразеологизмы. (Слайд 20). Сидеть сложа руки, бить баклуши, работать не покладая рук, лодыря гонять,  засучив рукава, от зари до зари, до седьмого пота,  не щадя сил. Выставление оценок за урок. X этап. Подведение итогов. ­Что важного и интересного узнали о фразеологизмах? ­Кто   думает,   что   стал   лучше   понимать   и   объяснять   значения   фразеологических оборотов? ­Где можно узнать толкование фразеологизмов? Учитель. Фразеологизмы украшают нашу речь, делают ее образной, яркой. Их употребление уместно   в   разных   жизненных   ситуациях,   в   споре,   в   житейском   разговоре,   в выступлениях, в  написании  сочинений.  Но чтобы  не  попасть впросак  необходимо точно знать, что означает тот или иной фразеологизмы. Мы сегодня не переливали из пустого порожнее, а работали засучив рукава. И хотя к концу   урока   мы   немного   устали,   но   не   вышли   из   себя,   а   взяли   себя   в   руки   и продолжили урок. Домашнее задание.  (Слайд 21). Домашнее задание – по выбору:    1. а) выписать из словаря Ожегова фразеологизмы со словом глаза, не звучавшие на  уроке или     б) выписать из словаря фразеологизмов учебника  (с.157) пять понравившихся  устойчивых сочетаний с толкованием их значений. 2.Сделать иллюстрацию к понравившемуся фразеологизму. Я   очень   рада.   Что   вы   не   растерялись,   помогали   мне   в   работе,   держали   ушки   на макушке, смотрели в оба, мотали на ус. Я желаю вам в дальнейшей работе ни пуха, ни пера! Спасибо за урок!(Слайд 22). Список использованной литературы. 1.Учебник Русский язык. 4 класс. Ч. 1./ Канакина В. П., Горецкий В. Г.­ М: Просвещение,  2014; 2.Большой фразеологический словарь для детей. Автор Татьяна Розе. – ОЛМА Медиа  Групп, 2010.  3.Интернет ресурсы http://nsportal.ru/, https://infourok.ru, http://festival.1september.ru/. муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 п. Клетня Брянской области Урок русского языка по теме: «Фразеологизмы.» 4­й класс Подготовила учитель начальных классов Соловьева Олеся Васильевна 2016г Карточка 1. Допишите фразеологизмы, выбрав из скобок нужное слово или форму слова.  Объясните значение. Держать ... востро (глаза, ухо) Смотреть сквозь ... очки (розовые, темные) Делать из ... слона (комара, мухи) Не в своей ... (кружке, тарелке) Карточка 2. Прочитайте записи. ворон считать                          витать в облаках                       надоедать молчать зарубить на носу                      язык проглотить                      мозолить глаза                                                         мечтать запомнить бездельничать ­  Соедините выражения в первом столбике со словами во втором.

Конспект урока в 4 классе "Фразеологизмы" Школа России

Конспект урока в 4 классе "Фразеологизмы" Школа России

Конспект урока в 4 классе "Фразеологизмы" Школа России

Конспект урока в 4 классе "Фразеологизмы" Школа России

Конспект урока в 4 классе "Фразеологизмы" Школа России

Конспект урока в 4 классе "Фразеологизмы" Школа России

Конспект урока в 4 классе "Фразеологизмы" Школа России

Конспект урока в 4 классе "Фразеологизмы" Школа России

Конспект урока в 4 классе "Фразеологизмы" Школа России

Конспект урока в 4 классе "Фразеологизмы" Школа России

Конспект урока в 4 классе "Фразеологизмы" Школа России

Конспект урока в 4 классе "Фразеологизмы" Школа России

Конспект урока в 4 классе "Фразеологизмы" Школа России

Конспект урока в 4 классе "Фразеологизмы" Школа России

Конспект урока в 4 классе "Фразеологизмы" Школа России

Конспект урока в 4 классе "Фразеологизмы" Школа России

Конспект урока в 4 классе "Фразеологизмы" Школа России

Конспект урока в 4 классе "Фразеологизмы" Школа России

Конспект урока в 4 классе "Фразеологизмы" Школа России

Конспект урока в 4 классе "Фразеологизмы" Школа России

Конспект урока в 4 классе "Фразеологизмы" Школа России

Конспект урока в 4 классе "Фразеологизмы" Школа России

Конспект урока в 4 классе "Фразеологизмы" Школа России

Конспект урока в 4 классе "Фразеологизмы" Школа России

Конспект урока в 4 классе "Фразеологизмы" Школа России

Конспект урока в 4 классе "Фразеологизмы" Школа России

Конспект урока в 4 классе "Фразеологизмы" Школа России

Конспект урока в 4 классе "Фразеологизмы" Школа России

Конспект урока в 4 классе "Фразеологизмы" Школа России

Конспект урока в 4 классе "Фразеологизмы" Школа России
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2018