Конспект урока в 5 классе "Главные члены предложения. Подлежащее."

  • Разработки уроков
  • docx
  • 03.01.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока в 5 классе "Главные члены предложения. Подлежащее." Тип урока - повторительно-обобщающий. (Повторение изученного в начальной школе). Подходит к учебнику Тростенцовой, Баранов, Ладыженская. Соответствует требованиям ФГОС. Расписаны УУД. Работа с текстом, в рабочих листах, физминутка, даются различные разборы слов.
Иконка файла материала Главные члены.docx
Класс: 5 Предмет: русский язык Учебник: Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций . В 2  ч./Ч.1/(Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.) – Москва.: Просвещение,  2013  Тема урока "Главные члены предложения. Подлежащее"  (повторение изученного  материала в начальной школе) Тип урока: повторительно­обобщающий Цель урока:  Систематизировать и углубить знания учащихся по теме, развить понятие о  членах предложения, о способах выражения подлежащего, навыки синтаксического  разбора. Планируемые образовательные результаты: 1. Предметные: в результате занятия учащиеся смогут ­ правильно выделять грамматическую основу предложения; ­ находить подлежащее, задавать вопрос к сказуемому;  ­ определить способы выражения подлежащего; ­ производить синтаксический разбор предложения. 2. Метапредметные: —   продолжить   формирование   регулятивных   универсальных   учебных   действий: прогнозирования,     целеполагания   учебной   деятельности,   самоконтроля,   коррекции   и самооценки; — продолжить формирование коммуникативных универсальных учебных действий: формулирования   и   аргументации   собственного   мнения,   создания   высказывания   на определенную тему, использования адекватных языковых средств, умения вести учебный диалог с учителем и со сверстниками; —   продолжить   формирование   познавательных   универсальных   учебных   действий: смыслового   чтения,   операций   анализа,   классификации,   определение   понятия,   умения делать выводы на основе языкового анализа. 3. Личностные: —   поддержать   познавательный   интерес   к   предмету,   проявлять   уважительное отношение к русскому языку. Словарь урока: грамматическая основа, подлежащее, сказуемое, главные члены предложения, витязь – определить лексическое значение слова ……. Ресурсы: учебник — «Русский язык. 5 класс» авт. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др; раздаточные дидактические материалы (рабочий лист);      предъявление дидактического материала в виде слайдовой  презентации. Этап урока Основное содержание урока Основные виды  деятельности  учащихся 1.Организационный  Проверка готовности класса к уроку, мобилизация  Осознанноэтап 2. Мотивация к  учебной  деятельности 3.Актуализация  знаний 4. Целеполагание внимания. Приветствие.  Прозвенел звонок и смолк – Начинается урок. Все расселись по местам? Никому не тесно? По секрету скажу вам: "Будет интересно». Комментированное письмо (ученик у доски) Стайки птиц носят..ся от деревн.. к деревн... Из  ни(з/с)кого облач..ка пада..т дождь. От луж..  раск..сают л..сные доро..ки. ­Спишите, графически объясняя выбор орфограмм. ­ Ребята, докажите, что данная запись – это текст.  Назовите признаки текста. ­ Выпишите словосочетание: 1 вариант ­ именное, 2 вариант – глагольное. ­ Чем предложение отличается от словосочетания? ­ Скажите, а без чего предложение не может  существовать? (без грамматической основы) ­ Ребята, отгадайте, о чём идет речь: Главный член предложения, обозначает предмет,  отвечает на вопросы: Кто? Что? ­ Правильно, это подлежащее. ­ Назовите грамматическую основу записанных  вами предложений. Назовите подлежащее в  каждом предложении. Сформулируйте тему урока. Члены предложения. Главные члены предложения.  Подлежащее . Запишите число, классная работа и тему урока: «Главные члены предложения. Подлежащее». ­ Исходя из темы урока, сформулируйте цель  нашего занятия? Что мы должны будем закрепить? ­Вспомним, что такое подлежащее; ­научимся находить подлежащее в предложении; ­узнаем способы выражения подлежащего. включаются  в  учебную  деятельность. Эмоционально  настраиваются на учебную  деятельность Прогнозируют и   формулируют   цели своей  учебной  деятельности Анализируют  проблему, делают выбор, приводят  доказательства Вступают в  диалог с  учителем Высказывают  свою точку  зрения, свое  отношение к  материалу Формулируют  тему урока Ставят вопрос:  «Что мне надо  будет  вспомнить?»4. Повторение и  систематизация  теоретических  сведений по теме  «Главные члены  предложения» Работа с текстом в рабочих листах. Задание  №1,2. 3. Закрепление материала. Что мы называем грамматической основой  предложения?  А как называются остальные члены предложения? Что обозначает подлежащее? При помощи каких вопросов можно найти его в  предложении? Какими частями речи чаще всего выражено  подлежащее? Что обозначает сказуемое? С помощью каких  вопросов его  находим в предложениях,  и какими  частями речи оно может быть выражено? Работа в тетрадях и у доски. Выписать второе  предложение из текста №1 в рабочем листе.  Произвести синтаксический разбор предложения. Огромная лиловая туча медленно поднималась из­ за туч. Назовите подлежащее. (туча) Работа с учебником. Так что же такое  подлежащее? Прочитайте в учебнике на странице  76 определение. Все ли мы верно говорили о  подлежащем? Выполним упражнение №161 по вариантам. Под  цифрой 1 – первый1 вариант, а под – 2 второй  вариант. Проверяем упражнение (взаимопроверка)  Физкультминутка Слайд№1   Развивают     и совершенствуют мыслительные навыки анализа и классификации. Грамматический анализ. Производят самоконтроль, коррекцию, самооценку. Речевое оформление вывода на основе анализа языкового материала. Делают   анализ языкового материала,. Грамматически й анализ. Строят умозаключения на наблюдений.   основе Работают с  определением в  ученике,  выполняют  задания по  вариантам. Анализируют  изобразительно­ выразительных  средств создания  образности Психологическая  и физическая  разгрузка5. Углубление знаний учащихся по теме   Выполните  упражнение №162, будьте  очень  внимательны, оно повышенной трудности. Анализируют языковой материал. Работа в рабочих листах, задание №3  самостоятельно. Слайд №2  ­ текст и изображение осеннего  пейзажа. Осень Дуют осенние ветры, сбивают желтые, красные и  оранжевые листья. На земле словно пестрый  восточный ковер. Последние  листочки одиноко  висят среди веток. Льют затяжные дожди. Расставьте знаки препинания, выделите  грамматические основы. Произведите морфемный разбор слова «осенние» и «фонетический разбор слова «дуют». Выпишите  словосочетания (1 –глагольное и 1 – именное). Участвуют   в обсуждении   и предположении способов действия. с Работают   толковым словарем учебного пособия Осуществляют процессуальный самоконтроль, производят коррекцию.   Вывод на основе   анализа языкового материала. Читают   текст   и понимают задание к  тексту. Анализируют текст   с   точки зрения   его   темы, основной   мысли, принадлежности к функционально­ смысловому типу.Осуществляют решение   учебных задач индивидуально  Грамматический анализ. Самоконтроль,  коррекция,  самооценка. Анализ  собственной  учебной  деятельности и  самооценка. 6.Подведение  итогов 7.Рефлексия. Оценивание. О чем мы сегодня говорили на уроке? (о главных  членах предложения) Что мы делали, чтобы найти подлежащее?  (задавали вопросы) На какие вопросы отвечает подлежащее? Какими частями речи может быть выражено  подлежащее? – Давайте подведем итог и скажем, что сегодня повторили, а что нового узнали на уроке? Прием «Синквейн» Схема синквейна: 1) Ключевое слово (существительное) – тема стихотворения. 2) Два прилагательных, характеризующих тему. 3) Три глагола, показывающих действие темы. 4) Короткое предложение (не больше четырех слов) – отношение автора к теме. 5) Синоним к ключевому слову, повторяющий суть темы на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне. Пример синквейна Подлежащее. Основное, главное. Называет, обозначает, отвечает. Подлежащее – ключевое слово в предложении. Предмет речи. 1.Чему вы сегодня научились на уроке? 2.Что показалось вам трудным? 3. Над чем нам еще нужно поработать? 4. Довольны ли вы своей работой на уроке? Выставление оценок.