Конспект урока литературы для 11 класса к ученику под ред. Журавлевой В.П., Коровиной В.Я. (в 2-х частях). Конспект включает в себя все значимые этапы: проверку домашнего задания, лекцию (слово) учителя, анализ произведения (через беседу по вопросам, практическую работу, анализ эпизода, исследовательскую работу и др.), практическая работа. В конспект включает комментарии для учителя. Конспект легко корректируется и редактируется под потребности учителя.
Урок 48. В. В. Маяковский и революция.rtf
Урок 48. В. В. Маяковский и революция
Цель урока: показать творчество Маяковского советского периода как отражение
революции.
Оборудование урока: иллюстрации к «Окнам сатиры» и рисунки Маяковского.
Методические приемы: лекция с элементами беседы; анализ стихотворений.
Ход урока
I. Слово учителя
Маяковский своим даром выразил пафос эпохи, сутью которой явились мировая и
гражданская войны. Его революционность — уловленный его талантом дух нового
времени,
сменившего эпоху Чехова. Атмосфера зыбкости, неустойчивости, нервности,
беспокойства
сменилась атмосферой ненависти в эпоху всеобщей конфронтации, идейной и
классовой
непримиримости.
Открыл это основное чувство эпохи Блок, уже в «Двенадцати» писавший о ненависти
ко
всему, что «не наше», затем Есенин в «Анне Снегиной» показал, каких людей
революция отвергла
и выбросила, а каких вынесла на поверхность. В отличие от Блока, слышавшего в
революции
музыку катастрофы, Маяковский уловил маршевую поступь времени.
II. Чтение и анализ стихотворений
1. Читаем «Левый марш», 1918.
— Найдите в стихотворении конкретные приметы революционной эпохи. Какова их
роль
в установлении контакта поэта и аудитории, которой адресован «Левый марш»?
2. Революцию он ждал, жаждал, предрекал, это была его стихия, ей он посвятил свою
«Оду» (1918) Читаем ее.
— Какое значение имеет антитеза в этом стихотворении?
Антитеза (противопоставление) пронизывает все произведение. На антитезе
построены
оксюмороны (сочетание противоположностей), характеризующие революцию: «О,
звериная! / О,
детская! / О, копеечная! / О, великая!». Антитеза передает противоречивость,
«двуликость»
революции, которая может обернуться и «стройной постройкой», и «грудой
развалин». Революция
«шлет моряков / на тонущий крейсер, / туда, / где забытый / мяукал котенок», она же
«прикладами гонит седых адмиралов / вниз головой / с моста в Гельсингфорсе».
Последние
строки раскрывают суть этих контрастов революции — отношение к ней обывателя и
человека
будущего, поэта: «Тебе обывательское / — о, будь ты проклята трижды! — / и мое, /
поэтово / о,
четыреждыславься, благословенная!»
Обыватель, то есть обычный человек, может слать свои проклятия революции — его
дни
сочтены. Есть, грубо говоря, два класса: «мы», сконцентрированные вокруг партии
большевиков
(заметим, как лирическое «я» сменяется лирическим «мы»), и «они», все остальные —
троцкисты,
деникинцы, попы, кулачье, вредители и т. п., которые должны быть сметены. Такова
логика революции. Жестокость, по этой логике, лишь средство для достижения великой цели:
сделать
нового счастливого человека в новом, преображенном революцией мире.
III. Задание
Найти в стихотворениях Маяковского художественное воплощение идей революции:
«Товарищу подростку», «Перекопский энтузиазм», «Владимир Ильич!» «Молодая
гвардия»,
«Марш 25 тысяч», «Барабанная песня», «Урожайный марш» и т. д. (на выбор).
IV. Беседа
— Как в творчестве Маяковского утверждаются две основные темы: образ революции
и
образ нового человека (часто поэта)?
Часто эти темы тесно переплетаются. Поэт ощущает себя бойцом революции, считает
обязанностью и честью служить ей: «Моя революция!» В стихотворении «Приказ по
армии
искусства» он призывает: «На баррикады! — / баррикады сердец и душ», подгоняет
своих
товарищей-футуристов: «Довольно шагать, футуристы, / в будущее прыжок!» Поэт
считает, что
новому искусству принадлежит в революции решающая роль: «Все совдепы не
сдвинут армий, /
если марш не дадут музыканты». Революция, как кажется поэту, дала свободу
действий, и
действовать надо с размахом:
Довольно грошовых истин.
Из сердца старое вытри.
Улицы — наши кисти.
Площади — наши палитры.
Книгой времени
Тысячелистой
Революции дни не воспеты.
На улицы, футуристы,
Барабанщики и поэты!
— Как по-вашему, произошли ли после революции перемены во взглядах
Маяковского?
Находим переклички дооктябрьской лирики с лозунгами из поэмы «150 000 000», из
стихотворений «Приказ по армии искусств» и других: «Партия — рука
миллионопалая, сжатая в
один громящий кулак»; «Клячу истории загоним...»; «Время пулям / по стенке музеев
тенькать» и
т. д.
V. Слово учителя
Задача поэта, по Маяковскому, помочь средствами искусства общему делу борьбы за
социализм. Для этого он пошел работать в РОСТА (Российское телеграфное
агентство), в «Окна
сатиры», где за два года сделал около трех тысяч плакатов. Жанр плаката, конечно,
не поэзия, но
надо делать то, что полезно революции, считал Маяковский. Этот критерий — полезно
или вредно
для революции — стал основным в его творчестве.
Рекомендация для учителя
Возможно прослушивание доклада-сообщения о работе Маяковского в РОСТА,
демонстрация плакатов.
В работе над плакатами в «Окнах сатиры» Маяковский проявил свой сатирический талант. Если в предреволюционные годы сатира поэта была направлена на «жирных»,
на
«буржуев», то в двадцатых годах мишенью сатиры стали враги революции. Этих
врагов не надо
искать далеко, они разлагают революцию изнутри.
VI. Чтение и анализ стихотворений
1. В стихотворении «О дряни» (1920—21) Маяковский наносит удар по мещанству
(читаем
стихотворение).
— От какой опасности предостерегает Маяковский?
Мещанин — замаскированный под советского работника враг, считает Маяковский.
Поэт
издевается над «мразью», сумевшей приспособиться, «оперенья переменив», к новым
условиям,
свить себе «уютные кабинеты и спаленки». Мещанин опасен тем, что ловко втирается
в
государственный аппарат, порождая болезнь обюрокрачивания учреждений. Страшна
и
атмосфера, которую несет в себе мещанство: ему так удобно «в тине».
— Какую роль играют детали в стихотворении?
Выразительно рисует Маяковский подробности быта: непременная алая рамочка для
портрета Маркса; газета «Известия», служащая подстилкой котенку. Это фон для
лоснящейся
самодовольством «мрази», советского чиновника, озабоченного лишь собственным
благополучием, и его супруги, «товарища Нади», для которой эмблемы революции
серп и молот —
лишь непременный узор на платье.
Такие люди только опошляют представления, связанные с революцией. Даже слово
«Реввоенсовет» оказывается связано для «товарища Нади» с балом, на котором она
собирается
«фигурять».
— Какие еще приемы сатирического изображения есть в стихотворении?
Слова сниженной лексики подчеркнуты своим положением на концах строк: «мурло /
мещанина»; «зады»; «мразь»; «тихоокеанские галифища». Выразительная гипербола:
«намозолив от пятилетнего сидения залы, / крепкие, как умывальники». Мещанский
символ —
канарейка — оказывается страшнее Врангеля. В целом получается абсурдная
картина. Она нас
олько возмутительна, что портрет Маркса не выдерживает и «орет» караул.
Эксцентрический
вывод стихотворения: «Скорее / головы канарейкам сверчите — / чтоб коммунизм /
канарейками
не был побит!»
2. Читаем и анализируем стихотворение «Прозаседавшиеся» (1922). Подчеркиваем
сатирическую направленность, развитие традиций Салтыкова-Щедрина, абсурдность
бюрократической машины, имитирующей деятельность; основные приемы сатиры —
реализация
метафоры, гротеск, фантастика.
VII. Чтение и анализ стихотворений, приготовленных дома
VIII. Заключительное слово учителя
Через революцию Маяковский обретает родину, ранее для него как бы не
существовавшую. Гордость своей революционной эпохой превалирует в его
произведениях. Восприняв революцию как первый акт преображения жизни, поэт ищет людей,
способных
продолжить дело строительства новой жизни. Воплощение мечты об идеальном
человеке он
увидел в Ленине. Ему посвящена поэма «Владимир Ильич Ленин» (1924): «Голосует
сердце — я
писать обязан по мандату долга». Хотя в Ленине подчеркиваются черты «самого
земного»
человека, этот образ идеализирован, дан как образец, как пример. К десятилетию
Октября
написана поэма «Хорошо!», в которой показано пробуждение сознания массы людей,
а революция
дана как исторически неизбежное и организованное явление. В финале поэмы —
настроения
победительной эйфории: «И жизнь хороша, и жить хорошо!»; «Славьте, молот и стих, /
землю
молодости». Многие строки этой поэмы стали афоризмами, лозунгами советской
эпохи:
«Отечество / славлю, / которое есть, / но трижды — / которое будет»; «И я, / как весну
человечества, / рожденную / в трудах и в бою, / пою / мое отечество, / республику
мою!»
Маяковскому, как мы увидели, был свойствен не только оптимистический, но и
критический взгляд на настоящее и будущее. Это выразилось и в стихотворениях, и в
драматических произведениях поэта. Об одном из них поговорим на следующем
уроке.
Домашнее задание
Читать пьесу Маяковского «Клоп».__
Конспект урока "В. Маяковский и революция"
Конспект урока "В. Маяковский и революция"
Конспект урока "В. Маяковский и революция"
Конспект урока "В. Маяковский и революция"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.