Конспект урока "В. Маяковский и революция"
Оценка 4.8

Конспект урока "В. Маяковский и революция"

Оценка 4.8
Разработки уроков
rtf
русская литература
11 кл
10.03.2018
Конспект урока "В. Маяковский и революция"
Конспект урока литературы для 11 класса к ученику под ред. Журавлевой В.П., Коровиной В.Я. (в 2-х частях). Конспект включает в себя все значимые этапы: проверку домашнего задания, лекцию (слово) учителя, анализ произведения (через беседу по вопросам, практическую работу, анализ эпизода, исследовательскую работу и др.), практическая работа. В конспект включает комментарии для учителя. Конспект легко корректируется и редактируется под потребности учителя.
Урок 48. В. В. Маяковский и революция.rtf
Урок 48. В. В. Маяковский и революция Цель урока: показать творчество Маяковского советского периода как отражение революции. Оборудование урока: иллюстрации к «Окнам сатиры» и рисунки Маяковского. Методические приемы: лекция с элементами беседы; анализ стихотворений. Ход урока I. Слово учителя Маяковский своим даром выразил пафос эпохи, сутью которой явились мировая и гражданская войны. Его революционность — уловленный его талантом дух нового времени, сменившего эпоху Чехова. Атмосфера зыбкости, неустойчивости, нервности, беспокойства сменилась атмосферой ненависти в эпоху всеобщей конфронтации, идейной и классовой непримиримости. Открыл это основное чувство эпохи Блок, уже в «Двенадцати» писавший о ненависти ко всему, что «не наше», затем Есенин в «Анне Снегиной» показал, каких людей революция отвергла и выбросила, а каких вынесла на поверхность. В отличие от Блока, слышавшего в революции музыку катастрофы, Маяковский уловил маршевую поступь времени. II. Чтение и анализ стихотворений 1. Читаем «Левый марш», 1918. — Найдите в стихотворении конкретные приметы революционной эпохи. Какова их роль в установлении контакта поэта и аудитории, которой адресован «Левый марш»? 2. Революцию он ждал, жаждал, предрекал, это была его стихия, ей он посвятил свою «Оду» (1918) Читаем ее. — Какое значение имеет антитеза в этом стихотворении? Антитеза (противопоставление) пронизывает все произведение. На антитезе построены оксюмороны (сочетание противоположностей), характеризующие революцию: «О, звериная! / О, детская! / О, копеечная! / О, великая!». Антитеза передает противоречивость, «двуликость» революции, которая может обернуться и «стройной постройкой», и «грудой развалин». Революция «шлет моряков / на тонущий крейсер, / туда, / где забытый / мяукал котенок», она же «прикладами гонит седых адмиралов / вниз головой / с моста в Гельсингфорсе». Последние строки раскрывают суть этих контрастов революции — отношение к ней обывателя и человека будущего, поэта: «Тебе обывательское / — о, будь ты проклята трижды! — / и мое, / поэтово / о, четыреждыславься, благословенная!» Обыватель, то есть обычный человек, может слать свои проклятия революции — его дни сочтены. Есть, грубо говоря, два класса: «мы», сконцентрированные вокруг партии большевиков (заметим, как лирическое «я» сменяется лирическим «мы»), и «они», все остальные — троцкисты, деникинцы, попы, кулачье, вредители и т. п., которые должны быть сметены. Такова логика революции. Жестокость, по этой логике, лишь средство для достижения великой цели: сделать нового счастливого человека в новом, преображенном революцией мире. III. Задание Найти в стихотворениях Маяковского художественное воплощение идей революции: «Товарищу подростку», «Перекопский энтузиазм», «Владимир Ильич!» «Молодая гвардия», «Марш 25 тысяч», «Барабанная песня», «Урожайный марш» и т. д. (на выбор). IV. Беседа — Как в творчестве Маяковского утверждаются две основные темы: образ революции и образ нового человека (часто поэта)? Часто эти темы тесно переплетаются. Поэт ощущает себя бойцом революции, считает обязанностью и честью служить ей: «Моя революция!» В стихотворении «Приказ по армии искусства» он призывает: «На баррикады! — / баррикады сердец и душ», подгоняет своих товарищей-футуристов: «Довольно шагать, футуристы, / в будущее прыжок!» Поэт считает, что новому искусству принадлежит в революции решающая роль: «Все совдепы не сдвинут армий, / если марш не дадут музыканты». Революция, как кажется поэту, дала свободу действий, и действовать надо с размахом: Довольно грошовых истин. Из сердца старое вытри. Улицы — наши кисти. Площади — наши палитры. Книгой времени Тысячелистой Революции дни не воспеты. На улицы, футуристы, Барабанщики и поэты! — Как по-вашему, произошли ли после революции перемены во взглядах Маяковского? Находим переклички дооктябрьской лирики с лозунгами из поэмы «150 000 000», из стихотворений «Приказ по армии искусств» и других: «Партия — рука миллионопалая, сжатая в один громящий кулак»; «Клячу истории загоним...»; «Время пулям / по стенке музеев тенькать» и т. д. V. Слово учителя Задача поэта, по Маяковскому, помочь средствами искусства общему делу борьбы за социализм. Для этого он пошел работать в РОСТА (Российское телеграфное агентство), в «Окна сатиры», где за два года сделал около трех тысяч плакатов. Жанр плаката, конечно, не поэзия, но надо делать то, что полезно революции, считал Маяковский. Этот критерий — полезно или вредно для революции — стал основным в его творчестве. Рекомендация для учителя Возможно прослушивание доклада-сообщения о работе Маяковского в РОСТА, демонстрация плакатов. В работе над плакатами в «Окнах сатиры» Маяковский проявил свой сатирический талант. Если в предреволюционные годы сатира поэта была направлена на «жирных», на «буржуев», то в двадцатых годах мишенью сатиры стали враги революции. Этих врагов не надо искать далеко, они разлагают революцию изнутри. VI. Чтение и анализ стихотворений 1. В стихотворении «О дряни» (1920—21) Маяковский наносит удар по мещанству (читаем стихотворение). — От какой опасности предостерегает Маяковский? Мещанин — замаскированный под советского работника враг, считает Маяковский. Поэт издевается над «мразью», сумевшей приспособиться, «оперенья переменив», к новым условиям, свить себе «уютные кабинеты и спаленки». Мещанин опасен тем, что ловко втирается в государственный аппарат, порождая болезнь обюрокрачивания учреждений. Страшна и атмосфера, которую несет в себе мещанство: ему так удобно «в тине». — Какую роль играют детали в стихотворении? Выразительно рисует Маяковский подробности быта: непременная алая рамочка для портрета Маркса; газета «Известия», служащая подстилкой котенку. Это фон для лоснящейся самодовольством «мрази», советского чиновника, озабоченного лишь собственным благополучием, и его супруги, «товарища Нади», для которой эмблемы революции серп и молот — лишь непременный узор на платье. Такие люди только опошляют представления, связанные с революцией. Даже слово «Реввоенсовет» оказывается связано для «товарища Нади» с балом, на котором она собирается «фигурять». — Какие еще приемы сатирического изображения есть в стихотворении? Слова сниженной лексики подчеркнуты своим положением на концах строк: «мурло / мещанина»; «зады»; «мразь»; «тихоокеанские галифища». Выразительная гипербола: «намозолив от пятилетнего сидения залы, / крепкие, как умывальники». Мещанский символ — канарейка — оказывается страшнее Врангеля. В целом получается абсурдная картина. Она нас олько возмутительна, что портрет Маркса не выдерживает и «орет» караул. Эксцентрический вывод стихотворения: «Скорее / головы канарейкам сверчите — / чтоб коммунизм / канарейками не был побит!» 2. Читаем и анализируем стихотворение «Прозаседавшиеся» (1922). Подчеркиваем сатирическую направленность, развитие традиций Салтыкова-Щедрина, абсурдность бюрократической машины, имитирующей деятельность; основные приемы сатиры — реализация метафоры, гротеск, фантастика. VII. Чтение и анализ стихотворений, приготовленных дома VIII. Заключительное слово учителя Через революцию Маяковский обретает родину, ранее для него как бы не существовавшую. Гордость своей революционной эпохой превалирует в его произведениях. Восприняв революцию как первый акт преображения жизни, поэт ищет людей, способных продолжить дело строительства новой жизни. Воплощение мечты об идеальном человеке он увидел в Ленине. Ему посвящена поэма «Владимир Ильич Ленин» (1924): «Голосует сердце — я писать обязан по мандату долга». Хотя в Ленине подчеркиваются черты «самого земного» человека, этот образ идеализирован, дан как образец, как пример. К десятилетию Октября написана поэма «Хорошо!», в которой показано пробуждение сознания массы людей, а революция дана как исторически неизбежное и организованное явление. В финале поэмы — настроения победительной эйфории: «И жизнь хороша, и жить хорошо!»; «Славьте, молот и стих, / землю молодости». Многие строки этой поэмы стали афоризмами, лозунгами советской эпохи: «Отечество / славлю, / которое есть, / но трижды — / которое будет»; «И я, / как весну человечества, / рожденную / в трудах и в бою, / пою / мое отечество, / республику мою!» Маяковскому, как мы увидели, был свойствен не только оптимистический, но и критический взгляд на настоящее и будущее. Это выразилось и в стихотворениях, и в драматических произведениях поэта. Об одном из них поговорим на следующем уроке. Домашнее задание Читать пьесу Маяковского «Клоп».__

Конспект урока "В. Маяковский и революция"

Конспект урока "В. Маяковский и революция"

Конспект урока "В. Маяковский и революция"

Конспект урока "В. Маяковский и революция"

Конспект урока "В. Маяковский и революция"

Конспект урока "В. Маяковский и революция"

Конспект урока "В. Маяковский и революция"

Конспект урока "В. Маяковский и революция"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.03.2018