Конспект урока в период обучения грамоте "Звук [и], буква Ии"
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
1 кл
10.01.2017
Конспект урока по литературному чтению в период обучения грамоте "Звук [и], буква Ии"
Педагогическая цель. Создать условия для ознакомления учащихся с гласным звуком [и], буквой Ии, развития речи.
Задачи. Познакомить учащихся с новым звуком и новой буквой.
Развивать интерес к чтению.
Развивать речь, воображение, фонематический слух и культуру звукопроизношения.
Развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля
Формировать навыки работы в коллективе, навыки самостоятельной работы.
Воспитывать культуру учебного труда.
Урок литературного чтения в период обучения грамоте.docx
Урок литературного чтения в период обучения грамоте. 1 класс
УМК «Перспектива»
Тема. Звук [и], буква Ии.
Составитель: Долгополова Раиса Григорьевна,
учитель высшей квалификационной категории.
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 с углублённым
изучением отдельных предметов» города Каменска – Уральского
Свердловской области Тема. Звук [и], буква Ии.
Форма урока: урок открытия новых знаний
Формы организации учебной деятельности: групповая, парная, индивидуальная,
фронтальная.
Методы обучения: наглядный, словесный, практический.
Технологии: здоровьесберегающая, игровая, информационно – коммуникационная, технология
проблемного обучения.
Оборудование: презентация к уроку, раздаточный материал для работы в группах, касса букв,
значки для определения уровня полученных знаний на уроке, «Лесенка знаний», схемы для
обозначения звуков; «Азбука» 1 класс; Электронное приложение к учебнику Л.Ф. Климановой,
С.Г. Макеевой 1(СD)
Педагогическая цель. Создать условия для ознакомления учащихся с гласным звуком [и],
буквой Ии, развития речи.
Задачи. Познакомить учащихся с новым звуком и новой буквой.
Развивать интерес к чтению.
Развивать речь, воображение, фонематический слух и культуру звукопроизношения.
Развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля
Формировать навыки работы в коллективе, навыки самостоятельной работы.
Воспитывать культуру учебного труда.
Планируемые результаты.
Предметные. Овладевают учебными действиями с языковыми единицами и умеют
использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и
коммуникативных задач; знают особенности произнесения звука [и] и его характеристику;
называют букву Ии как знак звука [и]; различают печатную и письменную, заглавную и строчную
букву; разгадывают ребус; анализируют слова по модели; составляют предложение по схеме.
Личностные. Эмоционально «переживают» текст, выражают свои эмоции.
Метапредметные:
Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя, вносят необходимые коррективы в
действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Познавательные: используют знаково – символические средства для решения учебных задач;
осуществляют сранение, выполняют звуковой анализ слов, делают вывод.
Коммуникативные: умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Ход урока. I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
(слайд 1) Звучит спокойная музыка.
Прозвенел звонок для нас
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Улыбнулись все учтиво.
Тихо сели. Спинки прямо.
Вижу: класс наш хоть куда!
Мы начнём урок, друзья.
Ребята, положите головы на парты, закройте глаза и тихо повторяйте за мной:
Я в школе на уроке.
Сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому.
Внимание моё растёт.
Я, как разведчик, всё замечу.
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно.
Я хочу учиться.
Я очень хочу учиться.
Я готов к работе.
Я работаю!
II.
Целеполагание.
Посмотрите на условные знаки и скажите, какие цели поставим перед собой, начиная урок?
На доске карточка с буквами:
(З – закреплять имеющиеся
Н – узнавать новое
П – применять знания на
В – быть внимательными
А – и активными )
З
Н
П
В
А
знания
практике
III. Актуализация знаний.
1. Звуковой анализ слов с обратной связью.
(У детей карточки с буквами: А, О, У)
Поиграем в игру. Я произнесу слово, вы должны показать карточку с буквой (А,О,У),
обозначающей ударный звук.
Дом, утка, сом, рак, стол, круг, волк, мак, кукла, кот.
2. Составить звуковую схему слова. Разделить на слоги. Работа в группах.
(У ребят на столах лежат картинки: индюк, голуби, облако, ложка, курица, акула) (Приложение
1)
Вспомним правила сотрудничества. (Учитель начинает, дети заканчивают говорить.)
а). Одна голова хорошо, … (а две лучше).
б). Не будь тороплив, … (а будь терпелив).
в). Ошибиться … (может каждый).
г). Сначала подумай, … ( а потом скажи).
д). Умеешь сам … (научи другого). Фронтальная проверка работы групп.
1группа. (индюк)
Сколько слогов в слове ИНДЮК?
Какой слог ударный?
2 группа (голуби)
Сколько слогов в слове ГОЛУБИ?
Почему? (Потому что в слове 3 гласных звука.)
3 группа (облако)
Назовите гласные звуки.
Почему они называются гласными? (Воздух при произношении звуков не встречает преград.)
4 группа (ложка)
Назовите согласные звуки вашего слова. ([л, о, ш, к, а])
Какие они все? (твёрдые согласные)
5 группа (курица)
Сколько слогов в слове КУРИЦА?
Назовите третий звук. [р׳]
Какой он? (согласный, мягкий)
6 группа (акула)
Какие два одинаковые звука в вашем слове?
Какой это звук? (гласный)
Самооценка. – Оцените работу ребят вашей группы.
IV. Постановка учебной задачи.
От каждой группы выберите по одному человеку, который возьмёт значок первого звука
вашего слова и выйдет к доске.
Встаньте по порядку.
Произнесите звуки. А ребята внимательно послушают и скажут, какое слово получилось.
(ИГОЛКА)
Произнесём это слово ещё раз, а ребята у доски разделятся на группы так, чтобы мы увидели,
сколько слогов в слове.
Сколько слогов в слове ИГОЛКА?
Назовите первый слог.
Сколько звуков в первом слоге?
Назовите его. ([и])
Какой он? (гласный)
Почему?
Возьмите планшет и обозначьте звук [и] буквой.
Выявление причины затруднения.
Поднимите руку, кто не смог выполнить задание.
Почему у вас вызвало затруднение выполнение этого задания?
Назовите тему нашего урока. (Звук [и], буква И). (слайд 2)
Давайте определим для себя цели.
Познакомимся с … (буквами Ии)
Учиться … (характеризовать звук [и], выделять его в словах)
Упражняться … ( в чтении слов с этой буквой) V.Физминутка
а). Упражнения под музыку. (слайд 3)
б). Игра «Узнай звук»
Сейчас поиграем в игру, которая называется «Узнай звук»
Если услышите звук [и] в начале слова – присядут мальчики
Если услышите звук [ и ] в середине слова – присядут девочки.
( Ива, иволга, стриж, игрушка, ошибка, улитка, изба, картинка, тигры, измажу, извините)
VI. Знакомство с буквой Ии (слайд 4)
а). Рассмотрите звуковую схему слова. Какой слог ударный?
Произнесите слово, выделив голосом первый звук.
Звук [и] обозначается буквой И.
б). Найдите букву
Почему одна буква маленькая, а другая большая? Где нам понадобится заглавная буква И?
(Начало предложения, имена людей пишутся с заглавной буквы.)
И на «ленте букв».
На что похожа буква
( Дети высказывают свои предположения).
? (слайд 5)
И
Оля нам прочитает стихотворение На что похожа буква И, а вы внимательно слушайте,
чтобы потом сказать, в каких словах вы услышали звук [и].
Дрессировщик с буквой «И» в цирке на арене.
Эта буква, посмотри, встала на колени.
Долго – долго хлопал зал.
И под шум оваций дрессировщик приказал:
Надо подниматься!
«И» сказала: «Игого! Хлопать мне не надо.
Не хочу я ничего кроме рафинада».
VII. Усвоение новых знаний и способов действий.
в). Работа с электронным приложением «Азбука» 1 класс Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева.
1. –Найди в словах звук [и].
2. Самостоятельно. Составь звуковую схему слова.
( Дети работают по вариантам, затем выполняется взаимопроверка.)
Самооценка.
Кто не допустил ошибок во время самостоятельной работы, поднимите красное солнышко
Кто допустил ошибку в самостоятельной работе, но потом разобрался, поднимите жёлтое
солнышко. (Приложение 2)
VIII. Физминутка для глаз. (слайд 6)
IX. Лексическая работа. (Учебник «Азбука», с. 72 – 73)
Посмотрите на иллюстрации из сказок. Вас чтото удивляет? (Перепутаны герои сказок.)
Назовите героев, которые заблудились и попали не в свою сказку. (Курочка Ряба и щука)
В какой сказке упоминается щука и такой волшебный предмет, как иголка?
(В сказке про Иванацаревича «Царевна – лягушка»)
Что в руках у Ивана – царевича? (лук)
Какой лук вы имеете в виду? (Дети рассматривают иллюстрации + слайд 7) Объяснение значений слов. ( Лук – огородное растение
Лук старинное оружие для метания стрел)
Сравните слова по звучанию.
Рассматривая изображения предметов, а также звуковые модели этих слов, дети
доказывают, что это разные слова.
X. Работа над предложением. Работа с акрофонической схемой . («Азбука», с. 72)
Рассмотрите акрофоническую схему. Определите, что содержит она в себе?
(Это схема предложения: выступающая вертикальная черта, три слова , в конце стоит точка.)
Работа в парах. Дети разбирают акрофоническую схему второго слова и самостоятельно
прочитывают предложение.
Какое предложение получилось? (У Ивана лук.)
Что перепутано в этом предложении? (Использовано не то значение слова, которое нужно.)
А какое значение слова надо использовать? (Лук – старинное оружие.)
Какое слово запишем с заглавной буквы? (Ивана)
Почему? (Это имя.)
XI. Работа с текстом. («Азбука», с. 72)
а). Хотите узнать, зачем Ивануцаревичу понадобился богатырский лук? Попросите маму
прочитать эту сказку вместе с вами.
А мы сейчас прочитаем, что было после того, как утка упала в море.
( Текст читают дети, умеющие читать.)
б). – Прочитайте (просмотрите кто не умеет читать) текст ещё раз и подчеркните в словах
букву Ии.
XII. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
а). – Вспомним цели, которые вы для себя поставили.
С чем мы познакомились… (со звуком [и] и буквой И)
Чему учились… (характеризовать звук [и], выделять звук [и] в словах)
Мы упражнялись… (в чтении слов по звуковой модели с этой буквой, в составлении
предложения по схеме и др.)
Что особенно понравилось?
Что вызвало затруднение?
Мы выполнили поставленные цели?
б). Самооценка знаний обучающимися.
Как вы отработали на уроке? (слайд 8)
На уроке мне было интересно (неинтересно, скучно).
Я был внимателен, активен, всё понял, помогал другим ребятам.
Я был невнимателен, мало поднимал руку, затруднялся , мне помогали ребята.
в). «Лесенка знаний» Оцените, пожалуйста, себя по следующим критериям:
• Справился со всеми задачами уверенно, могу помочь другим
• Справился со всеми задачами
• Справился со всеми задачами, но мне нужна помощь в …
Возьмите с парт солнышки и определите уровень полученных знаний на уроке по «Лесенке
знаний» (Ученики выходят к доске и оценивают свой уровень знаний)
Кому вы скажете «спасибо» за работу на уроке?
Спасибо всем за урок. Всем, у кого чтото не получилось и у кого всё получилось, я желаю
новых успехов и побед, пусть даже самых маленьких. (слайд 9) Приложение 1. Приложение 2 «Лесенка знаний»
Приложение 3
Конспект урока в период обучения грамоте "Звук [и], буква Ии"
Конспект урока в период обучения грамоте "Звук [и], буква Ии"
Конспект урока в период обучения грамоте "Звук [и], буква Ии"
Конспект урока в период обучения грамоте "Звук [и], буква Ии"
Конспект урока в период обучения грамоте "Звук [и], буква Ии"
Конспект урока в период обучения грамоте "Звук [и], буква Ии"
Конспект урока в период обучения грамоте "Звук [и], буква Ии"
Конспект урока в период обучения грамоте "Звук [и], буква Ии"
Конспект урока в период обучения грамоте "Звук [и], буква Ии"
Конспект урока в период обучения грамоте "Звук [и], буква Ии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.