Конспект урока внеклассного чтения
Оценка 5

Конспект урока внеклассного чтения

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
7 кл
11.01.2017
Конспект урока внеклассного чтения
Конспект урока литературы Тема: «Герой рассказа А. Толстого «Русский характер» Егор Дрёмов и его близкие. Смысл заглавия рассказа». Цели: методом критического мышления вывести учащихся на осмысление и понимание текста, учить размышлять, прогнозировать, делать выводы, обобщать. Задачи: анализ и обобщение материала, формирование понимания композиции, её зависимости от замысла писателя, формирование умения устной сравнительной характеристики, определение роли изобразительно - выразительных средств, развитие навыков выразительного чтения, пересказа, устного словесного рисования воспитание патриотизма, понимание нравственной душевной красоты человека. Используемые приемы: чтение с остановками, обращение к личному опыту, древо предсказаний, прогнозирование, синквейн, кластер, эссе.
Конспект урока Герой рассказа А Толстого Русский характер.docx

Конспект урока литературы

Тема: «Герой рассказа А. Толстого «Русский характер». Смысл заглавия рассказа».

Цели: методом критического мышления вывести учащихся на осмысление и понимание текста, учить размышлять, прогнозировать, делать выводы, обобщать.

Задачи:

анализ и обобщение материала,

формирование понимания композиции, её зависимости от замысла писателя,

формирование умения устной сравнительной характеристики,

определение роли изобразительно – выразительных средств,

развитие навыков выразительного чтения, пересказа, устного словесного рисования.

воспитание патриотизма, понимание нравственной душевной красоты человека.

Используемые приемы: чтение с остановками, обращение к личному опыту, древо предсказаний, прогнозирование, синквейн, кластер, эссе.

 Ход урока:

 Стадия вызова.

Прогнозирование 

Сегодня у нас на  уроке  рассказ А. Н. Толстого  «Русский характер». Название всегда что-то подсказывает читателю. Как вы думаете, о чем это произведение? (варианты)

Рассказ «Русский характер» А. Тостого написан в 1944 году. Именно в эти годы, когда советские войска подходили к Берлину, в центре внимания мировой общественности была проблема «советского человека», «загадочного русского характера». В начале войны говорили о пассивности русского человека, о его смирении, безразличии к жизни. На Нюрнбергском процессе против злодеяний фашистов нацисты, объясняя свои неудачи в войне против Советского Союза, тоже говорили о русском характере. Борис Полевой, который тоже присутствовал на этом процессе, писал: «Выступления фашистских руководителей заставили вспомнить Алексея Маресьева, истинно русского советского человека. И захотелось здесь же, в Нюрнберге, вгорде, который был колыбелью нацизма, рассказать об одном из миллионов простых советских людей, разбивших армии Кейтеля, воздушный флот Геринга, хоронивших на дне морском Редера и своми могучими ударами разрушивших разбойничье государство Гитлера».  Проблема русского характера волновала многих наших художников, в том числе и А. Н. Толстого. Писатель обращалсяк этой теме в романах, статьях, рассказах. И, конечно, в том рассказе, с которым мы познакомились.

Стадия осмысления

 

Беседа.

- Герой рассказа Егор Дрёмов.

- Какую характеристику дат ему Иван Сударев?

- Согласны ли вы с ней?

-Как понять определения: «простой», «тихий», обыкновенный», хотя  судьба его сложилась необычно, да и характер далеко не прост? Судя по боевым делам,  он совсем не тихий.

Работа с лексикой.

«Тихий». Одним из синонимов слова «тихий» является слово «скромный». Именно эту черту: скромность и деликатность хотел выделить расскаазчк в характере своего героя.

«Обыкновенный». В мирной жизни, действительно, обыкновенный колхозник, обыкновенный человек. Но когда пришла война,когда на долю каждого выпали тяжёлые испытания, обыкновенные люди проявили чудеса героизма, показали всю силу своей любви к Родине.

Егор таков, каковы миллионы советских людей.

- Что узнам о нём?

Но почему о нём рассказывает Иван Сударев, другие герои, а не сам писатель?

Например, о военных подвигах мы узнаём от водителя Чувилева? (Непосредственный участник событий, боёв. Рассказ очевидца. Придаёт сообщаемому особую убедительность и доставерность, расширяет рамки рассказа, внося новые подробности о происходящих событиях и о Егоре).

- Почему Егор отказывается рассказывать о своих подвигах?

- Какие качества проявились после случившегося несчастья? (Беда не сломила его, хотя и появилась мысль, нужен ли он кому – нибудь с изуродованным лицом).

- Почему после оспиталя снова попросился на фронт?

Но почему  автор, рассказчик считают, что главное испытание ему только предстоит?

- Какое событие, эпизод  – кульминация рассказа? (Один день пребывания Егора дома. Более того, этот эпизод – большая часть рассказа. Именно здесь в полной мере раскрывает автор душевные качества героев).

В начале эпизода даётся скупое описание мартовских сумерек. Какова роль этой пейзажной зарисовки? (Помогает читателю понять, что творится в душе Егора. Тяжлые, щемящие чувства)

- Найдите эпитеты, отражающие это. ( «Студёный ветер», «одинокой тоской», «было сыро, пустынно»

Также пейзажная зарисовка подготавливает читателя к восприятию несбывшихся надежд Егора.

- О мастерстве, таланте А. Н. Толстого хорошо сказал писатель К. Г. Паустовский, который отметил «живой и пленительный язык, редкое знание людей».

- Что заставило Егора назваться лейтенантом Громовым?( Уже знает, какое впечатление производит его лицо на окружающих: заплакала медсестра, когда подавала зеркальце, генерал во время разговора старался  не смотреть на него. Герой боится ранить дорогих ему людей).

 – Откуда мы видим, как тяжело живётся матери Егора Дрёмова? (Портрет, бытовые детали).

Найдите и зачитайте, как передатся душевное состояние героев.

«У него так заколотилось сердце – привалился лицом к притолоке. Нет, мать не узнала его голоса. Он и сам будто в первый раз услышал свой голос, изменившийся после всех операций – хриплый, глухой, неясный».

- Что можете рассказать об отце, о матери?

Прочтём выразительно, в лицах.

- Когда Егор решился уйти из родительского дома? (После встречи с Катей Малышевой)

Почему так подробно дан портрет Кати? Какие эпитеты, сравнения используются? ( Создаётся поэтический образ: любовь – контраст – испуг).

- Почему о том,  как Его Дрёмов пришл пишется подробно, с пейзажными и портретными зарисовками, а об уходе лишь сообщается: «Он ушёл на станцию пешком, как пришёл». ( Всё внимание читателей должно быть сосредоточено на чувствах героя, на его отчаянии, на том, что он так и не смог завершить свои дела – незавершённость события).

-Объясните, почему Иван Сударев советовал Егору написать матери и просиь у неё прощение?

Сравним с репродукцией картины Лактионова «Письмо с фронта». (Выступление учащихся)

Другие действующие лица, место, но суть одна – постоянное ожидание иизвестий, радость весточке.

Письмо матери – одно из самых сильных мест рассказа. ( Прослушивание)

- Что не смог осмыслить Егор, как раскрывается Марья Поликарповна?

Письмо – это речевая характеристика героя. Оно трогает своей простотой, безыскусственнностью, глубиной чувств. Недооценил силу материнской любви.

- Как раскрывается в этом письме отец Егора? («Таким лицом, как у этого, кто к нам приезжал, гордиться нужно». Б отце сказано мало: честный, бескорыстный труженик, справедливый, он патриот, непримиримо относящийся к врагу, выражающий чувства народа).

Таким образом, перед нами галерея героев рассказа. В чём проявилась их «человеческая красота»?

Героизм Егора Дрёмова, дерзкая смелость Чувелева, мудрость Сударева и Егора Егоровича, верность и самоотверженность Кати.

Человеческая красота – это душевная красота, это высокий строй души человека. Человеческая красота не во внешности, а в жзненных целях и поступках человека, его делах. Лицо Егора обезображено, но тем сильнее светтся его человеческая красота, покоряющая окружающих.

Это важная мысль.

А где автор выражает от первого лица идею рассказа? ( Эпиграф урока)

- Почему рассказ назван «Русский характер»?

Все черты характера героев присущи русскому человеку: нравственная красота поступков, человеческая верность, истинная любовь, товарищества, любовь к родной земле, доброта и отзывчивость.

Почему рассказ начинается и завершается  рассуждением о русском характере? (Особенность композиции. Вопрос – ответ)

- Почему именно здесь повествование ведется от лица автора? ( Автор выражает свою гоячую любовь к своим героям)

- Вам было предложено сделать оформление предполагаемой обложки (макет) к отдельному изданию рассказа.  В этой работе вы должны были отразить ваше представление о рассказе, что в нём важно, его тему, его главную мысль. Поясните ваш проект, что вы хотели выделить, подчеркнуть, отметить, то есть защитите его.

–В рассказе А. Толстого заключён ответ на вопрос всего мира: «Почему победили в этой войне советские люди?» Но прямо об этом не говорится. Проявите ваше умение видеть подтекст, делать опосредованные выводы.

Возможно, поможет вам в этом прослушивание первой части Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича. Как многие художники, он пытался ответить на аэтот вопрос (прослушаем только несколько отрывков)

Сила духа, которую проявляли  наши люди, каждый по – своему.

Велкая горячая любовь к Родине. Доброта. Гуманизм.

А. Н. Толстой так и написал в другом своём произведении:

«Родина наша – колыбель героев, огненный горн, где плавятся простые души, становясь  крепкими, как алмаз и сталь».

- Почему рассказ актуален сегодня, сейчас.

Задание на дом.

У кого из литературных героев можно отметить черты «русского характера»?

 


 

Конспект урока литературы Тема: «Герой рассказа

Конспект урока литературы Тема: «Герой рассказа

Герой рассказа Егор Дрёмов. -

Герой рассказа Егор Дрёмов. -

Что заставило Егора назваться лейтенантом

Что заставило Егора назваться лейтенантом

Это важная мысль. А где автор выражает от первого лица идею рассказа? (

Это важная мысль. А где автор выражает от первого лица идею рассказа? (
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2017