Конспект урока ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ по произведениям А. П. Чехова
Оценка 5

Конспект урока ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ по произведениям А. П. Чехова

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
6 кл
10.01.2017
Конспект урока ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ по произведениям А. П. Чехова
УРОК позволяет расширить знакомство учащихся с рассказами А. П. Чехова; способствует формированию и развитию специальных умений и навыков (художественный анализ текста, определение темы и идеи, работа со словарем), общеучебных навыков и умений (самостоятельная работа, работа с текстом, чтение задания, понимание, продумывание плана его выполнения, усвоение объяснений учителя); Происходит развитие речи учащихся, пополнение словарного запаса, развитие логического мышления (умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять общее в его сатирических рассказах (момент превращения), определять различие между сатирическими и юмористическими рассказами), умения выделять главное, существенное при работе с текстом, с иллюстрациями; развитие творческих способностей учащихсся, воспитание самостоятельности, умения доводить начатое до конца; формирование навыков контроля и самоконтроля; эстетическое воспитание учащихся
Конспект урока . Стихотворение М. Ю. Лермонтова Парус.docx

Урок - деловая игра.

Автор: учитель русского языка и литературы МОУ « СОШ №8» Стафеева Н. И.

 

Тема: М. Ю. Лермонтов. Стихотворение  “Парус”.

Цели урока:

-развитие мышления и способностей обучающихся, развитие творческих умений;

-формирование познавательного интереса обучающихся;

-усвоение обучающимися знаний, умений, добытых в ходе активных поисков;

-воспитание активной творческой личности;

 

Задачи урока:

1.ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ – вспомнить сведения о жизни М.Ю.Лермонтова и дополнить их; представить картины, изображенные в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Парус» (устное словесное рисование), помочь почувствовать точность и емкость каждого слова; обучение навыкам аналитического чтения, подготовка к заучиванию текста наизусть;

2.ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ – помочь учащимся почувствовать красоту художественного слова; привить навык работы в творческой группе, воспитать стиль поведения в процессе взаимодействия с одноклассниками:

3.РАЗВИВАЮЩАЯ – расширить знания по освоению теоретико-литературных понятий – жанра лирического стихотворения, размера стиха, определения рифмы; узнать такие понятия, как антитеза, инверсия; развить умение обобщать и делать вывод; обогатить словарный запас учащихся,  исследовательская и поисковая деятельность.

 

Наглядность: мультимедийная  презентация.

 

Эпиграф 1:

                                         Поэты умирают,

                                         Поэзия остаётся.

                                         Как хорошо, что она остаётся!

                                         Благословенна память людей.

                                         Какое счастье, что убийцы поэтов

                                                         не могут убить поэзию!

Эпиграф 2:

 Парус его поэзии все белеет…

Он победил и врагов, и время

Бессмертный Парус его поэзии все белеет

                                (Кайсын Кулиев)

Группы (роли): (таблички на столах)

Литературоведы,

Искусствоведы,

Художники,

Режиссер,

Музыковед,

Актёры-чтецы.

                                                                                                               

Литературоведческий словарь:

 АЛЛЕГОРИЯ

АЛЛИТЕРАЦИЯ

АНТИТЕЗА

          ИНВЕРСИЯ

КОМПОЗИЦИЯ

СИМВОЛ

ЦВЕТОПИСЬ

          ЭПИТЕТ

 

                                       Ход урока.

Слайд 1.

Сообщение цели и задач урока, его особенностей. (Урок-деловая игра, группы исследователей

Вступительное слово учителя.

-Стихотворение “Парус” написано в 1832 году ещё совсем юным М.Ю. Лермонтовым. И хотя читатель познакомился с “Парусом” уже после смерти поэта (он погиб на дуэли), для многих поколений именно “Парус” стал символом его поэзии. И это не случайно. В 12 лаконичных строчках легко ощутить мятежный дух поэта и одновременно глубокую грусть от сознания своего одиночества.

Слайд 2.

-Поэтому я хочу, чтобы эпиграфом нашего урока стали слова поэта Кайсына Кулиева (чтение эпиграфа учеником - актёром).

-Прежде, чем мы услышим стихотворение, познакомимся  с биографической основой этого стихотворения.

Попрошу сделать сообщение представителю группы литературоведов. Сообщение учащегося (см. приложение 2).

Слайд 3.

-Представьте, как поэт в смятении бродит по Петербургу и его окрестностям. Морская гладь раскинулась перед поэтом.

-О чём он мог думать, что чувствовать?

Перед вами репродукции картин Айвазовского и других русских художников с изображением моря.

Предлагаю нашим искусствоведам представить нам это.

Слайды 4-5.

 Рассказ искусствоведов (см. приложение 2).

-О чём же размышляет поэт?

-Прослушаем аудиозапись стихотворения М. Ю. Лермонтова “Парус 

( аудиозапись,  стихотворение в исполнении  М. Царёва)

Слайд 6

 

-Попробуем определить ориентиры для выразительного чтения этого стихотворения через устное рисование.

Мы уже не раз обращались к этому приёму в других стихах, по сегодня я попросила “режиссёра”, “художника” и “актёра” подготовится заранее. Представим себе, что им предстоит снять и озвучить фильм или мультфильм. Художник определяет, каким будет пейзаж, режиссер объясняет действия, игру, чтение, а актёр это воплощает.

Выступление групп обучающихся.

Примерное содержание.

Слайд 7.

Художник:

 Овеянное голубым туманом даль моря с одиночным парусом.

Режиссёр:

Многие видели такой пейзаж, но возникают вопросы, овеянные задумчивостью и лёгкой грустью. Стих звучит легко и плавно; очень много “плавных” звуков [л],[р],[м],[н] и ритм – пропуск одного и того же ударения в первых 2-х строках как бы передают мягкое колыхание морской волны во время штиля.

Актёр:

“Белеет парус одинокий…” читает 4 строки.

Слайд 8.

Художник:

 Но вот море меняется, набежавший ветер поднял валы, и они, кажется, готовы сиять парус.

Режиссер:

Свист ветра и шум моря передаются звуковой гаммой; преобладающими становятся звуки [с],[ч],[т],[щ]. Чувство смутной тревоги при виде этой картины переходит в грустную безнадёжность от сознания, что для паруса нет и не было счастья, и что счастье для него вообще не возможно.

Актёр:

“Играют волны, ветер свищет…” читаются 4 строки.

Слайд 9.

Художник:

И снова стихает и голубеет море, светит солнце, лазурная струя воды, золотой солнечный луч, пронизывающий струящуюся воду, высвечивающий парус.

Режиссер:

 Однако эта радостная для глаз картина успокаивает совсем ненадолго, смешающие её строки, выражающие авторскую мысль, контрастны ей по настроению и звучат вызовом всякому спокойствию и штилю.

Актёр:

Чтение последней строфы.

 

-Мы узнали, как увидел эту картину наш художник. Но есть акварель самого Лермонтова “Парус”.

Слайд 10.

Рассказ искусствоведа-ученика (см. приложение 2).

-Но подход к анализу и выразительному чтению может быть другим, например, через композицию стихотворения.

-Что такое композиция?

Послушаем, что предложит нам “литературовед”.

Выступление ученика – литературоведа (см. приложение 2) :

Наши литературоведы Рез, Буяльский предлагают такой прием: изъять последние двустишие из каждой строфы. Остается 6 строк.

Первые 4 из них сами по себе звучат почти нейтрально.

Чтение (6 строк)

Беседа с классом.

-Только один раз слово “парус” появилось в первой строчке стихотворения.

Чем замечательно оно в других? (местоимениями)

-Что получается?

Ищет он

Кинул он

Он счастия не ищет

Не от счастия бежит

Он... просит бури

-Можем ли мы говорить так только о неодушевлённом предмете?

Слайд 11.

-Почему Лермонтов так пишет о парусе?

Два плана: это парус и человек определённой судьбы, характером гордый и сильный. Размышления о нём и составляют главный смысл стихотворения. (Можно говорить о противоречии между жизнью вообще и человеческой личностью).

Это образ - символ (когда художественный образ выражает некую художественную идею).

Литературоведы, что такое символ?

Слайд 12.

-Такой образ-символ часто использовался в русской поэзии.

Парус как символ жизни человека, а  море, буря – как символ жизни.

-Я просила подготовить отрывки из этих стихов. Подтвердите высказанную мною мысль.

-Чтение стихов (отрывков)

Слайды 13 -19.

Стихи Лермонтова, Полежаева («О море, море!»), Языкова («Пловец») , Шишкова, Бестужева-Марлинского («Андрей, князь Переяславский») , Горького («Песня о Буревестнике») и т.д.( см. приложение 1).

Слайд 20.

-Для чтения важны ключевые слова. Я хочу привлечь ваше внимание к двум эпитетам, рисующим парус; на них сосредотачивается наше внимание.

-Какие это эпитеты (Если забыли, что такое эпитет, литературоведы нам напомнят)

“Одинокий” и “мятежный”

-Чтобы продолжить анализ нам необходимо уяснить смысл слова “мятежный”. Подбери синонимы (тревожный, беспокойный, мятущийся, бурный, неудовлетворённый).

Человек не может подобно природе пребывать в каком-то одном состоянии, покоя или бури. Закон его жизни - мятеж.

Два этих слова-эпитета, как две различные тональности в симфонической картине.

Первое “одинокий” – вызывает минорные ноты, второе “мятежный” – мажорные.

-Какие ещё слова вы выделили бы для себя при чтении как главные. (Самые грустные строчки. Повторяется слово “счастье”, которое так недостижимо.)

Один из “литературоведов” высказал мнение, что главное слово “покой”. Согласны ли вы с ним?

-Прослушаем ещё раз стихотворение, что вы прочли бы иначе?

-Подтекст стихотворения глубок, и вы его можете читать по-своему, но учитывая наш сегодняшний анализ, советы “литературоведов” и “художников”.

-Каждый воспринимает художественное произведение по-своему, привносит что-то своё; личное, не забывая о том, что хотел сказать автор.

Это мы можем отнести и к музыкальным произведениям.

Романс Варламова на эти стихи.

Рассказ “музыковеда.

Слайд 21.

Перед прослушиванием:

-Какое состояние паруса ярче передано в романсе – его одиночество или его смятенность? (одиночество).

-Что звучит тревожнее: стихотворение или музыка на его слова? (стихотворение)

Слайд 22.

(В музыке нет Лермонтовских раздумий, но грусть Лермонтовских интонаций сохранена композитором)

-Вновь вернёмся к эпиграфу урока. Вы, вероятно, согласитесь со мной, что лучший памятник поэту – его поэзия.

Слайд 23.

4 июня 1965 года, когда в Москве на площади, носящей его имя, открывался памятник великому поэту. В ознаменование 150-ой годовщины со дня рождения поэта (скульптор И. Д. Бродский).

Бронзовая фигура высится на цилиндрическом постаменте из чёрного полированного гранита. В фигуре поэта и в устремлённом вдаль взгляде невольно чувствуется порыв, молодая энергия.

Александр Готов, по-моему, очень точно написал.

Ветер был, и музыка звучала.

Лермонтов возник передо мной.

И на миг взметнулось покрывало,

Словно парус, за его спиной.

Слайд 24.

-Если бы вам пришлось выбрать парус символом вашей жизни, каким бы он был, что его окружало бы его?

Слайд 25.

Задание на дом:

1.Выучить наизусть стихотворение.

Изобразить парус как символ вашей жизни, ваших стремлений.

Слайд 26.

Информационные ресурсы:

Лермонтов М.Ю. Собр. Соч. В 4-х томах. М.: Художественная литература, 1975 - 1976;

Русские писатели. Библиографический словарь. В 2 ч./Редколлегия: Б.Ф. Егоров и др.; Под ред. П.А.Николаева. – М.: Просвещение, 1990;

Словарь литературоведческих терминов. Ред. – сост.:Л.И. Тимофеев и С.В. Тураев. – М.: Просвещение, 1974;

Словарь русского языка: В 4-х т./ АН СССР, Институт рус.яз.; Под ред. А.П. Евгеньевой. – М.: Русский язык, 1985 –1988;

http://images.yandex.ru/schoolsearch?clid;

 http://lit.1september.ru/article.php?ID=20092305;

https://yandex.ru/images/search?text=лермонтов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     Приложение 1.

Отрывки из стихов

 

     1.М. Горького. «Песня о Буревестнике»

 

Это смелый Буревестник.

Гордо реет между молний

Над ревущим гневно морем.

То кричит пророк победы:

-Пусть сильнее грянет буря!...

(Повторён Лермонтовский образ бури и дерзкого вызова, желание её скорейшего наступления)

 

    2.  А. Шишков. «Родина» (1826-1828)

 

Как сын беды, как сын изгнанья

По зыбкой влажности морей

Ветрилам  лёгких кораблей

Препоручу мои желанья…

    3. Бестужев-Марлинский. «Андрей, князь Переяславский»

Белеет парус одинокий,

Как лебединое крыло.

И грустен путник ясноокий.

У ног колчан, в руке весло.

(Речь о предметном, материальном парусе)

   4.   М. Лермонтов. «Челнок»

 По произволу дивной власти
Я выкинут из царства страсти,
Как после бури на песок
Волной расшибленный челнок...

 

   5. М. Лермонтов. «Я не для ангелов и рая»

   6.А. Полежаев.

…О море, море!

Когда увижу берег твой?

Или, как чёлн залётный, вскоре

Сокроюсь в бездне гробовой.

(Аллегория – бурное море, несущее по волнам чёлн. Знаменует безнадёжность, уныние)

   7.  Н. Языков. «Пловец» (1829

 Нелюдимо наше море,

День и ночь шумит оно;

В роковом его просторе

 Много бед погребено.

 Смело, братья! Ветром полный

 Парус мой направил я:

 Полетит  на скользки волны

Быстрокрылая ладья!

Облака бегут над морем,

Крепнет ветер, зыбь черней,

Будет буря: мы поспорим

 И  помужествуем  с  ней.)

Смело, братья! Туча грянет,

Закипит громада вод,

 Выше вал сердитый встанет,

Глубже бездна упадет!

Там, за далью непогоды,

 Есть блаженная страна:

Не темнеют неба своды,

Не проходит тишина.

Но туда выносят волны

 Только  сильного  душой!..

 Смело, братья, бурей  полный

 Прям и крепок парус мой.

                                          1829

 

         8. А. С. Пушкин. «К морю».

 Смиренный парус рыбарей,

Твоею прихотью хранимый,

Скользит отважно средь зыбей:

Но ты взыграл, неодолимый,-

И стая тонет кораблей.

     9. М. Горький. « Песня о Буревестнике».

 Это смелый Буревестник.

Гордо реет между молний

Над ревущим гневно морем.

То кричит пророк победы:

-Пусть сильнее грянет буря!....

 

                      

Приложение 2.

1.История создания стихотворения «Парус».

Поэт Михаил Лермонтов несмотря на свой резкий и неуживчивый характер в душе был неисправимым романтиком. Именно поэтому в его творческом наследии достаточно много произведений лирического характера. Одним из них является знаменитое стихотворение «Парус», написанное в 1832 году, когда Лермонтову едва исполнилось 17 лет. Это произведение в полной мере отражает душевные метания юного поэта, который оказался на жизненном перепутье. Весной 1832 году он после словесной перепалки на экзамене по риторике отказался продолжать обучение в Московском университете, оставив мечты стать филологом. Его дальнейшая судьба и карьера оказались под вопросом, и, в конце концов, Лермонтов под давлением бабки поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Перспектива стать военным, с одной стороны, не сильно вдохновляла юного поэта. Но в то же время он мечтал о подвигах, которые выпали на долю его предков, хотя и понимал, что в лучшем случае судьба забросит его на Кавказ, где в то время велись военные действия.

 

Накануне поступления в юнкерскую школу Лермонтов написал стихотворение «Парус», которое в полной мере отражает его настроения и далеко не самые радостные мысли.

2.Рссказ искусствоведа по репродукциям картин Айвазовского.

 Айвазовский  выдающийся живописец.. Его работы были известны в Англии, Франции, Италии.  Русские вельможи  наперебой заказывали ему картины.   Знакомство и дружба с Пушкиным  наложили  отпечаток   на творчество художника. Всю свою жизнь он стремился постичь море через поэзию. Айвазовский великолепно играл на скрипке и поразил самого Глинку. Наверное, сочетание  поэзии и музыки  выплеснулось в живописи   великого художника. Черпая вдохновение в картинах природы, восхищаясь красотой окружающего мира и пропуская её через призму собственного восприятия, художник пытается воплотить свои впечатления в творчестве.

Море удивляет своей изменчивостью, непостоянством: то оно безмятежно, спокойно, лишь колышется. Лёгкая зыбь, то оно пенится и шумит. Так же изменчив, непостоянен его цвет. Только что оно казалось лазурно-синим, ярким от солнечного блеска. А зашло солнце за тучу - всё море стало свинцово-серым. Красота моря, его стихийная сила всегда поражают. Возле моря хочется размышлять о чём-то серьёзном, сокровенном.

3. Рассказ искусствоведа об акварели М. Лермонтова.

 

Многие писатели (А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, В. В.Маяковский) были незаурядными художниками. К их числу принадлежит и М. Ю. Лермонтов. Акварель М. Ю. Лермонтова “Парус” не является автоиллюстрацией к одноимённому стихотворению.

Но, возможно, стихотворение, написанное в 1832 году, и акварельный рисунок, сделанный в период с 1829 по 1832 год,  были навеяны каким-то одним впечатлением. В своём письме из Петербурга в августе 1832 года, адресованном С. А. Кахметевой Лермонтов пишет:

“..на лодке ездил в море - короче,  ищу впечатлений, каких-нибудь впечатлений!..”

Впечатления от встреч с морем находили своё воплощение в рисунках поэта. Лермонтов любил пером или кистью набрасывать вид разъярённого моря… Изображение моря и паруса в стихотворении и акварели объединены темпераментом эмоциональным накалом. Изобразительные средства, используемые Лермонтовым в поэтических произведениях, в определённой мере вызваны закономерностями живописи.

 

 


 

Урок - деловая игра. Автор: учитель русского языка и литературы

Урок - деловая игра. Автор: учитель русского языка и литературы

СИМВОЛ ЦВЕТОПИСЬ

СИМВОЛ ЦВЕТОПИСЬ

Актёр : “Белеет парус одинокий…” читает 4 строки

Актёр : “Белеет парус одинокий…” читает 4 строки

Два плана: это парус и человек определённой судьбы, характером гордый и сильный

Два плана: это парус и человек определённой судьбы, характером гордый и сильный

Москве на площади, носящей его имя, открывался памятник великому поэту

Москве на площади, носящей его имя, открывался памятник великому поэту

Повторён Лермонтовский образ бури и дерзкого вызова, желание её скорейшего наступления) 2

Повторён Лермонтовский образ бури и дерзкого вызова, желание её скорейшего наступления) 2

Смело, братья, бурей полный

Смело, братья, бурей полный

Многие писатели (А. С. Пушкин,

Многие писатели (А. С. Пушкин,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.