Конспект урока внеклассного чтения. В. Распутин «Женский разговор». 10 класс
Оценка 4.9

Конспект урока внеклассного чтения. В. Распутин «Женский разговор». 10 класс

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
10 кл
05.12.2017
Конспект урока внеклассного чтения.   В. Распутин «Женский разговор». 10 класс
Рассказ В. Распутина «Женский разговор» - это попытка автора поговорить о вечных ценностях: жизни и смерти, счастье и горе, прошлом и настоящем и, наконец, это разговор двух поколений о любви. Валентин Распутин убеждает нас в том, что «без любви к ближнему никто обходиться не может…речь идет не о любви плотской и не о любви сердца, а о любви души и духа, то есть о добровольно принимаемом на себя, всей своей жизнью, всем своим житием, служения другим людям, которые в этом нуждаются». Может быть, поэтому так восторженно и высоко звучат последние строки рассказа: «С тихим звоном билась в стеклину звездная россыпь, с тихим плеском наплывал и холодно замирал свет. Стояла глубокая ночь, ни звука не доносилось из деревни. И только небо, разворачиваясь, все играло и играло мириадами острых вспышек, выписывая и предвещая своими огненными письменами завтрашнюю неотвратимость» .
Распутин Женский разговор. Урок.docx
Внеклассное чтение.  В. Распутин «Женский разговор» Ход урока Слово учителя Лауреат   Государственной   премии,   Герой   Социалистического   Труда,   кавалер орденов Ленина, “Знак Почета” и Трудового Красного Знамени, писатель с мировым именем Валентин Григорьевич Распутин вырос и духовно формировался в Сибири. На Ангаре, среди гор и тайги разместилась небольшая деревня в 30–40 домов – Аталанка: здесь прошло детство будущего писателя, ее он считает своей настоящей родиной. “Едва научившись ходить, мы ковыляли к реке и забрасывали в нее удочки, еще не окрепнув, тянулись в тайгу…” – вспоминает сам Валентин Григорьевич. В.Распутин, как и другие его сверстники, формировался духовно и творчески в атмосфере   суровых   испытаний   и   великих   взлетов   народной   души:   война,   победа, послевоенные трудные годы, превращение Сибири во всесоюзную стройку. В 1959 году окончил   историко­философский   факультет   Иркутского   государственного университета. Работал в Красноярской и Иркутской молодежных газетах. В 1961 году в альманахе “Ангара” был опубликован его первый рассказ “Я забыл спросить у Лешки”. А   в   1966   году   в   Красноярске   и   Иркутске   выходят   две   первые   книги.   Следующее десятилетие приносит ему всемирную известность, – одна за другой публикуются его повести:   “Деньги   для   Марии”   (1967),   “Последний   поклон”   (1976),   написанные   с позиции   высокой   нравственности.   В   1985   году   выходит   его   проникнутая   болью   и горечью повесть “Пожар” – об ответственности каждого человека за все происходящее на   земле.   Повести   “Живи   и   помни”   и   “Пожар”   были   удостоены   Государственной премии СССР в 1977 году и 1987 году. В   публицистической   книге   “Сибирь,   Сибирь…”   (1991),   писатель   ратует   за сохранение   богатств   родного   края.   В   1996   году   Распутину   была   присуждена международная премия, а в мае 2000 года – премия фонда А. И. Солженицына. В феврале   2004   года   ему   была   присуждена   премия   Президента   РФ.   Герой Социалистического труда. – В последнее время в журналах “Москва” и “Литература в школе” напечатан рассказ Распутина “Женский разговор”, а в журнале “Наш современник” вышли его рассказы “В больнице”, “В туже землю”, за которые он в конце 1996 года еще получил Международную литературную премию в Италии. «Писать надо о том, от чего не спится по ночам…»­ сказал когда­то друг Распутина  драматург А. Вампилов. Эта мудрость стала одной из главных в творчестве писателя. А самым строгим учителем для него была жизнь. Это она научила его понимать, что, если  «хочешь быть мастером,   макай   перо   в   правду,   ничем   другим   больше   не   удивишь.»   (   В.   М. Шукшин). Создавая образы своих героев, Распутин тревожит наши души, передает нам свою человеческую боль за землю, за человека на ней. Писатель обладает удивительным даром   чувствовать,   понимать   и   выражать   самые   тонкие   и   порой   неизвестные   для многих движения и желания человеческой души, которая «по капле собирает свет…»  Создание проблемной ситуации Рассказ В. Распутина «Женский разговор» ­ это попытка автора поговорить о вечных ценностях: жизни и смерти, счастье и горе, прошлом и настоящем и, наконец, это любви.  поколений разговор о       двух     Беседа по тексту рассказа  Как вы думаете, почему разговор происходит ночью?  Какой   смысл   вкладывает   Распутин   в   слово   «разговор»?   (Синонимы: раздумье, беседа, диалог, размышление, исповедь и другие).  Давайте и мы поразмышляем. Почему вдруг заговорила бабушка Наталья? Какой вопрос не дает ей спать спокойно? («Надоело, входит, со мной со старухой?», «…еройство у тебя это было али грех?»)  Как вы думаете, понимают ли друг друга бабушка и внучка? (Нет)  Почему   не   понимают?   (Разные   поколения;   говорят   на   разных   языках; внучка городская, а бабушка деревенская) Две героини, две судьбы. Расскажите об одной из них, о Вике.   (Это   рослая,   налитая   девка   16   лет,   но   с   детским   “умишком”,   “голова отстает”,   как   говорит   бабушка,   “задает   вопросы   там,   где   пора   жить   своим умом”, “скажешь сделает, не скажешь – не догадается”. “Затаенная какая – то девка,   тихоомутная”.   В   городе   связалась   с   компанией,   бросила   школу,   стала пропадать   из   дому.   И   случилось   то,   что   могло   случиться,   Вика   оказалась   в положении. Теперь ее на перевоспитание отправили к бабушке. ) Чтобы   лучше   понять   героиню,   дайте   речевую   характеристику. Отложило ли время отпечаток на речи Вики? ­– Недаром автор говорит, что  Вика “затаенная какая­то”,  это заметно в ее речи.   Говорит   она   мало,   фразы   короткие,   решительные.   Часто   говорит   нехотя.   Ее трудно вытянуть на разговор, она вся в себе. В ее речи много современных слов: Учитель: Но   понимают   эти   слова   они   с   бабушкой   по­разному.   Это   время наложило свой отпечаток. Бабушка о современной жизни говорит так: “На холодный продуваемый   простор   выгнан   человек,   и   гонит   его   неведомая   сила,   гонит,   не давая остановиться. Сама жизнь гончей породы. Только в гоне, среди множества бегущих и забывается он, бедняга, только тогда и кажется ему, что он живет. А как   остановится   –   страшно.   Видно,   как   все   вокруг   перекошено,   запущено, перекручено”  И вот эта современная девушка оказывается в новой для нее обстановке, в глухой деревне. Почему именно сюда отправили Вику на перевоспитание? Что из себя представляет деревня? (Деревенька, видимо, небольшая. В домах печное отопление, телевизора нет у бабушки, надо принести воды и сходить за хлебом. Люди рано ложатся спать. Сюда отправили Вику, потому что хотели оторвать ее от компании. Может быть надеялись на влияние со стороны бабушки, на смену обстановки, в которой жила Вика. До этого момента никто не сумел подобрать ключик к душе Вики. Да и некогда сделать это в общем гоне.) Бабушка Наталья. Какой вы ее увидели? Что мы знаем о ее жизни? О взглядах на жизнь? Счастливый ли она человек? (Наталья   прожила   долгую,   трудную,   но   счастливую   жизнь.   В   18   лет “перешила старое платье под новое” и в голодный год вышла невенчанная замуж. Наталья считает Николая мужиком твердым, ей за ним было легко жить. Жену свою Николай любил. Первый муж, Николай , погиб на войне. Он прислал с войны своего   друга   Семена   к   Наталье,   дав   ему   наказ.   Долго   не   соглашалась, сопротивлялась Наталья, но со временем поняла. Что нужна она Семену, что без нее “он долго не протянет”. “Смирилась и позвала его”. “Он пришел и стал за хозяина”. Как речь Натальи раскрывает глубину ее души, характер? В ее речи много слов таких, которые она произносит по­своему, вкладывая более глубокий   смысл.   В   ее   речи   много   выражений,   наполненных   знаниями   жизни, человеческих взаимоотношений. “Только­только в дверку скребутся, где люди живут, а уж надоело!”. Улыбистая, говорит Наталья о себе,– “ во мне солнышко любит играть, а я уж про   себя   знала   и   набиралась   солнышко   побольше.”   Солнечный,   светлый   человек Наталья. Почему   бабушке   так   важно   услышать   от   Вики   ответ   на   вопрос:   “… еройство у тебя это было, а ли грех? Как ты сама – то на себя смотришь?” А что, простила бы бабушка Наталья такой грех? (Бабушка Наталья не простила бы никогда сознательного греха. С каждым грехом человек теряет часть самого себя. Не даром она говорит: “Такую потрату на себя приняла!”) А для Вики этот поступок был своеобразным геройством. И   вот   эти   женщины   разного   возраста,   живущие   под   единой   крышей, родные   по   крови   заводят   разговор   о   жизни.   Инициатива   в   руках бабушки Натальи, она не хочет отпустить Вику, не поговорив. Давайте перечитаем начало разговора со слов: “– Уеду, – еще днем нацелилась Вика и теперь повторила: – Уеду с ним.” до слов “– Надоела. Спи, бабуля”.  Как вы понимаете состояние Вики? Что она имеет в виду, говоря: “Все надоело…”  (По   –   своему   Вика   переживает   за   себя,   видимо   понимает,   что поступила не так. А как надо, не знает. Вика говорит о целеустремленности, но сама целей и интереса в жизни не имеет. В ней, видимо, что­то сломалось, и она не знает, как жить дальше.) Хочется Наталье, чтобы внучка сохранила себя по капельке, подготовила к замужеству. У Натальи свое представление о невесте. Какой она должна быть? ( …лаская, да чистая, да звонкая, без единой без трещинки, какая белая, да глядистая, да сладкая.) Что значит  любить,  по словам Натальи? Любили ли они  друг друга, Наталья и Семен? (Любовь была, как не быть, да другая, ранешная, она куски, как побирушка, не собирала. Я как думала: не ровня он мне. Зачем мне себя травить, его дурить, зачем   людей   смешить,   если   никакая   мы   не   пара?   На   побывку   к   себе   брать   не хотела, это не для меня, а для жизни устоятельной ровня нужна.”) Было уважение друг к другу, внимание, забота, общая цель, жалость, сочувствие – это и составляло основу жизни, было любовью “ранешной”. Что значил для Вики разговор с бабушкой, почему бабушка считала, что он очень нужен? Перевоспиталась ли Вика? (Этот   разговор   важен   был   для   обеих:   бабушка,   рассказывая   о   себе, передавала   свой   жизненный   опыт,   взгляды   на   жизнь,   поддерживала   внучку, вселяла в нее уверенность, создавала основу для дальнейшей жизни – устою, как она говорит сама. А для Вики этот разговор – это начало новой жизни, осознание своего “Я”, своего назначения на земле, разговор затронул Вику, “неспокойно засыпала девчонка –   подергивались,   одновременно   вздрагивая,   плечи,   левая   рука,   ища   гнезда, оглаживала живот, дыхание то принималось частить, то переходило в плавные неслышные гребки”.) Подведение итогов урока Валентин   Распутин   убеждает   нас   в   том,   что   «без   любви   к   ближнему   никто обходиться не может…речь идет не о любви плотской и не о любви сердца, а о любви души и духа, то есть о добровольно принимаемом на себя,   всей своей жизнью, всем своим житием, служения другим людям, которые в этом нуждаются».  Может   быть,   поэтому   так   восторженно   и   высоко   звучат   последние   строки рассказа: «С тихим звоном билась в   стеклину   звездная россыпь, с тихим плеском наплывал и холодно замирал свет. Стояла глубокая ночь, ни звука не доносилось из деревни.   И   только   небо,   разворачиваясь,   все   играло   и   играло   мириадами   острых вспышек,   выписывая   и   предвещая   своими   огненными   письменами   завтрашнюю неотвратимость» .

Конспект урока внеклассного чтения. В. Распутин «Женский разговор». 10 класс

Конспект урока внеклассного чтения.   В. Распутин «Женский разговор». 10 класс

Конспект урока внеклассного чтения. В. Распутин «Женский разговор». 10 класс

Конспект урока внеклассного чтения.   В. Распутин «Женский разговор». 10 класс

Конспект урока внеклассного чтения. В. Распутин «Женский разговор». 10 класс

Конспект урока внеклассного чтения.   В. Распутин «Женский разговор». 10 класс

Конспект урока внеклассного чтения. В. Распутин «Женский разговор». 10 класс

Конспект урока внеклассного чтения.   В. Распутин «Женский разговор». 10 класс

Конспект урока внеклассного чтения. В. Распутин «Женский разговор». 10 класс

Конспект урока внеклассного чтения.   В. Распутин «Женский разговор». 10 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.12.2017