Конспект урока внеклассного чтения. В. Распутин «Женский разговор». 10 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 05.12.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рассказ В. Распутина «Женский разговор» - это попытка автора поговорить о вечных ценностях: жизни и смерти, счастье и горе, прошлом и настоящем и, наконец, это разговор двух поколений о любви. Валентин Распутин убеждает нас в том, что «без любви к ближнему никто обходиться не может…речь идет не о любви плотской и не о любви сердца, а о любви души и духа, то есть о добровольно принимаемом на себя, всей своей жизнью, всем своим житием, служения другим людям, которые в этом нуждаются». Может быть, поэтому так восторженно и высоко звучат последние строки рассказа: «С тихим звоном билась в стеклину звездная россыпь, с тихим плеском наплывал и холодно замирал свет. Стояла глубокая ночь, ни звука не доносилось из деревни. И только небо, разворачиваясь, все играло и играло мириадами острых вспышек, выписывая и предвещая своими огненными письменами завтрашнюю неотвратимость» .
Иконка файла материала Распутин Женский разговор. Урок.docx
Внеклассное чтение.  В. Распутин «Женский разговор» Ход урока Слово учителя Лауреат   Государственной   премии,   Герой   Социалистического   Труда,   кавалер орденов Ленина, “Знак Почета” и Трудового Красного Знамени, писатель с мировым именем Валентин Григорьевич Распутин вырос и духовно формировался в Сибири. На Ангаре, среди гор и тайги разместилась небольшая деревня в 30–40 домов – Аталанка: здесь прошло детство будущего писателя, ее он считает своей настоящей родиной. “Едва научившись ходить, мы ковыляли к реке и забрасывали в нее удочки, еще не окрепнув, тянулись в тайгу…” – вспоминает сам Валентин Григорьевич. В.Распутин, как и другие его сверстники, формировался духовно и творчески в атмосфере   суровых   испытаний   и   великих   взлетов   народной   души:   война,   победа, послевоенные трудные годы, превращение Сибири во всесоюзную стройку. В 1959 году окончил   историко­философский   факультет   Иркутского   государственного университета. Работал в Красноярской и Иркутской молодежных газетах. В 1961 году в альманахе “Ангара” был опубликован его первый рассказ “Я забыл спросить у Лешки”. А   в   1966   году   в   Красноярске   и   Иркутске   выходят   две   первые   книги.   Следующее десятилетие приносит ему всемирную известность, – одна за другой публикуются его повести:   “Деньги   для   Марии”   (1967),   “Последний   поклон”   (1976),   написанные   с позиции   высокой   нравственности.   В   1985   году   выходит   его   проникнутая   болью   и горечью повесть “Пожар” – об ответственности каждого человека за все происходящее на   земле.   Повести   “Живи   и   помни”   и   “Пожар”   были   удостоены   Государственной премии СССР в 1977 году и 1987 году. В   публицистической   книге   “Сибирь,   Сибирь…”   (1991),   писатель   ратует   за сохранение   богатств   родного   края.   В   1996   году   Распутину   была   присуждена международная премия, а в мае 2000 года – премия фонда А. И. Солженицына. В феврале   2004   года   ему   была   присуждена   премия   Президента   РФ.   Герой Социалистического труда. – В последнее время в журналах “Москва” и “Литература в школе” напечатан рассказ Распутина “Женский разговор”, а в журнале “Наш современник” вышли его рассказы “В больнице”, “В туже землю”, за которые он в конце 1996 года еще получил Международную литературную премию в Италии. «Писать надо о том, от чего не спится по ночам…»­ сказал когда­то друг Распутина  драматург А. Вампилов.Эта мудрость стала одной из главных в творчестве писателя. А самым строгим учителем для него была жизнь. Это она научила его понимать, что, если  «хочешь быть мастером,   макай   перо   в   правду,   ничем   другим   больше   не   удивишь.»   (   В.   М. Шукшин). Создавая образы своих героев, Распутин тревожит наши души, передает нам свою человеческую боль за землю, за человека на ней. Писатель обладает удивительным даром   чувствовать,   понимать   и   выражать   самые   тонкие   и   порой   неизвестные   для многих движения и желания человеческой души, которая «по капле собирает свет…»  Создание проблемной ситуации Рассказ В. Распутина «Женский разговор» ­ это попытка автора поговорить о вечных ценностях: жизни и смерти, счастье и горе, прошлом и настоящем и, наконец, это любви.  поколений разговор о       двух     Беседа по тексту рассказа  Как вы думаете, почему разговор происходит ночью?  Какой   смысл   вкладывает   Распутин   в   слово   «разговор»?   (Синонимы: раздумье, беседа, диалог, размышление, исповедь и другие).  Давайте и мы поразмышляем. Почему вдруг заговорила бабушка Наталья? Какой вопрос не дает ей спать спокойно? («Надоело, входит, со мной со старухой?», «…еройство у тебя это было али грех?»)  Как вы думаете, понимают ли друг друга бабушка и внучка? (Нет)  Почему   не   понимают?   (Разные   поколения;   говорят   на   разных   языках; внучка городская, а бабушка деревенская) Две героини, две судьбы. Расскажите об одной из них, о Вике.   (Это   рослая,   налитая   девка   16   лет,   но   с   детским   “умишком”,   “голова отстает”,   как   говорит   бабушка,   “задает   вопросы   там,   где   пора   жить   своим умом”, “скажешь сделает, не скажешь – не догадается”. “Затаенная какая – то девка,   тихоомутная”.   В   городе   связалась   с   компанией,   бросила   школу,   стала пропадать   из   дому.   И   случилось   то,   что   могло   случиться,   Вика   оказалась   в положении. Теперь ее на перевоспитание отправили к бабушке. ) Чтобы   лучше   понять   героиню,   дайте   речевую   характеристику. Отложило ли время отпечаток на речи Вики?­– Недаром автор говорит, что  Вика “затаенная какая­то”,  это заметно в ее речи.   Говорит   она   мало,   фразы   короткие,   решительные.   Часто   говорит   нехотя.   Ее трудно вытянуть на разговор, она вся в себе. В ее речи много современных слов: Учитель: Но   понимают   эти   слова   они   с   бабушкой   по­разному.   Это   время наложило свой отпечаток. Бабушка о современной жизни говорит так: “На холодный продуваемый   простор   выгнан   человек,   и   гонит   его   неведомая   сила,   гонит,   не давая остановиться. Сама жизнь гончей породы. Только в гоне, среди множества бегущих и забывается он, бедняга, только тогда и кажется ему, что он живет. А как   остановится   –   страшно.   Видно,   как   все   вокруг   перекошено,   запущено, перекручено”  И вот эта современная девушка оказывается в новой для нее обстановке, в глухой деревне. Почему именно сюда отправили Вику на перевоспитание? Что из себя представляет деревня? (Деревенька, видимо, небольшая. В домах печное отопление, телевизора нет у бабушки, надо принести воды и сходить за хлебом. Люди рано ложатся спать. Сюда отправили Вику, потому что хотели оторвать ее от компании. Может быть надеялись на влияние со стороны бабушки, на смену обстановки, в которой жила Вика. До этого момента никто не сумел подобрать ключик к душе Вики. Да и некогда сделать это в общем гоне.) Бабушка Наталья. Какой вы ее увидели? Что мы знаем о ее жизни? О взглядах на жизнь? Счастливый ли она человек? (Наталья   прожила   долгую,   трудную,   но   счастливую   жизнь.   В   18   лет “перешила старое платье под новое” и в голодный год вышла невенчанная замуж. Наталья считает Николая мужиком твердым, ей за ним было легко жить. Жену свою Николай любил. Первый муж, Николай , погиб на войне. Он прислал с войны своего   друга   Семена   к   Наталье,   дав   ему   наказ.   Долго   не   соглашалась, сопротивлялась Наталья, но со временем поняла. Что нужна она Семену, что без нее “он долго не протянет”. “Смирилась и позвала его”. “Он пришел и стал за хозяина”. Как речь Натальи раскрывает глубину ее души, характер? В ее речи много слов таких, которые она произносит по­своему, вкладывая более глубокий   смысл.   В   ее   речи   много   выражений,   наполненных   знаниями   жизни, человеческих взаимоотношений. “Только­только в дверку скребутся, где люди живут, а уж надоело!”. Улыбистая, говорит Наталья о себе,– “ во мне солнышко любит играть, а я уж про   себя   знала   и   набиралась   солнышко   побольше.”   Солнечный,   светлый   человек Наталья.Почему   бабушке   так   важно   услышать   от   Вики   ответ   на   вопрос:   “… еройство у тебя это было, а ли грех? Как ты сама – то на себя смотришь?” А что, простила бы бабушка Наталья такой грех? (Бабушка Наталья не простила бы никогда сознательного греха. С каждым грехом человек теряет часть самого себя. Не даром она говорит: “Такую потрату на себя приняла!”) А для Вики этот поступок был своеобразным геройством. И   вот   эти   женщины   разного   возраста,   живущие   под   единой   крышей, родные   по   крови   заводят   разговор   о   жизни.   Инициатива   в   руках бабушки Натальи, она не хочет отпустить Вику, не поговорив. Давайте перечитаем начало разговора со слов: “– Уеду, – еще днем нацелилась Вика и теперь повторила: – Уеду с ним.” до слов “– Надоела. Спи, бабуля”.  Как вы понимаете состояние Вики? Что она имеет в виду, говоря: “Все надоело…”  (По   –   своему   Вика   переживает   за   себя,   видимо   понимает,   что поступила не так. А как надо, не знает. Вика говорит о целеустремленности, но сама целей и интереса в жизни не имеет. В ней, видимо, что­то сломалось, и она не знает, как жить дальше.) Хочется Наталье, чтобы внучка сохранила себя по капельке, подготовила к замужеству. У Натальи свое представление о невесте. Какой она должна быть? ( …лаская, да чистая, да звонкая, без единой без трещинки, какая белая, да глядистая, да сладкая.) Что значит  любить,  по словам Натальи? Любили ли они  друг друга, Наталья и Семен? (Любовь была, как не быть, да другая, ранешная, она куски, как побирушка, не собирала. Я как думала: не ровня он мне. Зачем мне себя травить, его дурить, зачем   людей   смешить,   если   никакая   мы   не   пара?   На   побывку   к   себе   брать   не хотела, это не для меня, а для жизни устоятельной ровня нужна.”) Было уважение друг к другу, внимание, забота, общая цель, жалость, сочувствие – это и составляло основу жизни, было любовью “ранешной”. Что значил для Вики разговор с бабушкой, почему бабушка считала, что он очень нужен? Перевоспиталась ли Вика? (Этот   разговор   важен   был   для   обеих:   бабушка,   рассказывая   о   себе, передавала   свой   жизненный   опыт,   взгляды   на   жизнь,   поддерживала   внучку, вселяла в нее уверенность, создавала основу для дальнейшей жизни – устою, как она говорит сама.А для Вики этот разговор – это начало новой жизни, осознание своего “Я”, своего назначения на земле, разговор затронул Вику, “неспокойно засыпала девчонка –   подергивались,   одновременно   вздрагивая,   плечи,   левая   рука,   ища   гнезда, оглаживала живот, дыхание то принималось частить, то переходило в плавные неслышные гребки”.) Подведение итогов урока Валентин   Распутин   убеждает   нас   в   том,   что   «без   любви   к   ближнему   никто обходиться не может…речь идет не о любви плотской и не о любви сердца, а о любви души и духа, то есть о добровольно принимаемом на себя,   всей своей жизнью, всем своим житием, служения другим людям, которые в этом нуждаются».  Может   быть,   поэтому   так   восторженно   и   высоко   звучат   последние   строки рассказа: «С тихим звоном билась в   стеклину   звездная россыпь, с тихим плеском наплывал и холодно замирал свет. Стояла глубокая ночь, ни звука не доносилось из деревни.   И   только   небо,   разворачиваясь,   все   играло   и   играло   мириадами   острых вспышек,   выписывая   и   предвещая   своими   огненными   письменами   завтрашнюю неотвратимость» .

Посмотрите также