Конспект урока внеклассного чтения "Зачем я убил коростеля?"
Оценка 4.6

Конспект урока внеклассного чтения "Зачем я убил коростеля?"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
07.03.2017
Конспект урока внеклассного чтения "Зачем я убил коростеля?"
I этап. Работа с текстом до чтения. 1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт. 2. Постановка целей урока с учётом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.Конспект урока
Конспект урока внеклассного чтения Зачем я убил.docx
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ (Авторы:Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова) I этап. Работа с текстом до чтения.  1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт. 2. Постановка целей урока  с   учётом  общей   (учебной,   мотивационной,   эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.  II этап. Работа с текстом во время чтения.  1. Первичное чтение текста.   Самостоятельное чтение в классе или чтение­слушание, или комбинированное чтение (на выбор   учителя)   в   соответствии   с   особенностями   текста,   возрастными   и   индивидуальными возможностями   учащихся.   Выявление   первичного   восприятия   (с   помощью   беседы,   фиксации первичных   впечатлений,   смежных   видов   искусств   –   на   выбор   учителя).   Выявление   совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста. 2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ   текста   (приёмы:  диалог   с   автором   через   текст,   комментированное   чтение,   беседа   по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.). Постановка уточняющего  вопроса к каждой смысловой части.  3. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.  4. Выразительное чтение.  III этап. Работа с текстом после чтения.  1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.   Коллективное   обсуждение   прочитанного,   дискуссия.   Соотнесение   читательских интерпретаций   (истолкований,   оценок)   произведения   с   авторской   позицией.   Выявление   и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. 2. Знакомство с писателем. Рассказ   о   писателе.   Беседа   о   личности   писателя.   Работа   с   материалами   учебника, дополнительными источниками.  3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.  4.   Творческие   задания,   опирающиеся   на   какую­либо   сферу   читательской   деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы). Урок внеклассного чтения по теме «Природа и человек в произведениях писателей 20 века.  В.П.Астафьев «Зачем я убил коростеля?» Цели урока:   Предметные: ­ прогнозировать содержание текста по заглавию; ­ отвечать на вопросы по содержанию, ­ оценивать поступки героев произведения, ­ проводить комплексный анализ текста. Личностные: ­ оценивать поступки людей в соответствии с принятыми нормами. Метапредметные: ­ самостоятельно работать по предложенному плану (Регулятивные УУД), ­ оформлять свои мысли в устной и письменной форме, работать в паре (Коммуникативные УУД), ­ вычитывать все виды текстовой информации (Познавательные УУД). Ход урока: I. Мотивация к учебной деятельности (3 мин) ­  Я предлагаю вам посмотреть видеоролик. ­  Ребята, какое домашнее задание было задано на сегодня?  (прочитать рассказ)  ­ Понравился ли вам рассказ?  Показ видеоролика «Природа­основа жизни на Земле». После просмотра: ­ Попробуйте предположить:  как связан видеоролик с прочитанным вами рассказом? (О бережном отношении к природе). II. Работа с текстом до чтения(7 мин) 1. Антиципация (прогнозирование содержания) ­ Кто автор произведения, которое мы будем разбирать? (В. Астафьев). ­ Мы читали его произведения раньше? ­ О чём его произведения?  ­ Прочитайте название произведения («Зачем я убил коростеля?») ­ Какого жанра это произведение? (Рассказ). ­ Докажите, что это рассказ. ­ Коростель – это кто? (птица) Показать изображение. Выступление Ванюрихина Вани. ­ Что вы узнали об этой птице? 2. Постановка цели ­ Что необычного в заглавии? (Вопрос) ­ Кому задаёт этот вопрос автор? (Себе, читателям) ­ Предположите, почему автор ставит вопрос в заглавии? ­ Запишите свои предположения на цветные листочки, предварительно обсудив их с соседом по парте (прием «Корзина идей») Вывесим их на доске (учитель читает).  ­ Какова же цель сегодняшнего урока? (дать ответ на вопрос) III. Работа с текстом во время чтения 1. Самостоятельное чтение текста учениками. 2. Беседа по содержанию (например): ­ От какого лица ведется повествование? (от 1го лица) ­ Каков возраст рассказчика? ­ Что случилось с героем? ­ Какие чувства испытывал герой, когда это случилось? Переживал ли он? ­ Кому же автор задаёт вопрос? 3. Комплексный анализ текста ­Каковы особенности композиции?   ( Наличие обрамления) (Краткость экспозиции (ранняя осень, небольшая бочажина, поросшая тальником). Передается с помощью   диалектизмов   колорит   местности.   ­   Завязка,   развитие   действия   дается   в   нескольких предложениях.   Тут   же   кульминация:   «захлестал   сырым   удилищем».   Начало   рассказа   очень динамично.) ­Сколько раз дается описание птицы? Какие художественные средства использует автор в каждом случае? (3 раза: живая, мертвая, как вид; в изображении живой птицы преобладают глаголы, потому что, во­ первых, мальчик еще не успел разглядеть ее, а во вторых, чтобы подчеркнуть, что птица еще жива и из последних сил старается спастись) ­Описание   мертвой   птицы   занимает   примерно   1/3   рассказа.   Почему?   Какие   художественные средства  здесь сконцентрированы?  (Такое подробное описание птицы дано потому, что мальчик внимательно рассматривает на ладони ее завядшее тельце, как бы определяя степень своей вины.)  ­Есть ли глаголы в описании мертвой птицы? (Птица мертва, и глаголов в описании нет, кроме грамматической части сказуемого «была», глагола «болталась»)   ­Выбор   морфологических   средств   делает   картину   смерти   более   ёмкой.   Какую   роль   играют уменьшительно­ласкательные суффиксы?  (Уменьшительно­ласкательные   суффиксы   подчеркивают   беспомощность,   уязвимость   коростеля перед «царем природы» в лице мальчика).  ­Использует ли автор инверсию в описании мертвой птицы?    (Нет. Построение   предложений   служит   для   той   же   цели:   подчеркнуть     неторопливость, постепенность рассматривания птицы, открытия для себя всё    новых и новых деталей. Инверсий нет, все просто, как сама смерть)  ­Каким приемом пользуется автор в 2­х последних абзацах? Что этим достигается?  (Используется  анафора«но».  С   ее   помощью   показывается,   что,   хотя   автор   и   не   может   быть приговорен к смерти, его наказание от этого не становится легче.  О   смерти рассказчик говорит спокойно: «Был на войне в людей стрелял, и они в    меня стреляли». Так же спокойно говорит о жизни: « Много уже лет живу и всякого навидался». Инверсии, использованные здесь, указывают на то, что хоть и много прожито, и убивал людей, но не забыто невесомое тельце   коростеля, так нелепо загубленного).  4.Обобщающая беседа ­Кульминация действия приходится на  момент гибели птицы. А «кульминация  чувства»?    (Когда мальчик, осознав свою вину, руками выгребает ямку в борозде и    хоронит птицу. Инверсия делает слова «руками», «так просто», «сдуру» ключевыми. Мы словно видим этого растерянного мальчишку,   обдирающего   руки   в   кровь,   пытающегося   и   похоронить   птицу,   и   скрыть   свое преступление).  ­Со времени этого случая прошло 40 лет. Что же стоит в центре рассказа, что не дает покоя автору?  (Чувство вины) ­Какие слова использует автор в разных частях рассказа, чтобы это чувство показать? («До того мне стало жалко ее», «с нетерпением и виной», «томлюсь и жду»).  ­В экспозиции рассказа описание природы очень кратко. Для чего вдруг в середине текста дается полнокровный местный пейзаж, наполненный красками, запахами, звуками? (Чтобы показать его несовершенство без дергача­коростеля).  ­Для чего в последнем абзаце нагнетаются вопросы, по сути, один и тот же вопрос?                    (Чтобы   показать,   насколько   мучителен   он   для   рассказчика.На   него   нет   ответа,   как   нет возможности повернуть все вспять).  ­ Не было бы описания, значит, не почувствовал бы герой своей вины, ведь сколько  животных и  птиц мучается и уничтожается детьми! А мальчик запоминает все    подробности…?                 (Автор использует эпитеты, чтобы подчеркнуть безжизненность птицы: « завядшеее, бескостное,  невесомое тельце; мертвые бесцветные веки.Шейка   болтается, будто прихваченный морозом лист, спина словно бы темноватыми   гнилушками посыпана»)    Автор использует сравнение – в новом  для мальчика явлении смерти ему видятся детали давно знакомые (листы, прихваченные морозом,  груши –     гнилушки). Тем более поражает смерть.  IV. Работа с текстом после чтения 1. Концептуальная беседа ­Почему, казалось бы, не слишком значительное событие так запомнилось герою рассказа?     Какова   основная   мысль   (идея)   произведения?  (Вероятно,   идея   рассказа   в   ответственности человека за свои поступки, в неотвратимости расплаты за то зло, которое причинил другим, даже если это произошло давно).  ­ Где и почему время как бы остановилось? (Когда мальчик рассматривает загубленную им птицу.Смерть птицы поразила его настолько, что он застыл с безжизненным тельцем жертвы в руке).  2. Творческое задание ­Ребята, попробуйте составить синквейн на  тему «Природа» V. Рефлексия (3 мин)Метод «6 шляп мышления» ­ А сейчас я предлагаю вам надеть шляпы и дать оценку нашему уроку. Тот, кто надевает белую шляпу, без эмоций и оценок расскажет нам то, что мы делали на уроке. Кто наденет белую шляпу? ­ Желтой шляпе предлагается назвать положительные стороны урока. Кто ее наденет?  ­Черная шляпа называет, что было трудно на уроке и объясняет почему. Кто сможет это сделать?  ­Какие   эмоции   вы   испытывали   на   уроке?   Об   этом   расскажет   красная   шляпа.   Кто   хочет попробовать?  ­ Зеленая шляпа расскажет, что на уроке можно было сделать по­ другому? Кто ее наденет?  ­ Синюю шляпу надену я и подведу итог урока.  VI   Домашнее задание  прочитать рассказ «Белогрудка» , сделать иллюстрации к прочитанному рассказу

Конспект урока внеклассного чтения "Зачем я убил коростеля?"

Конспект урока внеклассного чтения "Зачем я убил коростеля?"

Конспект урока внеклассного чтения "Зачем я убил коростеля?"

Конспект урока внеклассного чтения "Зачем я убил коростеля?"

Конспект урока внеклассного чтения "Зачем я убил коростеля?"

Конспект урока внеклассного чтения "Зачем я убил коростеля?"

Конспект урока внеклассного чтения "Зачем я убил коростеля?"

Конспект урока внеклассного чтения "Зачем я убил коростеля?"

Конспект урока внеклассного чтения "Зачем я убил коростеля?"

Конспект урока внеклассного чтения "Зачем я убил коростеля?"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.03.2017