Конспект урока "Жизнь цветка. Сочувствие и сострадание в сказке - были А. Платонова «Неизвестный цветок»" 5 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 05.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

ТЕМА: «Жизнь цветка. Сочувствие и сострадание в сказке-были А. Платонова «Неизвестный цветок»». ЦЕЛИ: привлечь внимание учеников к обсуждению вопросов, связанных с уважением достоинства, сострадания; расширить представление о литературной сказке и композиции художественного произведения; обучать анализу прозаического текста, развивать навыки словесного рисования и комментированного чтения, групповой работы и инсценирования; развивать речь уч-ся; познакомить с афоризмом как малым жанром.Конспект урока "Жизнь цветка. Сочувствие и сострадание в сказке - были А. Платонова «Неизвестный цветок»" 5 класс
Иконка файла материала конспект.docx
ТЕМА: «Жизнь цветка. Сочувствие и сострадание в сказке-были А. Платонова «Неизвестный цветок»». ЦЕЛИ: привлечь внимание учеников к обсуждению вопросов, связанных с уважением достоинства, сострадания; расширить представление о литературной сказке и композиции художественного произведения; обучать анализу прозаического текста, развивать навыки словесного рисования и комментированного чтения, групповой работы и инсценирования; развивать речь уч-ся; познакомить с афоризмом как малым жанром. ОБОРУДОВАНИЕ: «Вокруг тебя - мир...» Книга для уч-ся 5 класса, презентация, «лепестки». ЭПИГРАФЫ: Жить - значит действовать. А. Франс Кто не отзывается на зов, отказывается от того, за чем его зовут. Суахили Жизнь ничего не дарует без тяжких трудов и волнений.                                                     Гораций  Смотри на каждую утреннюю зарю, как на начало твоей жизни, и на каждый закат солнца, как на конец ее. Пусть каждая их этих кратких жизней будет отмечена каким-нибудь добрым поступком, какой-нибудь победой над собой или приобретенным знанием. Д. Рескин Люди, у которых свое горе, умеют утешать других.              Марк Твен  Никто из нас не имеет права пройти мимо страданий, за которые мы, собственно, не несем ответственности, и не предотвратить их. А. Швейцер I. Организационный момент. II. Речевая разминка. III. Вступительное слово. Ребята, вы хорошо узнали и почувствовали, что Андрей Платонов - писатель удивительный. Он обладал талантом слышать чужое горе, ощущать эту неустроенность мира. Этим талантом он наделил своих героев. Посмотрите на портрет писателя. Глаза, полные грусти и тепла, озабоченности и доверчивости, мягкое, доброе лицо, особая сила притяжения во взгляде. Его книги о добре, человечности, труде. Наш урок - это встреча с живым словом талантливого русского писателя А. Платонова. Сочувствие, сопереживание могут проявляться по-разному. В чем проявилось сострадание Даши и какое открытие для себя сделала девочка,мы узнали из сказки-были «Неизвестный цветок». Разберемся в прочитанном. IV.   Работа с текстом 1. Беседа. -   Понравилась вам сказка? -   Какой эпизод вам запомнился больше всего? -   Были ли такие эпизоды, при чтении которых вам становилось грустно? 2. Деление текста на части. -   На какие части можно разделить этот текст? -   Расположите их по порядку (История жизни цветка до знакомства с Дашей. Разговор с девочкой. Новая жизнь пустыря. Год спустя). 3. Жизнь цветка. -  Какой была жизнь цветка на пустыре? В. 2. (выбери правильный ответ) -   Какие глаголы нам помогают это понять? (выборочное чтение) -   Как описывает Платонов дальше жизнь цветка? -   Как он трудился? -   Почему писателю важно показать, что поступки цветка похожи на действия живых существ? -   Как можно понять фразы: «не хотел жить печально», «старался расти». В. 3. 4. Жанр произведения. Автор этого произведения сам определил его жанр - сказка-быль. -   Как вы понимаете значение слова «быль»? -   Что в описании цветка - от были, а что - сказочное? (у любого цветка есть стебель, венчик, листья, любой цветок растет, питается влагой, ловит лучи солнца, многие цветы борются за свое существование. Цветок из сказки - были А. Платонова был существом, наделенным чувствами, волей; он умел говорить). Обратите внимание, как привычно для сказки начинается «Неизвестный цветок», «Жил на свете маленький цветок...». -   Найдите в тексте слова, помогающие определить отношение автора к цветку? (Стебелек, венчик, жилки, травка). 5. Иллюстрации. Автор показывает неизвестный цветок прекрасным, живым, терпеливым. -   Что прекрасного в цветке? Почему он на других непохожий? Представьте свои иллюстрации (выставка рисунков) 6. Инсценировка. -   Как вы думаете, почему так много места уделяется описанию истории жизни цветка на пустыре? -   Почему Даша шагнула на пустырь и заговорила с цветком? В. 6. -   Попробуем и мы с вами представить эту встречу. Инсценировка. -   Почему Даша «завидовала» письму? -   Какую роль в развитии сюжета играет воспоминание о рассказанной мамой сказке?-   Соотнесите этот эпизод с иллюстрациями. 7. Диалог. Сочувствие, переживание, сострадание могут проявляться по-разному. -   В чем проявилось сострадание Даши? -   С какими словами, как вам кажется, Даша могла обратиться к своим друзьям и убедила их прийти на пустырь? -   Составьте диалог. V.    Сделаем выводы. 1 лепестки Известно, что этот рассказ был последним произведением писателя, что он работал над ним уже будучи тяжело больным и закончил свою работу за несколько дней до смерти; подарил его своей шестилетней дочери Маше. -   Можно ли его считать завещанием? -   Что хотел этим произведением сказать писатель Платонов? -   Вот эти лепестки нам помогут ответить на этот вопрос. В чем проявляются: добро сострадание милосердие сочувствие сопереживание труд? 2. Афоризмы -   Какой из афоризмов можно использовать в качестве вывода? -   С какими частями сказки их можно соотнести? -   Какие чувства рождают у вас рассказы Платонова и его герои? 3. Вывод. Человек живет в прекрасном и яростном мире, где его подстерегают неожиданности опасности. Чтобы в таком мире прожить, нужна огромная любовь к жизни. Нужно делать этот мир лучше, добрее, быть душевно красивым и щедрым. Этому учит нас А. Платонов в каждой строчке рассказа. Хотелось, чтобы и ваши сердца были открыты для добра и сострадания и чтобы, как Даша, вы могли бы услышать голос тех, кто одинок и нуждается в помощи. VI. Д/3 в. 9 письменно VIII. Песня «Волшебный цветок»

Посмотрите также