Конспект урока "Зона степей" ( окружающий мир, 3 класс)
Оценка 4.6

Конспект урока "Зона степей" ( окружающий мир, 3 класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
естествознание +1
3 кл
15.02.2018
Конспект урока "Зона степей" ( окружающий мир, 3 класс)
В конспекте представлена разработка урока окружающего мира для 3 класса по теме: "Зона степей". Урок построен в форме конференции, где группы учащихся представляют выбранные ими проекты по темам: "Экологические проблемы зоны степей", "Животный мир степей", "Растительный мир зоны степей". Урок соответствует ФГОС.Текстовый документ
конспект урока и метод.руководство (NXPowerLite).docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 им. Б.Н. Куликова  г. Семикаракорска»   Методическая  разработка урока окружающего мира  для 3 класса по теме: «Экосистема степей»      Выполнил:  Матусевич Светлана                                                                     Александровна,  учитель начальных классов svetlana­school@yandex.ru            Семикаракорск  2014 1 Пояснительная записка Данное  электронное  приложение  разработано  к  уроку    окружающий  мир  для   3  класса  (УМК « Школа­2100», учебник «Обитатели Земли» М.:  БАЛАСС,  2010­    Вахрушев  А.А.) , но может быть успешно использовано  для изучения  данной темы в  любом УМК. Количество часов в неделю – 1ч. Место урока в изучении темы: первый, урок открытия новых знаний. Актуальность и практическое  значение: и   само содержание  урока, и форма его  проведения – урок­ конференция  как нельзя более  актуальны  для нас, жителей   Донского края, поскольку  урок  был посвящен  изучению  регионального материала.   Дети заранее были поделены на группы и  по рекомендованному  учителем  плану  готовили,  а затем и защищали  коллективные  проекты  о  звеньях  экосистемы степи,  а  также экологии родного края. В ходе урока дети в основном  самостоятельно  преподносили материал,  анализировали  работу группы, делали выводы, высказывали  гипотезы, давали  друг другу рекомендации, осуществляли проверку  своих гипотез. Таким образом, были  обеспечены максимально  благоприятные условия для формирования метапредметных   результатов :  регулятивных УУД  ( постановка  целей  деятельности (СЛАЙД 6),  формулирование  проблемы, поиск  и проверка  гипотез, планирование   деятельности, самооценка, оценка работы  другой группы);  познавательные  УУД ( умение  ориентироваться в системе знаний, понимать  необходимость дополнительной информации,  умение выделять главное, строить  умозаключения, грамотно преподносить  информацию, в том числе  посредством  ИКТ, умение работать с ЦОР, осуществлять поиск  информации в сети Интернет,  обрабатывать  и представлять добытую информацию);  коммуникативные УУД (умение донести свою позицию до  окружающих:  оформлять  свои мысли  в устной и письменной речи, слушать и понимать речь  других, вступать в беседу, приводить  доказательства); Личностные результаты:  Умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и  ценностей, самостоятельно определять и высказывать  правила поведения. Как  видно из перечисленного выше,  форма  построения урока  очень  актуальна,  так как активно способствует  формированию у детей  УУД, а  потому   справедливо  утверждать, что  урок в  полной мере соответствует требованиям  современных  ФГОС. 2 Такая форма проведения урока является нетрадиционной, в этом ее новизна и  оригинальность. Оригинальность также выражена  в применении анимированного кроссворда,  интерактивного теста  для проверки усвоения  знаний по теме, а  также в применении  элемента  занимательности – присутствии на слайдах  любимых детьми   мультипликационных  героев.  Информативность  и структурированность разработки:  данная  разработка    достаточно информативна  ( материал  для  детских проектов  отобран  учащимися    грамотно, несет достаточно полную информацию),  сведения детей дополняет материал   учительской  презентации . Материал  логически  выстроен и  удобно  структурирован  по  разделам : климат, почвы, растительность, животный мир, экологические  проблемы.  Обоснованность использования ресурсов  программного обеспечения для решения  поставленной педагогической задачи: Разработка является   выполнено с помощью средств  Microsoft PowerPoint ­2010. В  презентации использованы интерактивный кроссворд,  триггеры,  гиперссылки, что   способствует повышению интерактивности  презентации, за счёт чего достигается  реализация  деятельностного  подхода, обеспечение  благоприятных  условий  для   формирования  у  учащихся УУД, а, следовательно,  повышается  методическая  значимость данного мультимедийного приложения. Презентация  содержит элементы занимательности – присутствие на слайдах любимых  персонажей  мультфильма «Смешарики»  обеспечивает  положительную  мотивацию  у   учащихся к  изучению темы, способствует снятию  у них тревожности. Работа  на  уроке  осуществляется  с применением  групповой  и фронтальной  форм работы. Предполагает  предварительный поиск   необходимой информации в сети     ИНТЕРНЕТ, чем обеспечивается  интеграция  с уроком информатики, а также  осуществление  отработки  умений  пользования поисковой системой  и  интернет ­  ресурсами. Выбор данных средств  и  формы занятия  целесообразен и  актуален, поскольку  позволяет  более  эффективно,  доступно и  занимательно  организовать работу  по  изучению темы с учётом требований современных  ФГОС,  обеспечения   благоприятных  условий для  формирования УУД. К разработке  прилагается   интерактивный тест (с использованием макроса VBA),  который позволит учащемуся  оценить  уровень усвоения темы в удобном для себя  темпе, поскольку данный  вид работы  предполагает  использование  мобильного  компьютерного класса, чтобы каждый  ученик  имел возможность пройти  тест, а учителю – быстро  осуществить контроль  усвоения  темы. На  слайдах  теста  также – любимые  мультперсонажи – смешарики, что  также   мотивирует ребят, а выставление оценки компьютером способствует  снятию  психологического барьера между учителем и учеником. Следующее достоинство  интерактивного теста – возможность  исправить  ошибки  и  пройти тест заново, что  позволяет  обеспечить установку  на успех даже у слабого ученика. 3 Презентация  содержит  краеведческий материал, что способствует воспитанию любви  и бережного отношения к малой родине, повышению  мотивации к изучению  родной  природы. Уровень образования  школьников :  Знакомы  с базовыми понятиями  раздела « Земля ­ наш общий дом»  (   «экосистемы»,   «тепловые   пояса»,   «климат»,  экосистемы  «потребители»,  «разрушители», « производители»);  интернет – ресурсами, элементарными  навыками пользования ПК; Владеют     простейшими   умениями     пользования   поисковой   системой     и   различают   участников Форма учебной работы –   дидактическая  игра ­ конференция.    Применяемые педагогические технологии:         Здоровьесберегающие технологии;  Информационно ­ коммуникационные технологии; Интерактивные технологии; Проблемно – диалогическая  технология; Технология сотрудничества; Технология коллективного взаимодействия; Игровые технологии; Тип урока: урок  открытия  знаний,  с использованием  групповой формы работы. Функции учителя: 1 Направляющая  (создание   проблемных   ситуаций     и   координация   работы   групп, направленной   на     их   решение,   помощь     руководителям     и,   при   необходимости, отдельным учащимся).  2. Обеспечение и коррекция рефлексивных действий учащихся (помощь в  отслеживании результатов деятельности, формулирование выводов и их обобщение). Оборудование для учащихся: «Лист  юного учёного»  (лист  отчёта  по изуче                                                         нию     темы,  памятка для  составления  отчёта,                                                        ручка,  ноутбуки, экраны настроения, памятка                                                        анализа ответа  группы.    Оборудование для  капитанов:  лист   достижений  команды  (для учёта                                                             баллов).  Оборудование для учителя:   персональный компьютер,  мультимедийный                                                       проектор, интерактивная доска,  колонки,                                             наградные  материалы (медали, «олимпийские  кольца»).     4 Цели:     1 линия  развития – знакомство с целостной картиной мира.   1) Познакомить детей с   особенностями степной зоны   (климатом, растительностью, обитателями); 2)   Показать взаимную   приспособленность   живых организмов – членов экосистемы степи, их зависимость  от компонентов  неживой природы и влияние на них;     2  линия  развития – уметь определять своё отношение к миру.          1) Воспитывать бережное отношение к природе;          2) Воспитывать любовь к малой родине. Минимум:    узнавать природную  зону по  характерному  пейзажу,  показывать её на карте,                  знать типичных представителей флоры и фауны;  Минимакс:     к концу урока  каждый ученик должен  уметь объяснять, что такое степь; Максимум:  уметь   объяснять  особенности природных зон  в связи с их положением на Земле и углом   падения     солнечных   лучей,   иметь   представление     о   взаимосвязях     живых организмов в экосистеме, влиянии человеческой деятельности на экосистему;  Методическое руководство по использованию  презентации:   Слайд 1 ­  титульный  Слайд 2 ­ щелчок – появление  надписи ­  задания для детей.   Слайд 3 Появляется по щелчку. 5 На  слайде   3  разработки   –  интерактивный   кроссворд.   Интерактивность   достигается посредством настройки  триггеров.     В ходе   его разгадывания   происходит   не только актуализация материала по теме:  «Экосистемы»,  которая   напрямую   связана с темой данного урока,  но и определение  учащимися  темы  предстоящего занятия  (она прописана как   ключевое   слово   кроссворда),   это   происходит   в   непринуждённой, занимательной форме, что позволяет  создать положительную мотивацию у учащихся.  При нажатии на звёздочку  появляется  задание  в правом нижнем углу слайда, при повторном   нажатии на звёздочку – меняется окраска звезды, в кубиках появляется слово, а задание исчезает.    причём   Слайд 4. Появляется по щелчку. Слайд 5. Появляется по щелчку. Слайд 6 Появляется по щелчку. 6 На  слайде 6   ключевые   вопросы   изучения темы, прописанные   на полуовалах   вокруг центрального  с надписью:  «Что  хотим  узнать?»,   появляются по щелчку   по мере того, как учащиеся  их  самостоятельно определяют,  выстраивая, таким  образом,  план изучения темы и ставя цели   занятия.   Целесообразность   применения   анимации    на данном  слайде  обусловлена  необходимостью построения  процесса обучения  на основе деятельностного  подхода, а также  необходимостью  формирования  у учащихся  УУД, как  того требуют  современные  ФГОС.  Центральный  овал – красного  цвета, поскольку на   нём прописана   главная   на этом этапе задача   для   учащихся: выделить ключевые  «Экология», вопросы   темы.   Красным   изображён     и     последний   овал   с   надписью:   поскольку  проблема  охраны  окружающей  среды  в настоящее время стоит  очень остро. На фиолетовый овал («В каком поясе находится зона степей?») слайда  6   настроена гиперссылка   на детскую презентацию «Климат»,   а на последней слайде   которой – гиперссылка на слайд 11 учительской  презентации,    где  проиллюстрирован   ответ на данный  вопрос. Слайд 11   Возврат со   слайда   11   происходит     посредством нажатия   управляющей   кнопки на слайд 7, а не на слайд 6, поскольку  иначе  при каждом  использовании  гиперссылки (а она настроена  на все овалы, кроме центрального)  и последующем   возврате, всякий раз будет срабатывать анимация,  которая  на  данном  этапе уже нецелесообразна. Слайд 7. 7 На  голубой  овал  («Какие  почвы в зоне степей?») настроена  гиперссылка  на  слайд 12 Слайд 12   Пользуясь   сведениями     предыдущей     презентации,   дети     отвечают   на   вопроса,   а информация слайда  12  позволяет  им проверить правильность ответа. Здесь же, на слайде 12,  по   щелчку   появляется    знак   вопроса  над   головой     любимого   детьми   персонажа Копатыча. Таким образом, обыгрывается ситуация, будто     вопрос:   «Почему   на самых плодородных почвах степей не растут лева?»­ задан  мультперсонажем.  Этот элемент занимательности   мотивирует детей   на     размышление   над поставленной проблемой.  Вопрос   записан  на   слайде,   а   не   внедрён     как   звуковой   файл,   чтобы     дети  имели возможность видеть его на этапе обдумывания. Возврат  на слайд 8 осуществляется нажатием  управляющей кнопки. Слайд 8 При нажатии  на  салатовый  овал («Производители экосистемы степи») ­ гиперссылка на   детскую презентацию «Растения», затем с последнего слайда детской презентации – на слайд 13 (с целью дополнить и расширить знания  учащихся о растениях  степи) Слайд 13 8 Слайд 14 Появляется по щелчку. Следующий  щелчок – появление  картинки «луковицы». Слайд 15 Смена слайда  по щелчку Слайд 16 Смена слайда  по щелчку.  По щелчку появляется  банка  «Цикорий» 9 Слайд 17 Смена  слайда   по щелчку.  По щелку   исчезают   «шторки».  Использование «шторок» даёт   возможность   не иллюстрировать   детям   готовую информацию, а проверить правильность  добытой ими информации из сети «ИНТЕРНЕТ» и  учебника. Таким образом реализуется   деятельностный     подход,   обеспечиваются     благоприятные   условия   для формирования УУД.   Нажатие  управляющей кнопки – возврат   на слайд 9. Слайд 9 Нажатием   на бирюзовый   овал  («Потребители степи »)   на слайде 9  –  переход по ссылке на детскую презентацию «Животные»,  а затем с ее последнего слайда – на слайд 18 Слайд 18 ( по щелчку) (картинки и надписи появляются автоматически) 10 Слайд 19  Смена слайда  по щелчку, (картинки и надписи появляются автоматически) Слайд  20 Смена слайда  по щелчку, (картинки и надписи появляются автоматически) Слайд  21 Смена слайда  по щелчку, (картинки и надписи появляются автоматически) 11 Слайд  22 Смена слайда  по щелчку, (картинки и надписи появляются автоматически). Шторки исчезают по щелчку. Возврат  на слайд 10 – нажатием на управляющую кнопку. Слайд 10      Нажатием  на ярко­розовый  овал («Экология»)   на слайде 10 – переход по ссылке на детскую презентацию «Экология», с последнего слайда  которой –  ссылка на  Слайд 23.  Слайд 23. 12 Шторки исчезают по щелчку Слайд  24 Смена  слайда   по щелчку,   надписи  появляются  по щелчку (после того, как дети выскажут  свои предположения) Слайд 25 Смена слайда  по щелчку.  На слайде  – записано домашнее задание. По щелчку  – исчезает надпись «Домашнее задание» и появляется   призыв  «БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ!» Конспект  урока: Структура урока:                  13 1.Мотивация, организационный  момент. Актуализация знаний об экосистеме и определение темы урока ( решение  2 кроссворда). 3 Составление плана изучения  темы.   4 .Открытие  знаний  (защита  подготовленных  детьми  проектов).   5. Физминутка.   6. Рефлексия.        7. Итог  работы  (оценка работы групп ).        8.Домашнее задание  (при необходимости – комментарий учителя). Ход урока: Учитель  1.Мотивация, организационный  момент: 1 Проверка готовности к уроку. Прозвенел опять  звонок,  Начинается  урок.  Проверьте, всё ль у вас в порядке:  Книжки, ручки и тетрадки. 2  Ознакомление с правилами  игры.  Учащиеся  Проверяют   готовность     к уроку (Дети уже  сидят  по группам, каждая выбрала капитана)         ­   Как   вы   уже   поняли,   наш   урок   будет необычным. Он пройдет в форме конференции юных   ученых,   в   роли   которых     вы   и   будете выступать.  ­   Что   такое   конференция,   вы   уже   знаете, поскольку каждый год наш класс участвует в районной конференции «Всезнайка». ­Напомните, в чем суть  конференции. ­  Верно,  каждая   команда,   в   соответствии   со жребием, подготовила свой проект, который вы сегодня   будете своим одноклассникам  и нашим  гостям.  ­   Но   сегодня   вы   будете   не  только   открывать новые   знания,   но   и   соревноваться,   поскольку наш   урок   связан   с   событиями,   которые происходили в феврале  этого  года в Сочи. ­ Что это за события?   представлять   ­     Если   наши   спортсмены соревновались в быстроте,   силе   и   ловкости,   как   по­вашему,   в чем вам предстоит  соревноваться? ­   Мы   готовим   проект   и защищаем его. ­ Верно, олимпиада. ­ В грамотности, эрудиции, умении убедительно говорить   и   представлять свои проекты.    14 Умение ­   работать командой, уважать мнение товарища, внимательность, трудолюбие, дисциплинированность, любознательность.     Верно, ­ кольца.   олимпийские ­  Символ   5   частей   света, представители   которых участвуют в играх. ­ А какие умения и качества вам необходимы, чтобы урок прошёл  успешно? ­  Чуть  позже   мы  перейдем    к  представлению команд, а сейчас  – правила   игры: за каждое правильно   выполненное     задание   команда получит   медаль (они у капитанов в конверте №1),   а   за   удачно   представленный   проект   ­ символ  олимпийских игр. ­ Что является символом олимпиады? ­ Что они означают? ­   Молодцы.   По   мере   накопления   наград, капитан   команды   вывешивает   их   на   экран соревнования (его вы видите  на доске).  ­Побеждает команда, заработавшая наибольшее количество  наград. ­   Желаю   вам   удачи.   А   наши     гости   и   ваши любимые   мультипликационные     персонажи будут за вас болеть.   3 Представление  команд     команда Каждая   представляет  капитана  и свой девиз. ­Итак, представление команд. (Дети   поделены   на   4   команды:   географы, ботаники, зоологи, экологи.  Параллельно с девизом   и   представлением   капитана, сообщают   что   изучает   соответствующая наука). 2. Актуализация знаний об экосистеме и определение темы урока  ( решение кроссворда). 1) Определение  темы  урока:   Слайд 1 ­ титульный   Слайд 2 15 ­ Чтобы определить тему нашей конференции, нужно выполнить задание Пина. Решение кроссворда Слайд 3 Работа   с   интерактивным кроссвордом,   определение темы.   ­ Экосистема степи. ­Ростовская область расположена   в   зоне   Поэтому   мы степей. готовили     проекты   о природе родного края. ­ Какова же тема нашего  заседания? ­Верно.   А   как   она   связана   с   домашним заданием? ­ Молодцы.   2) Выявление  представлений учащихся о  зоне степей. Выстраивание межпредметных  связей. ­ Как вы себе представляете  степь? ­ Посмотрите, как  она выглядит летом.  Слайд 4 Учащиеся   излагают   свои представления.   ­   Коли мы завели разговор о родном   крае, давайте вспомним пословицы о Родине.   Называют пословицы. ­ А кто из донских писателей  упоминал в своих произведениях степь? Перечисляют. ­ А кто из художников  изображал степь?  Называюти. ­ Какое  впечатление производит на вас данный  Делятся впечатлениями. 16 пейзаж?   3)   Наблюдение  над  особенностями  степного  пейзажа,  поиск сходства  с  мотивами  росписи  семикаракорского  фаянса; Красоту     степи,   нашего   донского   края воспевали   не   только   названные   вами художники,  поэты и писатели (Б. Куликов, М. Шолохов, А. Калинин, В. Закруткин) ­   Сравните     расцветку   степных   цветов     и колорит     семикаракорской   росписи.     Что   вы можете сказать? Слайд 5    Рассматривают     образцы посуды предприятия «Аксинья   Обнаруживают   сходство цветов степи   и семикаракорской росписи.      ­ Верно, краски степи легли в основу росписи семикаракорского  фаянса. 3.Составление  плана изучения темы. Слайд 6 ­  Какие   выделили?   главные   вопросы   темы   вы   бы Называют свои варианты.   при   необходимости   помогает Учитель   сформулировать  мысль. ­ Где в жизни  пригодятся нам  полученные знания ? ­  Знания   о   почвах   нужны для   правильных   работ   по выращиванию  овощей, фруктов,   злаков,   знания   о растительном и животном мире, а также экологии, нужны для того, что   знать   экологические проблемы   нашего   края   и беречь родную пророду.     4 .Открытие  знаний  (защита  подготовленных  детьми  проектов).   17 ­Итак, начнем с первого поставленного вами вопроса:  «В   каком  поясе   находится   зона степей?»  (гиперссылка   с   данного     овала   на детскую презентацию) ­ В каком же поясе находится  зона степей. (   Проверка   правильности   ответа   детей   с помощью  слайда   11  –   см.   методическое руководство) Дальнейшая   работа   групп   ведется аналогично, в соответствии с описанными выше  методическими  рекомендациями.   команды   Выступление   географов. При необходимости ­ответы   на   вопросы одноклассников. Анализ работы группы.   Попутно   дети   заполняют отчеты юного ученого.   5. Физминутка. ­ А теперь настала пора размяться. ­  Поскольку  мы  сегодня  говорим  о  родном  крае,  физминутка   тоже  о Родине. (Слова   учителя   дети   сопровождают   соответствующими движениями) Жура – жура ­ журавель, Отшагал он 100 земель,  Отлетал, отходил, Крылья, ноги натрудил. Мы спросили журавля: «Где же лучшая земля»» Отвечал он, пролетая: «Лучше нет родного края!»  6. Рефлексия.  1)  По окончании   заслушивания проекта каждой группы проводится рефлексия:   дети     выделяют   самые   запоминающиеся,   интересные моменты  проекта, дают оценку выступающим.   презентации   учителя Затем   работают   по  обобщающим   слайдам  (слайды 17, 22, 23, 24). 2) После данной  работы ­ компьютерное тестирование, цель которого – уровень первичного усвоения  материала,  выставление оценок в лист успешности.  3) ­Что  сегодня для вас было самым легким (трудным)?         ­ Самым интересным и запоминающимся?  18 4)    Выявление успехов и затруднений.      5) Работа с экраном настроения Дети  по предложению учителя  выбирают смайлик, соответствующий их настроению,  и клеят на экран настроения. 7. Итог  работы   (оценка работы групп  капитанами и членами групп)  8.Домашнее задание   (при необходимости – комментарий учителя)                                    Литература: 1. Вахрушев А. А, А.С.Раутиан. Методические  рекомендации для учителя. ­ Москва: Баласс, 2012 2.  Вахрушев А. А,    Наша планета земля  ­ учебник для 2 класса (часть  ΙΙ).­  М.: Баласс, 2010. 3. Плешаков А.А. Мир вокруг нас.­ учебник для 4 класса. – М.П.: 2003 г. 19

Конспект урока "Зона степей" ( окружающий мир, 3 класс)

Конспект урока "Зона степей" ( окружающий мир, 3 класс)

Конспект урока "Зона степей" ( окружающий мир, 3 класс)

Конспект урока "Зона степей" ( окружающий мир, 3 класс)

Конспект урока "Зона степей" ( окружающий мир, 3 класс)

Конспект урока "Зона степей" ( окружающий мир, 3 класс)

Конспект урока "Зона степей" ( окружающий мир, 3 класс)

Конспект урока "Зона степей" ( окружающий мир, 3 класс)

Конспект урока "Зона степей" ( окружающий мир, 3 класс)

Конспект урока "Зона степей" ( окружающий мир, 3 класс)

Конспект урока "Зона степей" ( окружающий мир, 3 класс)

Конспект урока "Зона степей" ( окружающий мир, 3 класс)

Конспект урока "Зона степей" ( окружающий мир, 3 класс)

Конспект урока "Зона степей" ( окружающий мир, 3 класс)

Конспект урока "Зона степей" ( окружающий мир, 3 класс)

Конспект урока "Зона степей" ( окружающий мир, 3 класс)

Конспект урока "Зона степей" ( окружающий мир, 3 класс)

Конспект урока "Зона степей" ( окружающий мир, 3 класс)

Конспект урока "Зона степей" ( окружающий мир, 3 класс)

Конспект урока "Зона степей" ( окружающий мир, 3 класс)

Конспект урока "Зона степей" ( окружающий мир, 3 класс)

Конспект урока "Зона степей" ( окружающий мир, 3 класс)

Конспект урока "Зона степей" ( окружающий мир, 3 класс)

Конспект урока "Зона степей" ( окружающий мир, 3 класс)

Конспект урока "Зона степей" ( окружающий мир, 3 класс)

Конспект урока "Зона степей" ( окружающий мир, 3 класс)

Конспект урока "Зона степей" ( окружающий мир, 3 класс)

Конспект урока "Зона степей" ( окружающий мир, 3 класс)

Конспект урока "Зона степей" ( окружающий мир, 3 класс)

Конспект урока "Зона степей" ( окружающий мир, 3 класс)

Конспект урока "Зона степей" ( окружающий мир, 3 класс)

Конспект урока "Зона степей" ( окружающий мир, 3 класс)

Конспект урока "Зона степей" ( окружающий мир, 3 класс)

Конспект урока "Зона степей" ( окружающий мир, 3 класс)

Конспект урока "Зона степей" ( окружающий мир, 3 класс)

Конспект урока "Зона степей" ( окружающий мир, 3 класс)

Конспект урока "Зона степей" ( окружающий мир, 3 класс)

Конспект урока "Зона степей" ( окружающий мир, 3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.