Конспект В.Гаршин «Лягушка – путешественница» (4 класс, чтение)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 17.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока по литературному чтению для обучающихся 4 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника Ефросинина Л. А. (научный руководитель В.Ф. Виноградова ) . Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Иконка файла материала Урок 37-38.docx
Произведения Всеволода Михайловича Гаршина (4 ч) (идеи); «эпизод»; изучающим); Дата: 10­11.11.18 Урок 37­38.  Тема:                                    В.Гаршин «Лягушка – путешественница» Цели   урока: развитие   читательских   умений   (овладение   основными   видами   устной   и   письменной литературной   речи:   способностью   воспринимать   текст   произведения,   слушать   и   слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое на уровне не только фактов, но и смысла   (иметь   свои   суждения,   выражать   эмоциональное   отношение);   воссоздавать   в   своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события). Задачи: Образовательные:         ­ познакомить со сказкой В.Гаршина «Лягушка – путешественница»; • формировать полноценное восприятие художественного произведения — на уровне главной мысли • учить   использовать   в   работе   над   произведением   понятия   «тема»,   «главная   мысль»,   «сюжет», • закрепить знания о народных и авторских сказках, легендах; • учить сравнивать разножанровые произведения одного автора; • учить   пользоваться   основными   видами   чтения   (ознакомительным,   просмотровым,   поисковым, • учить всем видам пересказа; • формировать потребность и умение работать с книгами­ справочниками . Развивающие:  ­развивать логическое мышление учащихся, творческое воображение,  ­выразительную речь;  ­умения и навыки анализа произведениян, поиск главного, стиль речи; развивать скорость техники  чтения.  Воспитательные:  ­воспитывать интерес к предмету;  ­ воспитательные возможности текста.  Учебные умения: • определять жанр и тему произведения; • различать содержание (о чём) и форму (как) художественного произведения; • работать   с   текстом   произведения   (самостоятельно   читать;   выявлять   точку   зрения   автора   и выражать   свою;   выделять   художественные   детали,   раскрывающие   образы   героев;   определять главную мысль); • составлять план и пересказывать текст по плану; • находить книги­справочники и работать с ними. Характеристика деятельности учащихся: Слушание, выявление сходства сказок народов мира, отечественных и зарубежных писателей.  Выделение главной мысли, комментирование заглавия. Характеристика героев, данная автором  (выборочное чтение). Деление текста на части, составление плана Универсальные учебные действия: познавательные УУД: ­ ориентироваться в учебнике (в условных обозначениях); ­ находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; регулятивные: ­учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; ­ учиться работать по плану. Коммуникативные: ­ оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого [Введите текст] [Введите текст] [Введите текст]текста); ­ слушать и понимать речь других. Формы и методы обучения:  фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая; словесный, практический. Оборудование: запись на доске, портрет. Ход урока 1. Повторение литературных (авторских) сказок, изученных ранее. Обратите   внимание»   Повторение   можно   провести   в   форме   углублённого   индивидуального опроса   (рассказывание   или   выразительное   чтение   и   2—3   вопроса   каждому   отвечающему   для выявления уровня начитанности и общей эрудиции). В 4 классе учащиеся уже умеют оценивать свой ответ или свою работу, но учитель, ставя отметку, должен непременно мотивировать её, чтобы дети чётко понимали критерии оценки. 2. Знакомство с биографией Гаршина. Всеволод   Михайлович   Гаршин  (1855­1888)   ­   прозаик,   искусствовед,   критик.     Гаршин Всеволод Михайлович ­ выдающийся русский прозаик. Родился 2 февраля 1855 г. в имении Приятная Долина Екатеринославской губернии (ныне Донецкая область, Украина) в дворянской офицерской семье. Пятилетним  ребенком Гаршин пережил семейную драму, сказавшуюся на его здоровье и в значительной степени повлиявшую на мироощущение и характер. Его мать влюбилась в воспитателя старших детей П.В. Завадского,  организатора тайного политического общества,  и бросила семью. Отец пожаловался в полицию, Завадского арестовали и сослали в Петрозаводск. Мать переехала в Петербург, чтобы навещать ссыльного. Ребенок стал предметом острого раздора между родителями. До 1864 г. он жил с отцом, затем мать забрала его в Петербург и отдала в гимназию. В 1874 году Гаршин поступил в Горный институт. Но литература и искусство интересовали его больше, чем наука. Он начинает печатать, пишет очерки и искусствоведческие статьи. В 1877 году Россия объявила войну Турции; Гаршин в первый же день записывается добровольцем в действующую армию. В одном из первых своих сражений он увлек полк в атаку и был ранен в ногу. Рана оказалась неопасной, но в дальнейших военных действиях Гаршин  участия уже не принимал. Произведенный в офицеры, он вскоре   вышел   в   отставку,   недолго   пробыл   вольнослушателем   филологического   факультета Петербургского университета, а затем всецело отдался литературной деятельности. Гаршин быстро приобрел известность, особенной популярностью пользовались рассказы, в которых отразились его военные впечатления, ­ "Четыре дня", "Трус", "Из воспоминаний рядового Иванова". В начале 80­х гг. обострился психический недуг писателя (это была наследственная болезнь, и проявлялась она, когда Гаршин   был   еще   подростком);   обострение   во   многом   было   вызвано   казнью   революционера Млодецкого, за которого Гаршин пытался вступиться перед властями. Около двух лет он провел в харьковской   психиатрической   лечебнице.   В   1883   писатель   женится   на   Н.М.Золотиловой, слушательнице   женских   медицинских   курсов.   В   эти   годы,   которые   Гаршин   считал   самыми счастливыми   в   своей   жизни,   создан   лучший   его   рассказ   ­   "Красный   цветок".   В   1887   г.   выходит последнее произведение ­ детская сказка "Лягушка ­ путешественница". Но очень скоро наступает очередная тяжелая депрессия. 24 марта 1888 г. во время одного из припадков Всеволод Михайлович Гаршин кончает с собой ­ он бросается в лестничный пролет. Похоронен писатель в Петербурге. 3. Работа   со   сказкой   В.М.   Гаршина  «Лягушка­путешественница»:   ознакомительное чтение сказки; моделирование обложки (дети работают на листочках). Обратите внимание. Если учащиеся часто ошибаются в определении жанра и темы, в правильном назывании   произведения   (фамилия   автора   и   заголовок),   обязательно   включайте   в   урок моделирование.   Определяя   жанр   и   тему,   учащиеся   рассуждают,   находят   и   читают   фамилию автора,   заголовок,   записывают   их.   Это   упражнение   выполняет   несколько   функций:   развивает внимание, читательскую зоркость, мышление и обогащает читательский опыт учеников. Проверка   модели   обложки,   беседа   по   выявлению   первичного   восприятия,   сравнение   моделей [Введите текст] [Введите текст] [Введите текст]народной и авторской сказок. Совет коллегам. Учите четвероклассников давать полные ответы. Например, на вопрос: «С какой сказкой вы работали?» — учащиеся должны ответить: «Мы читали сказку Гаршина „Лягушка­ путешественница". Это сказка авторская. В ней рассказывается о животных» или: «Мы работали со сказкой Гаршина „Лягушка­путешественница". Это авторская сказка о животных». 4. Работа с текстом сказки В.М. Гаршина «Лягушка­путешественница». • Аналитическое чтение по смысловым частям. • Выполнение заданий в учебнике. Обратите внимание. Эта сказка позволяет повторить литературоведческие понятия «ирония» и «аллегория»   (иносказание),   введённые   при   изучении   раздела   «Басни.   Русские   баснописцы». Учащиеся   находят   предложения,   в   которых   автор   говорит   о   лягушке   с   иронией   (поисковое чтение).   Задайте   детям   вопрос:   «Какое   человеческое   качество   автор   высмеивает   с   помощью аллегории — поведения лягушки?» или: «Какой порок людей иносказательно осудил автор в образе лягушки?». Важно, чтобы учащиеся не только знали понятие, но и употребляли его в речи, например: «Образ лягушки из сказки Гаршина — это аллегория хвастовства и нескромности» или: «Рассказывая   о   поведении   лягушки,   Гаршин   иносказательно   говорит   о   людях   умных,   но хвастливых» и т. д. • Упражнение в поисковом чтении (выделение эпизодов и озаглавливание их). • Упражнение в выразительном чтении эпизода «Встреча с утками»: определение задачи чтения; тренировочное чтение; чтение вслух; чтение в лицах. 4. Творческая работа «Проба пера»: рассказывание сказки от имени лягушки. Совет коллегам.  Этот вид творческой работы уже знаком учащимся, но каждое произведение имеет свои особенности. Советуем предварительно обсудить образ лягушки — уточнить, какая она   в   изображении   автора   (умная,   сообразительная,   хвастливая,   нескромная,   фантазёрка, прекрасная рассказчица), выяснить, какой она считает себя. Каждый ученик готовит свой вариант рассказывания сказки  от имени лягушки.  Во время рассказывания  можно использовать  текст, чтобы не упустить описаний. 5. Задание   на   дом   (по   выбору):   подготовить   выразительное   чтение   последней   части (задание в учебнике); выполнить задания в тетради; взять в библиотеке книгу со сказкой В.М. Гаршина «Лягушка­путешественница» (рассмотреть иллюстрации к тексту сказки). На   заметку   учителю.  Впервые   сказка   В.М.   Гаршина   «Лягушка­путешественница»   была напечатана в детском журнале «Родник» в 1887 г. Это было последнее произведение писателя. «Есть что­то знаменательное в том, — писал исследователь Г.А. Бялый, — что последние слова Гаршина были обращены к детям и что последнее его произведение светло и беспечально. На фоне других произведений Гаршина, грустных и тревожных, эта сказка как бы живое свидетельство того, что радость жизни не исчезает никогда, что „свет во тьме светит". Гаршин так думал и чувствовал всегда» (Бялый Г.А. Всеволод Михайлович Гаршин. — Л., 1969. ­ С. 110). [Введите текст] [Введите текст] [Введите текст]