Конспект «Воспоминания Л.Н.Толстого» (4 класс, чтение)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 17.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока по литературному чтению для обучающихся 4 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника Ефросинина Л. А. (научный руководитель В.Ф. Виноградова ) . Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Иконка файла материала Урок 65.docx
Произведения Льва Николаевича Толстого (10 ч) Дата: 09.01.18 Урок 65.  Тема:                                           Слушание и работа с детскими книгами.                                                               «Воспоминания Л.Н.Толстого» Цели урока: развитие читательских умений (овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча,   понимать   читаемое   на   уровне   не   только   фактов,   но   и   смысла   (иметь   свои   суждения,   выражать эмоциональное  отношение);  воссоздавать  в  своём   воображении  прочитанное  (представлять   мысленно героев, события). Задачи: Учебные задачи: • учить полноценному восприятию художественного произведения на уровне понимания главной мысли — идеи; • воспитывать эмоциональную отзывчивость к прочитанному, героям и их поступкам; • учить  выявлять   точку   зрения   автора,   высказывать   собственное   понимание   произведения,   подтверждать   своё мнение словами из текста; • учить   работать   с   текстами   художественных   и   научно­популярных   рассказов,   обнаруживать   их   особенности, выделять эпизоды и части, составлять план; • учить сравнивать разножанровые произведения (рассказ, басня, былина, быль) одного автора; • отрабатывать навык чтения молча, учить пользоваться выразительными средствами чтения; • учить пользоваться литературными терминами «тема», «идея», «литературный герой», «персонаж», «сюжет», «эпизод»; • учить пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым, просмотровым); • учить пересказывать (подробно, кратко, выборочно); • учить творческому пересказу от лица одного из героев произведения; • формировать умения работать с книгой (учебной, справочной, энциклопедической). Учебные умения: • выражать своё отношение к произведению, героям и их поступкам в форме монологического высказывания; • интерпретировать содержание (что рассказал автор) и форму (как он это сделал); • • • • определять главную мысль произведения (что хотел сказать автор); работать   самостоятельно   с   произведением   (прочитать,   понять   содержание   и   особенности   изображения образов героев, пейзажа, поступков героев); • пользоваться различными видами чтения и пересказа; • выявлять точку зрения автора и выражать свою; • определять жанр произведения и его особенности; читать вслух и молча произведение в соответствии с требованиями программы; выбирать   и   читать   самостоятельно   книги   к   изучаемому   разделу,   находить   и   использовать   справочную литературу об авторе. Развивающие:  ­развивать логическое мышление учащихся, творческое воображение,  ­выразительную речь;  ­умения и навыки анализа произведения, поиск главного, стиль речи; развивать скорость техники чтения.  Воспитательные:  ­воспитывать интерес к предмету;  ­ воспитательные возможности текста.  Характеристика деятельности учащихся: Вспоминать   изученные   произведения   Л.Н.Толстого.   Называть   героев,   темы,   жанры   (рассказ,   басня,   былина, сказка, быль) произведений Л.Н.Толстого. Находить и использовать в учебных целях справочный материал о писателе из детских книг, энциклопедий. Работать с новым произведением («Воспоминания Л.Н.Толстого»), 1формулировать вопросы по тексту, отвечать на вопросы, дополнять ответы одноклассников. Универсальные учебные действия: Познавательные УУД: ­ ориентироваться в учебнике (в условных обозначениях); ­ находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; Регулятивные: ­учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; ­ учиться работать по плану. Коммуникативные: ­ оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); ­ слушать и понимать речь других. Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая; словесный, практический. Оборудование: запись на доске. Ход урока 1.Знакомство   с   выставкой   книг,   прочитанных   детьми   на   каникулах;   слушание   отзывов   о   своей любимой книге. Совет коллегам. Каждый ученик представляет выбранную книгу, читая свой отзыв, прочитавшие эту же книгу дополняют ответ одноклассника. Внимание к ответам товарищей и дополнение их ответов без повторения уже сказанного — важное условие формирования умения слушать и слышать. Итогом этой   работы   может   стать   книжка­самоделка   «Любимые   книги   нашего   класса»,   составленная   из отзывов учащихся. 2.Повторение изученных произведений Л.Н. Толстого:  игра «Вспомни и назови». Учитель предлагает отрывки из изученных произведений Л.Н. Толстого, учащиеся называют заголовок произведения. ...Перед зарёй лёгкий ветерок стал колыхать море. И вода плескала в белую грудь лебедя. Лебедь открыл глаза. На востоке краснела заря, и месяц и звёзды стали бледнее. Лебедь вздохнул, вытянул шею и взмахнул крыльями, приподнялся и полетел, цепляя крыльями по воде. Он поднимался выше и выше и полетел один над тайными всколыхавшимися волнами... «Лебеди» ...Зайцы лесные по ночам кормятся корою деревьев, зайцы полевые — озимями и травой, гуменники — хлебными зёрнами на гумнах. За ночь зайцы прокладывают по снегу глубокий, видный след. До зайцев охотники — и люди, и собаки, и волки, и лисицы, и вороны, и орлы. Если бы заяц ходил просто и прямо, то поутру его сейчас бы нашли по следу и поймали; но заяц труслив, и трусость спасает его... «Зайцы» ...Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить: — Пусти меня. Волк сказал: — Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху все играете и прыгаете... «Белка и волк» ...Один корабль обошёл вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех. Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей, и видно было — она знала, что ею забавляются, и оттого ещё больше расходилась... «Прыжок» ...Когда силачи вышли на середину, на чистое место, они схватились за кушаки, укрепились ногами и начали сжимать и ворочать друг друга. Печенежский силач хотел поднять Ивана и перекинуть через себя его, но Иван так крепко сжал печенега, что он не мог дышать и захрипел. Тогда Иван приподнял его, шмякнул об землю и расшиб до смерти. Печенеги испугались и побежали, и русские побили их... «Как боролся русский богатырь» 2Подобная   форма   повторения   покажет,   хорошо   ли   помнят   учащиеся   изученные Совет   коллегам. произведения Л.Н. Толстого. Называя произведение, нужно указать его тему и жанр. Мы советуем включить в   игру   цитаты   из   сказок   Л.Н.   Толстого   для   дополнительного   чтения   —   «Ореховая   ветка»,   «Работник Емельян и пустой барабан» (тексты даны в учебной хрестоматии «Литературное чтение. 3 класс»). Если кто­ либо из детей захочет рассказать одну из этих сказок, то конечно же надо послушать желающего. 3. Самостоятельная работа: выполнение заданий 1 и 2 в тетради. 4. Проверка выполненной работы. 5. Чтение учащимися (молча) «Воспоминаний Л.Н. Толстого» (текст дан в учебной хрестоматии). Обратите внимание. На уроке изучается отрывок из автобиографической повести Л.Н. Толстого «Детство», которую   рекомендуем   прочитать   детям   самостоятельно.   Если   образовательная   организация   имеет   воз­ можности для дополнительных занятий (школа полного дня), можно прочитать повесть в классе. 6. Обмен   мнениями  (что   узнали   о   детстве   писателя,   во   что   он   любил   играть   с   братьями,   что   в воспоминаниях показалось особенно интересным). 7. Упражнение   в   умении   ставить   вопросы  (выбор   эпизода,   формулировка   вопроса,   ответ   —   чтение эпизода). 8. Задание   на   дом   (по   выбору):  выразительное   чтение   эпизода   из   «Воспоминаний   Л.Н.   Толстого», подготовить рассказ о писателе. 3