Конспект урока по литературному чтению для обучающихся 4 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника Ефросинина Л. А. (научный руководитель В.Ф. Виноградова ) . Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Произведения
Льва Николаевича Толстого (10 ч)
Дата: 09.01.18
Урок 65.
Тема: Слушание и работа с детскими книгами.
«Воспоминания Л.Н.Толстого»
Цели урока: развитие читательских умений (овладение основными видами устной и письменной литературной
речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и
молча, понимать читаемое на уровне не только фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать
эмоциональное отношение); воссоздавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев,
события).
Задачи:
Учебные задачи:
• учить полноценному восприятию художественного произведения на уровне понимания главной мысли — идеи;
• воспитывать эмоциональную отзывчивость к прочитанному, героям и их поступкам;
• учить выявлять точку зрения автора, высказывать собственное понимание произведения, подтверждать своё
мнение словами из текста;
• учить работать с текстами художественных и научнопопулярных рассказов, обнаруживать их особенности,
выделять эпизоды и части, составлять план;
• учить сравнивать разножанровые произведения (рассказ, басня, былина, быль) одного автора;
• отрабатывать навык чтения молча, учить пользоваться выразительными средствами чтения;
• учить пользоваться литературными терминами «тема», «идея», «литературный герой», «персонаж», «сюжет»,
«эпизод»;
• учить пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым, просмотровым);
• учить пересказывать (подробно, кратко, выборочно);
• учить творческому пересказу от лица одного из героев произведения;
• формировать умения работать с книгой (учебной, справочной, энциклопедической).
Учебные умения:
• выражать своё отношение к произведению, героям и их поступкам в форме монологического высказывания;
• интерпретировать содержание (что рассказал автор) и форму (как он это сделал);
•
•
•
•
определять главную мысль произведения (что хотел сказать автор);
работать самостоятельно с произведением (прочитать, понять содержание и особенности изображения
образов героев, пейзажа, поступков героев);
• пользоваться различными видами чтения и пересказа;
• выявлять точку зрения автора и выражать свою;
• определять жанр произведения и его особенности;
читать вслух и молча произведение в соответствии с требованиями программы;
выбирать и читать самостоятельно книги к изучаемому разделу, находить и использовать справочную
литературу об авторе.
Развивающие:
развивать логическое мышление учащихся, творческое воображение,
выразительную речь;
умения и навыки анализа произведения, поиск главного, стиль речи; развивать скорость техники чтения.
Воспитательные:
воспитывать интерес к предмету;
воспитательные возможности текста.
Характеристика деятельности учащихся:
Вспоминать изученные произведения Л.Н.Толстого. Называть героев, темы, жанры (рассказ, басня, былина,
сказка, быль) произведений Л.Н.Толстого. Находить и использовать в учебных целях справочный материал о
писателе из детских книг, энциклопедий. Работать с новым произведением («Воспоминания Л.Н.Толстого»),
1формулировать вопросы по тексту, отвечать на вопросы, дополнять ответы одноклассников.
Универсальные учебные действия:
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике (в условных обозначениях);
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
Регулятивные:
учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
учиться работать по плану.
Коммуникативные:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других.
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая; словесный, практический.
Оборудование: запись на доске.
Ход урока
1.Знакомство с выставкой книг, прочитанных детьми на каникулах; слушание отзывов о своей
любимой книге.
Совет коллегам. Каждый ученик представляет выбранную книгу, читая свой отзыв, прочитавшие эту
же книгу дополняют ответ одноклассника. Внимание к ответам товарищей и дополнение их ответов
без повторения уже сказанного — важное условие формирования умения слушать и слышать. Итогом
этой работы может стать книжкасамоделка «Любимые книги нашего класса», составленная из
отзывов учащихся.
2.Повторение изученных произведений Л.Н. Толстого: игра «Вспомни и назови». Учитель предлагает
отрывки из изученных произведений Л.Н. Толстого, учащиеся называют заголовок произведения.
...Перед зарёй лёгкий ветерок стал колыхать море. И вода плескала в белую грудь лебедя. Лебедь открыл
глаза. На востоке краснела заря, и месяц и звёзды стали бледнее. Лебедь вздохнул, вытянул шею и взмахнул
крыльями, приподнялся и полетел, цепляя крыльями по воде. Он поднимался выше и выше и полетел один над
тайными всколыхавшимися волнами...
«Лебеди»
...Зайцы лесные по ночам кормятся корою деревьев, зайцы полевые — озимями и травой, гуменники —
хлебными зёрнами на гумнах. За ночь зайцы прокладывают по снегу глубокий, видный след. До зайцев охотники
— и люди, и собаки, и волки, и лисицы, и вороны, и орлы. Если бы заяц ходил просто и прямо, то поутру его
сейчас бы нашли по следу и поймали; но заяц труслив, и трусость спасает его...
«Зайцы»
...Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка
стала просить:
— Пусти меня.
Волк сказал:
— Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас
смотришь, вы там вверху все играете и прыгаете...
«Белка и волк»
...Один корабль обошёл вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе.
Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех. Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные
рожи, передразнивала людей, и видно было — она знала, что ею забавляются, и оттого ещё больше расходилась...
«Прыжок»
...Когда силачи вышли на середину, на чистое место, они схватились за кушаки, укрепились ногами и начали
сжимать и ворочать друг друга. Печенежский силач хотел поднять Ивана и перекинуть через себя его, но Иван
так крепко сжал печенега, что он не мог дышать и захрипел. Тогда Иван приподнял его, шмякнул об землю и
расшиб до смерти. Печенеги испугались и побежали, и русские побили их...
«Как боролся русский богатырь»
2Подобная форма повторения покажет, хорошо ли помнят учащиеся изученные
Совет коллегам.
произведения Л.Н. Толстого. Называя произведение, нужно указать его тему и жанр. Мы советуем включить
в игру цитаты из сказок Л.Н. Толстого для дополнительного чтения — «Ореховая ветка», «Работник
Емельян и пустой барабан» (тексты даны в учебной хрестоматии «Литературное чтение. 3 класс»). Если кто
либо из детей захочет рассказать одну из этих сказок, то конечно же надо послушать желающего.
3. Самостоятельная работа: выполнение заданий 1 и 2 в тетради.
4. Проверка выполненной работы.
5. Чтение учащимися (молча) «Воспоминаний Л.Н. Толстого» (текст дан в учебной хрестоматии).
Обратите внимание. На уроке изучается отрывок из автобиографической повести Л.Н. Толстого «Детство»,
которую рекомендуем прочитать детям самостоятельно. Если образовательная организация имеет воз
можности для дополнительных занятий (школа полного дня), можно прочитать повесть в классе.
6. Обмен мнениями (что узнали о детстве писателя, во что он любил играть с братьями, что в
воспоминаниях показалось особенно интересным).
7. Упражнение в умении ставить вопросы (выбор эпизода, формулировка вопроса, ответ — чтение
эпизода).
8. Задание на дом (по выбору): выразительное чтение эпизода из «Воспоминаний Л.Н. Толстого»,
подготовить рассказ о писателе.
3