Конспект В.П.Катаев «Сын полка» (4 класс, чтение)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 17.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока по литературному чтению для обучающихся 4 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника Ефросинина Л. А. (научный руководитель В.Ф. Виноградова ) . Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Иконка файла материала Урок 108-110.docx
Произведения о детях войны (5 ч) Дата: 01, 02, 06.04.15 Урок 108­110.  Тема:                                                                     В.П.Катаев «Сын полка» Цели урока: развитие читательских умений (овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча,   понимать   читаемое   на   уровне   не   только   фактов,   но   и   смысла   (иметь   свои   суждения,   выражать эмоциональное   отношение);   воссоздавать   в   своём   воображении   прочитанное   (представлять   мысленно   героев, события). Задачи: Образовательные: • воспитывать интерес к истории своей Родины, чувство благодарности и уважения к тем, кто её защищал; • учить работать с произведениями о детях и для детей; • закрепить понятия «повесть», «герой произведения»; • учить представлять и интерпретировать образ героя произведения ­ ребёнка, опираясь на текст (внешний вид, поступки, отношение к людям); • учить определять главную мысль произведения; • повторить произведения о детях разных авторов (Марк Твен, В. Гюго, А.П. Гайдар, Л. Пантелеев, А.П. Произве дения о детях войны (5 ч) Платонов, Н.Н. Носов, В.Ю. Драгунский); • отрабатывать навык чтения вслух и молча. Учебные умения:  • объяснять понятие «защитник Отечества»; • называть произведения детских писателей о войне; • рассказывать о герое и его поступках; • объяснять позицию автора и выражать свою точку зрения; • объяснять своё понимание главной мысли произведения; • выбирать книги о детях для самостоятельного чтения Развивающие:  ­развивать логическое мышление учащихся, творческое воображение,  ­выразительную речь;  ­умения и навыки анализа произведения, поиск главного, стиль речи; развивать скорость техники чтения.  Воспитательные:  ­воспитывать интерес к предмету;  ­ воспитательные возможности текста.  Характеристика деятельности учащихся: Слушать  главы из повести,  выражать  своё мнение о произведении,  аргументировать  ответ.  Моделировать обложку:   фамилия   автора,   заглавие,   жанр   и   тема,  сравнивать  с   готовой   моделью.  Развивать  чувство сострадания, сопереживания, анализируя отношение автора к герою, отношения взрослых героев и мальчика. Работать со словарём, объяснять контекстное значение слов. Выражать своё отношение к произведению и его героям.  Выполнять  задания к тексту в учебнике и тетради.  Читать  диалоги героев.  Определять  авторскую позицию   («автор»,   «автор­рассказчик»,   «автор­герой»).   Поисковая   работа:  выбирать  пословицы   о   Родине   в учебной хрестоматии, которые выражают главную мысль повести.  Готовить  рассказ о герое (Ване Солнцеве): внешний вид, поведение, черты характера, отношение к жизни; выражать своё отношение к герою. Задавать  вопросы,  формулировать  ответы,  выслушивать  мнение учителя и одноклассников (беседа о жизни взрослых и детей в годы Великой Отечественной войны) Универсальные учебные действия: Регулятивные: ­учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; ­ учиться работать по плану. Коммуникативные: [Введите текст] [Введите текст] [Введите текст]­ оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); ­ слушать и понимать речь других. Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая; словесный, практический. Оборудование: запись на доске. Ход урока: 1. Повторение произведений о детях: игра «Вспомни и назови». ...Заговорившись, ребята забыли о новенькой и не заметили, как прошло время. А за окнами уже совсем рассвело, и вот в коридоре зазвенел звонок, зазвенел как­то особенно — громко и торжественно. Ребята быстрее, чем обычно, расселись по партам. В это время в класс вбежала запыхавшаяся длинноногая Вера Макарова. — Ребята! — закричала она. — Вы знаете... Новость!.. — Что? Что такое? Какая? — закричали вокруг. — Вы знаете... у нас... у нас... новенькая... — Ха! — захохотали ребята. — Новость! Давно без тебя знаем... — Новенькая учительница, — сказала Вера. — Учительница? — Ага. Вместо Элеоноры Матвеевны будет. Ой, вы бы видели! — Вера всплеснула своими длинными руками. — Хорошенькая... Молоденькая... Глаза голубые, а волосы... Ей не пришлось дорисовывать портрет новой учительницы. Открылась дверь, и на пороге появилась она сама — действительно очень молодая, голубоглазая, с двумя золотистыми косами, заплетёнными, как венок, вокруг головы. Ребята поднялись ей навстречу, и в тишине какая­то девочка громко прошептала своей соседке: — Ой, и правда, какая хорошенькая!.. Учительница чуть заметно улыбнулась, подошла к своему столику, положила портфель и сказала: — Здравствуйте, ребята. Вот вы какие! А мне говорили, что вы — маленькие. Садитесь, пожалуйста... Л. Пантелеев. «Новенькая» ...Очень   странно!   Этот   чердак   был   обитаем.   На   стене   висели   мотки   верёвок,   фонарь,   два   скрещённых сигнальных флага и карта посёлка, вся исчерченная непонятными знаками. В углу лежала покрытая мешковиной охапка соломы. Тут же стоял перевёрнутый фанерный  ящик. Возле дырявой замшелой крыши торчало большое, похожее на штурвальное, колесо. Над колесом висел самодельный телефон. Женя заглянула через щель. Перед ней, как волны моря, колыхалась листва густых садов. В небе играли голуби. И тогда Женя решила: пусть голуби будут чайками, этот старый сарай с его верёвками, фонарями и флагами — большим кораблём. Она же сама будет капитаном... Л.П. Гайдар. «Тимур и его команда» 2. Знакомство с новым разделом: чтение названия, дат жизни писателя, вступительной статьи. 3. Ознакомительное   чтение  отдельных   глав   из   повести   В.П.   Катаева   «Сын   полка»   (читают   учитель   и учащиеся). 4. Работа с текстом произведения. • Чтение смысловых частей из первой главы; выделение и                                                                       чтение эпизода «Встреча с мальчиком». • Описание жизни мальчика у разведчиков из четвёртой главы. • Чтение эпизода «Побег Вани от разведчика Биденко» из шестой главы. • Чтение эпизода «Встреча с капитаном Енакиевым» из девятой главы. 5. Выполнение заданий в учебнике. 6. Составление рассказа «Ваня Солнцев» по плану: 1. Портрет Вани Солнцева. 2. Жизнь мальчика до встречи с разведчиками. 3. Жизнь у разведчиков. 4. Побег от Биденко. 5. Встреча с капитаном Енакиевым. [Введите текст] [Введите текст] [Введите текст]7. Задание   на  дом  (по   выбору):   подготовить   выразительное   чтение   диалога   Вани   и   капитана   Енакиева; выполнить задания в тетради; прочитать повесть В.П. Катаева «Сын полка». [Введите текст] [Введите текст] [Введите текст]