Конспект занятия " Стилизованный татарский орнамент. Панно"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 25.03.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: «Стилизованный татарский орнамент (панно из бумаги)». Тип занятия: комбинированное. Цель: создание условий, способствующих пробуждению интереса к истории родного края. Задачи: Обучающие: • познакомить учащихся с названиями элементов татарского орнамента («тюльпан», «шиповник», «волна»); • активизировать речь детей в названии татарских национальных узорах. • закрепить знания учащихся по выполнению аппликации; • обучать детей выполнять панно в виде татарского орнамента способом накладной аппликации; • освоить приемы сложения предметов (узоров) из частей по образцу; • повторить правила безопасности при работе с ножницами, клеем. Развивающие: • развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление; • развивать мелкую моторику, зрительно-моторные координации; • способствовать развитию художественного вкуса; • развивать художественный вкус при подборе и расположении элементов.конспект
Иконка файла материала Конспект занятия.doc

 

 

 

 

 

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ

ЗАНЯТИЯ

 

 

Тема: «Стилизованный татарский орнамент (панно из бумаги)»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическое оснащение занятия: конспект занятия.

 

Методы обучения: словесные (беседа), наглядные (демонстрация образцов, иллюстраций, узоров), практические (демонстрация приёмов работы).

 

Материалы, инструменты, оборудование:

Образцы элементов   панно,  иллюстрации татарского национального орнамента,  иллюстрации татарского национального костюма (платье,  фартук, жилет, тюбетейка, калфак, сапоги),  шаблоны  национальных узоров («тюльпан», «колокольчик», «волна»), «письмо»  цветная бумага, клей-карандаш, ножницы,  скотч, большая фото-рамка со стеклом,  иллюстрации «Казанский кремль», «Чак-чак», «Флаг, герб Татарстана»).

 

Форма организации деятельности:  групповая.

 

 

 

Ход занятия:

 

1. Организационный этап (приветствие, упражнение «Здравствуй, друг!)

 

2. Подготовительный этап (ведение в тему занятия).

- Ребята, сегодня я получила необычное письмо.  Что здесь написано никак не  разберу, потому что написано не по-русски.

Но есть  подсказка – картинки (Казанский кремль, чак-чак, национальный флаг Татарстана). Посмотрите на них внимательно.  Если мы сможем отгадать,  что на них изображено, то  поймем, откуда пришло письмо и что  в нём написано (ответы детей). 

Переворачиваю каждое слово Исэнмесез, хормэтле иптэшлэр  и читаю  (Здравстуйте, дорогие друзья!) Молодцы! Отгадали!

Ребята, скажите, как называется страна, в которой мы живём? А как называется наш город? (ответы детей).

- Вы, наверное, знаете, что в нашем родном  городе живут люди разных национальностей, которые имеют свой язык, культуру, свои танцы, песни, костюмы. (Русские, башкиры, чуваши, мордва, татары, украинцы).

- Сегодня мы поговорим с вами о татарской национальности, потому, что скоро у нас праздник, посвящённый татарскому народу.

 

- Что вы уже знаете о татарах? (ответы детей)

 

- Они живут в республике Татарстан, столица - город Казань. Они говорят на татарском языке, но многие говорят и  на русском языке. У них есть особые  национальные блюда - плов, беляши, чак-чак. На праздник татары  надевают национальные костюмы. Женщины - платья, фартуки, жилеты, калфак. Мужчины - рубашки, широкие брюки, кожаные башмаки, тюбетейки.

 

3. Изучение нового учебного материала

- Сегодня мы познакомимся с татарским народным орнаментом. Ребята, что такое орнамент? (ответы детей).  Орнамент - это украшение, узор. Им расписывают посуду, шкатулки, сундуки, расшивают  полотенца, салфетки, скатерти,  костюмы.

Я принесла вам образцы татарского орнамента. У татарского народа существует несколько видов орнамента. (Рассказ и демонстрация образцов).

«Цветочно-растительный». Мотивы волнообразных побегов, цветов тюльпана, ромашки, лотоса, фиалки. Таким видом орнамента украшались концы полотенец, занавески, фартуки, головные уборы.

 

«Геометрический». Геометрические мотивы - линии, волны, зигзаги, спирали, ломаные линии. Применяется в украшении сельского жилища, ювелирных изделий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Зооморфный» Изображения голубей, уток, бабочек, лебедей, пчёл. Встречается в основном в резьбе по дереву.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Основные цвета орнамента - зелёный, красный, жёлтый, синий, оранжевый.

 

 

 

- Сегодня мы сделаем  вот такую коллективную работу (показываю панно).

Ребята, скажите мне,  из чего состоит это панно?  (из отдельных элементов) А из чего сделаны отдельные элементы – стилизованные узоры? (из бумаги). Как нужно делать такие красивые элементы? (вырезать из бумаги  и наклеить на бумажные квадраты)

Когда вы всё сделаете,  сложим их в одну большую картину-панно, она будет представлена   на нашем празднике.

 

Физкультминутка:

На зарядку солнышко поднимает нас,

Поднимаем руки мы по команде «раз».

А над нами весело шелестит листва,

Опускаем руки мы по команде «два».

         Руки подняли и покачали -

Это цветы в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Так ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем,

Руки отставим назад.

 

4. Практическая работа

 

Инструктаж.

У нас будет две команды «Тюльпан» и «Волна». Первая команда делает первый вид орнамента (стилизованный тюльпан), вторая  - стилизованную волну.  Посмотрим, какая команда справилась лучше.

 

Самостоятельная работа.

Раздаю детали. Открываем конверты. Рассматриваем узор и его элементы.

Из чего состоит этот узор? (Квадрат, тюльпан, овала с заострёнными углами) А этот? (Квадрат, волна и круг).

 

Вам нужно будет  вырезать квадраты из цветной бумаги, и приклеить на них элементы стилизованного орнамента. 

Но прежде чем приступить к работе,  давайте вспомним правила техники безопасности при работе с ножницами и клеем.

 

Во время практической работы можно провести пальчиковую игру.

Пальчиковая игра «Цветок»

- У каждого из вас кисти рук превратились в цветок. Лепестки закрыты, плотно сомкнуты.

Утром рано он закрыт (кисти рук находятся в исходном положении),

Но к полудню ближе (ладони отходят друг от друга, подушечки больших пальцев прижаты к концам указательных, кисти рук напоминают раскрытый бутон)

Раскрывает лепестки, красоту их вижу (кисти рук у запястья соединены, а пальцы плавно расходятся в разные стороны, напоминая раскрывшийся цветок).

К вечеру цветок опять закрывает венчик (пальцы сомкнуть – нераскрывшийся цветок),

И теперь он будет спать (кисти рук в исходном положении)

До утра как птенчик (кисти рук положить под щёку – имитация сна).

 

Из каких элементов состоит этот узор? (цветок, листок)

- Как называется этот цветок? (Тюльпан)

- Какого цвета большой цветок? (красного) А маленький? (жёлтого)

- Какого цвета лепестки? (зелёного)

 

Во время работы показываю  технику выполнения орнамента поэтапно. Дети выполняют коллективную работу. В ходе её выполнения оказываю помощь некоторым детям, подсказывая, направляя. Проговариваю вместе с детьми названия деталей. 

 

5. Контрольный этап

Текущий контроль. В процессе работы оказывается индивидуальная помощь.

 

6. Заключительная часть

- Ребята, мы с вами закончили работу. Все внимательно слушали и успешно справились с заданием.

- Понравилось ли вам занятие?

- Ребята,  о каком народе Поволжья мы сегодня говорили? Что нового вы узнали? Кому было трудно справиться с работой?

Теперь давайте уберём свое рабочее место.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

Шаблон  орнамента «Волна»

 

 

Шаблон узора «Тюльпан»

Шаблон узора «Пион»