Занятие направлено на коррекцию эмоционально-волевой сферы учащихся первых классов и профилактику школьной дезадаптации. Проводить занятие следует в малых группах, соблюдая ритуалы приветствия и прощания. В конце занятия созданную детьми работу необходимо обыграть: наклеить бабочек, солнышко и т.д. Всем желаю удачи!К конспекту прилагается итоговая работа детей и раздаточный материал.
КОРРЕКЦИОННОРАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1ГО КЛАССА
«Эмоции в цвете».
Данное занятие предназначено для реализации работы по профилактике школьной
дезадаптации; материал направлен на развитие коммуникативных навыков у младших
школьников, формированию способов выражения эмоций.
Цель: Коррекция эмоциональноволевой сферы учащихся, испытывающих трудности в
обучении и адаптации к школе.
Задачи:
• способствовать формированию добрых взаимоотношений между учащимися;
• развивать чувства единства и сплоченности, чувство принадлежности к классному
коллективу;
• развивать у учащихся начальной школы способности понимать эмоциональное
состояние людей;
• воспитывать чувства сопереживания, доброжелательного отношения к
одноклассникам;
• воспитывать толерантность, терпимость и уважение к одноклассникам;
• учить выражать и передавать цветом своё состояние и уметь понимать настроение
одноклассников по цвету их работ.
Оборудование. Цветные карандаши, бумажные шаблоны цветов с пятью лепестками.
Ход занятия.
1. Ритуал приветствия. «Я с тобой дружу!».
Ребята, когда мы обнимались, на наших лицах было видно наше настроение. Как вы думаете,
какое настроение у друзей, когда они обнимаются? А как мы с вами догадались о том, что
настроение радостное?
А теперь отгадайте загадку:
Есть у радости подруга в виде полукруга.
На лице она живёт.
То кудато вдруг уйдёт,
То внезапно возвратится.
Грустьтоска её боится!
Что же это? (Улыбка.)
Все мы знаем, что без друзей очень плохо, а как вы думаете, какой самый простой способ завести
себе друзей?
Учащиеся вспоминают и перечисляют способы, с помощью которых можно завести друзей.
Все перечисленные вами способы хороши, но есть самый простой и самый действенный способ
для приобретения друзей – это…Ну конечно улыбка! С улыбки начинается дружба.
Дружба это...
Учащимся предлагается подумать над следующим вопросом:
Ребята, как вы понимаете слово «дружба» и кто такой повашему "друг"?
Дети высказывают свои варианты ответов.
Педагогпсихолог подводит итог обсуждения и дает следующие определение понятий «дружба» и
«друг» .
Дружба – это когда люди хотят быть вместе, когда они интересуют друг друга, доверяют друг
другу. Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации.
Друг – это человек, который поддерживает тебя, может понять, помочь в трудную минуту,
который разделяет с тобой все радости и горести.
Но нужно учитывать, что у дружбы есть Правила! И дружба между людьми возможна только при
соблюдении ими этих правил дружбы. Самым важным из этих правил является уважение прав
друг друга, и немаловажным является терпимость к другому человеку.
Вместе с детьми формируется список.
Правила дружбы:
• Помогать другу:
• Не ссориться;
• Уступать;
• Не бояться просить прощения, если обидел друга;
• Быть вежливым:
• Не злиться:
• Быть честным;
• Быть внимательным.
Существует еще много правил дружбы, но это самые основные. И если вы их будете соблюдать,
то сможете стать настоящими друзьями любому человеку.
Физкультурная минутка с эмоциональным фоном: злость – топаем ногами, радость –
прыгаем и хлопаем и т.д.
Концентрация внимания: пальчиковая игра «Секрет».
Одно из перечисленных выше правил это быть внимательным к своему другу, а как вы
думаете, что это значит?
Учащиеся приводят свои объяснения.
Все правильно, быть внимательным к своему другу, это в первую очередь видеть, какое
настроение у вашего друга. Мы с вами учились определять настроение и даже пробовали
раскрасить его! Сегодня я предлагаю вам вместе создать полянку настроений. Для этого я
принесла вот такие цветы из бумаги и большой зелёный лист – он будет полянкой.
2. Сейчас мы с вами раскрасим лепестки таким цветом, какого цвета настроение в
стихотворениях, которые я вам прочитаю. На каждом лепестке есть цифры. Найдите
цифру 1 – это будет лепесток настроения первого стихотворения.
1. Мама, бабушка, сестра –
Все нарядные с утра.
Принимают поздравленья,
Хоть у их не день рожденья.
Каждой праздничный подарокИ букет – он очень ярок!
А ещё сюрприз их ждёт –
Испекли мы с папой торт!
Раскрасьте первый лепесток таким цветом, какого цвета настроение в этом стихотворении.
2. Бедный Мишка заболел –
Мишку мёду много ел.
Мишка плачет и кричит:
«У меня живот болит!»
Мишка стонет, слёзы льёт – у него болит живот.
3. Едет клоун по шоссе
На блестящем колесе.
Для чего? Зачем? – Для смеха.
Пожелайте мне успеха!
4. С ветки на землю шлёпнулся жёлудь
Жёлудь созревший, жёлудь тяжёлый.
Он от испуга плачет и плачет
И желудиных слёзок не прячет!
5. Спал цветок и вдруг проснулся.
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился верх и полетел!
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся.
(После прочтения каждого стихотворения, дети закрашивают лепестки).
Посмотрите, пожалуйста, а что осталось не закрашенным у нашего цветка? Закрасьте серединку
таким цветом, какого цвета у вас настроение сейчас.
Теперь у вас получились не простые цветы, а цветы настроений. Давайте их посадим на полянку, и
у нас получится целая поляна настроений! Полюбуйтесь, как это красиво получилось!Игра на преодоление двигательного автоматизма «Электрический ток»
2. Ритуал прощания.
Ребята, какое настроение у вас появилось после нашего занятия? Давайте
поступим так: у кого хорошее настроение – покажет Солнышко, а у кого
настроение испортилось – покажет Тучку.
Вот какой солнечный денёк у нас сегодня и нет ни одной тучки!
Ребята, есть у меня для вас и домашнее задание: на листе бумаги нарисованы человечки. Их
настроение написано словами. Попробуйте изобразить настроение на лице каждого из них.
Раз, два, три, четыре, пять
Скоро встретимся опять!
Список используемой литературы:
1. Горячева Наталья. Экология души.//Школьный психолог.2003.№23.
2. Кунигель Татьяна. //Школьный психолог. 2004.№2525.
3. Открытый урок нашей общей тревоги. Составитель – Н. Клименко. –Издательство
«Эфлакс»,2003.4. Чистякова М.И. Психогимнастика/Под ред. М.И. Буянова.М.: Просвещение:
ВЛАДОС,1995.
5. Шаповалова О.Е. Психологопедагогическая поддержка эмоционального развития
умственноотсталых школьников. М.: В.Секачев,2007.