В ходе занятия дети знакомятся с окружающим миром, учатся обобщать знания о простых географических понятиях / море, горы, долина /. Продолжают учиться устанавливать связи между предметами и явлениями, видеть сходное и различное в предметах, проводить аналогии между двумя несходными предметами, побуждать к порождению принципиально нового.
Продолжается развитие речевого творчества детей, опираясь на воображение, как творческое, так и воссоздающее.
Обогащается словарь детей новыми словами с переводом их в активный словарный запас. Развивается мышление, память, внимание.
Закрепляются навыки общения со сверстниками, создается атмосфера доброжелательности и эмоционального комфорта.
ЗАНЯТИЕ Необычное путешествие.doc
РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ
для детей старшего дошкольного возраста
«НЕОБЫЧНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ"
Конспект подготовлен педагогомпсихологом
МДОУ «ЯСЛИСАД № 395 г. ДОНЕЦКА»
Погребняк Т.И.
Программное содержание.
Продолжать знакомить детей с окружающим миром, обобщать знания детей
о простых географических понятиях (море, горы, долина). Продолжать учить ус
танавливать связи между предметами и явлениями, видеть сходное и различное
в предметах, проводить аналогии между двумя несходными предметами,
побуждать к порождению принципиально нового.
Способствовать развитию речевого творчества у детей, опираясь на
воображение, как творческое, так и воссоздающее.
Обогащать словарь детей новыми словами, переводя их в активный
словарный запас. Совершенствовать грамматический строй речи. Учить
правильному использованию слов /в роде, числе, падеже/, умению грамотно
строить предложения.
Развивать мышление, память, внимание.
Воспитывать умение общаться со сверстниками, создавая атмосферу
доброжелательности и эмоционального комфорта.
Предварительная работа.
Чтение литературы о динозаврах. Знакомство с картой, глобусом, условными
обозначениями на них в ходе дидактических игр типа "Путешествие с
гномиком".
Дидактические игры на развитие познавательных процессов. Проведение
занятий типа "Путешествие с новой и старой зубными щетками" /ТРИЗ/. Чтение
волшебных сказок. Слушание музыкальных произведений, способствующих
развитию воображения и творчества.
Оборудование.
Картасхема с нанесенными на нее горами, морем, долиной и маршрутом
движения, разрезанная на части.
Предметы: чайная ложка, зубная щетка, свеча, карандаш, пуговица, ножницы,
линейка.
Волшебный мешочек. Дидактическая игра "Поляна динозавров" (по типу
игры "Силуэты"). Проигрыватель, грамзапись группы "Зодиак".
Литература (все новое – это хорошо забытое старое).
Лепихина Т. "Уроки красоты", журнал "Дошкольное воспитание", 1996 г.
Прохорова Л. "Развиваем творческую активность дошкольников", журнал
"Дошкольное воспитание", 1996 г, N 9. Сорокина Н. Программа "Театртворчестводети", "Дошкольное воспитание",
1996, N 9.
Федорова Е. "Интеллектуальные игры для развития мышления у старших
дошкольников", журнал "Дошкольное воспитание", 1996 г, N 3.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
В гости пришел клоун ( Кл.). Дети с ним здороваются.
Кл. Кто я? / Ответы детей /
Кл. А как вы догадались, что я клоун? / Ответы детей /
Кл. А может быть вы догадаетесь, как меня зовут?
/ Ответы детей, клоун выбирает имя из предложенных детьми./
Кл. Какие вы умные! Только такие дети могут путешествовать по моей
стране Фанталии. Ее еще нигде нет. Мы придумаем нашу страну сами. Что нам
поможет найти правильный путь в страну Фанталию?
/ Ответы детей. Выбрать карту./
Кл. – Дети, у меня была настоящая карта с нанесенным маршрутом.
Только ее хотел забрать у меня клоун Вася, а я ему не отдавал, а он тянул, и
я тянул, и мы ее порвали!
Воспль. Напрасно вы так сделали. Можно было поступить иначе.
Кл. А как нужно было поступить? / Ответы детей./
Кл. Теперь я понял, как надо делиться с другом. Если бы я знал раньше! А
теперь вот, что от моей карты осталось /показывает части/, что с этим делать?
/ Ответы детей./
Кл. Вы поможете мне ее сложить? / Ответы детей./
Кл. Ребята, я точно помню, что на карте было большое синее море.
Восп.~ С каких частей мы начнем складывать карту? Почему?
/ Дети подбирают необходимые части карты и поясняют свой выбор.
По окончании работы предложить детям отдохнуть на берегу моря./
Кл. Дети, а вы знаете, что у этого моря есть секрет! Оно волшебное. Все,
что в него попадает, становится большим. И чем дольше в нем купаешься, тем
больше вырастаешь! Я был маленьким, а потом искупался и стал вот таким, а
если я еще раз выкупаюсь, то стану еще больше. А потом еще и еще больше.
Восп. Клоун, остановись, пожалуйста! Если ты много раз искупаешься,
станешь великаном. Как же тогда дети будут играть с тобой?
Кл. Я об этом не подумал! Так что же мне не купаться? Вот проблема:
если не купаться стану грязным, а если купаться слишком большим. Что
же делать с таким морем?
/ Ответы детей. Если дети затрудняются в выборе действий,
клоун дает свой вариант: Ура! Я придумал! Делим море пополам.
Одна часть увеличительная купаешься и вырастаешь, а другая
уменьшительная та, где становишься прежним /. Кл. Спасибо, дети! Без вас бы я никогда не придумал, как сделать море
безвредным.
Восп. Какое необычное море получилось! Но оно не всегда бывает
одинаковым. Море, как человек, имеет свой характер. Послушайте, как
А.С.Пушкин пишет об изменениях моря в "Сказке о рыбаке и рыбке".
/ Прочитать строки, воссоздающие представления о море /.
Вначале поэт говорит:
«Вот пошел он к синему морю,
Видит море слегка разыгралось.»
Второй раз "... пошел он к синему морю
Помутилось синее море."
Затем рыбка стала сердиться на старуху:
«Пошел старик к синему морю
Неспокойно синее море"
А когда рыбка разгневалась на старуху, то и море совсем поменялось:
а затем:
Старичок отправился к морю
Почернело синее море",
«Вот идет он к синему морю,
Видит, на море черная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют".
Вот как меняется море от спокойного до грозного, штормового.
Кл. Дети, а что мы можем сказать о нашем волшебном море? Какое оно?
Каков его характер?
/ Описание моря детьми /.
Кл. Каждый из вас замечательно сказал о море. Но будет еще лучше, если
мы составим маленький рассказ. Предлагаю волшебство! Давайте станем в круг.
Закроем глаза, а кого я коснусь волшебным перышком, тот и рассказывает.
Будьте внимательны. У всех закрыты глаза. Я уже иду!
/ Рассказ одного ребенка, которого коснулось перышко /.
Кл. Дети, а как же мы можем назвать море в нашей стране Фанталия.
Кл. Ой, какое хорошее название придумали дети! А знаете, всетаки
/ Дети дают варианты названий /.
хорошо, когда вода в море увеличительная!
Восп. Почему?
Кл. Если меня ктото обидит, я искупаюсь в волшебном море, стану
большим и сильным и смогу защитить себя, а всех обидчиков посажу в клетку.
Восп. Дети, а хорошо сидеть в клетке? / Ответы детей /.
Восп. А как бы вы поступили с обидчиком? / Мнения детей /.
Восп. Ребята, если у нас есть такое волшебное море, что бы вы хотели
увеличить и почему? / Варианты детей /. Кл. У нас такая замечательная страна и замечательное море, но как же нам
перебраться на другой берег?
/ Предложения детей /.
Восп. / обобщив ответы детей / На каком транспорте лучше быть: там, где
люди добрые, веселые, вежливые или там, где злые? / Выводы детей /.
Восп. А как же мы назовем наш транспорт, на котором все, кто
встречаются, относятся друг к другу подоброму? / Ответы детей /.
Восп. А если среди добрых людей окажется злой человек, то каким может
стать?
/ Ответы детей, воспитатель обобщает все сказанное детьми в ходе
диалога /.
Кл. Отправляясь в путешествие, я захватил с собой в мешочке коекакие
предметы. Они совершенно разные. Только вот забыл я, куда его положил.
Помогите, пожалуйста, мне найти мой мешочек с вещами.
/ Указывает направление поиска: Я шел прямо, затем возле 1 стола
повернул влево и т.д. Дети отыскивают /.
Кл. Вот спасибо, дети, что нашли! / выкладывает все предметы на стол:
чайная ложка, зубная щетка, свеча, карандаш, пуговица, ножницы в футляре,
воздушный шарик, линейка, заколка /. Побывав на нашем транспорте предметы
тоже подружились, но не хотят признаться, кто с кем. Давайте, дети, угадаем,
кто с кем подружился. Берите предметы, соедините их в пары и объясните,
почему они подружились.
Кл. Дети, вы замечательные волшебники. Сумели подружить такие разные
( Д/игра "Найди аналогии").
предметы! А вы забыли, что хотели мне помочь отремонтировать карту?
Восп. Клоун, а что еще было на твоей карте?
Кл. Я вспомнил, что за морем на карте были горы, и путь шел через них.
( Дети выкладывают горы. Как только горы собраны,
клоун взбирается на них.) Следует такой диалог:
Восп. Дети, клоуну одному взбираться в горы опасно, высоко!
Кл. Не высоко, а низко.
Восп. Ты ушел очень далеко.
Кл. Не далеко, а близко.
Восп. Скоро станет темно.
Кл. Не темно, а светло.
Восп. Дети, да что же это с нашим клоуном происходит? Говорит
все наоборот. Может он с вами согласится? Попробуйте вы убедить его, что в
горах опасно.
/ Дети говорят свои предположения, а клоун противоположные /.
Восп. Дети, чтото здесь не так: Как вы думаете, это гора обыкновенная
или какаято особенная? Почему вдруг клоун стал называть слова с
противоположным значением?
/ Ответы детей /. Кл. А как мы назовем нашу гору?
/ Предложения детей, выбор одного /.
Восп. Очень хорошее название!
Кл. Но на карте еще была удивительная долина. Помогите мне, пожалуйс
та, ее собрать!
/ Дети дополняют карту долиной /.
Восп. Я чувствую, что должно произойти какоето волшебство, потому что
на пути в страну Фанталия вы сделали много чудес, проявили доброту, заботу.
Давайте закроем глаза, послушаем музыку и потом посмотрим, что произойдет.
/ Звучит музыка, в это время положить игру "Поляна динозавров"/.
Кл. Я никак не мог понять, что за странное пятно на карте, к которому вел
наш путь? Оказывается это такая необыкновенная поляна. Кто на ней живет?
Кл. А почему же я не вижу динозавров?
/ Ответы детей /.
/ Предположения детей/.
Кл. А как же их вернуть на поляну?
Восп. Наши дети знают много слов добрых и ласковых. Давайте ласково,
спокойно позовем динозавриков, и они вернутся.
/ Дети зовут /.
Кл. А я вот их уже вижу! Я их нашел! / Пакет с изображением динозаври
ков предлагает детям /. Возьмите динозавра, который вам понравился. А вы
хотите с ними поплясать? Тогда веселее пускаемся в пляс.
/ Дети танцуют с динозаврами, внимательно рассматривают их,
Восп. А теперь отнесите наших динозавриков в долину и найдите каждому
называют тех, которых узнали /.
его место. ( Д/и "Поляна динозавров").
Восп. Дети, теперь вы поняли, почему наша страна называется Фанталия?
/ Мнения детей /.
Восп. Да, потому что здесь хочется фантазировать. А еще здесь не только
волшебное море и горы, но и живут динозаврики, которых на земном шаре уже
нет, а у нас они есть.
Кл. Дети, вам понравилось путешествие? А хотите еще попутешествовать в
другие необыкновенные страны?
/ Ответы детей /.
Восп. Тогда дома с родителями придумайте каждый свою страну. Сделайте
карту, и мы с вами все вместе будем путешествовать по этим странам. А сегодня
наше путешествие закончилось.
ДО СВИДАНИЯ, СТРАНА ФАНТАЛИЯ !
Конспект занятия "Необычное путешествие"
Конспект занятия "Необычное путешествие"
Конспект занятия "Необычное путешествие"
Конспект занятия "Необычное путешествие"
Конспект занятия "Необычное путешествие"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.