Конспект занятия "Необычное путешествие"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 28.12.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В ходе занятия дети знакомятся с окружающим миром, учатся обобщать знания о простых географических понятиях / море, горы, долина /. Продолжают учиться устанавливать связи между предметами и явлениями, видеть сходное и различное в предметах, проводить аналогии между двумя несходными предметами, побуждать к порождению принципиально нового. Продолжается развитие речевого творчества детей, опираясь на воображение, как творческое, так и воссоздающее. Обогащается словарь детей новыми словами с переводом их в активный словарный запас. Развивается мышление, память, внимание. Закрепляются навыки общения со сверстниками, создается атмосфера доброжелательности и эмоционального комфорта.
Иконка файла материала ЗАНЯТИЕ Необычное путешествие.doc
РАЗВИВАЮЩЕЕ   ЗАНЯТИЕ для   детей  старшего  дошкольного  возраста «НЕОБЫЧНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ" Конспект подготовлен педагогом­психологом  МДОУ «ЯСЛИ­САД  № 395 г. ДОНЕЦКА»       Погребняк Т.И. Программное содержание. Продолжать знакомить детей с окружающим миром, обобщать знания детей о простых географических понятиях (море, горы, долина). Продолжать учить ус­ танавливать связи между предметами и явлениями, видеть сходное и различное в   предметах,   проводить   аналогии   между   двумя   несходными   предметами, побуждать к порождению принципиально нового. Способствовать   развитию   речевого   творчества   у   детей,   опираясь   на воображение, как творческое, так и воссоздающее. Обогащать   словарь   детей   новыми   словами,   переводя  их   в   активный словарный   запас.   Совершенствовать   грамматический   строй   речи.   Учить правильному   использованию   слов   /в   роде,   числе,   падеже/,   умению   грамотно строить предложения. Развивать мышление, память, внимание. Воспитывать   умение   общаться   со   сверстниками,   создавая   атмосферу доброжелательности и эмоционального комфорта. Предварительная работа. Чтение литературы о динозаврах. Знакомство с картой, глобусом, условными обозначениями   на  них   в   ходе   дидактических   игр   типа   "Путешествие   с гномиком". Дидактические   игры   на   развитие   познавательных   процессов.   Проведение занятий типа "Путешествие с новой и старой зубными щетками" /ТРИЗ/. Чтение волшебных   сказок.   Слушание   музыкальных   произведений,   способствующих развитию воображения и творчества. Оборудование. Карта­схема   с  нанесенными   на   нее   горами,  морем,  долиной   и  маршрутом движения, разрезанная на части.  Предметы: чайная ложка, зубная щетка, свеча, карандаш, пуговица, ножницы, линейка. Волшебный   мешочек.   Дидактическая   игра   "Поляна   динозавров"   (по   типу игры "Силуэты"). Проигрыватель, грамзапись группы "Зодиак". Литература  (все новое – это хорошо забытое старое). Лепихина Т. "Уроки красоты", журнал "Дошкольное воспитание", 1996 г. Прохорова   Л.   "Развиваем   творческую   активность   дошкольников",   журнал "Дошкольное воспитание", 1996 г, N 9.Сорокина Н. Программа "Театр­творчество­дети", "Дошкольное воспитание", 1996, N 9. Федорова   Е.   "Интеллектуальные   игры   для   развития   мышления   у   старших дошкольников", журнал "Дошкольное воспитание", 1996 г, N 3. ХОД ЗАНЯТИЯ. В гости пришел клоун  ( Кл.). Дети с ним здороваются. Кл. ­ Кто я?   / Ответы детей / Кл. ­ А как вы догадались, что я клоун? / Ответы детей /  Кл. ­ А может быть вы догадаетесь, как меня зовут? / Ответы детей, клоун выбирает имя из предложенных детьми./ Кл.  ­ Какие вы умные! Только такие дети могут путешествовать по   моей стране Фанталии. Ее еще нигде нет. Мы придумаем нашу страну сами. Что нам поможет найти правильный путь в страну Фанталию? / Ответы детей. Выбрать карту./ Кл. – Дети, у меня была настоящая карта с нанесенным маршрутом. Только ее хотел забрать у меня клоун Вася, а я ему не отдавал, а он тянул, и я тянул, и мы ее порвали!  Восп­ль.  ­ Напрасно вы так сделали. Можно было поступить иначе. Кл. ­ А как нужно было поступить?  / Ответы детей./ Кл. ­ Теперь я понял, как надо делиться с другом. Если бы я знал раньше! А теперь вот, что от моей карты осталось /показывает части/, что с этим делать? / Ответы детей./ Кл. ­ Вы поможете мне ее сложить?  / Ответы детей./ Кл. ­Ребята, я точно помню, что на карте было большое синее море.  Восп.~ С каких частей мы начнем складывать карту? Почему? / Дети подбирают необходимые части карты и поясняют свой выбор.  По окончании работы предложить детям отдохнуть на берегу моря./ Кл. ­ Дети, а вы знаете, что у этого моря есть секрет! Оно волшебное. Все, что в него попадает, становится большим. И чем дольше в нем купаешься, тем больше вырастаешь! Я был маленьким, а потом искупался и стал вот таким, а если я еще раз выкупаюсь, то стану еще больше. А потом еще и еще больше. Восп. ­  Клоун,   остановись,   пожалуйста!   Если   ты   много   раз   искупаешься, станешь великаном. Как же тогда дети будут играть с тобой?  Кл. ­ Я об этом не подумал! Так что же мне не купаться? Вот проблема: если не купаться ­ стану грязным, а если купаться ­ слишком большим. Что же делать с таким морем? / Ответы детей. Если дети затрудняются в выборе действий, клоун дает свой вариант: ­ Ура! Я придумал! Делим море пополам. Одна часть увеличительная ­ купаешься и вырастаешь, а другая уменьшительная ­ та, где становишься прежним /.Кл. ­   Спасибо, дети! Без вас бы я никогда не придумал, как сделать море безвредным. Восп.  ­   Какое   необычное   море   получилось!   Но   оно   не   всегда   бывает одинаковым.   Море,   как   человек,   имеет   свой   характер.   Послушайте,   как А.С.Пушкин пишет об изменениях моря в "Сказке о рыбаке и рыбке". / Прочитать строки, воссоздающие представления о море /. Вначале поэт говорит: «Вот пошел он к синему морю, Видит ­ море слегка разыгралось.» Второй раз "... пошел он к синему морю Помутилось синее море." Затем рыбка стала сердиться на старуху: «Пошел старик к синему морю  ­Неспокойно синее море"  А когда рыбка разгневалась на старуху, то и море совсем поменялось: а затем: Старичок отправился к морю  Почернело синее море",      «Вот идет он к синему морю,  Видит, на море черная буря:    Так и вздулись сердитые волны,     Так и ходят, так воем и воют".  Вот  как меняется море от спокойного до грозного, штормового. Кл. ­ Дети, а что  мы можем сказать о нашем волшебном море? Какое оно? Каков его характер? / Описание моря детьми /. Кл. ­ Каждый из вас замечательно сказал о море. Но будет еще лучше, если мы составим маленький рассказ. Предлагаю волшебство!  Давайте станем в круг. Закроем   глаза,   а   кого   я   коснусь   волшебным   перышком,   тот   и   рассказывает. Будьте внимательны. У всех закрыты глаза. Я уже иду! / Рассказ одного ребенка, которого коснулось перышко /. Кл. ­ Дети, а как же мы можем назвать море в нашей стране Фанталия.  Кл.  ­   Ой,   какое   хорошее   название   придумали   дети!   А   знаете,   все­таки / Дети дают варианты названий /. хорошо, когда вода в море увеличительная! Восп. ­ Почему? Кл.  ­   Если   меня   кто­то   обидит,   я   искупаюсь   в   волшебном   море,   стану большим и сильным и смогу защитить себя, а всех обидчиков посажу в клетку. Восп. ­ Дети, а хорошо сидеть в клетке? / Ответы детей /. Восп. ­ А как бы вы поступили с обидчиком? / Мнения детей /. Восп.  ­ Ребята, если у нас есть такое волшебное море, что бы вы хотели увеличить и почему? / Варианты детей /.Кл. ­ У нас такая замечательная страна и замечательное море, но как же нам  перебраться на другой берег? / Предложения детей /. Восп. / обобщив ответы детей / ­ На каком транспорте лучше быть: там, где  люди добрые, веселые, вежливые или там, где злые? / Выводы детей /. Восп.  ­   А   как   же   мы   назовем   наш   транспорт,  на   котором   все,   кто встречаются, относятся друг к другу по­доброму? / Ответы детей /. Восп. ­ А если среди добрых людей окажется злой человек, то каким может  стать? / Ответы детей, воспитатель обобщает все сказанное детьми в ходе диалога /.    Кл. ­   Отправляясь в путешествие, я захватил с собой в мешочке кое­какие  предметы. Они совершенно разные. Только вот забыл я, куда его положил.  Помогите, пожалуйста, мне найти мой мешочек с вещами.  / Указывает направление поиска: Я шел прямо, затем возле 1 стола повернул влево и т.д. Дети отыскивают /. Кл. ­  Вот спасибо, дети, что нашли! / выкладывает все предметы на стол:  чайная ложка, зубная щетка, свеча, карандаш, пуговица, ножницы в футляре,  воздушный шарик, линейка, заколка /. Побывав на нашем транспорте предметы  тоже подружились, но не хотят признаться, кто с кем. Давайте, дети, угадаем,  кто с кем подружился. Берите предметы, соедините их в пары и объясните,  почему они подружились.  Кл. ­ Дети, вы замечательные волшебники. Сумели подружить такие разные  ( Д/игра "Найди аналогии"). предметы!  А вы забыли, что хотели мне помочь отремонтировать карту? Восп.  ­ Клоун, а что еще было на твоей карте? Кл. ­ Я вспомнил, что за морем на карте были горы, и путь шел через них. ( Дети выкладывают горы. Как только горы собраны, клоун взбирается на них.)  Следует такой диалог: Восп.  ­ Дети, клоуну одному взбираться в горы опасно, высоко!  Кл. ­ Не высоко, а низко.  Восп.  ­ Ты ушел очень далеко.  Кл. ­ Не далеко, а близко.  Восп.  ­ Скоро станет темно.  Кл. ­ Не темно, а светло.  Восп.  ­ Дети, да что же это с нашим клоуном происходит? Говорит все наоборот. Может он с вами согласится? Попробуйте вы убедить его, что в горах опасно. / Дети говорят свои предположения, а клоун противоположные /. Восп.   ­ Дети, что­то здесь не так: Как вы думаете, это гора обыкновенная или   какая­то   особенная?   Почему   вдруг   клоун   стал   называть   слова   с противоположным значением? / Ответы детей /.Кл. ­ А как мы назовем нашу гору? / Предложения детей, выбор одного /. Восп.  ­ Очень хорошее название! Кл. ­ Но на карте еще была удивительная долина. Помогите мне, пожалуйс­ та, ее собрать! / Дети дополняют карту долиной /. Восп.  ­ Я чувствую, что должно произойти какое­то волшебство,  потому что на пути в страну Фанталия вы сделали много чудес, проявили доброту, заботу. Давайте закроем глаза, послушаем музыку и потом посмотрим, что произойдет. / Звучит музыка, в это время положить игру "Поляна динозавров"/.  Кл. ­ Я никак не мог понять, что за странное пятно на карте, к которому вел наш путь? Оказывается это такая необыкновенная поляна. Кто на ней живет? Кл. ­ А почему же я не вижу динозавров? / Ответы детей /. / Предположения детей/. Кл. ­ А как же их вернуть на поляну? Восп.   ­ Наши дети знают много слов добрых и ласковых. Давайте ласково, спокойно позовем динозавриков, и они вернутся. / Дети зовут /. Кл. ­ А я вот их уже вижу! Я их нашел! / Пакет с изображением динозаври­ ков предлагает детям /.  Возьмите динозавра, который вам понравился. А вы хотите с ними поплясать? Тогда веселее пускаемся в пляс. / Дети танцуют с динозаврами, внимательно рассматривают их, Восп.  ­ А теперь отнесите наших динозавриков в долину и найдите каждому  называют тех, которых узнали /. его место. ( Д/и "Поляна динозавров"). Восп. ­ Дети, теперь вы поняли, почему наша страна называется Фанталия? / Мнения детей /. Восп.  ­ Да, потому что здесь хочется фантазировать. А еще здесь не только волшебное море и горы, но и живут динозаврики, которых на земном шаре уже нет, а у нас они есть. Кл. ­ Дети, вам понравилось путешествие? А хотите еще попутешествовать в  другие необыкновенные страны? / Ответы детей /. Восп.  ­ Тогда дома с родителями придумайте каждый свою страну. Сделайте карту, и мы с вами все вместе будем путешествовать по этим странам. А сегодня наше путешествие закончилось. ДО  СВИДАНИЯ,  СТРАНА  ФАНТАЛИЯ !