Конспект занятия ООД в средней группе по ФЦКМ
«Осенний лес»
Цель: обобщить знания детей по теме: «Осень».
Содержание:
В.: Ребята, сегодня в наш детский сад пришло письмо.
Хотите узнать, от кого оно? Тогда отгадайте загадку:
Прошла по лугам,
По лесам, по полям.
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: За мною нагрянет зима.
Конспект занятия ООД в средней группе по ФЦКМ
«Осенний лес»
Воспитатель – Жемчужникова И.В.
Цель: обобщить знания детей по теме: «Осень».
Содержание:
В.: Ребята, сегодня в наш детский сад пришло письмо.
Хотите узнать, от кого оно? Тогда отгадайте загадку:
Прошла по лугам,
По лесам, по полям.
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: За мною нагрянет зима.Д.: Осень.
В.: Да, ребята, это письмо от Осени. Давайте посмотрим, что же в конверте?
Письмо:Дорогие ребята!
Прошла осенняя пора. Наступают холода.
Птицы и животные приглашают вас в наш волшебный лес.
В. : Принимаем приглашение?Тогда в путь. Чтобы попасть в волшебный лес нужно
Закрыть глаза , хлопнуть в ладоши, повернуться вокруг себя и сказать волшебные
слова : « Раз, два, три, повернись в волшебном лесу очутись»
В. И вот мы в волшебном лесу…
Д\и «Подбери картинки с осенними приметами» (не живая природа).
(часто идут дожди, желтеют листья, листопад, день становиться короче, солнце не
греет)
В.: так в каком же лесу мы свами оказались?Д.: в осеннем.
В.: Дети, а какая бывает погода осенью :
Игра «Погода осенью»
У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный,
(мягкий мяч передают дети друг другу и называют прилагательные о осенней погоде).
Погода дождливая, погода ветреная, погода холодная, погода пасмурная, погода
сырая, погода ясная, погода солнечная, погода теплая, погода морозная.
По ситуации В. Помогает вопросами:
• Когда идет дождь — дождливая.• Когда дует ветер — ветреная• Холодно — холодная
• Пасмурно — пасмурная• Сыро — сырая• Хмуро — хмурая• Ясно — ясная
В. : Отлично. Вы правильно говорите, о погоде.Деревья и кусты тоже готовятся к зиме?
Д. — они сбрасывают листву.
В. Какие деревья остаются зелеными?
Д. Только елочки и сосны не расстаются со своими иголочками.
В.: ребята посмотрите к нам прилетели птицы (на мольберте изображения зимующих и
перелетных птиц). Все ли птицы остаются с нами зимовать?
Дети оставляют зимующих птиц.
В.: ребята, а что происходит с птицами которые не зимуют с нами.
Д.: Птицы улетают на юг.
В.: Правильно. Многие птицы собираются в стаи и улетают в теплые края.
А птицы, которые остаются с нами.
Д.: Зимующие.В. А сейчас вас ждет задание, которое называется
ИГРА «Отгадай и назови! »Но сначала отгадайте загадку:
Различаемся мы цветом,
Встретишь нас зимой и летом.
Если крыльями взмахнем
Будем в небе голубом.
Мы умеем щебетать,
Песни петь и ворковать.
Нас зимою подкормите…
Дети, кто мы? Назовите!
Дети называют зимующих птиц и рассказывают о них.
• Синичка небольшая птичка. У нее желтое брюшко, черная головка, белые щечки.
Любит сало.
• У воробья коричневые перышки. Он любит хлебные крошки.
• У снегиря красная грудка, а крылья, хвост и шапочка черные. Он любит лакомиться
ягодками рябины.
• Ворона серая с черными крыльями. Она хитрая. Любит все что блестит.
• Голуби бывают разного цвета. Белые, сизые, коричневые. Любят зерна пшеницы, хлеб,
подсолнечник.
Воспитатель: Молодцы! Как много вы знаете о птицах. Да, зимующим птицам тяжело
пережить холода без нашей помощи. Поэтому им нужно помогать зимой,
подкармливать их.
А знаете ли вы, как называется «Птичья столовая? » (кормушка) .
В.: ну что ребята нам пора двигаться дальше. Проходите, здесь от нас прячутся дикие
животные (за ширмой кукольный театр), несколько детей проходят за ширму. Хотите
узнать отгадайте загадки.
Р1.: Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы?
Ответы детей:(белка)
Воспитатель: Правда, белка! Правильно вы отгадали! А где живет белка?Ответ детей:
(в дупле).
В.: Ребята, а как еще белка готовится к зиме
Д: Белка осенью линяет. Рыжая шерсть выпадает, и на ее месте вырастает новая.
Шерсть эта серая и теплая. Серый цвет шерсти нужен для того, чтобы белку было
трудно заметить на деревьях, так она спасается от хищников. А теплая шерсть ей
нужна, чтобы не бояться морозов зимой. А еще осенью белка делает запасы
В.: А что запасает белка?
Ответ детей. (орехи, грибы).
Воспитатель: Правильно, белка складывает в кладовую на дереве шишки, орехи, грибы.
А теперь послушайте следующую загадку.
Р2: У косого нет берлоги,Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,А от голода – кора.
Ответ детей: (заяц)В.: Молодцы! А вы знаете, как, а заяц осенью готовится к зиме.
Д.: линяет и шерсть становится у него пушистая, теплая и белая для того, чтобы зайца
не было заметно на белом снегу, и чтобы его не заметили лиса и волк .Осенью заяц не
делает запасы, как белка ,потому что зимой он грызет кору деревьев. А теперь
послушайте следующую загадку.
Р3.: Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост её краса,
Это — рыжая …Ответ детей (лиса)
Р4.: Всё время по лесу он рыщет,
Он в кустах когото ищет.
Он из кустов зубами щёлк,
Кто скажите это…Ответ детей (волк)
В.: Воспитатель: Правильно ребята, а ведь лиса и волк тоже осенью готовятся к зиме.
Как они готовятся к зиме.
Д.: Они тоже линяют. У них вырастает теплая шерсть. Но цвет шерсти у них остается
такой же, потому что им не от кого прятаться и маскироваться, они — сами хищники.
Они ходят по лесу в поисках добычи.
Р5.: В перевалку зверь идет
По малину и по мед
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сныОтвет детей: (медведь)
Воспитатель: Правильно ребята это медведь посмотрите, какой он большой, толстый и
красивый. Как он готовиться к зиме.
Д.: Медведь осенью наедается хорошенько, у него под кожей накапливается жир, а
зимой он впадает в спячку.
В.: Где же медведь спит зимой?Ответ детей (в берлоге).
Воспитатель: Правильно он спит в своей берлоге, а как же он готовиться к зиме.
Д.: он натаскивает в берлогу сухих веток, мха, еловых веток, чтобы было ему тепло.
Зимой накроет берлогу снежное одеяло и медведю будет тепло.
В.: Скажите, а кто из лесных зверей еще впадает зимой в спячку?Ответ детей (еж)
В.: Правильно еж. А как ежик готовиться к зиме.
Д.: Он, так же как и медведь, осенью наедается, а зимой ложится в спячку, так как
зимой им нечего есть.
В: Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие по осеннему лесу, давайте
все вместе попрощаемся с жителями леса до весны. А нам пора возвращаться в детский
сад. Давайте произнесем волшебные слова: покружись, покружись в детский сад опять
вернись.
В.: ну вот мы с вами и в детском саду,
В.: ребята посмотрите, к нам в гости пришла кукла Маша, давайте поможем ей
собраться на прогулку. Д\и «Одень куклу на прогулку»
Дети отбирают только осеннюю одежду.В.: а кукла Маша хотела убрать листву у себя во дворе, вот только она не знает какие
орудия труда ей нужны, давайте поможем Маше. (работа с раздаточным материалом
перед детьми различные орудия труда нужно выбрать только осенние)
В.: спасибо , ребята что помогли Маше. Ну что вам понравилось наше путешествие.
Д.: да.
В: А что больше всего вам понравилось.(ответы детей).