Данное занятие входит в цикл работы по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР 3. По ходу занятияреализуются следующие задачи:.
1 . Закреплять умение различать сходные артикуляционно и акустически звуки «В», «Ф», соотносить образ звука и буквы.
2. Развивать фонематическое восприятие, навыки звукового анализа двусложных слов и предложений по условной схеме.
3. Развивать речевое дыхание.
4. Совершенствовать графические навыки.
5. Продолжать повышать значимость знания букв и звуков для успешного обучения в школе.
муниципальное казённое образовательное учреждение
для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
Анжеро – Судженского городского округа
«Детский дом «Росток»
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [В][Ф]
(Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте
в подготовительной группе)
Учитель логопед:
Коваленко И.А
2017Программные задачи:
1. Создать общую эмоционально положительную атмосферу занятия.
Оказать содействие в установлении дружеских отношений между
детьми.
2. Закреплять умение различать сходные артикуляционно и
акустически звуки «В», «Ф», соотносить образ звука и буквы.
3. Развивать фонематическое восприятие, навыки звукового анализа
двусложных слов и предложений по условной схеме.
4. Развивать речевое дыхание.
5. Совершенствовать графические навыки.
6. Продолжать повышать значимость знания букв и звуков для
успешного обучения в школе.
Оборудование:
индивидуальные карточки с заданиями,
«клубочки» с буквами,
Карандаши
Тетрадные обложки
Здравствуйте, дорогие ребята, будущие первоклассники. Я рада видеть вас
бодрыми, весёлыми и разрешите мне подарить вам частичку и моего
хорошего настроения
Ритуал приветствия
Все ребята в доме жили
МЕЖ СОБОЙ ОНИ ДРУЖИЛИ
Показать руками «дом» над головой
ПОДАТЬ друг другу руки_
И смеялись так ЧУДНО:
Х И — ХИ — X И – хлопают в ладоши
ХА–ХА
ХОХО
Замечательная дружилка, правда? Вы можете подарить её всем своим
ДРУЗЬЯМ.
Ребята, мы с вами знаем уже много звуков нашей речи и букв алфавита.
притопывания обеими ногами поочередно
прыжки на носках.
Умеем их находить в словах, узнавать в напечатанном тексте. А наши ДРУЗЬЯ
буквы и ЗВУКИ такие шалунишки — всегда пытаются нас запутать! Вот и
сегодня волшебница печь ПРОСИТ вашей помощи. Вы готовы ей помочь?
Тогда я предлагаю вам распутать вот эти клубочки, и узнать, с какими
звуками и буквами мы сегодня встретимся (дети разматывают клубочки, в
которых каждый находит букву )
Назовите ваши буквы. А какие звуки в них прячутся? Произнесите их. Ребята,
ЗВуки [В] и [Ф] ПОССОРИЛИСЬ, ВСЕ ВРЕМЯ СПОРЯТ кто из них лучше, кто
нужнее? Как же нам помочь им помириться? (варианты ответов детей)
А что, если нам попробовать выполнить хитрые задания, найти
спрятавшиеся в словах ЗВУКИ и убедиться . что в речи важны и ЗВУК В и ЗВУК
Ф . Я вам ОТКРОЮ секрет — в конце занятия вас ждет приятный СЮРПРИЗ,
КОТОРЫЙ ВЫ для себя подготовите сами.
Предлагаю вам сесть за парты, будьте внимательны место каждого
обозначено на спинке стула карточкой с первой буквой его имени. (Дети
рассаживаются за парты, согласно значкам с буквой имени ТТаня, М –
Максим и т. д)
Итак, первое задание: звуки шалунишки спрятались от невнимательных
ребят в слова. Но мы то их обязательно найдём! Карандашом синего цвета
соедините картинки, где слышится звук «В» с букой Вэ, а зелёным
карандашом соедините картинки со звуком «Ф» с букой эФ. Назовите слово,
в котором два слога, три слога. Прекрасно!
В стране Звукарии живут две девочки Валя и Фая. Они всё время
разбрасывают игрушки и не убирают их. А у вас в группе есть такие ребята?Помогите девочкам! Валя складывает в свой шкаф игрушки, в названии
которых звук «В» слышится в начале слова, а Фая убирает игрушки, где звук
«Ф» слышится в середине слова.
Вы замечательные помощники! Приступаем к выполнению следующего
задания. С этой задачей смогут справиться только самые внимательные,
самые зоркие ребята необходимо на каждой полочке в магазине найти
лишний предмет и обвести его, чтобы покупатели не запутались. (Вычленяют
лишний предмет по принципу все начинаются на гласный звук, а один на
согласный «В» или «Ф», или наоборот, все со звуком «В» или «Ф» и один с
гласным звуком).
Вы, наверное, немного устали? Давайте отдохнём: предлагается всем встать
возле своих стульчиков. Произносим звук «В» на выдохе и опускаем плавно
руки через стороны, на звук «Ф» обнимаем себя, (фонетическая ритмика).
Четвёртое задание. Ребята, а какие вы знаете профессии? Оказывается, есть и
такие профессии. в названии которых ЖИВУТ наши непоседливые ЗВУКИ «В»
и «Ф». Я предлагаю вам взять листок с изображением людей разных
профессий и рядом с каждой картинкой в квадрат положить
соответствующую букву. (Фотограф Ф. врач В. воспитатель В....).
Составьте предложение по одной из картинок и запишите его.
И, наконец, последнее испытание на листочке найдите букву В (это
выполняют девочки), Ф – ( выполняют мальчики) и обведите её. Найдите и
обведите букву в предложенном тексте.
Ну что ж, ребята, вы грамотно и быстро справились с заданиями. Скажите,
так какой же звук важнее «В» или «Ф»? Правильно речь не может
обойтись ни без одного звука. Здорово, если и звуки будут такими же
дружными, как ребята в вашей группе. Вот и подошло время для
обещанного сюрприза!
Вы выполняли задания на листочках, на каждом из них стоят цифры
от 1 до 5, сложите листочки по возрастанию цифр. Поглядите, ребята,
да у нас получается настоящая книжка! Осталось только выбрать
обложку! (Дети выбирают обложку для своей книги и скрепляемлисточки с обложкой степплером). Вот теперь у каждого из вас есть
выполненная своими руками книжка помощница Волшебницы речи!
Спасибо всем! В следующий раз нас ждёт новый сюрприз и много интересных
заданий. До встречи!