Конспект занятия по курсу "Психологический практикум" тема "Проблема одиночества"
Оценка 4.7

Конспект занятия по курсу "Психологический практикум" тема "Проблема одиночества"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
дефектология +2
7 кл—9 кл
14.02.2017
Конспект занятия по курсу "Психологический практикум" тема "Проблема одиночества"
Цель занятия с подростками: осмыслить совместно с ребятами феномен одиночества, выявить его многоликую природу и содержание, как важного, противоречивого духовного состояния и социального явления. Задачи: Личностные: - научиться понимать одиночество как сложное состояние, которое овладевает личностью целиком – чувствами, мыслями, поступками; - получить представление о том, как можно справиться с этим состоянием; - определять ценностные ориентиры в межличностных отношениях.
Занятие Проблема одиночества.docx
Проблема одиночества Цель урока: осмыслить совместно с ребятами феномен одиночества, выявить его  многоликую природу и содержание, как важного, противоречивого духовного состояния и  социального явления. Задачи: Личностные:  ­ научиться понимать одиночество как сложное состояние, которое овладевает личностью  целиком – чувствами, мыслями, поступками; ­ получить представление о том, как можно справиться с этим состоянием; ­ определять ценностные ориентиры в межличностных отношениях. Предметные:  ­ сформулировать определение понятия «одиночество», уметь различать виды, объяснять  причины этого состояния; ­  уметь взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, аргументировать собственную точку зрения. Метапредметные:  ­ получить представление о влиянии одиночества на поведение подростков с точки зрения  психологической науки; ­ определять факторы социальной среды, вызывающие одиночество у подростков; ­ анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и  модели поведения; ­ осмысливать теоретический материал,  решать познавательные и проблемные задания. Образовательные ресурсы: учебник «Обществознание» для7класса, А.И.Кравченко, Е.А.Певцова, Москва, изд. «Русское слово», 2011г., Рабочая тетрадь к учебнику. И.С. Хромова, авторская  мультимедийная презентация. Тип урока: урок «открытия» нового знания с элементами интеграции (обществознание и  психология).  Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, в парах, работа с текстом учебника,  иллюстрациями, ТПО, анализ видеофрагментов, диаграмм.  Метод: проблемное исследовательское изучение   Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор.  Используемые инновационные технологии: ИКТ, проблемное исследовательское обучение,  разноуровневое обучение, ситуационный метод, эвристический, метод обучения в  сотрудничестве. I. Ход урока 1.Приветствие. ­Здравствуйте, уважаемые ребята  и гости! 2. Выявление настроения учащихся ­ С каким настроением вы пришли сегодня в школу? ­ Давайте посмотрим в глаза своему соседу, улыбнемся ему. И пожелаем хорошего дня.    Ребята, представьте себе, живет один мальчик. Ходит в школу, на уроках сидит тихо, не  хулиганит. Не отличается  особыми способностями, дарованиями и талантами, вроде  обычный  мальчик…  Но есть у него особенность, например, когда ребята в классе бурно обсуждают  какой­нибудь вопрос, он не принимает никакого участия, сидит тихо. Если какая­нибудь  одноклассница хочет над ним пошутить, он сразу исчезает, убегает, боясь, что на него обратят  внимание. Мальчик этот не подпускает к себе никого. После школы он один идет домой. У него  совсем нет друзей, у него нет тех людей, с которыми он мог бы позволить себе поговорить по  душам, рассказать о том, что его волнует. Люди, которые приближаются к нему, стараясь хотя  бы как­то узнать его лучше, кажутся ему навязчивыми, надоедливыми, даже неискренними. –  Ребята, как вам кажется, этому мальчику хорошо живётся?  (нет) – А как вообще можно назвать это состояние? (одиночество)  ­ А является ли это его состояние проблемой? (да) ­ Какое отношение она имеет к нашему уроку? ( Наверно связана с темой нашего урока.) ­  Как вы думаете о чем пойдет речь на нашем уроке? (об одиночестве) ­ Молодцы!  ­ Тема нашего урока «Проблемы одиночества».  ­ Зная тему нашего урока, давайте попробуем определить цели нашего урока. (должны узнать, что такое одиночество, причины возникновения одиночества, как справиться с  одиночеством) ­ Молодцы! ­ А как вы думаете об этом нужно говорить, это актуально в нашем обществе? Или поговорить  на другую тему? (Нет, об этом нужно говорить, так как эта проблема очень актуальна особенно в подростковом возрасте?) ­ А почему именно в подростковом возрасте вы считаете, она актуальна? (так как в этом  возрасте человек более чувствителен и раним.) Введение в новый материал. ­ Проблема одиночества всегда волновала человечество, занимая умы ученых, писателей,  философов. В последнее время этой проблеме посвящаются все новые и новые работы,  исследующие сущность одиночества, причины его возникновения, характерные проявления и  влияние на разные категории людей в разные периоды жизни.  ­ Попробуем и мы исследовать это явление…  В классе работают группы (пары) исследующие проблемы одиночества.  1 группа и парами 1. Что такое одиночество? ­ В  настоящее время не существует единого мнения о том, что же такое одиночество: беда или  счастье, норма или патология.  ­ Попробуем дать определение  «Одиночество – это…»  (Предполагаемые ответы уч­ся: одиночество – это беспокойство, напряжение, связанное со  стремлением иметь дружеские отношения. Это когда ты никому не нужен, не интересен. Это  когда тебя придает близкий человек. Это возможность побыть одному.) ­ Действительно, для одних одиночество — результат осознания человеком оторванности и  конечности его существования, сопровождающееся отчаянием и потерей надежды, для других — активное творческое состояние, благоприятная возможность для общения с самим собой и  источник силы.  2. Кто чувствует себя одиноким? ­ Кто чувствует себя одиноким? (Предполагаемые ответы уч­ся: больные люди томятся от одиночества, разведенные,  овдовевшие, потерявшие близких.) ­ Когда впервые появляется это чувство и как меняется это чувство с возрастом? (Впервые появляется в юности, в зрелом возрасте человек переключается на другие  переживания, а к старости опять обостряется) Слово психологу  2 группа ­  Портрет одинокого человека  ­ Одинокий человек… Каков он? Какие черты характера присущи ему? Как он выглядит? Как  ведет себя с окружающими?  ­ Давайте попробуем описать одинокого человека. (старается быть незаметным, держится в «уголке», старается уйти от большого скопления, или  наоборот затеряться в толпе, угрюмый, задумчивый, печальный, обиженный …) После проверки выполнения задания появляется схема 3.  группа  Причины одиночества. ­ У многих одиноких людей, естественно, возникает желание узнать причины своего состояния.  Их понимания помогает разобраться в неприятной ситуации и может стать первым шагом на  пути решения проблем в своих отношениях с обществом. А, какие вы знаете причины  одиночества?   Задание: обсудите вопрос о причинах возникновения чувства одиночества у подростков. При  этом используйте раздаточный материал.  (предполагаемые ответы групп: непонимание в семье; ссора с друзьями; насмешки в классе;  расставание с любимым человеком; жизнь в мегаполисе, где уделяется мало внимание  отдельным личностям; собственная неуверенность…) Найдите одну из причин, просмотрев отрывок из м/ф «Гадкий утенок» (утенок на птичьем дворе) «Не такой, как все» Слово психологу ­ Как вы думаете, с какой целью, я дала вам такое задание? (предполагаемые ответы уч­ся:  разобравшись в причинах одиночества, мы сможем избежать этой проблемы.) Задание всем: используя материал учебника (с. 152 ­ 153) и раздаточный материал, узнайте как  можно преодолеть одиночество. Прочитайте отрывок из воспоминаний Татьяны Сухотиной­Толстой, дочери Л.Н.Толстого,  написанных на основе дневника, который она вела с 10 лет. Как можно преодолеть одиночество? Чтобы облегчить свое одиночество, я придумала себе воображаемого "друга". "Друг" этот жил  только в моем воображении. Он был невидим и жил в старом сиреневом кусту против дома. Я  влезала на куст, садилась на одну из его ветвей и шептала своему "другу" все свои секреты,  поверяла ему свои мечты, свои страдания... Мне становилось после этого легче.  Со временем я так привыкла к этому "другу" и так полюбила его, что начала писать повесть, в  которой описывала этого воображаемого "друга".  Но вдруг я испугалась. "А не признак ли это сумасшествия? ­ думала я. ­ Разве, кроме меня, кто­ нибудь поймет, что пустое место на сиреневом кусте может быть "другом"? Я изорвала свою  рукопись и перестала лазить на ветки сиреневого куста к своему "другу". Ах, если бы только можно было хоть на часок увидать мою милую Ханну! Несмотря на свои  десять лет, я влезла бы к ней на колени, прижалась бы головой к ее груди и облегчила бы свою  мятущуюся душу горячими слезами. Она поняла бы меня без слов. Я так и слышу ее голос: «Не  печалься, дитя, все еще не так плохо, как тебе кажется». И я поверила бы в это. Но ее нет. Она  далеко, на Кавказе.  Прочитайте притчу, поможет ли притча человеку преодолеть одиночество и как? Пришёл однажды к мудрецу юноша и спросил его, как спастись от одиночества. — Я избавлю тебя от этого чувства, но сначала ты должен пройти трёхдневное испытание, —  ответил мудрец. Юноша согласился. В первый день мудрец плотно завязал юноше глаза, чтобы тот ничего не  видел. Это было невыносимо тяжело, особенно когда юношу просили что­нибудь принести. На  следующий день мудрец плотно закрыл уши юноши, чтобы тот ничего не слышал. Юноше  показалось, что весь мир вокруг словно оглох. На третий день мудрец закрыл юношу в  маленькой комнате без окон и света на целый день. Юноша с трудом выдержал этот день. Наконец все испытания закончились, и юноша воскликнул: — Как я рад, что всё выдержал! Теперь вы поможете мне? — Разве ты по­прежнему чувствуешь себя одиноким? — спросил мудрец. — Откровенно говоря, нет. Мир так прекрасен. Я даже не догадывался, что вокруг такое  множество звуков и красок. — Пока человек может смотреть на солнце, луну и звёзды и наслаждаться дарами земли и моря,  он не одинок, — заметил мудрец. — Но вдруг чувство одиночества опять вернётся, — забеспокоился юноша. — Тогда приходи снова, и я устрою тебе новое испытание, — улыбнулся мудрец. Прочитайте притчу, поможет ли притча человеку преодолеть одиночество и как? Один человек пришёл к Учителю и пожаловался: — Учитель, я не вижу никакого смысла в своей жизни. Всё в итоге сводится к формуле «работа­ дом­работа». Работа скучна, и я каждый раз с трудом досиживаю до конца рабочего дня. Но  дома ещё хуже — не знаешь, чем заняться и как убить свободное время. У знакомых свои дела,  им не до меня. А потому, когда я хочу с ними встретиться, чтобы хоть как­то скрасить своё  одиночество, они находят различные причины для отказа. В последнее время я всё чаще думаю,  как бы поскорей дожить эту жизнь до конца. — Ты слишком обращён в себя. Тебе нужно учиться видеть окружающее. Пойдём со мной, —  сказал Учитель. В пути человек думал: «Разве это настоящий Учитель? Похоже, что он так и не разобрался в  моей проблеме. Ничего толком не сказал. Вместо этого мы идём в неизвестном направлении. Не  зря у меня было предчувствие, что мне уже никто и ничто не поможет. Если разобраться, то  какое ему дело до меня?» Человек, думая о своём, даже не заметил, как они вошли в сад. Учитель вдруг остановился и сказал: — Посмотри, — он указывал на человека в инвалидной коляске, сидящего перед мольбертом с  кистью в руке. Вокруг благоухали цветущие вишни, сияя белоснежной пеленой в ослепительных солнечных  лучах. И точно такое же великолепие цвело на картине художника. — Нужно учиться у таких людей, — сказал Учитель. — Потому, что они умеют рисовать? — не понял человек. — Потому, что они — художники своей жизни. А что до одиночества, то тут как раз всё просто.  Не нужно пытаться скрасить своё одиночество. Скрась одиночество другого. Вывод учителя мнения  (То есть не ищи тех, кто тебе нужен, найди тех, кто нуждается в тебе. Одиночество ­ это результат такой жизни, когда ты всегда искал, чтобы осчастливили тебя. И  редко приходит одиночество к тем, кто всегда был готов осчастливить окружающих.) Таким образом, мы поняли, что одиночество – это действительно проблема, которая может даже ввести человека в депрессивное состояние. Но эта проблема преодолима. Одиночество –  временное явление, с которым можно и нужно бороться. На сегодняшнем уроке я хочу сделать вам небольшой подарок, подарить вам «Советы  психолога»  Советы психолога для решения проблемы одиночества 1. Чаще проводи время с друзьями, с семьёй. 2.Найди информацию по данной теме, изучи свое одиночество. 3.Ищи человека, который сможет тебя понять, и с которым ты будешь откровенен. 4.Найди какое­нибудь увлечение. 5. Познакомься с новыми людьми. 6.Будь открытым, позитивным, радостным. 7.Чтобы на тебя обратили внимание, стань интересным человеком. 8.Необходимо помнить, что одиночество не всегда вредно; оно нужно для творчества, для  общения с самим собой, для размышлений. 9.Если ты чувствуешь, что одинок, найди в этом плюсы и используй их с максимальной пользой  для себя. 10.Стань дружелюбным, искренним, без фальши, таким, с каким хотелось бы общаться тебе  самому. Слово психологу Ребята, теперь вы знаете больше о причинах и путях преодоления одиночества? Тогда помогите нашему герою справиться с одиночеством. Напишите письмо этому мальчику.  Объясните ему его состояние, дайте совет, как поступить. Это будет вашим письменным  домашним заданием.  Рефлексия «Бог слепил человека из глины. И остался у него один неиспользованный кусок. – Что еще слепить тебе? – спросил Бог. – Слепи мне счастье, – попросил человек. Ничего не ответил Бог и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины». Музыка  – Всего всем доброго. Спасибо за урок. Раздаточный материал для 1 группы. Одиночество — социально­психологическое явление, эмоциональное состояние человека,  связанное с отсутствием близких, положительных эмоциональных связей с людьми и/или со  страхом их потери в результате вынужденной или имеющей психологические причины  социальной изоляции (материал из Википедии).       Одиночество – это беспокойство, напряжение, связанное со стремлением иметь дружеские  отношения. Это когда ты никому не нужен, не интересен.  Это когда тебя предает близкий человек.  Это возможность побыть одному. Одиночества ­ это специфическое чувство полной погруженности в самого себя. Чувство  одиночества не похоже на другие переживания, оно целостно, абсолютно все охватывающее. Одиночество ­ это переживание Одиночество — состояние человека, который живёт один по собственному обдуманному выбору или случайно.  Одиночество является психическим заболеванием и социальной проблемой. Раздаточный материал для 1 группы. Одиночество — социально­психологическое явление, эмоциональное состояние человека,  связанное с отсутствием близких, положительных эмоциональных связей с людьми и/или со  страхом их потери в результате вынужденной или имеющей психологические причины  социальной изоляции (материал из Википедии).       Одиночество – это беспокойство, напряжение, связанное со стремлением иметь дружеские  отношения.  Это когда ты никому не нужен, не интересен.  Это когда тебя предает близкий человек.  Это возможность побыть одному. Одиночества ­ это специфическое чувство полной погруженности в самого себя. Чувство  одиночества не похоже на другие переживания, оно целостно, абсолютно все охватывающее. Одиночество ­ это переживание Одиночество — состояние человека, который живёт один по собственному обдуманному выбору или случайно.  Одиночество является психическим заболеванием и социальной проблемой. Раздаточный материал для 2 группы Подростки, переживающие  одиночество, чувствуют себя оторванными от окружающих,  испытывая при этом грусть, печаль, обиду, а иногда и страх. Как правило, они не удовлетворены  своим общением со сверстниками, считают, что у них мало друзей или нет верного друга,  любимого человека, который смог бы понять и при необходимости помочь. Причем такие  подростки не всегда сами активно ищут друзей или стремятся к общению. Часто они, наоборот,  всячески избегают его, несмотря, на наличие острой внутренней потребности в общении. Раздаточный материал для 2 группы Подростки, переживающие  одиночество, чувствуют себя оторванными от окружающих,  испытывая при этом грусть, печаль, обиду, а иногда и страх. Как правило, они не удовлетворены  своим общением со сверстниками, считают, что у них мало друзей или нет верного друга,  любимого человека, который смог бы понять и при необходимости помочь. Причем такие  подростки не всегда сами активно ищут друзей или стремятся к общению. Часто они, наоборот,  всячески избегают его, несмотря, на наличие острой внутренней потребности в общении. Раздаточный материал для 2 группы Подростки, переживающие  одиночество, чувствуют себя оторванными от окружающих,  испытывая при этом грусть, печаль, обиду, а иногда и страх. Как правило, они не удовлетворены  своим общением со сверстниками, считают, что у них мало друзей или нет верного друга,  любимого человека, который смог бы понять и при необходимости помочь. Причем такие  подростки не всегда сами активно ищут друзей или стремятся к общению. Часто они, наоборот,  всячески избегают его, несмотря, на наличие острой внутренней потребности в общении. Раздаточный материал для 3 группы. Психологи выделяют несколько групп факторов, способствующих возникновению одиночества в подростковом возрасте: личностные особенности  подростка (застенчивость, заниженная  самооценка, завышенные требования к себе и другим), социальные факторы (неприятие  подростка группой сверстников, разрыв дружеских отношений, переезд на новое место  жительство и др.), факторы, связанные с семьёй подростка (частые конфликты, физическое  насилие, низкая культура общения). Нужно отметить, что какими бы ни были пути подростка,  приводящие его к одиночеству, важнее то, как он сам воспринимает это своё состояние и как он  его использует.       Следует также отметить, что влияние одиночества на подростка зависит и от длительности  переживания. Принято выделять три типа одиночества: временное одиночество (кратковременные приступы переживания собственной обособленности  и неудовлетворенности общением и межличностными отношениями); ситуативное одиночество (является следствием стрессовых ситуаций: смерть близкого человека, разрыв отношений); хроническое одиночество характеризуется отсутствием у человека в течение длительного  времени удовлетворительного общения, в результате чего он страдает от своей обособленности.       Наиболее тяжкие последствия для подростков имеет хроническое одиночество, именно оно  может привести к эмоциональным и поведенческим отклонениям. Раздаточный материал для 3 группы. Психологи выделяют несколько групп факторов, способствующих возникновению одиночества в подростковом возрасте: личностные особенности  подростка (застенчивость, заниженная  самооценка, завышенные требования к себе и другим), социальные факторы (неприятие  подростка группой сверстников, разрыв дружеских отношений, переезд на новое место  жительство и др.), факторы, связанные с семьёй подростка (частые конфликты, физическое  насилие, низкая культура общения). Нужно отметить, что какими бы ни были пути подростка,  приводящие его к одиночеству, важнее то, как он сам воспринимает это своё состояние и как он  его использует.       Следует также отметить, что влияние одиночества на подростка зависит и от длительности  переживания. Принято выделять три типа одиночества: временное одиночество (кратковременные приступы переживания собственной обособленности  и неудовлетворенности общением и межличностными отношениями); ситуативное одиночество (является следствием стрессовых ситуаций: смерть близкого человека, разрыв отношений); хроническое одиночество характеризуется отсутствием у человека в течение длительного  времени удовлетворительного общения, в результате чего он страдает от своей обособленности.       Наиболее тяжкие последствия для подростков имеет хроническое одиночество, именно оно  может привести к эмоциональным и поведенческим отклонениям.

Конспект занятия по курсу "Психологический практикум" тема "Проблема одиночества"

Конспект занятия по курсу "Психологический практикум" тема "Проблема одиночества"

Конспект занятия по курсу "Психологический практикум" тема "Проблема одиночества"

Конспект занятия по курсу "Психологический практикум" тема "Проблема одиночества"

Конспект занятия по курсу "Психологический практикум" тема "Проблема одиночества"

Конспект занятия по курсу "Психологический практикум" тема "Проблема одиночества"

Конспект занятия по курсу "Психологический практикум" тема "Проблема одиночества"

Конспект занятия по курсу "Психологический практикум" тема "Проблема одиночества"

Конспект занятия по курсу "Психологический практикум" тема "Проблема одиночества"

Конспект занятия по курсу "Психологический практикум" тема "Проблема одиночества"

Конспект занятия по курсу "Психологический практикум" тема "Проблема одиночества"

Конспект занятия по курсу "Психологический практикум" тема "Проблема одиночества"

Конспект занятия по курсу "Психологический практикум" тема "Проблема одиночества"

Конспект занятия по курсу "Психологический практикум" тема "Проблема одиночества"

Конспект занятия по курсу "Психологический практикум" тема "Проблема одиночества"

Конспект занятия по курсу "Психологический практикум" тема "Проблема одиночества"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2017