Работая с дошкольниками, имеющими нарушения слуха, и сталкиваясь с проблемой запоминания ими стихотворений, я пришла к выводу, что нужно искать какие-то вспомогательные средства, облегчающие им этот процесс. Одним из таких средств, на мой взгляд, является мнемотехника. Мнемотехника – это технология развития памяти, совокупность правил и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание. Основная задача мнемотехники – освоение детьми методов и приёмов запоминания получаемых знаний и их осознанное применение с помощью созданных мнемосхем. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово, словосочетание или короткую фразу (строку стихотворения) придумывается и зарисовывается картинка (изображение) в которой заложена определённая информация (смысл слова, словосочетания, фразы). Созданные мною мнемотаблицы являются для детей своеобразным зрительным планом воспроизводимой в дальнейшем информации. Глядя на эти схемы – рисунки дети легче запоминают стихотворный текст. Использование мнемотехники делает процесс запоминания стихотворений моими слабослышащими дошкольниками более простым (игровым), интересным и творческим.
Конспект занятия по развитию речи в дошкольной группе №1
ГОБОУ «АШИ № 4» г. Великого Новгорода
Составила и провела Полетаева Н.Я., учительдефектолог группы
со слабослышащими детьми 3го года обучения в январе 2017 года.
Тема: Заучивание части стихотворения Г.А.Ладонщикова
«Зимние картинки» с помощью мнемотаблицы.
Цель: Ознакомление детей с художественной литературой.
Задачи:
Образовательные:
закреплять и расширять знания детей о жизни диких животных зимой с помощью
заучиваемого стихотворения;
закреплять навыки знакомства с частью нового стихотворения при помощи
наглядности (мнемотаблицы), формируя умение внимательно его слушать;
учить отвечать на вопросы по содержанию, используя мнемотаблицу
или строки из текста;
закреплять навык аналитического чтения;
учить заучивать и выразительно читать часть стихотворения о жизни диких
животных зимой с опорой на мнемотаблицу;
закреплять умение понимать и воспроизводить образный язык стихотворения.
Коррекционноразвивающие:
развивать основные психические процессы: мышление, внимание, воображение,
память;
развивать слуховое восприятие;
развивать связную речь;
контролировать произношение звука «З» в словах, словосочетаниях и фразах;
контролировать соблюдение ударения и правил орфоэпии;
отрабатывать интонационную выразительность речи.
Воспитательные:
развивать умственную активность и наблюдательность;
развивать интерес к художественной литературе.
Речевой словарь: Текст стихотворения:
У зайчонка нет берлоги, не нужна ему нора:
От врагов спасают ноги, а от голода – кора.
Белка спряталась в дупло – в нём и сухо, и тепло.
Запасла грибов и ягод столько, что не съесть и за год.
Осторожная лисица подошла к ручью напиться.
Наклонилась, а вода неподвижна и тверда.
Под корягой в буреломе спит медведь, как будто в доме.
Положил он лапу в рот и, как маленький, сосёт.
Инструкции: Смотри конспект.Слуховой словарь: Идите в класс; встаньте у стула; поздоровайтесь; что мы
будем делать; сейчас; какое время года; что мы делали; сядьте девочки
(мальчики); каких диких животных вы знаете; встаньте; сядьте; будем
отвечать на вопросы; а сейчас будем слушать; Зайчонок живёт в берлоге?;
Белка живёт в дупле?; Какая лисица в стихотворении?; Как сосёт медведь
лапу?; Зайцу не нужна нора. Белка запасла грибов и ягод. Лиса подошла к
ручью напиться. Медведь спит под корягой (в буреломе); что мы делали?;
ребята, что вы делали на занятии?; идите в группу.
Предварительная работа: Ознакомление с темой «Жизнь диких животных зимой» на занятиях
воспитателей; рассматривание макета «Зимой в лесу»; рассматривание иллюстраций по теме
«Жизнь животных зимой»; работа с книжкойсамоделкой по теме «Зима»; раскрашивание раскрасок
по темам «Зима» и «Животные зимой».
Подготовка к восприятию и заучиванию нового стихотворения: Знакомство с портретом
Г.А.Ладонщикова; чтение детям части стихотворения «Зимние картинки» о жизни домашних
животных; просмотр презентации «Домашние животные и дикие птицы в зимних картинках»;
прослушивание песни «Снегурка в белой шубке».
Словарная работа: зайчонок (ласково), враги (боится, лиса, волк), голод, кора, спряталась (не видно
белки), сухо, тепло, запасла (собрала), не съесть за год, осторожная, напиться (пить хочет),
неподвижна и тверда (лёд), коряга, бурелом, сосёт (маленький, ляля, пустышка).
Материалы и оборудование: Портрет Ладонщикова Г.А.; макет «Зимой в лесу»; мнемотаблица и
таблички к стихотворению; раздаточные тексты стихотворения; экран.
Методы и приёмы: Сюрпризный момент; краткая беседа о диких животных и их жизни в лесу по
макету; чтение взрослым стихотворения; повторное чтение с мнемотаблицей с вопросами по
содержанию и повторению двустиший; работа с экраном.
Ход занятия:
[Идите в класс и встаньте у стула.]
…
*** Работа с экраном:
[Что мы будем делать, …?]
Оп оп.
[Что будем делать сейчас?]
[Какое время года сейчас?] (Опрос детей)
*** Фонетическая зарядка:
Будем говорить: За окном зима.
Делаем вдох носом и вместе говорим:
О__м – О__м – за акнО__м – за окном
О__м имА__ – О__м имА__ –
за акнО__м имА___ –
за акнО__м зимА__
За окном зима.
[Что мы делали, …?]
Мы будем заниматься.
Сейчас мы будем говорить.
Сейчас зима.
*** Дети говорят вместе педагогом.
Мы говорили. [Сядьте девочки. Сядьте мальчики.]
Скажите, [каких диких животных вы знаете?]
(Опрос детей)
*** Сюрприз: Спросите, что там. Открыть макет.
*** Работа с макетом (показ фигурок).
Значит дикие животные – это заяц, белка, лиса и
медведь.
А знаете, где какое животное живёт?
*** Оказание помощи в оформлении ответов: по
подражанию, по табличке, за экраном.
А сейчас я хочу прочитать вам часть одного
стихотворения. В нём говорится о диких
животных зимой. Послушайте.
*** Читаю стихотворение наизусть.
Это стихотворение называется «Зимние
картинки» (Вывесить название). Написал его
Георгий Афанасьевич Ладонщиков
(Показать портрет).
Я хочу, чтобы вы это стихотворение
попробовали выучить и рассказали наизусть.
А я вам помогу, я расскажу вам его снова,
но с мнемотаблицей. Слушайте.
*** Рассказывание стихотворения по
мнемотаблице.
*** Физкультминутка. [Встаньте.]
Снего снего снегопад, каждый очень, очень
рад, будут лыжи и коньки, будут санки и
снежки.
[Сядьте.]
*** Вопросы по содержанию.
[Будем отвечать на вопросы о животных по
картинкам].
Что будем делать?
Как называется стихотворение, …?
Как подругому можно назвать это
стихотворение, …?
Верно, жизнь диких животных зимой.
*** Сообщение.
Сейчас будем отвечать на вопросы и повторять
все вместе стихотворение.
Заяц, волк, лиса, медведь, ёж и
т.п.
Тётя Надя, что там?
Заяц живёт под кустами, белка – в
дупле, лиса – в норе, медведь – в
берлоге.
…
Снего снего снегопад, каждый
очень, очень рад, будут лыжи и
коньки, будут санки и снежки.
Будем отвечать на вопросы.
Зимние картинки.
Дикие животные зимой.*** Поощрять полные ответы.
Есть у зайчонка берлога или нора, …?
У зайчонка нет берлоги, не нужна ему нора:
Что спасает зайчонка от врагов и голода, …?
От врагов спасают ноги, а от голода кора.
Куда спряталась белка и почему, …?
Белка спряталась в дупло – в нём и сухо и
тепло.
Что запасла белка на зиму и сколько, …?
Запасла грибов и ягод столько, что не съесть и
за год.
Зачем подошла лиса к ручью, …?
Осторожная лисица подошла к ручью
напиться.
Увидела лиса воду, …?
Почему?
Наклонилась, а вода неподвижна и тверда.
Где спит медведь, …?
Где находится дом медведя, …?
Под корягой в буреломе спит медведь, как
будто в доме.
Куда положил медведь лапу, …?
Что делает медведь с лапой, …?
Положил он лапу в рот и, как маленький сосёт.
*** Оказание помощи в оформлении ответов: по
подражанию, по табличке, за экраном.
*** Работа с экраном.
[А сейчас будем слушать.]
Что мы будем делать?
Послушайте, ответьте на вопрос и повторите:
[Зайчонок живёт в берлоге, …? Белка живёт в
дупле, …? Какая лисица в стихотворении, …?
Как сосёт медведь лапу, …? Зайцу не нужна
нора. … Белка запасла грибов и ягод. … Лиса
подошла к ручью напиться. … Медведь спит
под корягой (в буреломе). …]
[Что мы делали?]
Нет, не нужны.
…
От врагов – ноги, от голода – кора
деревьев и кустов.
…
В дупло. В нём сухо и тепло.
...
Запасла грибов и ягод много, за год
не съесть.
…
Напиться.
…
Нет.
Вода неподвижная, твёрдая, как лёд
…
В берлоге.
Под корягой, в буреломе.
…
В рот.
Сосёт как маленький.
…
Мы будем слушать.
Нет, да, осторожная, как маленький.
Зайцу не нужна нора. Белка запасла
грибов и ягод. Лиса подошла к ручью
напиться. Медведь спит под корягой
(в буреломе).
Мы слушали, …
Дети, я хочу, чтобы вы сами прочитали
стихотворение.
… Дети, а кто хочет рассказать стихотворение сам?
*** Чтение стихотворения детьми (с помощью
или без).
*** Анализы рассказанных стихотворений.
[Ребята, что мы делали на занятии?]
Мы ... Мы говорили, слушали,
называли, показывали, играли,
читали, ….
…
Рома, что мы делали на занятии?
Вы все занимались хорошо, вы старались:
хорошо говорили, слушали, отвечали на вопросы,
…..
Спасибо! Попробуйте рассказать стихотворение
дома маме и папе. Хорошо?
Хорошо.
[Идите в группу.]