Конспект занятия по развитию речи "Заучивание стихотворения с мненотаблицей"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 29.03.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Работая с дошкольниками, имеющими нарушения слуха, и сталкиваясь с проблемой запоминания ими стихотворений, я пришла к выводу, что нужно искать какие-то вспомогательные средства, облегчающие им этот процесс. Одним из таких средств, на мой взгляд, является мнемотехника. Мнемотехника – это технология развития памяти, совокупность правил и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание. Основная задача мнемотехники – освоение детьми методов и приёмов запоминания получаемых знаний и их осознанное применение с помощью созданных мнемосхем. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово, словосочетание или короткую фразу (строку стихотворения) придумывается и зарисовывается картинка (изображение) в которой заложена определённая информация (смысл слова, словосочетания, фразы). Созданные мною мнемотаблицы являются для детей своеобразным зрительным планом воспроизводимой в дальнейшем информации. Глядя на эти схемы – рисунки дети легче запоминают стихотворный текст. Использование мнемотехники делает процесс запоминания стихотворений моими слабослышащими дошкольниками более простым (игровым), интересным и творческим.
Иконка файла материала Конспект занятия по РР.doc
Конспект занятия по развитию речи в дошкольной группе №1 ГОБОУ «АШИ № 4» г. Великого Новгорода Составила и провела Полетаева Н.Я., учитель­дефектолог группы со слабослышащими детьми 3­го года обучения в январе 2017 года. Тема: Заучивание части стихотворения  Г.А.Ладонщикова              «Зимние картинки» с помощью мнемотаблицы.  Цель: Ознакомление детей с художественной литературой. Задачи: Образовательные: ­ закреплять и расширять знания детей о жизни диких животных зимой с помощью  заучиваемого стихотворения; ­ закреплять навыки знакомства с частью нового стихотворения при помощи  наглядности (мнемотаблицы), формируя умение внимательно его слушать; ­ учить отвечать на вопросы по содержанию, используя мнемотаблицу  или строки из текста; ­ закреплять навык аналитического чтения; ­ учить заучивать и выразительно читать часть стихотворения о жизни диких  животных зимой с опорой на мнемотаблицу; ­ закреплять умение понимать и воспроизводить образный язык стихотворения. Коррекционно­развивающие: ­ развивать основные психические процессы: мышление, внимание, воображение,  память; ­ развивать слуховое восприятие; ­ развивать связную речь; ­ контролировать произношение звука «З» в словах, словосочетаниях и фразах; ­ контролировать соблюдение ударения и правил орфоэпии; ­ отрабатывать интонационную выразительность речи. Воспитательные: ­ развивать умственную активность и наблюдательность; ­ развивать интерес к художественной литературе. Речевой словарь: Текст стихотворения: У зайчонка нет берлоги, не нужна ему нора:  От врагов спасают ноги, а от голода – кора. Белка спряталась в дупло – в нём и сухо, и тепло. Запасла грибов и ягод столько, что не съесть и за год. Осторожная лисица подошла к ручью напиться. Наклонилась, а вода неподвижна и тверда. Под корягой в буреломе спит медведь, как будто в доме. Положил он лапу в рот и, как маленький, сосёт. Инструкции: Смотри конспект.Слуховой словарь: Идите в класс; встаньте у стула; поздоровайтесь; что мы  будем делать; сейчас; какое время года; что мы делали; сядьте девочки  (мальчики); каких диких животных вы знаете; встаньте; сядьте; будем  отвечать на вопросы; а сейчас будем слушать; Зайчонок живёт в берлоге?;  Белка живёт в дупле?; Какая лисица в стихотворении?; Как сосёт медведь  лапу?; Зайцу не нужна нора. Белка запасла грибов и ягод. Лиса подошла к  ручью напиться. Медведь спит под корягой (в буреломе); что мы делали?;  ребята, что вы делали на занятии?; идите в группу. Предварительная работа: Ознакомление с темой «Жизнь диких животных зимой» на занятиях  воспитателей; рассматривание макета «Зимой в лесу»; рассматривание иллюстраций по теме  «Жизнь животных зимой»; работа с книжкой­самоделкой по теме «Зима»; раскрашивание раскрасок по темам «Зима» и «Животные зимой». Подготовка к восприятию и заучиванию нового стихотворения: Знакомство с портретом  Г.А.Ладонщикова; чтение детям части стихотворения «Зимние картинки» о жизни домашних   животных; просмотр презентации «Домашние животные и дикие птицы в зимних картинках»;  прослушивание песни «Снегурка в белой шубке». Словарная работа: зайчонок (ласково), враги (боится, лиса, волк), голод, кора, спряталась (не видно белки), сухо, тепло, запасла (собрала), не съесть за год, осторожная, напиться (пить хочет),  неподвижна и тверда (лёд), коряга, бурелом, сосёт (маленький, ляля, пустышка). Материалы и оборудование: Портрет Ладонщикова Г.А.; макет «Зимой в лесу»; мнемотаблица и  таблички к стихотворению; раздаточные тексты стихотворения; экран. Методы и приёмы: Сюрпризный момент; краткая беседа о диких животных и их жизни в лесу по  макету; чтение взрослым стихотворения; повторное чтение с мнемотаблицей с вопросами по  содержанию  и повторению двустиший; работа с экраном.                                       Ход занятия: ­ [Идите в класс и встаньте у стула.] … *** Работа с экраном: ­ [Что мы будем делать, …?] ­ Оп ­ оп.  ­ [Что будем делать сейчас?] ­ [Какое время года сейчас?] (Опрос детей) *** Фонетическая зарядка:    Будем говорить: За окном зима.  Делаем вдох носом и вместе говорим: О__м – О__м –   за акнО__м –   за окном  О__м  имА__ – О__м  имА__ –    за акнО__м  имА___ –                    за акнО__м зимА__                   За окном зима. ­ [Что мы делали, …?]  ­ Мы будем заниматься. ­ Сейчас мы будем говорить. ­ Сейчас зима. *** Дети говорят вместе  педагогом. ­ Мы говорили.­ [Сядьте девочки. Сядьте мальчики.] ­ Скажите, [каких диких животных вы знаете?]  (Опрос детей) *** Сюрприз: Спросите, что там. Открыть макет. *** Работа с макетом (показ фигурок). ­ Значит дикие животные – это заяц, белка, лиса и  медведь. ­ А знаете, где какое животное живёт? *** Оказание помощи в оформлении ответов: по  подражанию, по табличке, за экраном. ­ А сейчас я хочу прочитать вам часть одного   стихотворения. В нём говорится о диких  животных зимой. Послушайте. *** Читаю стихотворение наизусть. ­ Это стихотворение называется «Зимние  картинки» (Вывесить название). Написал его   Георгий Афанасьевич Ладонщиков  (Показать портрет). ­ Я хочу, чтобы вы это стихотворение  попробовали выучить и рассказали наизусть.  А я вам помогу, я расскажу вам его снова,  но с мнемотаблицей. Слушайте. *** Рассказывание стихотворения по  мнемотаблице. *** Физкультминутка. [Встаньте.] Снего­ снего­ снегопад, каждый очень, очень  рад, будут лыжи и коньки, будут санки и  снежки.  ­ [Сядьте.] *** Вопросы по содержанию. ­ [Будем отвечать на вопросы о животных по  картинкам]. ­ Что будем делать? ­ Как называется стихотворение, …?  ­ Как по­другому можно назвать это  стихотворение, …?  ­ Верно, жизнь диких животных зимой. *** Сообщение. ­ Сейчас будем отвечать на вопросы и повторять  все вместе стихотворение. ­ Заяц, волк, лиса, медведь, ёж и  т.п. ­ Тётя Надя, что там? ­ Заяц живёт под кустами, белка – в  дупле, лиса – в норе, медведь – в  берлоге. … ­ Снего­ снего­ снегопад, каждый  очень, очень рад, будут лыжи и  коньки, будут санки и снежки.  ­ Будем отвечать на вопросы. ­ Зимние картинки. ­ Дикие животные зимой.*** Поощрять полные ответы. ­ Есть у зайчонка берлога или нора, …?  У зайчонка нет берлоги, не нужна ему нора: ­ Что спасает зайчонка от врагов и голода, …? От врагов спасают ноги, а от голода ­ кора. ­ Куда спряталась белка и почему, …? Белка спряталась в дупло – в нём и сухо и  тепло. ­ Что запасла белка на зиму и сколько, …? Запасла грибов и ягод столько, что не съесть и  за год. ­ Зачем подошла лиса к ручью, …? Осторожная лисица подошла к ручью  напиться. ­ Увидела лиса воду, …? ­ Почему? Наклонилась, а вода неподвижна и тверда. ­ Где спит медведь, …? ­ Где находится дом медведя, …? Под корягой в буреломе спит медведь, как  будто в доме. ­ Куда положил медведь лапу, …? ­ Что делает медведь с лапой, …? Положил он лапу в рот и, как маленький сосёт. *** Оказание помощи в оформлении ответов: по  подражанию, по табличке, за экраном. *** Работа с экраном. ­ [А сейчас будем слушать.] ­ Что мы будем делать? Послушайте, ответьте на вопрос и повторите: [Зайчонок живёт в берлоге, …? Белка живёт в  дупле, …? Какая лисица в стихотворении, …?  Как сосёт медведь лапу, …?  Зайцу не нужна  нора. … Белка запасла грибов и ягод. … Лиса  подошла к ручью напиться. … Медведь спит  под корягой (в буреломе). …] ­ [Что мы делали?] ­ Нет, не нужны. … ­ От врагов – ноги, от голода – кора  деревьев и кустов. … ­В дупло. В нём сухо и тепло. ­ ... ­ Запасла грибов и ягод много, за год  не съесть. … ­ Напиться. … ­ Нет. ­ Вода неподвижная, твёрдая, как лёд … ­ В берлоге. ­ Под корягой, в буреломе. … ­ В рот. ­ Сосёт как маленький. … ­ Мы будем слушать. ­ Нет, да, осторожная, как маленький. Зайцу не нужна нора. Белка запасла  грибов и ягод. Лиса подошла к ручью  напиться. Медведь спит под корягой  (в буреломе). ­ Мы слушали, … ­ Дети, я хочу, чтобы вы сами прочитали  стихотворение. …­ Дети, а кто хочет рассказать стихотворение сам? *** Чтение стихотворения детьми (с помощью  или без). *** Анализы рассказанных стихотворений. ­ [Ребята, что мы делали на занятии?] ­ Мы ...  Мы говорили, слушали,  называли, показывали, играли,  читали, …. ­ … ­ Рома, что мы делали на занятии? ­ Вы все занимались хорошо, вы старались:  хорошо говорили, слушали, отвечали на вопросы,  ….. ­ Спасибо! Попробуйте рассказать стихотворение  дома маме и папе. Хорошо? ­ Хорошо. ­ [Идите в группу.]

Посмотрите также