Конспект занятия по сказкотерапии по сказке Г. Х. Андерсена «Дюймовочка»
Оценка 4.9

Конспект занятия по сказкотерапии по сказке Г. Х. Андерсена «Дюймовочка»

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
психологическая работа +1
Детсад
04.03.2018
Конспект  занятия по сказкотерапии по сказке Г. Х. Андерсена «Дюймовочка»
Это занятие по сказкотерапии по любимой всеми детьми сказке Г.Х. Андерсена "Дюймовочка". Дети оказываются в сказке и вместе с героями живут в этой сказке. Очень много интересных игр и упражнений, которые дети с удовольствием выполняют. Занятие построено по принципу сказкотерапевтического занятия.Разработка занятия по сказкотерапии для детей старшего дошкольного возраста.
Дюймовочка (2).docx
х   1,5   1,5 чем менее Сказкотерпевтическое занятие по сказке Г. Х. Андерсена «Дюймовочка» Материалы:  красивый цветок,  ленты на палочках, газовые  платки, кукла­   искусственные   цветы,   куклы­марионетки,   камни,   кусок колдунья,   ткани (не м). Воспитатель:  Ребята,   у   нас   сегодня   необыкновенная   встреча.   И   хотя   вы находитесь   в   знакомом   зале,   сегодня   он   выглядит   совсем   иначе.   Что   вы видите здесь? (Дети рассматривают, обсуждают, делятся впечатлениями). Вы попали в гостиную сказок, и музыка поможет нам почувствовать себя здесь уютно. В нашей гостиной много сказок, но несколько встреч мы посвятим великому   сказочнику   Гансу   Христиану   Андерсену,   который   жил   давным­ давно   в   стране   Дании.   Его   творения   так   полюбили   дети,   что,   даже   став взрослыми, помнят и Гадкого Утёнка,  и маленькую Дюймовочку, и отважную Герду, и других героев любимых сказок. Сейчас я открою этот волшебный сундучок и загляну внутрь. Интересно, что там спрятано?      Открывает и достаёт большую красочную книгу сказок.   Вступление      ­ Сегодня мы побываем в сказке, где главной героиней является  маленькая девочка. Маленький... А как другими словами можно назвать  маленького человечка? Малюсенький, крошечный, мелкий, мелюзговый,  крохотный, крохотуля, малыш, малютка, крошка...      Дюймовочка, героиня нашей сегодняшней сказки, была ростом не больше дюйма, т. е. два с половиной сантиметра (ведущий пальцами показывает  рост девочки). Потому ее и назвали Дюймовочкой. Вхождение в сказку ­ Силы на путешествие по сказке нам подарит волшебный цветок (демонстрируется красивый крупный цветок). Посмотрите на этот цветок  очень и очень внимательно и почувствуйте, как его красота и сила  переходят в ваше тело: голову.. шею... руки... грудь... живот... ноги. Вы наполнились волшебной силой и готовы к путешествию. (Дети садятся в  позу расслабления). Сказка Жила на свете одна женщина. И не было у нее детей. А ей очень хотелось  маленькую девочку. И тогда она решила пойти за помощью к  колдунье. ­ Ну что ж, горю твоему можно помочь, ­ сказала колдунья. ­ Вот тебе  ячменное зерно. Это не простое зернышко. Посади его в цветочный горшок,  а там увидишь, что будет. Упражнение 1. Ячменное зерно Воспитатель берет куклу­колдунью, и каждый ребенок, обращаясь к ней, говорит: «Помоги мне, добрая колдунья!» «Колдунья» передает «ячменное зерно», касаясь ладони каждого ре­ бенка. Дети крепко зажимают в ладони «ячменное зерно», затем расслабляют руку (3­4 раза). То же ­ с другой рукой. Дети «сажают» зерно в горшочек: «разгребают землю, закапывают, поливают». Воспитатель: И едва успела женщина посадить зерно в землю, как из него тотчас же вырос прекрасный большой цветок. Внутри цветка что­то  щелкнуло, и он весь раскрылся. В его чашечке сидела хорошенькая  крошечная девочка, ростом не больше дюйма. Упражнение 2. Цветок Дети складывают ладони вместе, изображая стебелек, затем раздвигают  центральные части ладошек, формируя «бутон». И, наконец, раскрывают  пальцы веером: цветок распускается. Нужно подержать раскрытый цветок, ощутить напряжение в пальцах рук,  затем потрясти кистями и расслабить руки (3­4 раза). Воспитатель: Скорлупка грецкого ореха была колыбелькой Дюймовочки, а лепесток розы ­ одеялом. Однажды ночью, когда Дюймовочка спала в своей чудесной колыбельке, в окно вскочила большущая жаба, отвратительная и  мокрая. Она подхватила ореховую скорлупку с девочкой и утащила ее на  свое лягушачье болото. Упражнение 3. Лягушата Дети садятся на корточки в позу «лягушат»: раздвинув в стороны колени и упершись ладонями в пол перед собой. «Лягушата» улыба­ ются сжатыми губами и очень широко. С напряжением раскрывают глаза. Сохраняют некоторое время это выражение, затем расслабляют лицо: глаза... веки... щеки... губы. Повторяют это два­четыре раза, наблюдая за изменениями в лице.      Затем дети садятся в позу расслабления и выполняют хлопки с  одновременным кваканием в определенном ритме и темпе: КВА ­ ква­ква.  КВА ­ ква­ква, КВА ­ ква­ква.      Воспитательй обращает внимание на то, чтобы упражнение  выполнялось согласованно: никто из детей не должен опережать  других, отставать от других или произвольно менять ритм.  Воспитатель выполняет упражнение вместе с детьми. Воспитатель: ­ Вот славная жена для моего сынка, ­ сказала жаба, и  Дюймовочка горько­горько заплакала. Ей вовсе не хотелось выходить  замуж за сына жабы.    Маленькие резвые рыбки в реке пожалели прелестную девочку. Они  попросили рака перекусить лист кувшинки, на котором сидела  Дюймовочка, и листок поплыл по ручью. Упражнение 4. Танец ручейка Детям выдаются длинные ленты, закрепленные на палочках. Включается  музыка, и под руководством воспитателя дети танцуют с лентами. Затем  дети лежа расслабляются, слушают свое дыхание, сосредотачивая внимание на мышцах живота. В конце выдоха мышцы живота с некоторым  напряжением втягиваются внутрь, на вдохе расслабляются. Воспитатель: Лист кувшинки плыл все дальше и дальше. Мимо пролетал майский жук. Он увидел Дюймовочку, схватил ее и унес на дерево. Там  майский жук покормил Дюймовочку сладким цветочным соком и сказал,  что она прелесть какая хорошенькая, хоть и совсем не похожа на жука. Упражнение 5. Любование Выбирается Дюймовочка, садится на стульчик. Каждый «жук», подлетая к  Дюймовочке, должен ласково погладить ее по плечу, голове или рукам и  выразить свое восхищение, например: какая ты красивая (прелестная,  замечательная, удивительная, чудесная, восхитительная). Или: какие у тебя красивые (волосы, плечи, глаза...). Воспитатель: Потом к ним пришли с визитом другие жуки, которые жили  на том же дереве, оглядели Дюймовочку с ног до головы и нашли, что она  совершенно некрасива, потому что непохожа на них. ­ У нее только две ножки! Какое убожество! ­ У нее даже нет усиков! ­ Какая у ней тонкая талия! ­ Фи, она похожа на человека! Упражнение 6. Отвращение Дети ходят вокруг Дюймовочки, разглядывают, чем она непохожа на жуков. Потом по очереди высказывают свое отвращение: ­ Фи, у нее же нет усиков! ­ Но у нее только две ножки, а у нас их ­ целых шесть! ­ Какая у нее безобразно гонкая талия! ­ Фу, у нее совсем нет крыльев. Какое убожество! ­ Фи, она похожа на человека! Совсем некрасива! И т. д. Воспитатель подбадривает ребенка, исполняющего роль Дюймовочки,  говоря, что жуки абсолютно неправы, потому что Дюймовочка была  самым очаровательным и прелестным созданием. Воспитатель: На самом деле Дюймовочка была прелестна. Она не стала обижаться на жуков и подружилась с другими обитателями леса:  стрекозами, муравьями и бабочками.      По утрам Дюймовочка ела сладкий цветочный мед и пила росу. Днем  слушала птиц и танцевала с бабочками. Все лето прожила Дюймовочка в  лесу. Упражнение 7. Танец с бабочками Играет тихая музыка, и дети танцуют  с газовыми платками. Движения ­  мягкие, спокойные, плавные. Ведущий: Так прошло лето, прошла и осень. Начиналась длинная холодная  зима. Холод пробирал Дюймовочку насквозь. Пошел снег, и каждая снежинка была для Дюймовочки тем же, что для нас целая лопата снега.  Дюймовочка совсем озябла и пошла из лесу искать себе приют на зиму. Упражнение 8 . Холод Дети идут по кругу и «мерзнут». ­ Мерзнуть приятно? А как.  по­вашему, ваши руки, лица, плечи сейчас  расслабленные или напряженные? А напряженные (почувствуйте), значит,  какие? (Скованные, жесткие, твердые, беспокойные.)      Детям предлагается потрогать, пощупать мышцы рук, плеч, чтобы убедиться, что они твердые, жесткие, скованные. Дети продолжают идти по кругу, «мерзнуть» и слушают продолжение сказки. Воспитатель: Долго брела Дюймовочка по лесу, наконец вышла в большое  поле. А там, в поле, она наткнулась на норку полевой мыши. «– Ах ты,  бедняжка! ­ сказала полевая мышь. ­ Ну, иди сюда, погрейся да поешь со  мной». Упражнение 9. Тепло      Воспитатель от имени полевой мыши нежно гладит каждого ребенка по плечам, рукам. Ребенок тотчас же перестает «мерзнуть», расслабляется  и садится на пол.      Воспитатель обращает внимание детей на то, что расслабленные мышцы становятся мягкими, спокойными, свободными. Воспитатель:  ­ Ты мне нравишься, ­ сказала полевая мышь. ­ Оставайся у меня на зиму. Дюймовочка и осталась. ­ Скоро у нас будет гость, ­ сказала как­то полевая мышь, ­ он носит роскошную шубу из черного бархата. Выходи за него замуж, с ним не пропадешь. Только он слепой и не любит солнца. Упражнение 10. Крот Один ребенок – «крот», а кто­то из остальных детей принимает какую –либо из  поз. «Кроту» завязывают глаза, и он на ощупь пытается определить позу другого ребенка и повторить ее с закрытыми глазами. Однажды, гуляя с Дюймовочкой по подземному ходу, крот остановился и  сказал: «Здесь лежит мертвая птица». Это была ласточка. Ночью, когда все уснули, Дюймовочка пробралась к птице и накрыла ее ковром из травинок, сухого мха и пуха.   ­ Прощай, милая  ласточка! ­ сказала Дюймовочка и прижалась головой к шелковистым  перышкам на груди у птицы. И вдруг она услышала стук сердца. Ласточка была жива. Упражнение 11. Стук сердца Дети разбиваются на пары. Один в паре – «ласточка», другой ­ «Дюймовочка». «Ласточка» ложится на пол, а «Дюймовочка» слушает стук ее сердца, приложив ухо к груди. «Ласточка» лежит с закрытыми глазами, не двигается, слушает ощущения в теле и прикосновения «Дюймовочки». Потом дети меняются  ролями, и упражнение повторяется.  Воспитатель: Всю зиму Дюймовочка ухаживала за ласточкой, а когда  наступила весна, они расстались, и ласточка скрылась в зеленом лесу. А слепой крот приходил каждый вечер и все болтал о том, что, когда  закончится лето, они с Дюймовочкой сыграют свадьбу.       Дюймовочка вовсе не любила скучного крота, но она была очень послушна и не хотела огорчать полевую мышь. А мышь наняла пауков­ ткачей, и они ткали круглые сутки, чтобы приготовить Дюймовочке ткань  на свадебный наряд. Упражнение 12. Путаница Дети стоят в кругу и держатся за ткань. Задача детей ­ не выпуская ткань из рук, запутаться, т. е. вместо круга создать другую фигуру. Дети несколько  раз запутываются и распутываются. ­ Как вам было приятнее, когда вы были запутанными или распутанными? Воспитатель: И вот наступила осень. Дюймовочка в последний раз вышла полюбоваться солнышком. Она подняла голову и вдруг увидела свою  милую ласточку. ­ Садись ко мне на спину, ­ сказала ласточка, ­ и мы улетим с тобой далеко­ далеко, туда, где стоит вечное лето и всегда цветут цветы. Упражнение 13. Полет Дети берут в каждую руку по газовому платку и «летят» по кругу, выполняя мягкие, плавные взмахи. Затем они опускают руки, расслабляются и отпускают усталость, напряженность, тяжесть. Воспитатель: А в теплых краях росли пышные, зеленые деревья и чудесные цветы. Ласточка посадила Дюймовочку на лепесток одного из цветов. Но  что за чудо? В чашечке цветка оказался маленький человечек, такой  светлый и прозрачный, словно он был из хрусталя или утренней росы. За  плечами у него дрожали легкие крылышки, на голове блестела маленькая  золотая корона. Это был король эльфов и настоящий жених. Не то, что сын  жабы или крот в бархатной шубе. Из каждого цветка вылетели эльфы —  мальчики и девочки — такие хорошенькие, что просто прелесть! Все они  поднесли Дюймовочке подарки. Самым лучшим была пара прозрачных  стрекозиных крылышек. Их прикрепили к спинке девочки, и она тоже могла теперь летать с цветка на цветок! Вот­то была радость! А ласточка сидела  наверху, в своем гнездышке, и пела им, как только умела. Упражнение 14. Танец эльфов Дети танцуют с газовыми платками. Воспитаель напоминает им, что эльфы ­ легкие и нежные создания, а потому и движения детей должны быть  мягкими, плавными и легкими. После танца дети расслабляются в положении сидя. Заключение Воспитатель: Закончилась сказка, и мы снова оказались в детском саду. Но прежде чем мы расстанемся, я хочу предложить вам одно задание.  Посмотрите на эти предметы (ленты, куклы, платки, цветы, камни). Каких  персонажей сказки «Дюймовочка» вы могли бы показать с помощью этих  предметов? (Примеры ответов: В этом цветке живет эльф; эта кукла может быть жабой; этот камень похож на жука; и т. д.) ­ Спасибо. Все молодцы. Наше занятие окончено.

Конспект занятия по сказкотерапии по сказке Г. Х. Андерсена «Дюймовочка»

Конспект  занятия по сказкотерапии по сказке Г. Х. Андерсена «Дюймовочка»

Конспект занятия по сказкотерапии по сказке Г. Х. Андерсена «Дюймовочка»

Конспект  занятия по сказкотерапии по сказке Г. Х. Андерсена «Дюймовочка»

Конспект занятия по сказкотерапии по сказке Г. Х. Андерсена «Дюймовочка»

Конспект  занятия по сказкотерапии по сказке Г. Х. Андерсена «Дюймовочка»

Конспект занятия по сказкотерапии по сказке Г. Х. Андерсена «Дюймовочка»

Конспект  занятия по сказкотерапии по сказке Г. Х. Андерсена «Дюймовочка»

Конспект занятия по сказкотерапии по сказке Г. Х. Андерсена «Дюймовочка»

Конспект  занятия по сказкотерапии по сказке Г. Х. Андерсена «Дюймовочка»

Конспект занятия по сказкотерапии по сказке Г. Х. Андерсена «Дюймовочка»

Конспект  занятия по сказкотерапии по сказке Г. Х. Андерсена «Дюймовочка»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018