Конспект занятия психолога (для учеников 5 класса)
Психологическое занятие. Тема «Дружба».
Цель:
занятие призвано сформировать у детей понятия «друг», «дружба», дать представление о существовании и значении индивидуальных особенностей сверстника, дать представление об умении и необходимости общаться, сотрудничать, сопереживать, проявлять заботу и внимания друг к другу.
Задачи:
• учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, замечая их хорошие и плохие поступки, мотивировать, объяснять свои суждения.
• научить применять полученные навыки общения в игровых и жизненных ситуациях;
· воспитывать потребность в общении со сверстниками;
• формировать навыки умения участвовать в совместной игре с другими детьми, вести себя адекватно в обществе сверстников и взрослых;
• формировать навыки оказания помощи другим детям в трудной ситуации;
• учить делиться с друзьями игрушками, сладостями;
· формировать умение уступать сверстникам, радоваться успехам друзей;
• учить использовать основные формы речевого общения.
• формировать у детей положительные эмоции;
• формировать доброту, чуткость, доброжелательность, соучастие и сотрудничество в процессе общения друг с другом.
С детьми проводилась предварительная работа:
Изучение группы: наблюдение за общением детей, выявление особенностей
общения, коммуникабельности; выяснение каждого ребенка в группе.
Занятие проводится в форме психологической беседы и содержит несколько
упражнений.
1.Беседа «Что такое дружба ?»
Ход беседы:
Психолог:
Дети, здравствуйте.
Скажите, пожалуйста, часто ли взрослые вам говорят: «Нужно быть дружными, дружно жить»?
Дети: Да.
Психолог:
Подумайте хорошенько, и пусть каждый, кто хочет, расскажет, что значит
«дружить»?
Вспомните, кто как дружит в детском саду, школе, дома, что делает, чтобы
дружба была хорошая?
(Психолог выслушивает, поощряет правильные ответы детей. Если кто-нибудь ошибается, просит подумать ещё или обращается к другому ребенку со словами: А как ты думаешь?)
Дети:
Это значит дорожить человеком, помогать ему, делиться с ним, быть внимательным, вместе гулять и т. д.
Психолог:
Многие из вас правильно рассказали, как нужно дружить.
Кто умеет дружить, тот заботится о товарищах, старается сделать им что-нибудь хорошее, и не только своему другу, с кем особенно дружит, но и всем детям группы (класса). (Для примера можно привести высказывания некоторых детей, дополняя их).
Психолог:
Тот, кто хорошо дружит - не ссорится, делится игрушками, разговаривает с
детьми вежливо.
Он старается сам объяснить товарищу, если тот нарушил правило в игре, а не
жалуется воспитателю.
Если товарищ не знает, как правильно поступить, что-то сделать, покажи ему, научи.
Когда дети дружат, они заметят, кто заплакал, кто грустит, придумают, как
развеселить товарища, поиграют с ним.
Психолог:
Я расскажу вам один случай, а вы подумаете, так ли поступают настоящие друзья?
Три девочки - Ира, Зина и Лена - дружили. Они вместе играли, смотрели книжки, пели песни. Однажды Ира нечаянно сломала коробку с кормом для птиц. Корм просыпался. Она испугалась и стала быстро его убирать, Лена ей помогала и говорила: «Как же ты так неосторожно? У нас нет другой коробки!
Пойдем, скажем, Вере Ивановне и попросим бумагу, чтобы вечером починить коробку». Зина стояла в стороне и говорила: «Всегда ты, Ирочка, всё ломаешь. Я вот скажу Вере Ивановне. В чём теперь корм хранить?»
Дети, как вы думаете, кто из девочек настоящий друг?
Дети:
Лена.
Психолог:
Почему? Как поступают настоящие друзья?
Дети:
Зина не помогла Ире, а настоящие друзья познаются в беде, такие как Лена.
Психолог:
Молодцы, правильно. А вы часто помогаете своим друзьям!
Расскажите, пожалуйста, как и где вы помогли своим друзьям (все слушают
рассказы детей).
В заключение беседы психолог вместе с детьми играют.
2. Д/и «Давайте дружить»
Психолог с детьми встает в круг и читает отрывок из стихотворения И. Моднина «Давайте дружить», а дети сопровождают его чтение жестами и движениями.
Давайте, люди,
(широко разводят руки в стороны и делают призывающий жест)
Дружить друг с другом,
(берутся крепко за руки)
Как птица - с небом,
(держась за руки поднимают руки вверх)
Как травы - с лугом,
(держась за руки приседают на корточки)
Как ветер — с морем,
(держась за руки машут влево - вправо волнами)
Поля - с дождями,
(держась за руки машут ими вверх - вниз)
Как дружит солнце
(гладят друг друга по голове или спине)
Со всеми нами...
(улыбаются друг другу).
3. Рисование на тему «Мой лучший друг»
Психолог читает стихотворение детям:
Жить на свете
Очень туго
Без подруги
Или друга,
Без тебя
И твой щенок
Нестерпимо одинок.
Психолог показывает рисунки друзей и предлагает детям нарисовать их лучшего друга, сказать как его зовут.
В конце занятия дети рассматривают рисунки и рассказывают о своих лучших друзьях (по желанию).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.