Конспект занятия с применением ИКТ "Мои внутренние друзья и враги"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 31.05.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Эмоции управляют человеком намного сильнее, чем это кажется на первый взгляд. Даже отсутствие эмоций это эмоция, точнее целое эмоциональное состояние, которое характеризуется большим количеством особенностей в поведении человека. Не важно, к какой социальной группе относится человек, каков его образовательный уровень, его реакции на жизнь, на окружающих, будут определяться только его эмоциональным состоянием. Особую важность имеет изучение эмоционального развития в подростковом возрасте. Подростковый период - наиболее эмоциогенный, критический период развития, сопряженный со специфическими эмоциональными трудностями. Он является периодом кризиса адаптационного равновесия. В связи с этим возникает вопрос о связи стрессовых расстройств в подростковом возрасте с особенностями эмоционального развития. Цель: создание положительного эмоционального настроения и атмосферы принятия каждого. Задачи: • учить несовершеннолетних понимать эмоциональное состояние людей и свое собственное, выражать свои чувства и распознавать чувства других; • дать возможность несовершеннолетним выразить свое настроение, используя пиктограммы; • развивать умения владеть своими эмоциями; • коррекция эмоционально-личностной сферы; • обучение навыкам релаксации и саморегуляции.
Иконка файла материала Мои внутренние друзья и враги.docx
Конспект занятия с применением ИКТ "Мои внутренние друзья и враги" М.К. Балабанова педагог­психолог Государственное казенное учреждение социального обслуживания  Краснодарского края  «Белореченский социально­реабилитационный центр для  несовершеннолетних» с. Великовечное, Белореченский район, Россия. Цель:   создание   положительного   эмоционального   настроения   и   атмосферы принятия каждого. Задачи:  учить несовершеннолетних понимать эмоциональное состояние людей и свое собственное, выражать свои чувства и распознавать чувства других;   дать   возможность   несовершеннолетним   выразить   свое   настроение, используя пиктограммы;   развивать умения владеть своими эмоциями;  коррекция эмоционально­личностной сферы;  обучение навыкам релаксации и саморегуляции. Оборудование:   мультимедийный   проектор   (ноутбук),   аудиозапись   с музыкальными   фрагментами,   маркеры,   бланки   со   списком   эмоций   ,таблица «Дневник эмоций», мяч. Ход занятия 1. Организационный момент Психолог: Здравствуйте. Я рада Вас видеть!       –   Хо!» Подростки стоят в кругу, держась за руки. По команде ведущего они высоко прыгают вверх три раза. В первом прыжке громко кричат: «Хи!», во втором прыжке: «Ха!», в третьем «Хо!». Получается забавное приветствие друг друга: «Хи! ­ Ха! ­ Хо!». После чего все хлопают в ладоши.     Упражнение   «Хи! Ритуал   приветствия.   –   Ха! Комплекс релаксационных упражнений: для того, чтобы снять усталость и напряжение, мы с вами отправимся на прогулку на теплоходе.Инструкция: «Сядьте  удобно, выпрямитесь, чтобы шея, голова и позвоночник являли собой   одну   прямую   линию,   не   горбись,   но   и   не   напрягайтесь.   Поставьте ступни   ног   плотно   на   пол,   кисти   рук   положите   на   колени   так,   как   вам удобно. Ни руки, ни ноги не должны соприкасаться. Если вы можете закрыть глаза – закройте, если нет, посидите с открытыми глазами. Сейчас нужно будет сосредоточиться на своем дыхании. (Проводится одно­два дыхательных упражнения.) Откройте  глаза, как   вы  себя  чувствуешь?  Что  вы  ощущали  во  время выполнения упражнения? А сейчас снова закройте глаза и представьте лицо самого любимого человека. Снова откройте глаза, как самочувствие, какое сейчас настроение? И еще раз закройте глаза (далее – текст визуализации)» Прогулка на теплоходе   Представь,   что   ты   находишься   на   борту   красивого   современного   белого теплохода. На борту этого лайнера тебе предстоит путешествие по самому сказочному,   теплому,   бескрайнему   и   безопасному   морю   на   Земле.   Ты поднимаешься по трапу и с каждым шагом чувствуешь, как приближается приятное,   таинственное   и   долгожданное   путешествие.   Ты   ходишь   по кораблю, поднимаешься на самую верхнюю палубу. Ты чувствуешь, как теплый морской ветерок обдувает плечи и лицо. Ты вдыхаешь   солоноватый   запах   моря.   Солнце   своими   теплыми   лучами окутывает твое тело. Этой энергией солнца наполняется каждая клеточка твоего   тела.   Уходят   напряжение   и   скованность.   Движения   становятся медленными, ленивыми. Ты подходишь  к борту теплохода, смотришь, как медленно удаляется берег, он становится все меньше и меньше. Вместе с ним остались свои невзгоды. Плохое настроение, однообразие, усталость. Ты поворачиваешь голову в сторону моря и понимаешь, что сейчас тебя ничто беспокоит. С каждым вдохом тебе становится легче, душа наполняется чувством радости и беззаботности. 2. Постановка цели Психолог. Девочки, вы видите на экране тему нашего урока “Мои внутренние враги и мои внутренние друзья”(1 слайд презентации), но прежде чем раскрытьзначение этих слов, мне бы хотелось вас спросить. Вспомните, какое настроение чаще всего у вас было за неделю (подростки рассказывают о своем настроении). После обсуждения несовершеннолетние приходят к выводу: все люди иногда бывают злыми и раздражительными, а иногда добрыми и веселыми, “внутри нас живут” наши друзья и наши враги ­ эмоции 3. Постановка проблемы Психолог. Могут ли эмоции нанести вред человеку? Перечислите, какие эмоции можно   назвать   нашими   врагами   (если   подростки   затрудняются,   то   психолог помогает).   Сейчас   на   экране   мы   увидим   лица   людей,   которые   испытывают отрицательные   эмоции.   На   экране   хорошо   видно,   что   даже   выражение   лица становится неприятным, если человек является рабом своих внутренних врагов (2 слайд). Общаться с такими людьми тоже неприятно. Положительные эмоции помогают бороться с нашими врагами, поэтому положительные эмоции можно назвать нашими друзьями. Давайте назовем положительные эмоции. А теперь посмотрим   на   экране   на   выражение   лица,   когда   человек   испытывает положительные эмоции (3 слайд). А теперь попробуем дать определение понятию “эмоции” (ответы) (4 слайд). Девочки,   а   как   мы   можем   побороть   своих   внутренних   врагов?   (подростки предлагают свои варианты). Я хотела бы вас познакомить с теми способами, которые мне известны (5 слайд). 4. “Распознавание эмоций по фотографиям” (6 слайд) Психолог:  а теперь я предлагаю вам побыть в роли психолога, и отгадать какие эмоции испытывают  дети на фотографиях (несовершеннолетние  отгадывают). Молодцы, вы хорошо справились с заданием. Работа со   списком эмоций. Девочки, а теперь вам необходимо поработать со списком эмоций. Я хочу попросить вас выделить маркером те эмоции, которые вы   испытываете   чаще   всего   и   подчеркнуть   те   эмоции,   которые   никогда   не хотелось бы испытывать (7 слайд). В таблице “ Дневник эмоций” нужно по дням недели   расставить   смайлики     в   соответствии   со   своим   настроением   и разукрасить их в тот цвет, который больше всего подходит вашему настроению (8 слайд). Игра   “   Назови   эмоцию” Передавая   мяч   по   кругу,   вы   называете   эмоции, мешающие  общению.  Затем   мяч   передается   в  другую  сторону,  и  называются эмоции, помогающие общению.Если эмоции могут быть нашими врагами, то нужно ли учиться управлять ими? Как этому научится? (несовершеннолетние предлагают свои варианты). После всего делаем вывод. Владеть своими эмоциями это значит: (9 слайд)  уважать права других;  проявлять терпимость к чужому мнению;  не причинять вреда и не совершать насилия;  мириться с чужим мнением;  не возвышать самого себя над другими;  уметь слушать. Теперь   возьмитесь   за   руки   (звучит   релаксационная   музыка).   Закройте   глаза. Почувствуйте настроение своих соседей справа и слева (2 минуты). Передайте своё настроение (2 минуты). Откройте глаза. 5. Рефлексия Получение обратной связи. Дети обмениваются своими переживаниями, впечатлениями о занятии. 6.Ритуал прощания. Встали все мы в круг, каждый в круге друг! Руку другу протяну, ссоры с другом не начну! Я твой друг и ты мой друг! Все мы встали в дружный круг! Я дружок и ты дружок! А теперь, пожалуйста, на прощание каждый что – то доброе и хорошее своему  соседу!Приложение 1 Задание №1 Инструкция:  выделите маркером те эмоции, которые вы испытываете   чаще всего и подчеркните те эмоции, которые никогда не хотелось бы испытывать. Веселье, грусть, радость, скука,  интерес, зависть,  любовь, ненависть, обида, одиночество, вина, стыд, удовольствие, удивление, гордость, разочарование, тоска, печаль, страх, гнев. Задание №2 «Дневник эмоций» Инструкция: В таблице « Дневник эмоций» нужно по дням недели расставить смайлики в соответствии со своим настроением и разукрасить их в тот цвет, который больше всего соответствует вашему настроению. Дни недели Понедельник Эмоция в рисунке Эмоция в цветеВторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье