Конспект занятия в 7 классе по теме: «Речевые формы дискуссии»
Оценка 4.7

Конспект занятия в 7 классе по теме: «Речевые формы дискуссии»

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
психологическая работа +1
7 кл
18.03.2018
Конспект занятия в 7 классе  по теме:    «Речевые формы дискуссии»
Цель: познакомить учащихся с основными требованиями к культуре речи при дискуссии, с речевыми формами дискуссии, установить зависимость между речевой культурой человека и его общей культурой; Задачи: • формировать коммуникативную и дискуссионную культуру учащихся; • формировать умение высказывать свою точку зрения, своё отношение к предлагаемым ситуациям; • развивать у учащихся стремление к осмыслению себя, своих поступков и поведения; • формировать навыки ведения дискуссии, опровергать точку зрения оппонента, убеждать его в своей правоте.Цель: познакомить учащихся с основными требованиями к культуре речи при дискуссии, с речевыми формами дискуссии, установить зависимость между речевой культурой человека и его общей культурой; Задачи: • формировать коммуникативную и дискуссионную культуру учащихся; • формировать умение высказывать свою точку зрения, своё отношение к предлагаемым ситуациям; • развивать у учащихся стремление к осмыслению себя, своих поступков и поведения; • формировать навыки ведения дискуссии, опровергать точку зрения оппонента, убеждать его в своей правоте.
речевые формы.docx
Конспект занятия  по теме:    «Речевые формы дискуссии» Цель: познакомить учащихся с основными требованиями к культуре речи при  дискуссии, с речевыми формами дискуссии, установить зависимость между речевой  культурой человека и его общей культурой;  Задачи:  формировать коммуникативную и дискуссионную культуру учащихся;  формировать умение высказывать свою точку зрения, своё отношение к  предлагаемым ситуациям;  развивать у учащихся стремление к осмыслению себя, своих поступков и  поведения;  формировать   навыки   ведения   дискуссии,   опровергать   точку   зрения   оппонента, убеждать его в своей правоте. I. Оргмомент. II. Формулировка темы и цели урока. Ход занятия Здравствуйте, ребята. Сегодня мы будем говорить о дискуссии, о речевых формах  дискуссии. III. Актуализация знаний Учитель: Человек, стремящийся познать окружающий мир и самого себя, всегда хочет, сопоставив своё мнение счьим­то другим, найти либо подтверждение своей позиции, либо оспаривание её, что, в свою очередь, порождает столкновение, борьбу мнений.Совершенно очевидно, что споря с оппонентом, говорящий (или пишущий) в той или иной конкретной речевой форме взаимодействует с исходным текстом. По тому, как это делается можно в значительной   мере   определить   культуру   оратора.   При   построении   опровержения   и возражения автор обращается к первичному тексту и его создателю. Поэтому именно их он чаще   всего   упоминает   и   оценивает   в   опровержении.Важное   значение   имеют   слова, избираемые оппонентом для оценки личности пропонента, его действий и качеств. В тексте опровержения,   как   правило,   прорисовывается   образ   пропонента.   Иногда   это   делается прямо и намеренно, путем той или иной характеристики человека, иногда ­ косвенными средствами, путем оценки ситуации и содержания протекста. Характеристика пропонента позволяет   косвенно   показать   уровень   дискуссии,   обрисовать   задачи   оппонента. Обозначения пропонента могут быть нейтральными (фамилия, имя, отчество, должность и т. п.), а могут быть оценочными, во всем богатстве спектра этих оценок ­ от сдержанных и корректных до иронических и резкоотрицательных. В речи человека, как в зеркале, отражается его культура, воспитанность. Большое значение имеют темп речи, интонация, владение мимикой и жестами, которые помогают передать эмоциональную окраску, смысл сказанного. Философ Вольтер говорил: «Прекрасная мысль теряет всю свою цену, если дурно выражена». Учитель: Ребята получили опережающие задания по теме «Этические правила ведения  спора». Сейчас мы их выслушаем.  Выступления учащихся: 1) не рекомендуется вступать в спор без особой необходимости; 2) следует помнить, что спор предполагает наличие, с одной стороны, несовместимых представлений   об   одном   и   том   же   объекте,   а   с   другой   –   определенной   общности исходных позиций сторон; 3) оппонентам нужно четко определить предмет дискуссии и в продолжение спора не упускать из вида главных положений; 4) следует проявлять уважительное, тактичное отношение к оппоненту, выслушивать мнение противника, сохраняя самообладание и сдерживая негативные эмоции; 5)   определенность   позиций,   взглядов   участников   спора   не   исключает   гибкости тактических приемов (например, иногда стоит признать правоту противника, не следует бояться собственных промахов и ошибок).  Учитель: Умение вести дискуссию, опровергать точку зрения оппонента, убеждать его в своей правоте и т.д. является показателем наивысшего ораторского мастерства. И вот почему.   Монологическая   речь   в   целом   подразумевает   большую   степень подготовленности выступающего. А в дискуссии, как бы тщательно к ней ни готовиться заранее,  элемента   спонтанности   избежать   не  удастся.  Поэтому   участники   дискуссии должны не только обладать безупречной логикой, языковым мастерством, но и быть внимательным к собеседнику, прогнозировать его реакцию, быстро реагировать на его контрдоводы, оперативно принимать решение и т. д. Научиться   этому   непросто:   здесь   недостаточно   изучить   стратегические   и   тактические приемы ведения спора. Очень многое завит от психологических способностей человека и его личных   качеств.   Хотелось   бы   отметить   также,   что   к   участникам   дискуссионной   речи значительно   усиливаются   и   этические   требования.   К   сожалению,   сегодня   мы   часто сталкиваемся   с   ситуациями,   когда   этические   нормы   в   дискуссионных   жанрах   грубо нарушаются.   Вспомним   парламентские   выступления,   которые   нередко   заканчиваются оскорблениями   оппонента   (а   иногда   и   рукоприкладством).   Или   многочисленные телевизионные   ток­шоу,   где   обсуждения   серьезных   тем   сопровождаются   криком, перебиванием друг друга и даже сквернословием. То же самое наблюдается в ситуациях бытового диалогового общения. Учитель: предлагаю вам  ответить на вопросы: 1. Как связана культура речи с дискуссией? 2. По каким признакам можно судить о культуре человека? 3. Какова взаимосвязь между речью и воспитанностью человека? (Ответы учащихся) Учитель:   Умение   анализировать   жизненные   ситуации,   обоснованно   выражать   свое суждение по поводу тех или иных событий, выступать в защиту человека, отстаивать свои взгляды – все это важные показатели результатов культуры. Придерживайтесь следующих правил:   давая   оценку   поступку,   охарактеризуйте   обстоятельства,   при   которых   он совершен,   попытайтесь   уяснить   мотивы   поступка,   причины,   которые   его   вызвали. Подумайте,   почему   тот   или   иной   поступок   имел   место,   какие   варианты   поведения   в  данной ситуации явились бы более правильными, целесообразными? Учитель: А сейчас проведем анализ  ситуаций. 1. Часто ли у вас вспыхивают ссоры с друзьями? В чем вы видите их причину?  (Ответы учащихся) 2. Приходилось   ли   вам   отстаивать   свою   точку   зрения?   Если   да,  то   в   связи   с   чем? (Ответы учащихся) 3. Удалось ли вам убедить собеседника в своей правоте? (Ответы учащихся) 4. Можно ли по разговорной речи судить о культуре человека? (Ответы учащихся) 5. Предложите свои правила ведения спора, чтобы он не превратился в ссору. (Ответы учащихся) IV.Подведение итогов занятия. Учитель: Мы с вами сегодня  познакомились с основными требованиями к культуре речи при дискуссии, с речевыми формами дискуссии, установили зависимость между речевой культурой человека и его общей культурой; V.Рефлексия 1. Что нового и полезного вы узнали на занятии?  2. Оцените занятие  выбросом пальцев по пятибалльной системе. Использованная литература: Борисова И.Н. Категория цели и аспекты текстового анализа // Жанры речи-2. Саратов, 2000. Волков А.А. Основы русской риторики. М., 1996. Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1996 Гусев С.С. Третий собеседник // Логика, психология и семиотика: аспекты взаимодействия. Киев, 1990. Диалог: теоретические проблемы и методы исследования: Сборник научно-аналитических обзоров / Ред. Н.А. Безменова. М., 1991. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. М., 1990. Зимичев А.М. Психология политической борьбы. СПб, 1993.

Конспект занятия в 7 классе по теме: «Речевые формы дискуссии»

Конспект занятия в 7 классе  по теме:    «Речевые формы дискуссии»

Конспект занятия в 7 классе по теме: «Речевые формы дискуссии»

Конспект занятия в 7 классе  по теме:    «Речевые формы дискуссии»

Конспект занятия в 7 классе по теме: «Речевые формы дискуссии»

Конспект занятия в 7 классе  по теме:    «Речевые формы дискуссии»

Конспект занятия в 7 классе по теме: «Речевые формы дискуссии»

Конспект занятия в 7 классе  по теме:    «Речевые формы дискуссии»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.03.2018