Конспекты уроков по математике, русскосу языку, окружающему миру, музыке, чтению.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 09.11.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала окружающий мир.docx
Конспект урока окружающего мира в 4 А классе МБОУ СОШ №7 с. Стародубского Учителя начальных классов Смольской Виктории ИгоревныТема: Водоемы Цели урока:  формирование представления обучающихся о жизни пресного водоёма; расширение знаний о растениях и животных пресного водоёма, их приспособленности к условиям жизни; выявление связи между обитателями пресного водоёма; воспитание необходимости бережного отношения к обитателям водоёма и их охраны. Тип урока: урок освоения новых знаний и способов действий Универсальные учебные действия  Регулятивные  1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. 2. Выдвигать   версии   решения   проблемы,   осознавать   конечный   результат,   выбирать   из   предложенных   и   искать самостоятельно  средства достижения цели. 3. Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. 4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Познавательные1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины. 2. Вычитывать все уровни текстовой информации. 3.Преобразовывать информацию  из одного вида в другой. Составлять различные виды планов. 4. Уметь определять возможные источники  необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать  и оценивать её достоверность. Коммуникативные: 1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. 2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. 3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Планируемые результаты 1. Предметные ­Актуализировать знания о пресных водоемах, их обитателей и растений; ­ получат возможность познакомиться с различными животными, растениями пресных водоемов. 2. Личностные  ­ Проявлять интерес к новому; ­ интерес к способу решения и общему способу действия; ­ развивать способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в  учении. ­ самоопределение, смыслообразование, морально – этическая ориентация;3. Метапредметные ­  Планировать   собственную   деятельность   в   соответствии   с   поставленной   задачей   и   условиями   её   реализации, прогнозирование  предстоящей работы; ­ учить контролировать и оценивать свои действия, границы своего знания и незнания; Ресурсы: 1. Основные: УМК «Гармония», учебник Поглазова О.Т. 2. Дополнительные: презентация, гербарий растений пресного водоёма; раковины улиток, клей, ножницы. Этапы урока, виды работ I. Мотивация к  учебный  деятельности  Ход урока Содержание урока Прозвенел весёлый звонок. Мы начинаем наш урок. Любознательные в классе дети Обо всём хотят знать на свете. – Тему нашего урока вы сейчас назовёте сами, если правильно решите шараду. Возьмите корень из слова подводный, корень из слова подъём, соединительную гласную из слова паровоз и окончание из слова слоны .Какое слово у вас  получилось? (Вод­о­ём­ы.) – По ходу нашего урока вы должны будете ответить на вопросы: УУД Коммуникативные: 1. Отстаивая   свою   точку   зрения, приводить   аргументы,   подтверждая   их фактами. 2. Уметь   взглянуть   на   ситуацию   с   иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. 3. Понимая позицию другого, различать в его   речи:   мнение   (точку   зрения), доказательство (аргументы), факты.II. Актуализация  опорных знаний и  способов действий.  Выявление проблемы. – Что растёт и кто живёт в пресном водоёме? – Можно ли назвать пресный водоём сообществом? – Что произойдёт, если в жизнь пресного водоёма вмешается человек? (Вопросы записаны на доске, читают ученики). (Устные ответы учеников на вопросы) Какие животные обитают в смешанном лесу? Как обитатели леса  приспособились к условиям жизни? Какие связи существуют между  обитателями леса? Как охраняют леса? Какие правила поведения нужно  выполнять в лесу? – На какие группы делятся по происхождению? (Водоёмы бывают  естественные и искусственные) – А еще, на какие группы можно разделить водоёмы? (На пресные и солёные) – Какие водоёмы мы относим к пресноводным? Отгадайте загадки. Посреди поля Лежит зеркало, Стекло голубое, Рама зелёная. (Озеро). Не конь, а бежит Не лес, а шумит. (Река). – Какой водоём с пресной водой ещё не назвали? (Пруд). (слайд 2) – И так, представьте, что вы находитесь на берегу пресного водоёма. На что вы сразу обратите внимание? (На растительность). (слайд 3) – На низких берегах водоёмов почва очень сырая, т.к. во время дождей и  таяния снега здесь долгое время стоит вода. Поэтому здесь растут высокие  Регулятивные  1. Самостоятельно   обнаруживать   и формулировать   учебную   проблему, определять цель учебной деятельности.   и     предложенных 2. Выдвигать   версии   решения   проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из искать самостоятельно  средства   достижения цели. 3. Сверять свои действия с целью и, при необходимости,   исправлять   ошибки самостоятельно. 4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно   выработанные   критерии оценки. Познавательные 1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины. 2. Вычитывать   все   уровни   текстовой информации. 3.Преобразовывать   информацию   из одного   вида   в   другой.   Составлять различные виды планов.поиск       определять   и   оценивать 4. Уметь возможные источники   необходимых   сведений, информации, производить анализировать её достоверность. Коммуникативные: 1. Отстаивая   свою   точку   зрения, приводить   аргументы,   подтверждая   их фактами. 2. Уметь   взглянуть   на   ситуацию   с   иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. 3. Понимая позицию другого, различать в его   речи:   мнение   (точку   зрения), доказательство (аргументы), факты. травянистые растения ­ рогоз, камыш, тростник, осока. (слайды 4­7) – Очень часто путают растения рогоз и камыш. У рогоза к осени образуется  коричневый “початок”, в котором созревают семена. У камыша образуется  раскидистая метёлка фиолетового цвета. У тростника ­ крупная, отогнутая в  сторону метёлка. – На поверхности воды на огромных зелёных листьях можно  увидеть кубышку икувшинку. (слайды 8­9) – Корни этих растений находятся на илистом дне, мощный стебель выносит на  поверхность воды прекрасные цветы, которые ещё называют купавами, или  водяными лилиями Вот как описывает эти цветы писатель М.М. Пришвин: “Жёлтые лилии  раскрыты с самого восхода солнца, белые раскрываются часов в 10. Когда  все белые раскроются, на реке начинается бал”. (Читает ученик) (слайд 10) – Среди кувшинок видны плавающие мелкие зелёные листочки ряски. Ряска ­  это самое маленькое цветковое растение. – Среди растений пресного водоёма можно встретить рдест, элодею, телорез. (слайды 12­14) – Название растения телорез говорит само за себя. Твёрдые зубчики по краю  листа могут поранить тело человека. – Как вы думаете, какую роль выполняют растения в водоёме? ( Эти растения дают приют и пищу насекомым, жучкам, паучкам, рачкам, малькам рыб.) Утром стрекоза проснулась,III. Решение  проблемы. Улыбнулась, потянулась. Ра з – водой она умылась, Два – изящно покружилась, Три – нагнулась и присела, На четыре – улетела. – Продолжим разговор об обитателях пресного водоёма. Богат животный мир водоёмов. В пресных водах обитает много разнообразных  насекомых ­ различные жуки и клопы, а ещё больше личинок тех самых  насекомых, которые во взрослом состоянии живут в воздушной среде: стрекоз,  ручейников, комаров. С пресноводным водоёмом связана жизнь стрекоз. Одна из самых крупных  стрекоз в нашей стране ­ большое коромысло. У неё голубое с коричневыми  пятнами брюшко и большие прозрачные крылья. По бокам её головы большие  выпуклые глаза, каждый из которых состоит и нескольких тысяч отдельных  глазков. Это позволяет стрекозе одновременно видеть в разных направлениях,  замечать добычу и хорошо ориентироваться при быстром полёте. Свою добычу  стрекоза схватывает и пожирает на лету. Стрекозы и их личинки принося  пользу: Они истребляют личинки комаров и жуков ­плавунцов. Взрослые  стрекозы уничтожают мух и комаров. (слайд 15) – Немало в наших пресных водах различных жуков. Самый большой из них –  жук­плавунец. Длина его тела больше 3 см. Плавунец –хищник. Основная его  добыча­ головастики личинки насекомых и улитки. Деятельность плавунца не  прекращается и зимой. (слайд 16) – По поверхности водоёмов скользят клопы­ водомеры. Эти насекомые очень  проворны. (слайд 17) – Из ракообразных животных ,обитающих в наших пресных водах, самое  Регулятивные    и     предложенных 1. Самостоятельно   обнаруживать   и формулировать   учебную   проблему, определять цель учебной деятельности. 2. Выдвигать   версии   решения   проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из искать самостоятельно  средства   достижения цели. 3. Сверять свои действия с целью и, при необходимости,   исправлять   ошибки самостоятельно. 4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно   выработанные   критерии оценки. Познавательные 1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины. 2. Вычитывать   все   уровни   текстовой информации. 3.Преобразовывать   информацию   из одного   вида   в   другой.   Составлятьпоиск       определять   и   оценивать различные виды планов. 4. Уметь возможные источники   необходимых   сведений, производить информации, анализировать её достоверность. Коммуникативные: 1. Отстаивая   свою   точку   зрения, приводить   аргументы,   подтверждая   их фактами. 2. Уметь   взглянуть   на   ситуацию   с   иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. 3. Понимая позицию другого, различать в его   речи:   мнение   (точку   зрения), доказательство (аргументы), факты. крупное –речной рак. Его длина достигает 20 см. Рак очень чувствителен к  чистоте воды и количеству растворённого в ней кислорода. Он устраивает себе  на дне под камнем или корягой норку и весь день проводит в ней. К вечеру он  выползает из своего убежища на поиски пищи. Питается рак мелкими  малоподвижными животными, водорослями, падалью рыб, улиток и червей. (слайд 18) – В прудах, озёрах и реках можно увидеть различных лягушек, жаб. Весной  лягушки и жабы устраивают концерты у воды и откладывают в воду икру.  Постоянно живут у водоёмов жерлянка, лягушки прудовая и озёрная. (слайд 19) – На стеблях и листьях растений пресноводных растений можно встретить  моллюсков­ улиток и ракушек. Раковина улитки цельная, с одним отверстием  внизу. Обычно она закручена на 5­7 оборотов спиралью. Внизу раковины­  мягкое, слизистое тело моллюска. (слайд 20) – Постоянными обитателями пресных водоёмов являются рыбы,  например карась, щука, сом, карп. (слайд 21) – Пресноводные водоёмы это место обитания некоторых птиц­уток, гусей  ,цапель. (слайд 22) – Среди обитателей пресноводных водоёмов мы встречаем зверей с ценным  мехом ­ бобра, нутрию, ондатру и выдру. (слайд 23) – У животные пресных водоёмов в процессе эволюции сформировались  приспособления к среде обитания ­ обтекаемая форма тела у рыб и  млекопитающих; густой, смазанный жиром мех у зверей; наличие плавников у  рыб, перепонок между пальцами задних ног лягушек, водоплавающих птиц и  млекопитающих; длинный голый хвост млекопитающих, выполняющий роль  руля. – Какое значение имеют пресные водоёмы для человека и природы? – сосредоточение запаса воды;IV.Первичное  закрепление  изученного материала – рыбная ловля и охота; – источник энергии; – место для отдыха и занятий спортом; – источник эстетического наслаждения. (слайд 24).  –  – Является ли пресный водоём ­ сообществом? (Растения выделяют в воду кислород, которым дышат животные .Караси  питаются растениями и личинками насекомых, а щука – карасями). – Значит, мы можем сделать вывод, что водоём­ сообщество. – Что может произойти, если человек вмешается в жизнь пресного водоёма,  например выловит всех раков? (Раки водятся только в водоёмах с чистой водой. Они поедают останки  погибших животных, тем самым очищая дно водоёмов. А если человек  выловит всех раков, то этот водоём постепенно загрязнится) – Что нужно делать, чтобы экологическое равновесии в сообществе не  нарушилось? (Надо охранять редкие растения, не ловить в огромных количествах раков и моллюсков­чистильщиков воды, не губить лягушек и головастиков, т.к.  будет много мошек и комаров). Регулятивные        и предложенных 1. Самостоятельно   обнаруживать   и формулировать   учебную   проблему, определять цель учебной деятельности. 2. Выдвигать   версии   решения   проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из искать самостоятельно  средства   достижения цели. 3. Сверять свои действия с целью и, при необходимости,   исправлять   ошибки самостоятельно. 4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно   выработанные   критерии оценки. Познавательные 1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины. 2. Вычитывать   все   уровни   текстовой информации. 3.Преобразовывать   информацию   из одного   вида   в   другой.   Составлять различные виды планов. возможные 4. Уметь источники   необходимых   сведений,   определятьпоиск   и   оценивать информации, её производить анализировать достоверность. Коммуникативные: 1. Отстаивая   свою   точку   зрения, приводить   аргументы,   подтверждая   их фактами. 2. Уметь   взглянуть   на   ситуацию   с   иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. 3. Понимая позицию другого, различать в его   речи:   мнение   (точку   зрения), доказательство (аргументы), факты. V. Организация  контроля и  самоконтроля  (взаимоконтроля). Вернёмся к вопросам, которые вы прочитали в начале урока. Для ответа на 1­й вопрос выполните задания 64 и 65 в “Рабочей тетради” на  стр. 29–30. (Ученики выполняют задания самостоятельно с последующей  коллективной проверкой). (Ученики выполняют задание 68 на странице 31 в “Рабочей тетради”). Регулятивные        и предложенных 1. Самостоятельно   обнаруживать   и формулировать   учебную   проблему, определять цель учебной деятельности. 2. Выдвигать   версии   решения   проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из искать самостоятельно  средства   достижения цели. 3. Сверять свои действия с целью и, при необходимости,   исправлять   ошибки самостоятельно. 4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно   выработанные   критерии оценки. Познавательныепоиск       определять   и   оценивать 1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины. 2. Вычитывать   все   уровни   текстовой информации. 3.Преобразовывать   информацию   из одного   вида   в   другой.   Составлять различные виды планов. 4. Уметь возможные источники   необходимых   сведений, информации, производить анализировать её достоверность. Коммуникативные: 1. Отстаивая   свою   точку   зрения, приводить   аргументы,   подтверждая   их фактами. 2. Уметь   взглянуть   на   ситуацию   с   иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. 3. Понимая позицию другого, различать в его   речи:   мнение   (точку   зрения), доказательство (аргументы), факты. Коммуникативные: 1. Отстаивая   свою   точку   зрения, приводить   аргументы,   подтверждая   их фактами. 2. Уметь   взглянуть   на   ситуацию   с   иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. 3. Понимая позицию другого, различать в его   речи:   мнение   (точку   зрения), доказательство (аргументы), факты.  Информация   о VI. домашнем задании Составить кроссворд “Пресный водоём”VII. Рефлексия учебной деятельности Синквейн на тему “Водоем” Коммуникативные: 1. Отстаивая   свою   точку   зрения, приводить   аргументы,   подтверждая   их фактами. 2. Уметь   взглянуть   на   ситуацию   с   иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. 3. Понимая позицию другого, различать в его   речи:   мнение   (точку   зрения), доказательство (аргументы), факты. Познавательные 1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины. 2. Вычитывать   все   уровни   текстовой информации. 3.Преобразовывать   информацию   из одного   вида   в   другой.   Составлять различные виды планов. 4. Уметь возможные источники   необходимых   сведений, производить информации, анализировать её достоверность.   и   оценивать определять         поиск