Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с творчеством Н. Носова; способствовать развитию творческих и коммуникативных способностей, формированию основ читательских и речевых умений, нравственных понятий: труд - лень, зло - добро; содействовать воспитанию чувства товарищества, осознанию ценности дружбы, поддержки, взаимовыручки
Планируемые результаты
Личностные:
высказывают свое мнение, подтверждая собственными аргументами и авторитетным мнением
Предметные:
объясняют значения пословиц; правильно называют произведение; понимают главную мысль; работают с диалогами
урок чтения 2 класс.doc
Литературное чтение. 2 класс. УМК «Начальная школа 21 века»
Тема урока: Н. НОСОВ «ЗАПЛАТКА»
Тип урока: изучающее чтение
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с творчеством Н. Носова; способствовать развитию творческих и
коммуникативных способностей, формированию основ читательских и речевых умений, нравственных понятий: труд лень, зло
добро; содействовать воспитанию чувства товарищества, осознанию ценности дружбы, поддержки, взаимовыручки
Предметные:
объясняют значения пословиц;
правильно называют произведение;
понимают главную мысль; работают с
диалогами
Планируемые результаты
Ме та п р ед ме тн ые :
познавательные: формулируют ответы на
вопросы; осознанно и произвольно строят речевые
высказывания в устной форме; строят
рассуждения; выделяют существенную
информацию из текста; готовят рассказ на
заданную тему;
регулятивные: принимают и сохраняют учебную
задачу; адекватно воспринимают оценку;
планируют свое действие
Личностные:
высказывают свое мнение,
подтверждая собственными аргумен
тами и авторитетным мнением
Образовательные ресурсы: карточки с разноуровневыми заданиями; портрет и выставка книг Н. Носова; смайлики
Организационная структура урока
Этап урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности
обучающихся (осуществляемые
действия)
I. Проверка
домашнего
задания
Назовите общую тему произведений, которые мы
читали.
Какое произведение изучали на прошлом уроке?
Что такое рассказ?
«Дети».
Рассказ Е. И. Пермяка
«Смородинка».
Рассказ это произведение, в
Формируемые способы
деятельности
Ориентируются в своей
системе знаний.
Осуществляют
взаимный контроль и
оказывают в Кто автор этого рассказа?
Какая пословица подходит к этому
произведению?
Организует пересказ рассказа Е. Пермяка
«Смородинка».
Выполним заданиятесты по прочитанному
произведению.
Вариант I
1. Что посадила Таня рядками?
а) Листочки; б) черенки; в) ростки.
2. Дополните предложение: «Таня разметила
вскопанную землю...»:
а) линейкой; б) шнурком и колышками; в)
лопатой.
В а р и а н т II
1. Где Таня вырастила смородину?
а) В школе; б) в палисаднике; в) в огороде.
2. Дополните предложение: «Вскоре из почек
ростки...»:
а) улыбнулись; б) проклюнулись; в) убежали
II. Актуализа
ция знаний
Прочитайте отрывки из произведений.
1. Шляпа вылезла на середину комнаты и
остановилась. Ребята смотрят на нее и трясутся от
страха. Тут шляпа повернулась и поползла к
дивану.
2. Мама дала Котьке в руки два огурца, которые
сотрудничестве
необходимую
взаимопомощь
партнеру
котором автор правдоподобно
рассказывает о какомлибо
событии из жизни героя.
Евгений Александрович Пермяк.
Называют пословицу.
Пересказывают рассказ:
1й ряд 1я часть.
2й ряд 2я часть.
3й ряд 3я часть.
Выполняют задания по вариантам
по прочитанному произведению.
Осуществляют взаимопроверку
Читают отрывки вслух.
Умеют оформлять
свою мысль в устной
речи. Формулируют
ответы на вопросы.
Формируют и
аргументируют свое не поместились в карманах, и вывела его за дверь.
Или неси огурцы, или совсем уходи из дому, ты
мне не сын!
3. Механик Винтик и его помощник Шпунтик
были очень хорошие мастера. Они были похожи
друг на друга. Из карманов вечно торчали гаечные
ключи, клещи, напильники и другие железные
инструменты.
Кто автор этих строк?
Попробуйте смоделировать обложку книги.
Николай Николаевич Носов.
Моделируют обложку.
Работают в парах.
мнение по об
суждаемой проблеме
Все книги Н. Носова рассказывают веселые и
забавные истории из жизни детей, без смеха читать
их невозможно. Носов писал:
«Насколько я себя помню, я всегда был
юмористом. Помоему, я так родился, то есть у
меня этот дар от природы».
Отгадайте, что спряталось в этой записи?
(зал л) + (платок о) + а =
Что такое заплатка!
Предугадывают название текста.
Заплатка. III. Постанов
ка учебной
проблемы
IV. Изучение
нового мате
риала.
1. Знакомство
с биографией
Н. Н. Носова.
Заплатка это кусок ткани. В основе этого слова
лежит древнерусское слово плат, что означает
«кусок ткани». От этого слова
образовались слова платок, платье, заплатка
Сегодня мы познакомимся с творчеством
Николая Николаевича Носова и его
произведением «Заплатка». Носов написал много
произведений о детях и для детей. Все они
наполнены юмором.
Что такое юмор?
На доске портрет писателя и выставка книг.
Знакомит с биографией писателя.
Ресурсный материал.
Послушайте рассказ Н. Носова «Заплатка» (в
аудиозаписи).
Понравился вам рассказ?
Как звали главного героя произведения?
Чем хвастался Бобка?
Что случилось с его штанами?
Почему мама не стала зашивать штаны?
Почему Бобка сам решил зашить штаны?
Прочитайте.
Как ребята отнеслись к тому, что Бобка все
сделал сам и очень
аккуратно?
Как автор относится к мальчику?
Высказывают свои
предположения
Внимательно слушают, отвечают
на вопрос
Принимают и
сохраняют
учебную задачу
Внимательно слушают.
Рассматривают портрет писателя
и его книги, представленные на
выставке.
Формируют и
аргументируют свое
мнение по обсуждае
мой проблеме.
Адекватно воспри
нимают
информацию,
полученную из рас
сказа учителя.
Умеют оформлять
свою мысль в устной
речи. Ориентируются в
своей
системе знании.
Делают выводы в
результате работы.
Осуществляют
взаимный контроль и Что смешного в этом рассказе?
У вас на столах лежат листки с заданиями.
Прочитайте рассказ и найдите ответ на
поставленный вопрос.
1я г р у п п а . Почему мама не помогла сыну?
2я гр уп па . Почему Бобка решил сам пришить
заплатку на свои штаны и как он это сделал?
3я г р у п п а . Прочитайте пословицу. Подходит
ли она к рассказу Н. Носова «Заплатка»?
С чего начинается история?
Какие они были?
Найдите предложение, которое показывает, как
мальчик дорожит штанами. Зачитайте его.
(1й «кирпичик» к схеме.)
оказывают в сотруд
ничестве необходимую
взаимопомощь
партнеру.
Высказывают предположения.
Отвечают на вопросы.
1. Солдатские
штаны
3. Заплатка
2. Бобка и
мама
4 Молодец
Читают рассказ и готовятся
ответить на поставленный вопрос.
Почему мама не помогла сыну? Найдите ответ в
тексте и зачитайте. (2й «кирпичик» к схеме.)
Терпение и труд все перетрут.
История начинается с описания
штанов.
Формируют и
аргументируют свое
мнение по обсуждае
мой проблеме.
Умеют оформлять
свою мысль в устной
речи.
Ориентируются в своей
системе знании.
2. Первичное
слушание
текста.
3. Анализ про
изведения.
4. Выразитель
ное чтение
и анализ
эпизодов.
5. Фронталь ный опрос,
составление
схематического
плана по
ключевым
словам.
Что сделал Бобка?
Найдите и прочитайте, что сказали ребята в
ответ.
Как поступил мальчик?
Они были замечательные,
защитного цвета, солдатские.
«От досады он чуть не
заплакал».
Высказывают и
аргументируют свою
точку зрения на
обсуждаемую
проблему.
Прочитайте, какой заплатка была сначала. (3й
«кирпичик» к схеме.)
Мальчик остался доволен своей работой?
Что же он сделал?
Что сказали ребята, увидев Бобку снова во
дворе? (4й «кирпичик» к схеме.)
Что ответил Бобка?
Вам понравился мальчик?
Что понравилось в нем?
По схематическому плану дома приготовите
пересказ рассказа Н. Н. Носова «Заплатка».
Найдите эпизод, в котором Бобка пришивает
заплатку первый раз. Прочитайте.
Что Бобка говорит иголке? Почему?
Понравилась ли Бобке его работа?
С чем сравнивается первая Бобкина заплатка?
Найдите и прочитайте эпизод, в котором Бобка
переделывает свою работу.
Мама рассердилась.
«Ты будешь по заборам лазить,
штаны рвать, а я зашивать
должна?»
Он решил ходить в штанах с
дыркой.
«Какой же ты солдат, если у
тебя штаны с дырой».
Ему стало стыдно. Он пошел
домой, попросил у мамы иголку,
нитку и лоскуток зеленой материи
и стал зашивать дырку.
«Она торчала на штанах, словно
сушеный гриб, а материя
сморщилась так, что одна штанина Как он работал во второй раз?
Найдите слова, которые указывают на то, что
Бобка очень старался.
Как ребята отнеслись к работе Бобки?
Каким вы представляете себе Бобку?
Откройте тетради на с. 19. Какие черты
характеризуют Бобку?
Осуществляет проверку задания.
Каким был мальчик в начале рассказа?
Как вы думаете, что помогло ему исправиться?
Прочитайте пословицу.
Как вы ее понимаете? Подходит ли она к
рассказу «Заплатка»?
стала короче».
Нет. Ему не понравилось.
«Он взял ножик и отпорол
заплатку».
«Молодец!».
«Эх, мне бы пуговицы научиться
пришивать».
Понравились его терпение,
старание, настойчивость в работе.
Отвечают на вопросы.
В о с с т а н о в л е н и е пл ан а :
Разговор с мамой. (3)
Гордость Бобки. (6)
Замечательные штаны. (1)
Нелегкое дело: (5)
первая попытка;
вторая попытка.
«Какой же ты солдат?» (4)
Дырка (2)
Самостоятельно работают в
тетрадях.
Ленивым, злым.
Труд, упорство.
Терпение и труд все перетрут.
Умеют оформлять
свою мысль в устной
речи.
Ориентируются в своей
системе знании.
6. Игра «Найди
и прочитай».
7. Работа в тет
ради. Благодаря терпению и труду
мальчик справился с работой.
Значит, эта пословица подходит
к рассказу.
Читают повторно про себя
8. Восстановле
ние плана и пе
ресказ
V. Итог урока.
Рефлексия
Домашнее
задание
Рассмотрите выставку книг.
Кто из вас читал книги Н. Носова?
Кто хотел бы прочитать эти книги, поднимите
смайлик (в конверте на столе).
Урок хочется закончить словами пословицы, но
она рассыпалась! Соберите ее в парах.
Прочитайте хором
Выполнить задания в учебнике (с. 4751, пересказ
по плану с ключевыми словами); тетради (с. 20,
задания 2, 3).
Творческое задание по выбору:
нарисовать портрет Бобки;
написать свою смешную историю
Желающие поднимают руки.
Собирают пословицу: «Где труд,
там и радость»
Записывают домашнее задание,
задают уточняющие вопросы
Делают выводы в
результате работы.
Осуществляют
взаимный
контроль и оказывают
в сотрудничестве
необходимую
взаимопомощь
партнеру
Умеют проводить
самооценку на основе
критерия успешной
учебной деятель
ности
Выделяют и осознают
то, что уже усвоено и
что нужно еще усвоить,
качество и уровень
усвоения
Носов Николай Николаевич родился [23.11.1908 пос. Ирпень под г. Киев] в актёрской семье – писатель.
Ресурсный материал:
Начальное образование получил в гимназии. Молодой человек, наряду с занятиями музыкой, пением, любительским
театром, увлекался и точными науками. Также юноша интересовался химией, шахматами, радиолюбительством,
электротехникой, фотографией. Уже в те времена Носов сочинял для рукописного журнала «Икс». В 19 лет (1927 г.) Николай поступает в Киевский художественный институт, а в 1929 переводится в Институт
кинематографии в Москве.
В 24 года (1932 г.) окончил режиссерский факультет Государственного института кинематографии.
Долгих 19 лет (19321951 г) Носов работает в качестве режиссера постановщика мультипликационных, научно
популярных и учебных фильмов.
Родился сын, и нужно было рассказывать ему все новые и новые сказки, забавные рассказы для него и его приятелей
дошкольников... «Постепенно я понял, что сочинять для детей — наилучшая работа. Она требует много знаний, и не только
литературных, еще больше психологии детей. Главное — любви к ним уважения. Я понял, когда у меня рос сын, что к детям
нужно относиться с самым большим и очень теплым уважением», — говорил автор.
Писатель обладал запоминающейся внешность. Он соответствовал своей фамилии. У Носова действительно был нос и
совсем не маленький, а крупный такой, заметный, и большая голова, и широкие плечи... И все это совершенно не вязалось с
невысоким ростом и тихим глуховатым голосом. На первый взгляд неказистый такой человек. Очень молчаливый, очень
замкнутый. Иные называли его "хмурым ворчуном".
Конечно, нельзя объяснить популярность носовских книг только их научной содержательностью. Ведь это ещё и на
редкость весёлые книги. Писатель видел смешное в жизни и сумел передать его в своих произведениях.
Рассказы и повести писателя переводятся во всём мире.
Прозаик, киносценарист, драматург Николай Носов скончался 26 июля 1976 года.
Книги Н.Н. Носова:
"Туктуктук" (1946);
"Ступеньки", "Веселые рассказы" (1947);
"Веселая семейка" (1949);
"Дневник Коли Синицына"(1950); "Витя Малеев в школе и дома" (1950). (Гос. премию СССР)
"Приключения Незнайки и его друзей" (1953);
"Незнайка в Солнечном городе" (1958);
"Незнайка на Луне" (1964).(За трилогию о Незнайке Носов получил премию им. Н.К. Крупской)
"Приключения Толи Клюквина" (1961);
"Повесть о моем друге Игоре" (1971);
"Тайна на дне колодца" (1977);
Перечень учебного материала, используемого на уроке 1. Беседы с учителем: 2 класс/ под ред. Л.Е.Журовой.М.: ВентанаГраф, 1999.
2. Ефросинина.Л.А. Литературное чтение. 2 класс: метод. Пособие / Л.А.Ефросинина. – М.: ВентанаГраф, 2012.
3. Русские писатели: библиограф, словарь: в 2 т./ под ред. П.А.Николаева. – М.: Просвящение, 1990.
4. Литературное чтение: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1/ [авт. сост.
5. Рабочая тетрадь ≪Литературное чтение. 2 класс в 2х ч. (Автор Л.А. Ефросинина)
Л.А.Ефросинина]. 6е изд. дораб. – М.: ВентанаГраф, 2011. 176 с.: ил. (Начальная школа XXI века).
Конспкт урока чтения 2 класс. Носов "Заплатка"
Конспкт урока чтения 2 класс. Носов "Заплатка"
Конспкт урока чтения 2 класс. Носов "Заплатка"
Конспкт урока чтения 2 класс. Носов "Заплатка"
Конспкт урока чтения 2 класс. Носов "Заплатка"
Конспкт урока чтения 2 класс. Носов "Заплатка"
Конспкт урока чтения 2 класс. Носов "Заплатка"
Конспкт урока чтения 2 класс. Носов "Заплатка"
Конспкт урока чтения 2 класс. Носов "Заплатка"
Конспкт урока чтения 2 класс. Носов "Заплатка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.