Конструкт урока окружающего мира № 2
Тема урока: Озеро Байкал
Тип урока: усвоение новых знаний и способов действий
Планируемые результаты:
· Личностные: обучающиеся демонстрируют положительное отношение к учебной деятельности, потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий
· Метапредметные: обучающиеся понимают учебную задачу урока и стремиться её выполнить; оценивают правильность выполнения заданий; осуществляют контроль, волевую саморегуляцию; осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме; построение логической цепи рассуждений; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач зависимости от конкретных условий; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; определение основной и второстепенной информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); умение включаться в диалог с учителем и сверстниками, формулировать ответы на вопросы; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеют диалогической формой речи.
Предметные: обучающиеся знают географическое положение озера Байкал, знают флору и фауну озера Байкал, умеют создавать дневник путешественника.
Цель урока: формирование знаний в процессе знакомства с озером Байкал посредством работы в группах
Задачи:
· Воспитательные: воспитывать у обучающихся положительное отношение к учебной деятельности, формировать потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий
· Развивающие: развивать у обучающихся понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; оценивают правильность выполнения заданий; осуществлять контроль, волевую саморегуляцию; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; построение логической цепи рассуждений; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач зависимости от конкретных условий; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; определение основной и второстепенной информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); включение в диалог с учителем и сверстниками, формулировать ответы на вопросы; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть диалогической формой речи
· Образовательные: знать географическое положение озера Байкал, узнать расположение на карте озера Байкал, узнать флору и фауну озера Байкал, уметь создавать дневник путешественника.
Принципы обучения и воспитания:
Принципы обучения:
· принцип наглядности
· принцип деятельности
· принцип систематичности и последовательности
Принципы воспитания:
· Создание положительного эмоционального подъема
· Стимулирование активности
· Сотрудничества, партнерства
Методы обучения и воспитания:
Методы обучения:
· По источнику получения знаний:
- словесные: беседа,
- наглядные: демонстрация
- практические: практическая работа
· Методы закрепления материала:
- беседа, повторение
· Методы эмоционального стимулирования:
- создание ситуации успеха
-поощрение и порицание
· Методы развития познавательного интереса:
- формирование готовности к восприятию
· Методы формирования ответственности и обязанности: - предъявление педагогических требований - оперативный контроль · Методы развития психических функций, творческих способностей, личностных качеств детей - постановка проблемной ситуации |
Методы воспитания:
· Методы осмысления детьми своего социального опыта:
- беседа
· Методы самоопределения личности ребенка:
- рефлексия и самопознание
Форма организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая
Оборудование:
· демонстрационное: презентация «Озеро Байкал»
· индивидуальное: дневник путешественника, пенал, рабочая тетрадь, дневник, учебник.
План урока:
1. Организационно-мотивационный этап
2. Актуализация знаний.
3. Выявление проблемы. Постановка целей и задач урока.
4. Решение проблемы
5. Первичное закрепление
6. Инструктаж по домашнему заданию
7. Подведение итогов. Рефлексия
Макет доски
Проектор |
Структура дневника путешественника: - Тема путешествия - Карта путешествия -Животный мир -Растительный мир -Интересная информация |
|
Ход урока
Этапы урока, задачи |
Методы и приемы обучения и воспитания |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Планируемый результат |
Организационно-мотивационный этап Задача: Смотивировать детей на предстоящую деятельность; снять эмоциональное напряжение; проверить готовность обучающихся к уроку.
|
Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха поощрение и порицание Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований оперативный контроль
|
-Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. - Скорей за работу,
Скорей за работу!
Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнем скорей урок!
.-Предлагаю проверить готовность к уроку. На партах должны лежать: учебник, дневник, рабочая тетрадь и пишущие принадлежности. Лишние предметы уберите со своих парт, чтобы на уроке вам ничего не мешало работать. - Если все готовы начать урок присаживайтесь. - Вспомним правильную посадку. -Предлагаю начать наш урок. |
Приветствуют учителя
Мотивация на предстоящую деятельность
Проверка готовности к уроку
|
Личностные: обучающиеся демонстрируют положительное отношение к учебной деятельности Метапредметные: обучающиеся демонстрируют осуществляют волевую саморегуляцию; установление причинно-следственных связей; умение включаться в диалог с учителем и сверстниками, формулировать ответы на вопросы; владеют диалогической формой речи. |
Актуализация знаний. Задача: Актуализировать знания обучающихся по предыдущей деятельности, |
Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований оперативный контроль
|
- Ребята, с каким объектом Всемирного культурного наследия, расположенным в Москве, мы познакомились на прошлом уроке? -Кто объяснит, фразу «Москва строилась не сразу»? - Почему Московский Кремль дорог сердцу каждого россиянина? -Где находится резиденция Президента Российской Федерации? - Почему Кремль считается объектом Всемирного наследия? - Сегодня мы познакомимся ещё с одним объектом, который внесён в Список Всемирного культурного наследия. Для этого нам нужно отправиться в далёкую Сибирь. |
Актуализируют знания
Отвечают на вопросы
|
Личностные: обучающиеся демонстрируют положительное отношение к учебной деятельности, Метапредметные: обучающиеся осуществляют контроль, волевую саморегуляцию; осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме; умение включаться в диалог с учителем и сверстниками, формулировать ответы на вопросы;
|
Выявление проблемы. Постановка целей и задач урока. Задача: Сформулировать проблему данного урока; определить тему и цель урока в совместной деятельности. |
Прием: Постановка проблемы Методы обучения: Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха поощрение и порицание Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований оперативный контроль Методы развития психических функций, творческих способностей, личностных качеств детей постановка проблемной ситуации
Методы воспитания: Методы осмысления детьми своего социального опыта: беседа |
-На слайде вы видите ребус, подумайте и скажите куда мы сегодня отправимся. -Кто уже может назвать тему урока? -Верно! Тема урока: Озеро Байкал. - Ребята! Нам предложили отправиться в путешествие по Озеру Байкал – по самому большому пресноводному озеру в мире и самом глубокому. Озеро манит туристов, как магнит, благодаря потрясающим пейзажам, чистому воздуху и ощущению единения с природой. Каждому человеку обязательно стоит посетить это место и прочувствовать эту воодушевляющую атмосферу В связи с этим, мы должны подготовить наше путешествие, в котором познакомимся с историей, достопримечательностями, известными людьми. Вам нужно будет сегодня составить дневник путешественника. Дневник путешественника – это лист с короткой информацией о путешествии. Структура дневника путешественника: - Тема путешествия - Карта путешествия -Животный мир -Растительный мир -Интересная информация -Для того, чтобы отправиться в путешествие, какую цель мы сегодня с вами поставим? Цель урока: изучить Озеро Байкал и составить дневник путешественника. -Для того, чтобы достичь цель, предлагаю составить план, вам необходимо продолжить фразы. План: 1. Познакомиться с расположением Озера Байкала. 2. Узнать растения и обитателей Озера Байкала. 3. Найти интересную информацию про озеро Байкал. 4. Представить работу в группах.
|
Составляют тему урока,
поставить проблему
Сформулировать цель
Составляют цель урока
Составить план урока
|
Личностные: обучающиеся демонстрируют положительное отношение к учебной деятельности, Метапредметные: обучающиеся понимают учебную задачу урока и стремиться её выполнить; осуществляют контроль, волевую саморегуляцию; осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме; построение логической цепи рассуждений; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; умение включаться в диалог с учителем и сверстниками, формулировать ответы на вопросы |
Решение проблемы Задача: Найти пути решения проблемы и выбрать способы их реализации. |
Прием: Выполнение заданий Методы обучения: По источнику получения знаний: словесные:беседа, работа с учебником наглядные: демонстрация практические: практическая работа Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха поощрение и порицание Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований оперативный контроль |
--Сейчас вы поработаете в группах по 6 человека. Какие правила нужно соблюдать для успешной работы в группах? -Совершенно верно! Вам нужно распределить обязанности и работать тихо, чтобы не мешать другим группам, договариваться и обсуждать выполнение заданий. -Для того, чтобы выполнить план, которые мы с вами составили, нам необходимо будет выполнить 4 задания. -Давайте определим последовательность работы, посмотрите на дневник путешественника и определим к чему мы приступим сначала? -Для того, чтобы познакомиться с расположением Озера Байкал, необходимо будет найти на карте озеро и отметить его границы. -Что мы сделаем дальше? -Для того, чтобы познакомиться с флоурой и фауной Озера Байкал, необходимо прочитать и записать информацию. -Какое задание мы еще сделаем? Для чего? -Верно, для того, чтобы найти интересную информацию, вам необходимо будет собрать текст из частей. -Если вам нужна помощь, поднимите руку, я к вам подойду.
|
Вспоминают правила работы в группах
работают в группах
обрабатывают и анализируют информацию
решают возникающие вопросы и проблемы. |
Личностные: обучающиеся демонстрируют положительное отношение к учебной деятельности, потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий Метапредметные: обучающиеся понимают учебную задачу урока и стремиться её выполнить; оценивают правильность выполнения заданий; осуществляют контроль, волевую саморегуляцию; осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме; построение логической цепи рассуждений; выбор наиболее эффективных способов решения задач зависимости от конкретных условий; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); умение включаться в диалог с учителем и сверстниками, формулировать ответы на вопросы; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеют диалогической формой речи. Предметные: обучающиеся знают географическое положение озера Байкал, знают флору и фауну озера Байкал, умеют создавать дневник путешественника.
|
Первичное закрепление Задача: Проверить уровень освоения пройденного материала; организовать закрепление способа действия при решении типовых задач.
|
Прием: представление результатов Методы эмоционального стимулирования: поощрение и порицание Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований оперативный контроль Методы осмысления детьми своего социального опыта: беседа |
-Вижу все закончили, Первая группа выходите и представьте результат группы. *Выступают все группы* -Ребята, в какой последовательности вы выполняли работу? -Казалось бы, Сибирь, суровая зима. А на побережьях Байкала произрастает более трёх тысяч видов растений. - Здесь повсеместно произрастают мхи, лишайники, душистые тополи. Большая площадь лесных массивов принадлежит хвойным лесам с сибирскими голубыми елями, соснами и лиственницами, кедрами. Вершины хребтов окантовывают пояса кедрового стланика. - Какие растения растут на побережьях Байкала? Байкал окружают дивной красоты нетронутые хвойные леса. Какие рыбы обитают в озере? - Какой самый красивый пернатый хищник? - Каких животных мы можем встретить на берегах Байкала? - Говорят, что не существует на Земле озера, вода в котором прозрачнее байкальской. Что вы можете об этом сказать? - Изумительная прозрачность и чистота байкальской воды давно уже стали легендой. Весной после освобождения озера ото льда, прозрачность воды достигает 40 метров, можно разглядеть отдельные камни и различные предметы. Чистоту Байкала поддерживают микроскопические рачки Эпишура длиной в 1 мм. Когда озеро замерзает, лед такой прозрачный, что можно сквозь него увидеть воды Байкала на глубину 3-4 м. За свою чистоту и уникальные свойства питьевая вода ценится во всём мире. - Каковы особенности Байкальской воды? - Кто поддерживает чистоту озера?
|
Представляют одноклассникам результаты своей работы
|
Личностные: обучающиеся демонстрируют положительное отношение к учебной деятельности Метапредметные: обучающиеся понимают учебную задачу урока и стремиться её выполнить; оценивают правильность выполнения заданий; осуществляют контроль, волевую саморегуляцию; осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме; построение логической цепи рассуждений; умение включаться в диалог с учителем и сверстниками, формулировать ответы на вопросы. Предметные: обучающиеся знают географическое положение озера Байкал, знают флору и фауну озера Байкал, умеют создавать дневник путешественника.
|
Инструктаж по домашнему заданию Задача: Дать информацию и инструктаж по домашнему заданию. |
Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований оперативный контроль |
- Ребята, рассмотрим домашним задание. Вам необходимо в рабочей тетради выполнить задания на стр 64-65 под номером 2 и 3. Запишите в дневник. - Если есть вопросы, можете подойти после урока и задать их. - Спасибо, отложите дневник на край парты.
|
Смотрят домашнее задание Задают вопросы Записывают в дневник |
Личностные: обучающиеся демонстрируют положительное отношение к учебной деятельности Метапредметные: обучающиеся осуществляют контроль, волевую саморегуляцию; |
Подведение итогов. Рефлексия Задача: Инициировать рефлексию обучающихся по поводу своего психолого - эмоционального состояния, обеспечить усвоение обучающимся принципов саморегуляции и сотрудничества.
|
Методы обучения: Методы эмоционального стимулирования: поощрение и порицание Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований оперативный контроль Методы воспитания: Методы осмысления детьми своего социального опыта: беседа Методы самоопределения личности ребенка: рефлексия и самопознание
|
- Ребята, давайте подведем итоги нашего урока. - Кто напомнит тему нашего урока? - Совершенно верно! - Какая была цель урока? - Покажите класс, если вы считаете, что мы достигли цели. - Совершенно верно! -А что мы делали для достижения плана? -А как мы можем использовать дневник путешественника? -Кому можем его показать? - Отлично, я благодарю вас за то, что сегодня на уроке вы активно работали и были очень внимательными. - Ребята, сейчас мы закончим наш урок приемом «3 момента» -Ваша задача назвать 3 момента, которые вам понравились на занятии (или которые вызвали затруднения, или не понравились) -Спасибо большое за ваши ответы. - Хочу поблагодарить (…), (…), (…), за активность на занятии, (…), (…), (…), за полные ответы, () за активную работу в группе.
-Спасибо, ребята! Урок окончен, до свидания! |
подводят итог работы и оценивают свою деятельность в процессе обсуждения
Рефлексируют свою деятельность
|
Личностные: обучающиеся демонстрируют положительное отношение к учебной деятельности Метапредметные: обучающиеся осуществляют контроль, волевую саморегуляцию; рефлексия способов и условий действия; установление причинно-следственных связей; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеют диалогической формой речи |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.