Конструкт урока по окружающему миру Основной закон России и права человека

  • Разработки уроков
  • docx
  • 19.06.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Konstitutsia.docx

Конструкт урока по окружающему миру

Тема  урока: Основной закон России и права человека

Тип урока:  открытие новых знаний

Планируемые результаты:

Личностные: умеют осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребёнка.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют формировать регулятивные УУД (понимают и самостоятельно формулируют учебную задачу; сохраняют учебную задачу в течение всего урока; ставят цели изучения темы; планируют своё высказывание (выстраивают последовательность предложений для раскрытия темы, приводят примеры, делают обобщение); планируют свои действия; осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату; выделяют из темы урока известные знания и умения, определяют круг неизвестного по изучаемой теме), познавательные УУД (осуществляют поиск необходимой информации из различных источников (учебник, видеофрагмент) для выполнения учебных заданий; выделяют существенную информацию из познавательных текстов; устанавливают причинно-следственные связи), коммуникативные УУД (включаются в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявляют инициативу и активность в стремлении высказываться; формулируют ответы на вопросы; слушают партнёра по общению (деятельности), не перебивают, не обрывают на полуслове, вникают в смысл того, о чём говорит собеседник; договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строят монологическое высказывание, владеют диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм))

Предметные: умеют объяснять, что такое права человека, что такое  Конституция Российской Федерации; приводить конкретные примеры прав ребёнка; знают ключевые события освоения космоса в России.

Цель:

Задачи:

            Воспитательная: формировать умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребёнка.

           Развивающая: формировать регулятивные УУД (понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу; сохранять учебную задачу в течение всего урока; ставить цели изучения темы; планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение); планировать свои действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме), познавательные УУД (осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (учебник, видеофрагмент) для выполнения учебных заданий; выделять существенную информацию из познавательных текстов; устанавливать причинно-следственные связи), коммуникативные УУД (включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться; формулировать ответы на вопросы; слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм))

           Образовательная: учить объяснять, что такое права человека, что такое  Конституция Российской Федерации; приводить конкретные примеры прав ребёнка ; актуализировать знания о важных событиях изучения космоса в России.

 

Принципы воспитания и обучения:

принципы воспитания:

·         создание положительного эмоционального подъёма,

·         воспитание через взаимодействие

принципы обучения:

·         принцип психологической комфортности,

·         принцип деятельности, принцип наглядности,

·         принцип воспитывающего обучения,

·         принцип доступности,

·         принцип сознательности и активности.

 

Методы воспитания:

·         Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения

·         Поощрение

·         Создание ситуации успеха

·         Рефлексия и самопознание

Методы обучения:

По источнику получения знаний:

·         Беседа

·         Практические  (упражнение)

По уровню включения в продуктивную деятельность:

·         Частично-поисковые (эвристические)

Методы формирования ответственности и обязательности:

·         Предъявление педагогических требований

Методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта:

·         Работа в парах

·         Освоения элементарных норм ведения разговор

 

 

 

Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, парная, индивидуальная

Обеспечение урока:

1 Информационное обеспечение
1.1 . Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки Российской Федерации. Документ с изменениями внесенными: приказом Минобрнауки России от 18 мая 2015 года №507. ПРИКАЗ от 6 декабря 2009г. №373

1.2 Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Документ с изменениями внесенными: от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. N 1/15)

1.3 https://www.youtube.com/watch?v=Y-bLDxRKyhY

2 Оборудование:

2.1 Демонстрационное:  https://www.youtube.com/watch?v=Y-bLDxRKyhY, презентация «Основной закон России и права человека.», презентация «Тест. Страна, открывшая путь в космос»

2.2 Индивидуальное: рабочий лист.

 

Ход урока:

Этапы урока, задачи работы (общепедагогические задачи этапа урока, воспитательные, развивающие, образовательные)

Методы и приемы обучения и воспитания

Деятельность учителя

 

Деятельность обучающихся

Планируемый результат, в том числе метапредметный, личностный, предметный

1. Мотивация к учебной деятельности

Задача: смотивировать детей на предстоящую деятельность, проверить готовность к уроку.

Методы воспитания:

·         Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения

Методы обучения:

По источнику получения знаний:

·         Беседа

Методы формирования ответственности и обязательности:

·         Предъявление педагогических требований

Методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта:

·         Освоения элементарных норм ведения разговор

 

*перед началом урока звучит песня «У моей России длинные косички»*

- Ребята, скажите, какие чувства вы испытывали когда слушали эту песню?

- Я полностью согласна с вами, меня тоже вдохновляет эта песня, она полностью иллюстрирует красоту нашей Родины.

- Гордость за страну, патриотизм, восхищение.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют формировать коммуникативные УУД (включаются в диалог с учителем и сверстниками; формулируют ответы на вопросы; строят монологическое высказывание, владеют диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм))

 

2. Актуализация опорных знаний и умений.

Задача: актуализировать знания, выявить проблему и причины затруднения.

 

Методы воспитания:

·         Поощрение

·         Создание ситуации успеха

Методы обучения:

По источнику получения знаний:

·         Беседа

·         Практические  (упражнение)

Методы формирования ответственности и обязательности:

·         Предъявление педагогических требований

Методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта:

·         Освоения элементарных норм ведения разговор

 

- Ребята, а кто помнит, о чём мы с вами говорили на прошлом уроке?

- Верно, как звучала тема прошлого урока?

- Чтобы вспомнить тему прошлого урока, я предлагаю вам пройти небольшую викторину. На слайде будут появляться вопросы, а вам необходимо дать на них ответы.

1. В каком году в космос был запущен первый спутник земли? (в 1957)

2. Назовите точную дату первого полёта человека в космос? (12 апреля 1961 года)

3. Как звали первого космонавта? (Юрий Алексеевич Гагарин)

4. Как назывался его космический корабль? (Восток)

 

- Вижу, что вы помните важные события освоения космоса.

- О первом полёте в космос.

- «Страна, открывшая путь в космос».

 

Обучающиеся по поднятой руке называют ответы на викторину.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют формировать коммуникативные УУД (включаются в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение вопросов, проявляют инициативу и активность в стремлении высказываться; формулируют ответы на вопросы)

Предметные: знают ключевые события освоения космоса в России.

3. Постановка целей и задач урока.

Задача: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности в построении нового способа действий.

 

Методы воспитания:

·         Поощрение

·         Создание ситуации успеха

Методы обучения:

По источнику получения знаний:

·         Беседа

·         Практические  (упражнение)

Методы формирования ответственности и обязательности:

·         Предъявление педагогических требований

Методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта:

·         Освоения элементарных норм ведения разговор

- Ребята, а кто может сказать, как полностью называется наша страна?

- А знаете ли вы, что значит слово «Федерация»?

- У всех граждан России есть свои права и обязанности, знаете ли вы, где они прописаны?

- Хотелось бы вам подробнее узнать о наших гражданских правах и обязанностях? Что мы в праве делать и что обязаны соблюдать? Поднимите руку, если да.

 

- Чтобы узнать тему нашего урока, посмотрите на слайд. В словах пропущены гласные. Подумайте, какую же тему мы будем изучать сегодня?

 

ОСНВНЙ ЗКН РСС И ПРВ ЧЛВК

 

- Именно так будет звучать тема нашего урока.

 

- Давайте попробуем поставить цель. Как вы думаете, что нам предстоит узнать?

(Если затрудняются, то:

Узнать о____________ и __________ человека в __________ Федерации)

 

- Именно так будет звучать цель нашего урока. Когда мы составили цель, нам необходимо составить план урока.

 

- Сегодня мы с вами будем работать в рабочем листе. Посмотрите на него и придвиньте к себе. Обратитесь к заданию №1. Что нужно сделать?

-Верно. Выполните это задание и скажите, какой план к уроку мы можем составить?

 

№1. Вставьте пропущенные слова и расставьте пункты плана по порядку.

1.      ____ значение слова «федерация»

2.      ________что такое «Законы» и «Конституция».

3.      ________ с правами человека

4.      ________ что такое «Конвенция о правах ребёнка»

 

- Именно так будут звучать пункты нашего плана. Теперь мы можем приступить к достижению цели.

- Российская Федерация.

- Нет.

(возможно дети уже смогут сказать про конституцию)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Основной закон России и права человека.

 

 

- Узнать о законах и правах человека в Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

- Нужно вписать подходящие слова и составить план по порядку

 

- 1.  Узнать значение слова «федерация»

2. Узнать, что такое «Законы» и «Конституция».

3. Познакомиться с правами человека

4. Узнать, что такое «Конвенция о правах ребёнка»

 

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют формировать регулятивные УУД (понимают и самостоятельно формулируют учебную задачу; сохраняют учебную задачу в течение всего урока; ставят цели изучения темы; планируют своё высказывание (выстраивают последовательность предложений для раскрытия темы, приводят примеры, делают обобщение); планируют свои действия; выделяют из темы урока известные знания и умения, определяют круг неизвестного по изучаемой теме), коммуникативные УУД (включаются в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявляют инициативу и активность в стремлении высказываться; формулируют ответы на вопросы) 

4.   Освоение новых знаний и способов действий.

Задача: осуществляют деятельность, в ходе которой реализуют решение проблемы.

Методы воспитания:

·         Поощрение

·         Создание ситуации успеха

Методы обучения:

По источнику получения знаний:

·         Беседа

·         Практические  (упражнение)

По уровню включения в продуктивную деятельность:

·         Частично-поисковые (эвристические)

Методы формирования ответственности и обязательности:

·         Предъявление педагогических требований

Методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта:

·         Работа в парах

·         Освоения элементарных норм ведения разговор

 

- Для того, чтобы решить первый пункт нашего плана, обратимся к заданию №2 на рабочем листе. Что нужно сделать?

№2. Работая в парах, допишите предложения, пользуясь учебником на страницах 156-157.

1.      «Федерация», в переводе с латинского……

2.       Российскую Федерацию образуют….

3.      В России живут…….. например:

- Кто хочет прочитать, что у него получилось?

 

- Спасибо.

- Мы решили 1 пункт плана?

- Отметьте его у себя в рабочем листе галочкой.

 

- Как звучит второй пункт плана?

 

- Для этого обратимся к заданию №3 в рабочем листе.

№3. Дайте определение понятиям

Конституция – это….. она была принята ….

Законы – это….

 

- Выполним мы его по вари антам. Первый вариант ищет определение слову «Конституция», а второй – «Законы». Кто готов, ручку на локоток.

- (Имя), прочитай, что такое Конституция и когда она была принята?

- На какой странице ты это нашёл?

- Прочитай ещё раз, чтобы ребята записали к себе тоже.

 

- (Имя), прочитай, что такое «Законы»? На какой странице ты это нашёл?

- Прочитай ещё раз, чтобы ребята записали к себе тоже.

 

- Ребята, а кто нашёл в учебнике, какая же основная мысль Конституции? Отвечаем по поднятой руке.

- Как вы это понимаете?

- Верно. Права и свободы каждого человека важны для государства. Именно поэтому существуют Конституция и Законы, которые защищают наши права.

 

- Скажите, мы решили второй пункт плана? Если считаете, что да, то отметьте его галочкой.

 

- Как звучит третий пункт плана?

- Чтобы его решить, я предлагаю обратиться к заданию №4 в рабочем листе. Выполнять мы его будем с помощью видео.

 

№4.

А)Дайте определение понятию «Всеобщая Декларация прав человека»

Всеобщая Декларация прав человека – это……. Она была принята….

Б) Отметьте в столбиках те права, которые относятся к этой группе.

Личные права граждан РФ:

• право на жизнь;

• право на свободу и личную неприкосновенность;

• на неприкосновенность частной жизни;

• жилища;

• свободное передвижение и выбор места жительства

• свободу совести;

• свободу мысли и слова;

• на судебную защиту своих прав;

• на юридическую защиту; ту;

• на процессуальные гарантии в случае привлечения суду и др

 

Социальные и экономические права граждан Российской Федерации:

• право на труд и свободный выбор работы;

• право на равную оплату за равный труд;

• право на социальное обеспечение;

• право на защиту материнства и детства;

• право на образование.

 

Культурные права граждан Российской Федерации:

• право на образование;

• право на доступ к культурным ценностям;

• право свободно участвовать в культурной

жизни общества;

• право на творчество;

• право на пользование результатами научного

прогресса и их практического применения;

• право на развитие и др.

 

Политические права граждан Российской Федерации:

• право на свободу мысли;

• право беспрепятственно придерживаться

своих мнений;

• право на свободу искать, получать

и распространять информацию;

• право на мирные собрания;

• право на свободу ассоциаций;

• право на участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через своих представителей;

• право избирать и быть избранными и др.

 

- Сейчас мы с вами будем просматривать видео с остановками. Просматривая видео, вам нужно будет выполнить задание. Чтобы вы успевали, я буду его останавливать.

https://www.youtube.com/watch?v=Y-bLDxRKyhY (1:23 – 3:39)

 

- Кто готов прочитать, что такое  Всеобщая Декларация прав человека?

- Какие права вы отнесли к личным? (политическим и тд…учитель организует проверку выполнения задания)

 

- Скажите, мы решили третий пункт плана? Если считаете, что да, то отметьте его галочкой.

 

- Кто прочитает, какой пункт нам осталось решить?

 

- Верно. Чтобы решить этот пункт плана, обратимся к заданию №4.

№4.

А) Дайте определение понятию.

Конвенция о правах ребёнка – это…. Она была принята….

Б) Отметьте, какие права ребёнка существуют.

1.      Право на жизнь

2.      Право не ходить в школу

3.      Право на имя

4.      Право гулять до 10 вечера

5.      Право на заботу родителей

6.      Право на охрану здоровья

7.      Право на бесплатное образование и отдых

8.      Право на занятие искусством и спортом.

 

- Чтобы выполнить его, прочтите текст на странице 161 и впишите определение и отметьте, какие права ребёнка существуют.

 

- Кто готов прочитать, что же такое «Конвенция о правах ребёнка» и какие права существуют?

 

- Посмотрите на наш план, скажите, остались ли пункты, которые мы с вами не решили?

Обучающиеся, пользуясь учебником, заполняют в рабочем листе задания №2, работая в паре.

 

 

 

 

 

Обучающиеся зачитывают ответы на задание №2.

- Да.

 

 

-  Узнать, что такое «Законы» и «Конституция».

 

 

 

 

 

 

- Конституция – это основной закон страны. Она была принята в 1993 году.

- На странице 157.

 

 

 

- Законы – это правила, обязательные для всех жителей страны. На странице 158.

 

- Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

- Человеческие права и свободы — это самое главное для страны.

 

 

 

 

 

- Познакомиться с правами человека

 

 

 

 

Обучающиеся просматривают видео, пишут определение понятию «Всеобщая Декларация прав человека»

Обводят те права, которые относятся только к данной группе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Узнать, что такое «Конвенция о правах ребёнка»

 

 

Обучающиеся выполняют задание в рабочем листе с помощью учебника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- нет.

Личностные: умеют осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребёнка.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют формировать регулятивные УУД (сохраняют учебную задачу в течение всего урока; осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату), познавательные УУД (осуществляют поиск необходимой информации из различных источников (учебник, видеофрагмент) для выполнения учебных заданий; выделяют существенную информацию из познавательных текстов; устанавливают причинно-следственные связи), коммуникативные УУД (включаются в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявляют инициативу и активность в стремлении высказываться; формулируют ответы на вопросы; слушают партнёра по общению (деятельности), не перебивают, не обрывают на полуслове, вникают в смысл того, о чём говорит собеседник; договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строят монологическое высказывание, владеют диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм))

Предметные: умеют объяснять, что такое права человека, что такое  Конституция Российской Федерации; приводить конкретные примеры прав ребёнка.

 

5.  Первичное закрепление.

Задача: организовать самостоятельную работу с целью проверки и коррекции полученных знаний

Методы воспитания:

·         Поощрение

·         Создание ситуации успеха

Методы обучения:

По источнику получения знаний:

·         Беседа

·         Практические  (упражнение)

Методы формирования ответственности и обязательности:

·         Предъявление педагогических требований

Методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта:

·         Освоения элементарных норм ведения разговор

- Чтобы закрепить наши знания, я предлагаю вам обратиться к слайду. Нужно рассмотреть фотографию и сказать, какое право ребёнка тут отражено?

 

- Молодцы.

 

 

 

 

- Право на образование

 

 

 

 

 

 

 

- Право на охрану здоровья

 

 

 

- Право на занятие спортом.

Личностные: умеют осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребёнка.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют формировать регулятивные УУД (планируют своё высказывание (выстраивают последовательность предложений для раскрытия темы, приводят примеры, делают обобщение), познавательные УУД (устанавливают причинно-следственные связи), коммуникативные УУД (включаются в диалог с учителем и сверстниками; формулируют ответы на вопросы)

Предметные: умеют приводить конкретные примеры прав ребёнка.

6. Рефлексия

Задача: инициировать содержательную рефлексию обучающихся, обеспечить усвоение обучающимся принципов саморегуляции

Методы воспитания:

·         Рефлексия и самопознание

 

- Закончить нашу урок, я предлагаю, обратившись к заданию №6 в рабочем листе. Сделаем это с помощью таблички знаний.

№6. Заполни таблицу

Я знал

Я узнал

Я хотел бы узнать ещё

 

 

 

 

- Кто хочет прочитать?

- Спасибо за вашу активность, до свидания.

Обучающиеся записывают в первую колонку то, что они уже знали, во вторую – то, что узнали, а в третью – то, что хотели бы узнать ещё.

 

Личностные: умеют осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребёнка.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют формировать регулятивные УУД (планируют своё высказывание (выстраивают последовательность предложений для раскрытия темы, приводят примеры, делают обобщение); выделяют из темы урока известные знания и умения, определяют круг неизвестного по изучаемой теме), коммуникативные УУД (строят монологическое высказывание, владеют диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм))

 


 

Скачано с www.znanio.ru