Конструкт для дошкольников: формирование структуры речевого высказывания на основе лексико-грамматической упражняемости через использование развивающих коммуникативных технологий.
Оценка 4.6 (более 1000 оценок)

Конструкт для дошкольников: формирование структуры речевого высказывания на основе лексико-грамматической упражняемости через использование развивающих коммуникативных технологий.

Оценка 4.6 (более 1000 оценок)
Разработки уроков
docx
дефектология
Детсад
05.01.2017
Конструкт для дошкольников: формирование  структуры речевого высказывания  на основе лексико-грамматической  упражняемости  через  использование развивающих коммуникативных  технологий.
Румянцева М.Е. КОНСТРУКТ.docx

КОНСТРУКТ   КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ   СОВМЕСТНОЙ   НЕПРЕРЫВНОЙ 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   С  ДЕТЬМИ   6-7 ЛЕТ  В  КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ  ГРУППЕ

ДЛЯ  ДЕТЕЙ  С  ТЯЖЁЛЫМИ  НАРУШЕНИЯМИ  РЕЧИ

 

Тема: «Весна. Весенние приметы». 

Цель: формирование  структуры речевого высказывания  на основе лексико-грамматической  упражняемости  через  использование развивающих коммуникативных  технологий.

Образовательные области: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Форма  организации: подгрупповая

Средства: авторское игровое пособие «В круге с Гномом», компьютерная  презентация «Весна. Приметы весны», видеопроектор, ноутбук.

Прогнозирование  результата  через реализацию задач

* коррекционно-образовательных:

- активизация и обогащение словаря по лексической теме,

- образование множественного числа имён существительных и родительного падежа множественного числа имён существительных,

- образование имён существительных с уменьшительными суффиксами,

- согласование имён существительных с числительными,

- образование качественных и относительных прилагательных,

- правильное употребление предложно-падежных конструкций;

- закрепление понятия «многозначное слово»,

- закрепление навыка узнавания, называния цифр и соотнесения их с количеством,

-закрепление ориентировки в сенсорных эталонах (основные и промежуточные цвета);

*коррекционно-развивающих:

- развитие  слухового и зрительного внимания,

- формирование логического мышления на основе ознакомления с окружающим, обобщения и классификации предметов,

- развитие воображения через упражнение-пантомиму,

 - развитие мелкой и общей моторики, координации речи и движений;

*воспитательных:

-воспитание уважительного, доброжелательного отношения друг к другу и культуры поведения в процессе совместной деятельности,

-стимулирование стремления к достижению результата,

-формирование готовности к социальному взаимодействию.

Задачи  педагога в процессе СНОД:

Предполагаемые задачи детей (с учётом индивидуальных особенностей, уровня речевых возможностей) в процессе СНОД:

 

 

·         Развивать речь детей через активизацию диалогической формы общения и монолога.

·         Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывая мнение партнёра.

·         Способствовать развитию у детей познавательного интереса к окружающему миру, активизировать познавательную деятельность.

 

 

·         Практически  использовать в речи языковые навыки,  осуществляя словообразование и словоизменение.

·         Уметь соблюдать алгоритм действий  в игре

 

 

 

Содержание  (ход) деятельности:

 

Этапы

 

деятельности:

 

Деятельность

 

          педагога:

Деятельность

 

детей:

Планируемый

 

результат:

 

1.Мотивация.  Письмо от Гнома.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

___________

2.Постановка цели. Обсуждение способа решения.

 

___________

3.Работа  с компьютером.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

___________

4. Основной этап.  Игра «В круге с  Гномом».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

___________

5.Рефлексия.

Сюрпризный момент.

Подведение итогов.

____________6.Открытый временной конец.

 

1. «Наш друг Гном сегодня снова пригласил нас в гости. Но сам не пришёл, а прислал письмо: «Я принёс вам новый круг. К сожаленью, понял вдруг, дорогие мои дети, что забыл весны приметы. Чтобы с вами поиграть, я пошёл весну искать».             И что же нам теперь делать? Гнома нет. И зачем ему  вдруг понадобились весенние приметы?»

___________________________

2. «Чем же и как  мы можем помочь Гному?»

 

«На капельки будем наступать осторожно, чтобы не промочить ноги».

___________________________

3.«Ребята, я с вами соглашусь: нам действительно надо посмотреть, что здесь такое.  Может, это Гном нам всё и приготовил? (Начи- нается показ мультимедийной презентации  «Весна. Приметы весны»).  Возможно, Гном за нами наблюдает, давайте порадуем его и придумаем слова-украшения (признаки) и слова-действия для весенних примет». «А сами вы мо-гли бы превратиться в весенние сосульки? Раз, два, три, четыре, пять, начинаю превращать…»

___________________________

4.(Голос взрослого (воспитателя)  из группового помещения, где остался игровой круг: «Раз, два, три, четыре, пять,  я зову вас в круг играть!») 

 

 

 

 

 

(Взрослый в процессе игры от  имени Гнома  ведёт диалог с вра- щающим юлу ребёнком, выстраи- вая вопросы индивидуально с опо- рой на  речевые возможности ре- бёнка, дифференцированно подхо- дя к количеству  и сложности вопросов).

 

- Какого цвета твой сектор?

- На какой цифре остановилась стрелка юлы?

- Какие предметы ты видишь  в своём секторе?

- Значит, здесь много чего?

- Бывают большие листья и  маленькие….?

- Посчитай, сколько листочков  в секторе.

- Как ты думаешь, с какого дерева листочки?

- Значит, листочки какие?

-  Какие слова-украшения ты бы подарил листочкам? Они какие?

- Можем ли мы с вами встретить слова «лист», «листочек» ещё где-нибудь?

- Слово  «лист» имеет много значений. Оно какое?

- Раз, два, три, четыре, пять. Гном вас будет превращать… в листья!

-Раз, два, три, четыре, пять, стали вы детьми опять!

- Молодец. Ты порадовал Гнома и заслужил приз.

 

_____________________________

5.(Осуществлялась  позитивная оценка реально достигнутых  ус - пехов  детей  в сочетании с пред- восхищающим настроем на новые действия.).

______________________________

 

1.(Замечают в группе новый круг  полифункцио- нальной игры «В круге с Гномом» по лексической теме «Весна».   Рассматривают его, называют пред- меты,находящиеся в круге, утрируя окончания при согласовании): «Одно солнцЕ. Скворечники. Два скворечникА. Гнёзда. Три гнездА. Четыре сосуль- кИ. Почки.  Пять почЕК. Ласточки.  Шесть ласто- чЕК. Листочки. Семь листочкОВ. Ручейки.  Восемь ручейкОВ. Подснежники. Девять подснежникОВ. Кораблики.  Десять корабликОВ». (Догадываются, что Гном, играя, хотел поговорить с ними о весне, поэтому и понадобились ему весенние приметы).

________________________________________  

2.(Дают ответы. Обращают внимание на «стека- ющие капли» сосулек, которые образуют дорожку. По ней перемещаются, стараясь попасть ногами на капельки, в соседнее помещение, где обнаружи- вают готовые к работе ноутбук, экран, видеопро- ектор, предлагают ими воспользоваться).

__________________________________________

3.(Называют появляющиеся на экране  предметы-приметы весны, говорят, какие они и что делают). «Солнце: яркое, весеннее, тёплое. Светит, греет. Подснежники: красивые, первые, нежные. Растут. Распускаются.  Проталины: тёмные, маленькие. Появляются, чернеют. Ручьи: быстрые, звонкие. Журчат, звенят. Сосульки: длинные,  прозрачные. Висят,  капают.)

 

 

 

(Пантомима:  изображают  телодвижениями

весенние сосульки).

 

________________________________________

4. «Это Гном вернулся к нам! Мы помогли ему найти приметы весны. Он зовёт нас  к себе!» (Дети перемещаются в групповое помещение, видят Гнома, который занял своё привычное  место в центре круга, рассаживаются вокруг). Ребёнок с более высоким уровнем речевых возможностей  произносит считалку, выученную заранее со взрослыми: «Есть у нас лето – тепла примета. Зиму мы знаем – в снежки играем. Осень же дарит де- ревьям наряд – мы наблюдаем цветной листопад. Весна наступает – сугробы все тают. А наши ребя- та с Гномом играют». По считалке определяется первый играющий, который заводит юлу. (Возможность вращения юлы переходит от ребёнка к ребёнку по кругу).

(Ребёнок отвечает на вопросы «Гнома», утрируя окончания слов при словоизменении. Остальные дети помогают в случае затруднений)

 

- Мой сектор фиолетовый.

- Стрелка остановилась на цифре семь.

 

- В моём секторе находятся листья.

 

- Здесь много листьев.

- Бывают маленькие листочки.

 

- Один листочек, 2 листочка,…. 7 листочков.

 

- Эти листья с берёзы.

 

-Листочки  берёзовые.

- Листочки зелёные. Молодые. Яркие. Тонкие. Нежные.

- Можем встретить в тетради, в книге. Они из бумаги – бумажные.  Лист  из железа – железный. 

 

- Слово «лист» многозначное.

 

(Пантомима: дети изображают телодвижениями листочки).

(Занимают свои места)

 

(Ребёнок, вращавший юлу,  из рюкзачка Гнома забирает  приз-наклейку).  (Следующий игрок вращает юлу…, т.д. )

__________________________________________

5. (К концу  игры  все дети получают  призы-на-

 клейки  «от Гнома»  и вклеивают их в «Дневнички успеха»,   оценивая  свои возможности).

 

 

___________________________________________

6.(Совместная   игровая  деятельность  переходит  в свободную  самостоятельную).  

1.Практическое использование в речи имён существит-ных  мно- жественного числа, с уменьши- тельно-ласкательными суффик - сами,согласование  имён сущест- вительных с числительными. 

Развитие зрительного внимания.

Развитие мышления на основе знаний об окружающем.

 

 

 

____________________________

2.Развитие  зрительного внимания, общей моторики, координации  движений.

 

 

 

____________________________

3.Развитие  зрительного гнозиса.

Активизация в речи глагольного и атрибутивного словаря.

Согласование имён существи- тельных с прилагательными и глаголами.

 

 

 

 

 

Развитие воображения, общей моторики.

 

__________________________

4. Развитие социально-коммуни- кативных навыков через игру в команде с соблюдением установ- ленных  правил.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие мелкой моторики.

 

 

 

 

 

Закрепление сенсорных эталонов (цвет).

 

Образов-е множ.числа и родит. падежа им. сущ-ных

 

Употребл-е уменьш.-ласкат. суффиксов  имён сущ-ных.

Согласов-е им.сущ.с числительн.

 

Образов-е относительных и качественных прилагательных

 

 

 

Работа над многозначностью слова. Образование относитель-

ных прилагат-ных от существит.

 

 

Развитие воображения, общей моторики.

 

 

 

 

 

__________________________

5. Стимулирование стремления к достижению результата.

 

 

 

____________________________

6.Развитие уважительного, до- брожелательного отношения друг к другу и культуры поведе- ния. Формирование готовности к социальному взаимодействию.

 

 

 


 

КОНСТРУКТ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ

КОНСТРУКТ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ

Задачи педагога в процессе

Задачи педагога в процессе

Постановка цели. Обсуждение способа решения

Постановка цели. Обсуждение способа решения

Рефлексия. Сюрпризный момент

Рефлексия. Сюрпризный момент

Мотивация. Письмо от Гнома. ___________ 2

Мотивация. Письмо от Гнома. ___________ 2
Скачать файл