КОНСТРУКТ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СОВМЕСТНОЙ НЕПРЕРЫВНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ 6-7 ЛЕТ В КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ ГРУППЕ
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Тема: «Весна. Весенние приметы».
Цель: формирование структуры речевого высказывания на основе лексико-грамматической упражняемости через использование развивающих коммуникативных технологий.
Образовательные области: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Форма организации: подгрупповая
Средства: авторское игровое пособие «В круге с Гномом», компьютерная презентация «Весна. Приметы весны», видеопроектор, ноутбук.
Прогнозирование результата через реализацию задач
* коррекционно-образовательных:
- активизация и обогащение словаря по лексической теме,
- образование множественного числа имён существительных и родительного падежа множественного числа имён существительных,
- образование имён существительных с уменьшительными суффиксами,
- согласование имён существительных с числительными,
- образование качественных и относительных прилагательных,
- правильное употребление предложно-падежных конструкций;
- закрепление понятия «многозначное слово»,
- закрепление навыка узнавания, называния цифр и соотнесения их с количеством,
-закрепление ориентировки в сенсорных эталонах (основные и промежуточные цвета);
*коррекционно-развивающих:
- развитие слухового и зрительного внимания,
- формирование логического мышления на основе ознакомления с окружающим, обобщения и классификации предметов,
- развитие воображения через упражнение-пантомиму,
- развитие мелкой и общей моторики, координации речи и движений;
*воспитательных:
-воспитание уважительного, доброжелательного отношения друг к другу и культуры поведения в процессе совместной деятельности,
-стимулирование стремления к достижению результата,
-формирование готовности к социальному взаимодействию.
Задачи педагога в процессе СНОД: |
Предполагаемые задачи детей (с учётом индивидуальных особенностей, уровня речевых возможностей) в процессе СНОД:
|
|||
· Развивать речь детей через активизацию диалогической формы общения и монолога. · Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывая мнение партнёра. · Способствовать развитию у детей познавательного интереса к окружающему миру, активизировать познавательную деятельность.
|
· Практически использовать в речи языковые навыки, осуществляя словообразование и словоизменение. · Уметь соблюдать алгоритм действий в игре
|
|||
Содержание (ход) деятельности:
|
||||
Этапы
деятельности:
|
Деятельность
педагога: |
Деятельность
детей: |
Планируемый
результат: |
|
1.Мотивация. Письмо от Гнома.
___________ 2.Постановка цели. Обсуждение способа решения.
___________ 3.Работа с компьютером.
___________ 4. Основной этап. Игра «В круге с Гномом».
___________ 5.Рефлексия. Сюрпризный момент. Подведение итогов. ____________6.Открытый временной конец.
|
1. «Наш друг Гном сегодня снова пригласил нас в гости. Но сам не пришёл, а прислал письмо: «Я принёс вам новый круг. К сожаленью, понял вдруг, дорогие мои дети, что забыл весны приметы. Чтобы с вами поиграть, я пошёл весну искать». И что же нам теперь делать? Гнома нет. И зачем ему вдруг понадобились весенние приметы?» ___________________________ 2. «Чем же и как мы можем помочь Гному?»
«На капельки будем наступать осторожно, чтобы не промочить ноги». ___________________________ 3.«Ребята, я с вами соглашусь: нам действительно надо посмотреть, что здесь такое. Может, это Гном нам всё и приготовил? (Начи- нается показ мультимедийной презентации «Весна. Приметы весны»). Возможно, Гном за нами наблюдает, давайте порадуем его и придумаем слова-украшения (признаки) и слова-действия для весенних примет». «А сами вы мо-гли бы превратиться в весенние сосульки? Раз, два, три, четыре, пять, начинаю превращать…» ___________________________ 4.(Голос взрослого (воспитателя) из группового помещения, где остался игровой круг: «Раз, два, три, четыре, пять, я зову вас в круг играть!»)
(Взрослый в процессе игры от имени Гнома ведёт диалог с вра- щающим юлу ребёнком, выстраи- вая вопросы индивидуально с опо- рой на речевые возможности ре- бёнка, дифференцированно подхо- дя к количеству и сложности вопросов).
- Какого цвета твой сектор? - На какой цифре остановилась стрелка юлы? - Какие предметы ты видишь в своём секторе? - Значит, здесь много чего? - Бывают большие листья и маленькие….? - Посчитай, сколько листочков в секторе. - Как ты думаешь, с какого дерева листочки? - Значит, листочки какие? - Какие слова-украшения ты бы подарил листочкам? Они какие? - Можем ли мы с вами встретить слова «лист», «листочек» ещё где-нибудь? - Слово «лист» имеет много значений. Оно какое? - Раз, два, три, четыре, пять. Гном вас будет превращать… в листья! -Раз, два, три, четыре, пять, стали вы детьми опять! - Молодец. Ты порадовал Гнома и заслужил приз.
_____________________________ 5.(Осуществлялась позитивная оценка реально достигнутых ус - пехов детей в сочетании с пред- восхищающим настроем на новые действия.). ______________________________
|
1.(Замечают в группе новый круг полифункцио- нальной игры «В круге с Гномом» по лексической теме «Весна». Рассматривают его, называют пред- меты,находящиеся в круге, утрируя окончания при согласовании): «Одно солнцЕ. Скворечники. Два скворечникА. Гнёзда. Три гнездА. Четыре сосуль- кИ. Почки. Пять почЕК. Ласточки. Шесть ласто- чЕК. Листочки. Семь листочкОВ. Ручейки. Восемь ручейкОВ. Подснежники. Девять подснежникОВ. Кораблики. Десять корабликОВ». (Догадываются, что Гном, играя, хотел поговорить с ними о весне, поэтому и понадобились ему весенние приметы). ________________________________________ 2.(Дают ответы. Обращают внимание на «стека- ющие капли» сосулек, которые образуют дорожку. По ней перемещаются, стараясь попасть ногами на капельки, в соседнее помещение, где обнаружи- вают готовые к работе ноутбук, экран, видеопро- ектор, предлагают ими воспользоваться). __________________________________________ 3.(Называют появляющиеся на экране предметы-приметы весны, говорят, какие они и что делают). «Солнце: яркое, весеннее, тёплое. Светит, греет. Подснежники: красивые, первые, нежные. Растут. Распускаются. Проталины: тёмные, маленькие. Появляются, чернеют. Ручьи: быстрые, звонкие. Журчат, звенят. Сосульки: длинные, прозрачные. Висят, капают.)
(Пантомима: изображают телодвижениями весенние сосульки).
________________________________________ 4. «Это Гном вернулся к нам! Мы помогли ему найти приметы весны. Он зовёт нас к себе!» (Дети перемещаются в групповое помещение, видят Гнома, который занял своё привычное место в центре круга, рассаживаются вокруг). Ребёнок с более высоким уровнем речевых возможностей произносит считалку, выученную заранее со взрослыми: «Есть у нас лето – тепла примета. Зиму мы знаем – в снежки играем. Осень же дарит де- ревьям наряд – мы наблюдаем цветной листопад. Весна наступает – сугробы все тают. А наши ребя- та с Гномом играют». По считалке определяется первый играющий, который заводит юлу. (Возможность вращения юлы переходит от ребёнка к ребёнку по кругу). (Ребёнок отвечает на вопросы «Гнома», утрируя окончания слов при словоизменении. Остальные дети помогают в случае затруднений)
- Мой сектор фиолетовый. - Стрелка остановилась на цифре семь.
- В моём секторе находятся листья.
- Здесь много листьев. - Бывают маленькие листочки.
- Один листочек, 2 листочка,…. 7 листочков.
- Эти листья с берёзы.
-Листочки берёзовые. - Листочки зелёные. Молодые. Яркие. Тонкие. Нежные. - Можем встретить в тетради, в книге. Они из бумаги – бумажные. Лист из железа – железный.
- Слово «лист» многозначное.
(Пантомима: дети изображают телодвижениями листочки). (Занимают свои места)
(Ребёнок, вращавший юлу, из рюкзачка Гнома забирает приз-наклейку). (Следующий игрок вращает юлу…, т.д. ) __________________________________________ 5. (К концу игры все дети получают призы-на- клейки «от Гнома» и вклеивают их в «Дневнички успеха», оценивая свои возможности).
___________________________________________ 6.(Совместная игровая деятельность переходит в свободную самостоятельную). |
1.Практическое использование в речи имён существит-ных мно- жественного числа, с уменьши- тельно-ласкательными суффик - сами,согласование имён сущест- вительных с числительными. Развитие зрительного внимания. Развитие мышления на основе знаний об окружающем.
____________________________ 2.Развитие зрительного внимания, общей моторики, координации движений.
____________________________ 3.Развитие зрительного гнозиса. Активизация в речи глагольного и атрибутивного словаря. Согласование имён существи- тельных с прилагательными и глаголами.
Развитие воображения, общей моторики.
__________________________ 4. Развитие социально-коммуни- кативных навыков через игру в команде с соблюдением установ- ленных правил.
Развитие мелкой моторики.
Закрепление сенсорных эталонов (цвет).
Образов-е множ.числа и родит. падежа им. сущ-ных
Употребл-е уменьш.-ласкат. суффиксов имён сущ-ных. Согласов-е им.сущ.с числительн.
Образов-е относительных и качественных прилагательных
Работа над многозначностью слова. Образование относитель- ных прилагат-ных от существит.
Развитие воображения, общей моторики.
__________________________ 5. Стимулирование стремления к достижению результата.
____________________________ 6.Развитие уважительного, до- брожелательного отношения друг к другу и культуры поведе- ния. Формирование готовности к социальному взаимодействию.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.