5 класс
Тема: «Древнегреческая вазопись»
Предмет: Изобразительное искусство
Класс: 5
Тема: Древнегреческая вазопись Тип урока: Урок открытия нового знания Цели:
• сформировать представление об основных видах древнегреческих ваз, их форме, декоре, разнообразии орнаментов и росписи (чернофигурная, краснофигурная).
• Познакомить учащихся с новыми понятиями: «керамика», «вазопись».
• Систематизировать и обобщить знания учащихся об искусстве Древней Греции.
• Совершенствовать навыки работы кистью; Совершенствовать приемы построения композиции, при выполнении орнамента;
Оснащение урока: Презентация «Древнегреческая вазопись» (приложение 1); видеофильм «Древнегреческие вазы» (приложение 2); наглядные пособия: «Орнаменты Древней Греции», «Олимпийские игры в Древней Греции», «Виды древнегреческих ваз»; определения: керамика, вазопись; шаблоны ваз; шаблоны человека.
Этап урока |
Деятельность учителя |
УУД (планируемые результаты) |
Этап мотивации к учебной деятельности; |
- Дорогие ребята! Здравствуйте. - Сегодня яприглашаю вас в увлекательное путешествие в мир искусства. - Обратите внимание на эти словаи иллюстрации (читаю): Олимпиада, театр, мифы и легенды, архитектура, таблица Пифагора (все понятия на доске + изображения) - Кто-то может сказать, в какую страну мы с вами совершим путешествие? (В Древнюю Грецию) - А почему вы так решили? - Олимпиада была придумана древними греками - Театр зародился в Древней Греции - У греков богатая мифология - Таблицу Пифагора придумал древнегреческий математик Пифагор |
Личностные: понятие значимости приобретаемых на уроке знаний и умений, самоопределение и смыслообразование; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества; Регулятивные: умение понимать ход работы, совместно с учителем определять цели, развивать мотивы и интересы. |
Этап актуализации и пробного |
Перед вами карта Европы. На уроках истории вы изучали культуру Древней Греции и сейчас можете мне сказать, на какой материк нам |
Познавательные: способность к художественному познанию мира; |
учебного действия; |
нужно переместиться? (Евразия) - На каком полуострове расположена Древняя Греция? (Балканский полуостров) - Какие географические объекты помогут нам уточнить местоположение Древней Греции? Моря. (Эгейское, Ионическое, Критское) - Итак, мы в конечной точке нашего путешествия. Представьте себе, что вы археологи и раскопали некоторые предметы. Они перед вами. - О каком предмете вам бы хотелось узнать больше? - Ребята, как вы считаете, какой из этих предметов может принадлежать эпохе Древней Греции? - Конечно же это знаменитые античные вазы. - А чем нам интересны древнегреческие вазы? (формой, росписью) - Из чего изготавливались древнегреческие вазы? (из обожженной глины) - По- гречески глина – «КЕРАМОС», посуда, выполненная из глины – «КЕРАМИКА».(прикрепляю определение на доску) - А как вы думаете, почему эти древние вазы сохранились до нашего времени? (потому что их покрывали специальным лаком, состав которого до сих пор не известен) - Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься? (росписью ваз) - Роспись керамических сосудов называется «ВАЗОПИСЬ». (прикрепляю определение на доску) - Посмотрите, на доске нарисована ваза. Можете ли вы дать название данной вазе и выполнить её роспись? (Нет) |
сравнивать предметы по цвету, форме, размеру;выделять свойства предметов;приобретение опыта создания декоративной композиции Регулятивные: умение слушать, вносить необходимые дополнения и коррективы в план работы. |
Этап выявления места и причины затруднения; |
- Почему вы не можете дать название вазы? Почему не сможете выполнить роспись вазы? (Потому что не знаем особенностей росписи) |
Личностные: самостоятельно и совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему Коммуникативные: высказывание и аргументирование собственного мнения. |
Этап построения проекта выхода из затруднения; |
- Как вы можете решить данную проблему? (спросить у учителя, посмотреть в интернете, поискать информацию в библиотеке, посмотреть фильмы) - А что мы можем сделать в данный момент на сегодняшнем уроке? (спросить у учителя, проанализировать наглядные пособия) |
Регулятивные: умение анализировать причины неудач в выполнении деятельности и ставить задачи на освоение тех звеньев действия (способов действия), которые обеспечат его правильное |
|
|
выполнение. |
Этап реализации построенного проекта; |
- Древнегреческие мастера создавали великое множество сосудов самого разного назначения. Форма каждого сосуда строго соответствовала его назначению. Попробуем вместе выявить, для чего использовались некоторые из этих ваз? - Перед вами несколько ваз и х названия, но вы ещё не знаете, как они называются. Я вам скажу, для чего предназначена каждая ваза, а вы попробуйте определить, какая это картинка. Амфоры вместительные сосуды с узким горлом для хранения масла, воды и пищевых продуктов. Кратеры – большие сосуды с широким горлом, служившие для смешивания вина с водой. Гидрии – применялись для хранения воды. Килики – широкие изящные чаши с ручками, предназначались для питья. - Греческая керамика предназначалась для постоянного употребления, но несмотря на то, что ею постоянно пользовались, она искусно украшалась росписью. - Как вы думаете, почему? - Чтобы было красиво. - Правильно, человеку свойственно стремиться к красоте. - А почему украшали по-разному? - Потому что мы разные,и, украшая предметы быта, человек выражал свой внутренний мир. - Именно по рисункам на вазах мы можем узнать, чем занимались люди в Древней Греции. - Перед вам несколько расписных ваз: они расположены в хаотичном порядке, ваша задача разделить их на две группы. - По какому принципу вы их так разделили? - В росписи ваз существует два стиля. ЧЕРНОФИГУРНАЯ роспись – это роспись по естественному фону, который имеет обожженная глина, т.е. по красному, а фигуры получаются черными. Чернофигурная роспись отличалась декоративностью и силуэтностью, отсутствием объема и условностью изображения. |
Коммуникативные: умение вести диалог как форму межличностного общения; Личностные: эмоционально положительное восприятие произведений античных мастеров; уважительное отношение к культуре античности. Познавательные: выделять главное, новое из услышанного и увиденного |
|
Ну а если же фон был черным, а изображения имели цвет обожженной глины, то такую роспись называли КРАСНОФИГУРНОЙ. Эта техника позволяла более свободно изображать фигуры людей и животных. - На древнегреческих вазах можно выделить орнамент и сюжетную картину. - Какие части вазы украшали орнаментом? (Орнаментом украшали менее важные части вазы – ножку и горлышко) - Посмотрите на слайд: перед вами несколько орнаментов. Какой из орнаментов принадлежал эпохе Древней Греции? - Как он называется? (МЕАНДР) - Часто орнамент представлял собой узор из листьев, напоминающих пальмовыеи ин назывался ПАЛЬМЕТТА - На что похож этот орнамент? (на волну) Да он так и называется ВОЛНА. - Какие части вазы украшали сюжетной картиной? (главную часть сосуда, её тулово) - Что же изображали на керамических вазах? Давайте посмотрим видеофильм. - Сюжетами для росписей служили легенды и мифы, сцены повседневной жизни, школьные уроки, соревнования атлетов. - Как выдумаете, какой сюжет для росписи можно выбрать? - Какое событие приближается к нам? (олимпийские игры) - Назовите основные виды спорта, в которых соревновались древние греки на олимпиаде: - бег - борьба - метание (копья, диска и др.) - Кто является главным действующим лицом? (человек) - Вспомним, с помощью чего можно нарисовать человека. (с помощью овалов) - У вас у всех есть фигуры человека, выполненные с помощью овалов, которые помогут нам при составлении сюжетной композиции. |
|
Этап первичного закрепления с проговариванием |
- Сейчас давайте снова вернемся к нашей вазе и попробуем нанести на нее роспись. - Для начала давайте составим план, по которому будем выполнять |
Познавательные: умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности |
во внешней речи; |
работу: 1. Определение места орнамента и сюжетной композиции; 2. Нанесение простым карандашом рисунка; 3. Работа в цвете; 4. Завершение, обводка; 5. Наклеивание на альбомный лист. - У нас с вами есть ваза, фигурки человека и рисунки орнаментов. Давайте составим роспись нашей вазы: либо краснофигурную, либо чернофигурную. Физкультминутка. Провожу разминку, в ходе которой ученики производят движения, называемые в речевке: Мы атлеты-олимпийцы, Мы бежим быстрее ветра, Прыгаем на целый стадий. Наши копья, наши диски Вдаль летят до края света, С шумом, падая на землю Возле самых ног Атланта Боремся, как сто Гераклов, В пятиборье побеждаем, Чтоб прославить родной полис. |
Коммуникативные: отношения к художественным образам Регулятивные: и совместно план работы, анализируя каждый этап |
выражение своего составлять самостоятельно |
|
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону; |
У вас на партах лежат трафареты древнегреческих ваз, из цветной красной или коричневой бумаги. - Выберите вид росписи – краснофигурный или чернофигурный. - Обязательно используйте орнамент, который вам больше всего понравился.
|
Познавательные: знание названия основных видов греческих ваз и орнаментов; умение использовать декоративные элементы, ритм и стилизацию форм для создания орнамента для росписи вазы; знание и применение на практике основных видов росписи греческих ваз; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности |
||
Этап включения в систему знаний и повторения; |
- Посмотрите какие получились замечательные древнегреческие вазы. Какая у них изящная форма, какое потрясающее сочетание цветов. - Расскажите о своих вазах (название, техника, орнамент) |
Познавательные: умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на |
||
|
- Где и для чего мы можем использовать ваши работы? (для выставки, как наглядные пособия, а можно создать книгу, в которой будут представлены разные виды древнегреческих ваз) - У нас с вами уже есть обложка книги, осталось только вклеить наши вазы и книга готова. |
уроке. Коммуникативные: сотрудничать со сверстниками; давать оценку собственной работе Регулятивные: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке |
||
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. |
Предлагаю учащимся закончить фразы: Мне на уроке было… Я узнал… Мне понравилось… |
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного. Коммуникативные: оформлять свою мысль в устной речи; производить анализ и высказывание суждений о своей творческой работе и работе сверстников. Личностные: оценивание усваиваемого содержания; осознание значимости урока. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.