Конструкт урока литературного чтения на тему "В.П.Астафьев "Стрижонок Скрип"
Оценка 4.7

Конструкт урока литературного чтения на тему "В.П.Астафьев "Стрижонок Скрип"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
чтение
3 кл
29.05.2017
Конструкт урока литературного чтения на тему "В.П.Астафьев "Стрижонок Скрип"
Класс: 3 УМК: «Гармония» Тема урока: В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип». Предметный результат: обучающиеся анализируют литературное произведение, дают характеристику героям рассказа, совершенствуют навыки правильного и выразительного чтения. Цель урока: формирование общеучебных УУД в процессе знакомства с произведением «Стрижонок Скрип» Тип урока: открытие нового знания и способов действий
Литература. 23.05.docx
Конструкт урока литературного чтения Анчуговой Анастасии Дмитриевны Дата: 23.05.17 ОУ: школа №34   Класс: 3 «A» УМК: «Гармония» ФИО учителя класса: Подлинова Наталья Борисовна Тема урока: В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип». Планируемый результат: прочитанного произведения, к их поступкам.  Личностный: обучающиеся проявляют интерес к уроку литературного чтения, высказывают своё отношение к героям   Метапредметный: обучающиеся демонстрируют личностные УУД (самоопределение, нравственно­этическое оценивание);  регулятивные УУД (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция);  познавательные УУД (формулирование познавательной цели, анализ, установление причинно­следственных связей, смысловое чтение, структурирование знаний); коммуникативные УУД (планирование, умение с точностью выражать свои мысли, планирование учебного  сотрудничества с учителем и сверстниками).   Предметный: обучающиеся анализируют литературное произведение, дают характеристику героям рассказа, совершенствуют навыки правильного и выразительного чтения. Цель урока: формирование общеучебных УУД в процессе знакомства с произведением «Стрижонок Скрип» Тип урока: открытие нового знания и способов действий Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная Этапы урока,  задачи этапов 1.Организационно­ мотивационный этап. Задача: настроить  обучающихся на  предстоящую  Деятельность учителя, обучающихся Ход урока Добрый день ребята. Дайте встанем и поприветствуем друг друга.  Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, Планируемый результат  с учётом формируемых  УУД Личностные УУД  (самоопределение) Регулятивные УУД  (целеполагание, волевая  саморегуляция) деятельность.  Чтоб за работу получать Только лишь отметку «пять»! 2.Актуализация  опорных знаний и  способов действий.  Выявление  проблемы.  Задача: повторить  изученный материал, выявить проблемы,  сформулировать  тему и цели урока. На места садятся девочки. Сейчас садятся мальчики.  Скажите, можете ли вы по обложке книги определить, о чем эта книга? давайте проверим, сможете ли вы это сделать. Для этого откройте учебник на странице 141 и рассмотрите обложки книг которые  представлены на этой странице. Какую информацию вы смогли получить из первой иллюстрации? А из второй? Ребята, наблюдали ли вы когда нибудь за птицами? Поделитесь с нами своими впечатлениями о наблюдениями за ними? Сегодня мы познакомимся с вами с рассказом о птицах.  Кто автор этого рассказа? Как он называется? Сейчас будем знакомится с рассказом следующим образом: по абзаце будем читать по  цепочке, начиная с ___, а все остальные следят по тексту и читают про себя. 3.Решение  проблемы.  Задача: обеспечить  восприятие,  осмысление и  первичное  закрепление  изучаемого  произведения. Стрижонок вылупился из яичка в тёмной норке и удивлённо пискнул. Ничего не было видно. Лишь далеко­далеко тускло мерцало пятнышко света. Стрижонок испугался этого света, плотнее приник к тёплой и мягкой маме­стрижихе. Она прижала его крылышком к себе. Он задремал, угревшись под крылом.   Где­то  шёл  дождь,   падали  одна  за  другой  капли.   И  стрижонку  казалось,   что это  мама­ стрижиха стучит клювом по скорлупе яйца. Она так же стучала, перед тем как выпустить его наружу. Стрижонок проснулся оттого, что ему стало холодно. Он пошевелился и услышал, как вокруг него завозились и запищали голенькие стрижата, которых мама­стрижиха тоже выклевала из яиц. А самой мамы не было. — Скрип! — позвал её стрижонок. — Скрип! Скрип! Скрип! — повторили за ним братья и сестры. Видно, всем понравилось, что они научились звать маму, и они громче и дружней запищали: — Скрип! Скрип! Скрип! И тут далёкое пятнышко света потухло. Стрижата притихли. — Скрип! — послышалось издалека. «Так это же мама прилетела!» — догадались стрижата и запищали веселей. Мама принесла в клюве капельку дождя и отдала её Скрипу — первому стрижонку. Какая   это   была   вкусная   капля!   Стрижонок   Скрип   проглотил   её   и   пожалел,   что   капля   такая маленькая. Личностные УУД  (самоопределение); Регулятивные УУД  (целеполагание,  планирование,  саморегуляция);  Познавательные УУД  (формулирование  познавательной цели,  анализ);  Коммуникативные УУД  (планирование, умение с  точностью выражать свои  мысли). Личностные УУД  (нравственно­этическое  оценивание); Регулятивные УУД  (контроль, коррекция,  волевая саморегуляция);  Познавательные УУД  (анализ, установление  причинно­следственных  связей, смысловое чтение); Коммуникативные УУД  (планирование,  планирование учебного  сотрудничества с учителем и сверстниками,  умение с точностью  выражать свои мысли). — Скрип! — сказал он. Ещё, мол, хочу. — Скрип­скрип! —   радостно   ответила   мама­стрижиха.   Сейчас,   дескать,   сейчас.   И   опять   её   не стало. И опять стрижата тоскливо запищали. А первый стрижонок кричал громче всех. Ему очень уж понравилось, как мама­стрижиха поила его из клюва. И когда снова закрылся свет вдали, он что было духу закричал: — Скрип! — и  даже   полез  навстречу   маме.   Но тут  же  был  откинут  крылом   на  место,  да  так бесцеремонно,   что   чуть   было   кверху   лапками   не   опрокинулся.   И   каплю   вторую   мама­стрижиха отдала не ему, а другому стрижонку. Обидно. Примолк стрижонок Скрип, рассердился на маму и братьев с сестрёнками, которые тоже, оказывается,   хотели   есть.   Когда   мама   принесла   мошку   и   отдала   её   другому   стрижонку.   Скрип попытался отнять её. Тогда мама­стрижиха так долбанула Скрипа клювом по голове, что у него пропала всякая охота отбирать еду у других. Понял стрижонок, какая у них серьёзная и строгая мама. Её не разжалобишь писком. Скажите, почему мама­стрижиха долбанула Скрипа и за что? Правильно ли она поступила? Какой урок извлёк Скрип из этой ситуации? А какие еще события происходили в жизни маленького стрижонка Скрипа вы узнаете когда дальше самостоятельно прочитаете рассказ до иллюстрации на странице 145. (Самостоятельно читают текст) Так начал жизнь в норке стрижонок Скрип вместе с братьями и сестрами. Таких норок в глиняном берегу над рекой было очень много. В каждой норке жили стрижата. И были у них папы и мамы. А вот у стрижонка Скрипа папы не было. Его сшибли из рогатки мальчишки. Он упал в воду, и его унесло куда­то. Конечно, стрижата не знали об этом. Маме­стрижихе   было   очень   тяжело   одной   прокормить   детей.   Но   она   была   хорошая   мать.   С рассвета  и  до  вечера  носилась  она  над берегом  и водой,  схватывала   на лету  мошек,  комариков, дождевые капли. Приносила их детям. А мальчишки, сидевшие с удочками на берегу, думали, что стрижиха и все стрижи играют над рекой. Стрижонок Скрип подрос. У него появились перья, и ему всё время хотелось есть. Иногда ему удавалось отобрать у братца или сестрёнки мошку, и тогда они жалобно и недовольно пищали. За это Скрипу попадало от мамы­стрижихи. Но ему так хотелось есть, так хотелось есть! А   ещё   ему   хотелось   выглянуть   из   норки   и   посмотреть,   что   же   оно   там   такое,   дальше   этого пятнышка света, откуда мама­стрижиха приносит еду и ветряные запахи на крыльях. Пополз стрижонок Скрип. И чем дальше он полз, перебирая слабыми лапками, тем больше и ярче делался свет. Боязно! Но Скрип был храбрый стрижонок, он полз и полз. Наверное, он выпал бы из норки и разбился, как разбиваются такие вот неразумные птенцы. Но тут появилась мама­стрижиха, схватила его, уволокла в глубь норки — и раз­раз его клювом по голове. Сказала сердито: — Скрип­скрип! — и ещё по голове, и ещё по голове. Очень   рассердилась   мама­стрижиха,   очень   сильно   била   Скрипа.   Должно   быть,   там,   за   норкой, опасно, раз мама­стрижиха так волнуется. Конечно, откуда Скрипу было знать, сколько врагов у маленьких проворных стрижей! Как вы думаете, можно ли сказать что стрижиха была хорошей мамой не смотря на то, что она так обходилась со Скрипом?  Докажите.  Приведите примеры из текста. Какие опасности подстерегали стрижа за пределами норки? Рассмотрите иллюстрации и найдите в тексте какие враги были у стрижей. Давайте продолжим знакомство с жизнью стрижонка Скрипа. Будем читать так же по цепочке по абзацу.  Сидит на вершине берёзы страшный быстрый сокол и подстерегает их. Скоком­прыгом подходит к норкам клюватая ворона. Тихо ползёт меж камней чёрная гадюка. Побольше подрос Скрип, догадываться об этом стал. Ему делалось жутко, когда там, за норкой, раздавалось пронзительное «тиу!». Тогда мама­стрижиха бросала всё, даже мошку или каплю воды, и, тоже крикнув грозное «тиу!», мчалась из норки. И все стрижи с криком «тиу!» высыпали из норок и набрасывались на врага. Пусть этот враг хоть сокол, хоть коршун, хоть кто, пусть он хоть в сто раз больше стрижей, они всё равно не боялись его. Дружно налетали стрижи, все как один. Коршун и ворона скорей­скорей убирались в лес, а гадюка пряталась под камень и со страху шипела. Однажды мама­стрижиха вылетела на битву с врагом — разбойником соколом. Сокол был не только быстрым, но и хитрым. Он сделал вид, что отступает. Вожак стрижей — Белое   брюшко   —   дал   отбой,   крикнув   победоносное   «тиу!».   Но   мама­стрижиха   ещё   гналась   за соколом, чтобы уж навсегда отвадить его летать к стрижиньм норкам. Тут сокол круто развернулся, ударил маму­стрижиху и унёс в когтях. Только щепотка перьев кружилась в воздухе, Перья упали в воду, и их унесло… Долго ждал стрижонок Скрип маму. Он звал её. И братцы и сестрёнки тоже звали. Мама­стрижиха не появлялась, не приносила еду. Потускнело   пятнышко   света.   Настала   ночь.   Утихло   всё   на   реке.   Утихли   стрижи   и   стрижата, пригретые папами и мамами. И только Скрип был с братьями и сестрами без мамы. Сбились в кучу стрижата. Холодно без мамы, голодно. Видно, пропадать придётся. Но   Скрип   ещё   не   знал,   какой   дружный   народ   стрижи!   Ночью   к   ним   нырнул   вожак   —   Белое брюшко,   пощекотал   птенцов   клювом,   обнял   их   крыльями,   и   они   пригрелись,   уснули.   А   когда рассвело,   в   норку   к   Скрипу   наведалась   соседка­стрижиха   и   принесла   большого   комара.   Потом залетали ещё стрижи и стрижихи и приносили еду и капли воды. А на ночь к осиротевшим стрижатам снова прилетел вожак Белое брюшко. Выросли стрижата. Не пропали. Пришла пора покидать им родную норку, как говорят, становиться на крыло — самим добывать себе пищу и строить свой дом. Это было радостно и жутко! Скрип помнит, как появился в норке вожак Белое брюшко. Вместо того чтобы дать ему мошку или капельку, он ухватил Скрипа за шиворот и поволок из норки. Скрип упирался, пищал. Белое брюшко не обращал внимания на писк Скрипа, подтащил его к устью норки и вытолкнул наружу. Ну что было делать Скрипу! Не падать же! Он растопырил крылья и… полетел! И тут на него набросились все стрижи, старые и молодые. Все­все! И погнали его от норки всей стаей навстречу ветру, навстречу ослепительному солнцу. — Скрип! Скрип! — испуганно закричал стрижонок, захлебнувшись ветром, и увидел под собою воду. — Скрип! Скрип! «А если я упаду?» — с ужасом подумал он. Но стрижи не давали ему упасть. Они гоняли его кругами над водой, над берегом, над лесом. Потом крики стрижей остались позади. Свист крыльев и гомон птичий угасли. И тут стрижонок Скрип с удивлением увидел, что он уже сам, один, летает над рекой! И от этого сделалось так радостно, что он взмыл высоко­высоко и крикнул оттуда солнцу, реке, всему миру: «Скрип!» — и закружился, закружился над рекой, над берегом, над лесом. Даже в облако один раз залетел. Но там ему не понравилось — темновато и одиноко. Он спикировал вниз и заскользил над водою, чуть не касаясь её брюшком. Хорошо жить! Хорошо, когда сам умеешь летать! Скрип! Скрип! А потом Скрип и сам стал помогать стрижам — вытаскивал из норок стрижат и тоже гнал их над рекой вместе со всеми стрижами и кричал: — Скрип! Скрип! Держи его! Догоняй!.. И ему было весело смотреть, как метались и заполошно кричали молоденькие стрижата, обретая полёт, вечный полёт! Скрип много съел в этот день мошек, много выпил воды. Ел и пил он жадно, потому что стрижи всегда в движении, всегда в полёте. И оттого надо им всё время есть, всё время пить. Но день кончился. Он ещё раз плюхнулся белым брюшком на воду, схватил капельку воды, отряхнулся и поспешил к своей норке. Но найти её не смог. Ведь снаружи он никогда не видел свою норку, а сейчас все норки казались ему одинаковыми. Норок много, разве их различишь? Согласны ли вы с тем, что стрижи это дружная семья. Какие поступки говорят об этом?  4. Первичное  закрепление. Дочитайте оставшуюся часть текста самостоятельно. Скрип сунулся в одну норку — не пускают, в другую — не пускают. Все стрижиные дома заняты. Что же делать? Не ночевать же на берегу? На берегу страшно. В норке лучше. Регулятивные УУД  (контроль, коррекция);  Познавательные УУД (смысловое чтение);  Коммуникативные УУД  (планирование,  планирование учебного  сотрудничества с  учителем и сверстниками). Задача: установить  правильность и  осознанность  изученного  материала. И Скрип начал делать свою норку. Выскребал глину остренькими когтями, выклёвывал её и уносил к воде, снова возвратился к яру и опять клевал, скрёб, а в землю подался чуть­чуть. Устал Скрип, есть захотел и решил, что такой норки ему вполне хватит. Он немного покормился над рекой и завалился спать в свою совсем ещё не глубокую норку. Неподалёку рыбачили мальчишки. Они пришли к стрижиному яру. Один мальчишка засунул руку в норку и вынул Скрипа. Что только пережил Скрип, пока его держали в руках и поглаживали, как ему казалось, громадными пальцами! Но ничего попались ребятишки, хорошие, выпустили Скрипа. Он полетел над рекой и со страху крикнул: — Тиу! Все стрижи высыпали из норок, глядят — никого нет. Ребятишки уже ушли, сокол не летает. Чуть было не побили стрижи Скрипа, но пожалели — молодой ещё. Тут понял Скрип, что в маленькой норке не житьё, и принялся снова работать. Он так много раз подлетал к своей норке, чтобы унести глину, так пробивался в глубь яра, что норку эту отличал уже ото всех. Как­то опять пришли мальчишки, засунули руку, чтобы вытащить Скрипа, а достать не могут. Скрип вертел головою и, должно быть, насмешливо думал: «Шалишь, братцы мальчишки! И вообще совесть надо иметь!» Хорошо, спокойно жилось в своей норке. Теперь Скрип наедался и напивался досыта, сделался стремительным,   сильным.   Но   вот   отчего­то   сделались   беспокойными   стрижи.   Они   почти   не находились   в   норках,   а   всё   летали,   кружились,   лепились   на   проводах   и   часами   сидели   молча, прижавшись   один   к   одному.   А   потом  с   визгом   рассыпались   в   разные   стороны,   присаживались   к осенним лужам, заботливо клевали глину и снова сбивались в стаи, и снова тревожно кружились. Эта тревога передалась и Скрипу. Он стал ждать, сам не зная чего, и в конце августа, на рассвете, вдруг услышал призывный голос вожака Белое брюшко. — Тиу! — крикнул вожак. В голосе его на этот раз не было угрозы. Он звал в отлёт. Взмыл Скрип и видит: всё небо клубится. Тучи стрижей летят к горизонту. — Тиу! — звал вожак. И стайка Скрипа помчалась вдаль, смешалась с другими стаями. Стрижей было так много, что они почти заслонили собой разгорающуюся в небе зарю. — Скрип!   Скрип! —   тревожно   и   тоскливо   кричали   стрижи,   прощаясь   до   следующего   лета   с родным краем. — Скрип! До свидания! — крикнул и стрижонок Скрип и помчался за леса, за горы, за край земли. — До   свидания,   Скрип!   До   свидания!   Прилетай   в   свою   норку! —   кричали   вслед   Скрипу мальчишки­рыбаки. Стрижи улетают в одну ночь и уносят с собою лето. Прилетают они тоже в одну ночь и приносят с собою лето. Скучно без стрижей на реке. Чего­то не хватает. Где ты, маленький Скрип? В каких краях и странах? Возвращайся скорее! Приноси нам на крыльях лето! Почему Скрип оказался в руках ребят? Какой вывод сделал Скрип для себя? Почему Скрип  не погиб от голода и других опасностей? Какие черты характера помогли ему выжить? Ребята, дома вам нужно будет прочитать рассказ еще раз. И приготовить ответы на вопросы  после текста. С каким рассказом познакомились? Какие впечатления у вас остались после прочтения рассказа?  Урок окончен. Личностные УУД  (самоопределение,  самооценка); 5. Информация о  домашнем задании. 6. Рефлексия  учебной  деятельности. Задача: подвести  итоги урока.

Конструкт урока литературного чтения на тему "В.П.Астафьев "Стрижонок Скрип"

Конструкт урока литературного чтения на тему "В.П.Астафьев "Стрижонок Скрип"

Конструкт урока литературного чтения на тему "В.П.Астафьев "Стрижонок Скрип"

Конструкт урока литературного чтения на тему "В.П.Астафьев "Стрижонок Скрип"

Конструкт урока литературного чтения на тему "В.П.Астафьев "Стрижонок Скрип"

Конструкт урока литературного чтения на тему "В.П.Астафьев "Стрижонок Скрип"

Конструкт урока литературного чтения на тему "В.П.Астафьев "Стрижонок Скрип"

Конструкт урока литературного чтения на тему "В.П.Астафьев "Стрижонок Скрип"

Конструкт урока литературного чтения на тему "В.П.Астафьев "Стрижонок Скрип"

Конструкт урока литературного чтения на тему "В.П.Астафьев "Стрижонок Скрип"

Конструкт урока литературного чтения на тему "В.П.Астафьев "Стрижонок Скрип"

Конструкт урока литературного чтения на тему "В.П.Астафьев "Стрижонок Скрип"

Конструкт урока литературного чтения на тему "В.П.Астафьев "Стрижонок Скрип"

Конструкт урока литературного чтения на тему "В.П.Астафьев "Стрижонок Скрип"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.05.2017