Конструкт урока по русскому языку на тему "Родственные слова" (1 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 10.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представлен конструкт урока русского языка по теме «Родственные слова». Считаю эту тему актуальной, т.к. столкнулась в своей практике с тем, что у современных детей отсутствует лингвистический слух. Они не умеют определять значение слов, не умеют вслушиваться в звучание слов, различать их окраску.
Иконка файла материала Конструкт урока Сидоркевич Л.П..docx
Конструкт урока Предмет: Русский язык Класс: 1 Тема урока: Родственные слова Цели урока:     образовательная (познавательная) – познакомить с понятием «родственные слова», учить выделять общую часть в родственных словах. развивающая – создать условия для формирования регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД; воспитательная – создать условия для формирования личностных УУД. Ожидаемые результаты урока:  предметные – обучающиеся научатся находить родственные слова, выделять корень  в словах;   метапредметные – обучающиеся смогут сделать выводы о признаках родственных слов;  личностные – обучающиеся смогут адекватно оценить свою деятельность, наладить партнерские отношения. Материал к уроку: учебник «Русский язык. 1 класс» (авт. Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И.), карточки заданий для работы в  парах, средства ИКТ.Время, Элементы  мин методической Наглядный дидактический материал (скриншоты интерактивной доски, структуры слайды презентации, ссылки на урока учебное видео и т.д.) Содержание этапов занятия Планирование  действий педагогической  оценки 2 мин Самоопреде ление к деятельности. Скриншот слайд Описание скриншота/ слайда Действия учителя Действия учащихся Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает  много интересных знаний, новых  открытий. Итак, вперед к знаниям! Слушают,  присаживаются.5 мин Актуализация  изученного  материала. Изображены  3 звуковые  схемы.    Отгадайте загадку: Длинная шея Красные лапки. Щиплет за пятки, Беги без оглядки. Гусь. Вторая. Какая звуковая схема из предложенных  подходит к слову­отгадке гусь? Сколько букв в этом слове?/ звуков?  Почему в этом слове 4 буквы, а звука 3? Дайте характеристику первому звуку. Букв 4, звуков 3. Ь знак звука не  обозначает. Г­ согл., тв., зв.     Работа в тетрадях. Минутка  чистописания:  Напишем буквы,  которыми может обозначаться  согласный  звук «г»: Г ггг. Похвала за  каллиграфическое письмо. Зачем нужна заглавная буква? Вспоминают правило. 3 мин Открытие  нового знания. Картинки  гусей и  гусеницы.       Послушайте,  историю  про   гуся. Гулял   он   однажды   со   своей   семьёй   и встретил на поляне незнакомую даму. И вот   какой   разговор   между   ними произошёл.  ­ Вы кто такие? ­ Я гусь, это гусыня, это наши гусята. А ты кто?­ А я – ваша тётка – гусеница.   Все   ли   герои   этой   истории родственники? Почему?   А кто такие  родственники? Слова: гусь,  гусыня,  гусята,  гусеница. Назовите родственников среди  действующих лиц сказки.  Что можно сказать о  данных словах?  Как вы это установили? Давайте проведем исследование: Как  вы думаете, о чем пойдет сегодня речь  на уроке? Какую учебную цель поставите? Что вам поможет достигнуть этой  цели?  Нет. Гуси – домашние  птицы, гусеница –  личинка бабочки. Люди, которые  похожи между собой  внешне и являются  родными. Гусь, гусыня, гусята. Все слова сходны по  значению, имеют  общую часть. Познакомиться с  родственными  словами. Внимание, активность, старание,  находчивость,  смекалка. Действительно,   если   люди   происходят из   одного   рода,   семьи,   то   часто   они бывают   похожи   между   собой.   Их называют  родственниками.   Подобное явление   наблюдается   и   в   русском языке.   Слова,   которые   мы   записали, называются родственными. Подумайте, Слова имеют общую  часть и сходны по  значению. Словесная оценка ребят,  участвующих в  целеполагании. Постановка  учебной  задачи. 2 мин Изучение  нового  материала. 6 минКартинки  корня  дерева, зуба, слова. почему они так называются?  Выделяют   общую   часть   определенным знаком           и называют корнем. У чего еще есть корень? Как называют такие слова?  Какая общая часть во всех словах? Возникает проблема: слово гусеница – родственное или нет? Ведь в нем тоже есть часть – гус?  Какой вывод можно сделать?   выделите в них общую часть – корень. Какие слова необходимо записать.    Запишите   родственные   слова   и   Корень растения,  корень зуба, корень  уравнения. Многозначные. Гус. Важно,   чтобы   общая часть   слов   обладала одинаковым значением. Записывают в тетрадь, выделяют корень. 8 мин Первичное  закрепление. Проверьте у соседа по парте, все ли у него верно? Поднимите   руку,   кому   было   все понятно при выполнении этого задания? У кого возникали трудности?  Докажем   выдвинутую  гипотезу  на примере упражнения в учебнике. Поднимают руку.    Работа по учебнику: Откройте  учебник на с.77 упр. 1 – прочитайте ещё один разговор: Читает ученик. ­ Давайте играть в снежки! Взаимооцени­ вание.­ Нет, давайте сделаем снеговика. ­ А может, горку построим?  Сколько человек разговаривают? Как  вы догадались? Каждый из ребят  предлагает заняться чем­то своим.  Как поступить в такой ситуации? ­ Послушайте, чем закончился разговор  ребят (читает учитель): ­ Раз не хотите играть в снежки, я  ухожу в соседний двор… ­ Давайте сначала поиграем в  снежки, потом слепим снеговика, а  потом горку построим. ­ Делайте, что хотите, я с вами  больше не дружу.  Какое вам высказывание больше  нравится? Почему?  Какой вывод можно сделать?  Трое, т.к. идет прямая речь. Выслушивание  ответов. Выслушивание  вариантов. Если хочешь дружить,  при общении с  другими людьми  важно учитывать не  только то, что  нравится или  интересно тебе.  Нужно считаться с  мнением других,  уметь договариваться. Словесная оценка  обучающихся,  включенных в  работу.Какие родственные слова встретили в  тексте?  Я вынесла названные вами слова на  слайд и дополнила список. Прочитайте.  Все ли слова являются родственными?/  Найдите лишнее слово. Давайте сделаем вывод, ответив на мои вопросы: Какие слова встречаются в  русском языке/ как они называются?  Что в них есть?  Мы с вами вывели правило, которое  подтверждает наши выводы (гипотезу)  на сегодняшнем уроке. Слова:  снежки,  снеговик,  горка,  Снегурочка,  снежный,  снежинка,  снег,  снежок. За шторкой  правило о  родственных словах  (открыть). Снежки, снеговик. Нет, слово горка (не  имеет общей части,  хотя по смыслу  связано со всеми  другими словами –  может быть сделана из снега).  Родственными. Общая главная часть с одинаковым  значением. Читает ученик на  интерактивной доске. Словесная оценка  на данном этапе  урока.     Выборочное письмо (запись на  Дети называют ответ  вслух и записывают. 2 мин Физкультмину тка.доске учителем): ­ Запишем слово, в котором:      один гласный звук – снег; имя собственное – Снегурочка; которое отвечает на вопрос:  какой? – снежный; На доске мелом  выделяет ученик. во множественном числе –  снежки; три слога – снеговик, снежинка. Выделите общую часть родственных  слов.  Возникла проблема, какая общая часть  в этих словах (общая часть: снег – снеж. Смысловое значение одинаковое, но  чередуются согласные г/ж). Такие  случаи нам на уроках будут еще  встречаться. ­Поднимите руку, кто может сказать ­  «я теперь знаю многое о родственных  словах». У меня есть вопросы/ мне не все  понятно. Поднимают руку. Самооценка. Дети выводят  10 мин Применение новых  знаний. Открывать  поэтапно.  Алгоритмработы: 1.Читаем  слова. 2.Выясняем  значение  слов. 3.Находим  общую   главную  часть. Использова ть только  при  возникновен ии  трудностей . Слова:  1ряд) лес,  лесок,  лесник,  лесной; 2ряд) сад,  садик,  садовый,  садовник, 3ряд) дом,  домик,  домашний,  бездомный. алгоритм: 1.Читаем слова. 2.Выясняем значение  слов. 3.Находим общую   главную часть. Словесная  похвала  обучающихся в открытии  алгоритма.     1)Работа в парах по карточкам  –  выделить общую часть в родственных  словах.  Составим алгоритм: Как будете  действовать, если надо найти  родственные слова. Раздаются карточки с заданием: 1ряд) лес, лесок, лесник, лесной; 2ряд) сад, садик, садовый, садовник, 3ряд) дом, домик, домашний,  бездомный. Проверка: Какую общую часть  выделили? (проверка по рядам) /Кто не  согласен?   Поднимите руку, кому было удобно,  комфортно работать с соседом? Кому сегодня не понравилась работа с  соседом? Почему? Как вы считаете, что было важным при  работе в паре? (уметь договариваться,  уметь выслушивать друг друга). Если возникнет  трудность у детей,  выделить на  интерактивной   доске. Высказывания детей. Ученик работает на  доске, остальные  Словесная оценка работы детей,  сделавших  выводы.Интерактивн ая игра:  водоворот  (правильные  варианты  слов  засасывает в  водоворот).     учителя. С корнем вод и ход. Обучающиеся  хлопают в нужных  местах. Похвала за  внимательность. Называют.  2) Тест­игра: Распределить слова на 2  группы на интерактивной доске. На какие 2 группы разделили слова?      3) Игра: Если я назову пару  родственных слов, вы хлопаете в  ладоши. Если я назову пару слов,  которые не являются родственными, не  хлопаем. Будьте внимательны! лес – лесник река – плот сад – садовый поле – полюшко соль – солонка стена – гвоздь кот – котик обед – стол гриб – грибной дом – домашний     4) Образование новых слов: А теперь попробуем сами образовать2 мин Итог урока. Рефлексия. Рыб. Словесная оценка  детей,  участвующих в  подведении итога  урока. Что такое  родственные слова. Находить  родственные слова и  выделять в них  корень. Словесная оценка  с сюрпризом. родственные слова от слова рыба  (устно):     назовите одним словом:  небольшая, мелкая рыба –  рыбка, рыбёшка; рыбная ловля – рыбалка; человек, занимающийся рыбной  ловлей – рыбак; ловить рыбу – рыбачить. Какая общая часть во всех словах? Продолжите мои фразы: ­ Сегодня на  уроке я узнал/а… ­Теперь я могу … ­ Поднимите руку, кто считает, что у  него все получалось, ему улыбнется  первый смайлик. ­ Поднимите руку те, кто считает. Что  ему еще есть над чем подумать и он как этот задумчивый смайлик. ­ Молодцы! Смайлик на доске рад за  вас.  По теме родственные слова мы  продолжим работу на следующем  уроке. Впереди нас ждут новые  открытия по этой теме. Смайлик  хлопает в  ладоши и  поворачивае тся.

Посмотрите также