Конструкт урока по русскому языку на тему "Родственные слова" (1 класс)
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
1 кл
10.04.2017
Представлен конструкт урока русского языка по теме «Родственные слова». Считаю эту тему актуальной, т.к. столкнулась в своей практике с тем, что у современных детей отсутствует лингвистический слух. Они не умеют определять значение слов, не умеют вслушиваться в звучание слов, различать их окраску.
Конструкт урока Сидоркевич Л.П..docx
Конструкт урока
Предмет: Русский язык
Класс: 1
Тема урока: Родственные слова
Цели урока:
образовательная (познавательная) – познакомить с понятием «родственные слова», учить выделять общую часть в родственных словах.
развивающая – создать условия для формирования регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД;
воспитательная – создать условия для формирования личностных УУД.
Ожидаемые результаты урока:
предметные – обучающиеся научатся находить родственные слова, выделять корень в словах;
метапредметные – обучающиеся смогут сделать выводы о признаках родственных слов;
личностные – обучающиеся смогут адекватно оценить свою деятельность, наладить партнерские отношения.
Материал к уроку: учебник «Русский язык. 1 класс» (авт. Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И.), карточки заданий для работы в
парах, средства ИКТ. Время,
Элементы
мин
методической
Наглядный дидактический материал
(скриншоты интерактивной доски,
структуры
слайды презентации, ссылки на
урока
учебное видео и т.д.)
Содержание этапов занятия
Планирование
действий
педагогической
оценки
2 мин Самоопреде
ление к
деятельности.
Скриншот
слайд
Описание
скриншота/
слайда
Действия учителя
Действия учащихся
Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает
много интересных знаний, новых
открытий. Итак, вперед к знаниям!
Слушают,
присаживаются. 5 мин
Актуализация
изученного
материала.
Изображены
3 звуковые
схемы.
Отгадайте загадку:
Длинная шея
Красные лапки.
Щиплет за пятки,
Беги без оглядки.
Гусь.
Вторая.
Какая звуковая схема из предложенных
подходит к словуотгадке гусь?
Сколько букв в этом слове?/ звуков?
Почему в этом слове 4 буквы, а звука 3?
Дайте характеристику первому звуку.
Букв 4, звуков 3.
Ь знак звука не
обозначает.
Г согл., тв., зв.
Работа в тетрадях. Минутка
чистописания: Напишем буквы,
которыми может обозначаться
согласный звук «г»: Г ггг.
Похвала за
каллиграфическое
письмо.
Зачем нужна заглавная буква?
Вспоминают правило.
3 мин
Открытие
нового знания.
Картинки
гусей и
гусеницы.
Послушайте, историю про гуся.
Гулял он однажды со своей семьёй и
встретил на поляне незнакомую даму. И
вот какой разговор между ними
произошёл.
Вы кто такие?
Я гусь, это гусыня, это наши гусята.
А ты кто? А я – ваша тётка – гусеница.
Все ли герои этой истории
родственники? Почему?
А кто такие родственники?
Слова: гусь,
гусыня,
гусята,
гусеница.
Назовите родственников среди
действующих лиц сказки.
Что можно сказать о данных словах?
Как вы это установили?
Давайте проведем исследование: Как
вы думаете, о чем пойдет сегодня речь
на уроке?
Какую учебную цель поставите?
Что вам поможет достигнуть этой
цели?
Нет. Гуси – домашние
птицы, гусеница –
личинка бабочки.
Люди, которые
похожи между собой
внешне и являются
родными.
Гусь, гусыня, гусята.
Все слова сходны по
значению, имеют
общую часть.
Познакомиться с
родственными
словами.
Внимание, активность,
старание,
находчивость,
смекалка.
Действительно, если люди происходят
из одного рода, семьи, то часто они
бывают похожи между собой. Их
называют родственниками. Подобное
явление наблюдается и в русском
языке. Слова, которые мы записали,
называются родственными. Подумайте,
Слова имеют общую
часть и сходны по
значению.
Словесная оценка
ребят,
участвующих в
целеполагании.
Постановка
учебной
задачи.
2 мин
Изучение
нового
материала.
6 мин Картинки
корня
дерева, зуба,
слова.
почему они так называются?
Выделяют общую часть определенным
знаком и называют корнем. У чего
еще есть корень?
Как называют такие слова?
Какая общая часть во всех словах?
Возникает проблема: слово гусеница –
родственное или нет? Ведь в нем тоже
есть часть – гус?
Какой вывод можно сделать?
выделите в них общую часть – корень.
Какие слова необходимо записать.
Запишите родственные слова и
Корень растения,
корень зуба, корень
уравнения.
Многозначные.
Гус.
Важно, чтобы общая
часть слов обладала
одинаковым
значением.
Записывают в тетрадь,
выделяют корень.
8 мин Первичное
закрепление.
Проверьте у соседа по парте, все ли у
него верно?
Поднимите руку, кому было все
понятно при выполнении этого задания?
У кого возникали трудности?
Докажем выдвинутую гипотезу на
примере упражнения в учебнике.
Поднимают руку.
Работа по учебнику: Откройте
учебник на с.77 упр. 1 – прочитайте ещё
один разговор:
Читает ученик.
Давайте играть в снежки!
Взаимооцени
вание. Нет, давайте сделаем снеговика.
А может, горку построим?
Сколько человек разговаривают? Как
вы догадались? Каждый из ребят
предлагает заняться чемто своим.
Как поступить в такой ситуации?
Послушайте, чем закончился разговор
ребят (читает учитель):
Раз не хотите играть в снежки, я
ухожу в соседний двор…
Давайте сначала поиграем в
снежки, потом слепим снеговика, а
потом горку построим.
Делайте, что хотите, я с вами
больше не дружу.
Какое вам высказывание больше
нравится? Почему?
Какой вывод можно сделать?
Трое, т.к. идет прямая
речь.
Выслушивание
ответов.
Выслушивание
вариантов.
Если хочешь дружить,
при общении с
другими людьми
важно учитывать не
только то, что
нравится или
интересно тебе.
Нужно считаться с
мнением других,
уметь договариваться.
Словесная оценка
обучающихся,
включенных в
работу. Какие родственные слова встретили в
тексте?
Я вынесла названные вами слова на
слайд и дополнила список. Прочитайте.
Все ли слова являются родственными?/
Найдите лишнее слово.
Давайте сделаем вывод, ответив на мои
вопросы: Какие слова встречаются в
русском языке/ как они называются?
Что в них есть?
Мы с вами вывели правило, которое
подтверждает наши выводы (гипотезу)
на сегодняшнем уроке.
Слова:
снежки,
снеговик,
горка,
Снегурочка,
снежный,
снежинка,
снег,
снежок.
За шторкой
правило о
родственных
словах
(открыть).
Снежки, снеговик.
Нет, слово горка (не
имеет общей части,
хотя по смыслу
связано со всеми
другими словами –
может быть сделана из
снега).
Родственными.
Общая главная часть с
одинаковым
значением.
Читает ученик на
интерактивной доске.
Словесная оценка
на данном этапе
урока.
Выборочное письмо (запись на
Дети называют ответ
вслух и записывают.
2 мин
Физкультмину
тка. доске учителем):
Запишем слово, в котором:
один гласный звук – снег;
имя собственное – Снегурочка;
которое отвечает на вопрос:
какой? – снежный;
На доске мелом
выделяет ученик.
во множественном числе –
снежки;
три слога – снеговик, снежинка.
Выделите общую часть родственных
слов.
Возникла проблема, какая общая часть
в этих словах (общая часть: снег – снеж.
Смысловое значение одинаковое, но
чередуются согласные г/ж). Такие
случаи нам на уроках будут еще
встречаться.
Поднимите руку, кто может сказать
«я теперь знаю многое о родственных
словах».
У меня есть вопросы/ мне не все
понятно.
Поднимают руку.
Самооценка.
Дети выводят
10 мин
Применение
новых
знаний.
Открывать
поэтапно.
Алгоритм работы:
1.Читаем
слова.
2.Выясняем
значение
слов.
3.Находим
общую
главную
часть.
Использова
ть только
при
возникновен
ии
трудностей
.
Слова:
1ряд) лес,
лесок,
лесник,
лесной;
2ряд) сад,
садик,
садовый,
садовник,
3ряд) дом,
домик,
домашний,
бездомный.
алгоритм:
1.Читаем слова.
2.Выясняем значение
слов.
3.Находим общую
главную часть.
Словесная
похвала
обучающихся
в открытии
алгоритма.
1)Работа в парах по карточкам –
выделить общую часть в родственных
словах.
Составим алгоритм: Как будете
действовать, если надо найти
родственные слова.
Раздаются карточки с заданием:
1ряд) лес, лесок, лесник, лесной;
2ряд) сад, садик, садовый, садовник,
3ряд) дом, домик, домашний,
бездомный.
Проверка: Какую общую часть
выделили? (проверка по рядам) /Кто не
согласен?
Поднимите руку, кому было удобно,
комфортно работать с соседом?
Кому сегодня не понравилась работа с
соседом? Почему?
Как вы считаете, что было важным при
работе в паре? (уметь договариваться,
уметь выслушивать друг друга).
Если возникнет
трудность у детей,
выделить на
интерактивной
доске.
Высказывания детей.
Ученик работает на
доске, остальные
Словесная оценка
работы детей,
сделавших
выводы. Интерактивн
ая игра:
водоворот
(правильные
варианты
слов
засасывает в
водоворот).
учителя.
С корнем вод и ход.
Обучающиеся
хлопают в нужных
местах.
Похвала за
внимательность.
Называют.
2) Тестигра: Распределить слова на 2
группы на интерактивной доске.
На какие 2 группы разделили слова?
3) Игра: Если я назову пару
родственных слов, вы хлопаете в
ладоши. Если я назову пару слов,
которые не являются родственными, не
хлопаем. Будьте внимательны!
лес – лесник
река – плот
сад – садовый
поле – полюшко
соль – солонка
стена – гвоздь
кот – котик
обед – стол
гриб – грибной
дом – домашний
4) Образование новых слов:
А теперь попробуем сами образовать 2 мин
Итог урока.
Рефлексия.
Рыб.
Словесная оценка
детей,
участвующих в
подведении итога
урока.
Что такое
родственные слова.
Находить
родственные слова и
выделять в них
корень.
Словесная оценка
с сюрпризом.
родственные слова от слова рыба
(устно):
назовите одним словом:
небольшая, мелкая рыба –
рыбка, рыбёшка;
рыбная ловля – рыбалка;
человек, занимающийся рыбной
ловлей – рыбак;
ловить рыбу – рыбачить.
Какая общая часть во всех словах?
Продолжите мои фразы: Сегодня на
уроке я узнал/а…
Теперь я могу …
Поднимите руку, кто считает, что у
него все получалось, ему улыбнется
первый смайлик.
Поднимите руку те, кто считает. Что
ему еще есть над чем подумать и он как
этот задумчивый смайлик.
Молодцы! Смайлик на доске рад за
вас.
По теме родственные слова мы
продолжим работу на следующем
уроке. Впереди нас ждут новые
открытия по этой теме.
Смайлик
хлопает в
ладоши и
поворачивае
тся.
Конструкт урока по русскому языку на тему "Родственные слова" (1 класс)
Конструкт урока по русскому языку на тему "Родственные слова" (1 класс)
Конструкт урока по русскому языку на тему "Родственные слова" (1 класс)
Конструкт урока по русскому языку на тему "Родственные слова" (1 класс)
Конструкт урока по русскому языку на тему "Родственные слова" (1 класс)
Конструкт урока по русскому языку на тему "Родственные слова" (1 класс)
Конструкт урока по русскому языку на тему "Родственные слова" (1 класс)
Конструкт урока по русскому языку на тему "Родственные слова" (1 класс)
Конструкт урока по русскому языку на тему "Родственные слова" (1 класс)
Конструкт урока по русскому языку на тему "Родственные слова" (1 класс)
Конструкт урока по русскому языку на тему "Родственные слова" (1 класс)
Конструкт урока по русскому языку на тему "Родственные слова" (1 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.