Консультация для педагогов"Формирование правильной речи воспитателя"
Оценка 4.9

Консультация для педагогов"Формирование правильной речи воспитателя"

Оценка 4.9
Педсоветы
docx
русская литература
Детсад
05.12.2018
Консультация для педагогов"Формирование правильной речи воспитателя"
Фронтальная консультация для педагогов: «Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения» «Ваш успех – ваша речь!» Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста. Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком. Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание. М.М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает «не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи».
Консультация для педагогов Требования к речи педагога ДОО.docx
Фронтальная консультация для педагогов:  «Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения» «Ваш успех – ваша речь!»              Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только   в   повседневном   общении,   но   и   в   профессиональной   деятельности. Особенно   актуально   данное   утверждение   по   отношению   к   речи   педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.          Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка,  поэтому   одно   из   ведущих   направлений   деятельности   воспитателя детского   сада   –   формирование   устной   речи   и   навыков   речевого   общения, опирающееся на владение родным литературным языком.          Одним   из   основных   механизмов   овладения   детьми   родным   языком является подражание. М.М.   Алексеева   отмечает,   что,   подражая   взрослым,   ребенок перенимает   «не   только   все   тонкости   произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи». Именно   поэтому   к   речи   педагога   дошкольного   образовательного учреждения   сегодня   предъявляются   высокие   требования,   и   проблема повышения   культуры   речи   воспитателя   рассматривается   в   контексте повышения качества дошкольного образования.      Качество   речевого   развития   дошкольника   зависит   от   качества   речи педагогов   и   от   речевой   среды,   которую   они   создают   в   дошкольном образовательном учреждении.        В   современных   исследованиях   проблем   повышения   культуры   речи педагога, выделяются компоненты его профессиональной речи и требования к ней. К компонентам профессиональной речи педагога относятся: ­ качество языкового оформления речи; ­ ценностно­личностные установки педагога; ­ коммуникативная компетентность; ­ четкий отбор информации для создания высказывания; ­ ориентация на процесс непосредственной коммуникации. Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют: Грамотность. Необходимо учитывать:  ­ следует разбираться в особенностях своей речи, учитывать ее ошибки и   погрешности,   бороться   с   ними   путем   постоянного   самоконтроля   и совершенствования своего языка;  ­ возраст и жизненный опыт ребенка при общении с ним. Чем младше ребенок,  тем  проще   должна  быть  синтаксическая  структура  обращенной  к нему речи: предложения должны быть короткими простыми. Простота  необходима для того, чтобы правильно и ярко изображать процессы   создания   фактов   человеком   и   процессы   влияния   фактов   на человека. Правильность –   соответствие   речи   языковым   нормам.   Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов. Понятность.  Это   требование   связано   с   действенностью, эффективностью устного слова. Имеет отношение не только к ребенку, но и родителям детей.   Эмоциональность.    Дети   отзывчивы   на   эмоциональное   поведение взрослых; проявляют эмоциональную чуткость ко всем действиям педагога, особым образом реагируя на его голос, настроение, мимику, жесты. Выразительность усиливает   эффективность выступления:   яркая   речь   вызывает   интерес   у   слушателей,   поддерживает внимание к предмету разговора, оказывает воздействие не только на разум, но и на чувства, воображение детей.    речи   педагога  Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на   ребенка.   Владение   педагогом   различными   средствами   выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию   произвольности   выразительности   речи   ребенка,   но   и   более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора. Точность – как признак культуры речи определяется умением четко и ясно   мыслить,   знанием   предмета   речи   и   законов   русского   языка.   Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи,   что   способствует   формированию   у   детей   навыков   точности словоупотребления. Культурность, вежливость речи. Культура собственной речи педагога должна влиять на культуру речи окружающих. Чистота речи  – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо   заботиться   о   чистоте   собственной   речи:   недопустимо использование слов­паразитов, диалектных и жаргонных слов. Богатство –   умение   использовать   все   языковые   единицы   с   целью оптимального   выражения   информации.   Педагогу   следует   учитывать,   что   в дошкольном   возрасте   формируются   основы   лексического   запаса   ребенка, поэтому   богатый   лексикон   самого   педагога   способствует   не   только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи. Регуляция   темпа   ­  ребенок   не   способен   следить   за   содержанием слишком быстрой речи. Недопустима и слишком медленная, растянутая речь. Регуляция   силы   голоса   ­  говорить   настолько   громко   или   тихо, насколько этого требуют условия момента или содержания речи. Голос – главный инструмент общения педагога. Голос педагога должен быть   выразительным,   звучным,   энергичным,   привлекать   внимание,   но   не раздражать, звать к действию, а не убаюкивать. Требования   педагога   к   речи   детей.  Необходимо   и   помнить   о   тех требованиях, которые педагог должен предъявлять к речи детей, а именно: ­   воспитателю   надо   не   только   дать   речевой   образец   детям,   но   и проверить, как овладели им дети; ­   необходимо   воспитывать   у   детей   интерес   к   умению   правильно говорить (применяя поощрения, пример хорошо говорящих детей); ­   нужно   систематически   контролировать   речь   детей   прислушиваться, как говорят дети, вовремя исправлять ошибки. Некоторые недочеты речи педагога: Торопливость  речи (ускоренный темп делает ее нечеткой, смазанной, трудной для восприятия), лучше если речь протекает в слегка замедленном темпе.  Невнятность произношения. Монотонность  речи   (она   утомляет   слушателей,   снижает   интерес   к содержанию).  Повышенная   громкость   голоса  (преходящая   в   крик).   При необходимости (шум в группе) следует несколько увеличив громкость, более четко произносить слова, замедлив при этом темп.  Неточность произнесения отдельных звуков или слов.  Нарушения в лексико­грамматическом оформлении. Употребление в речи «слов – паразитов».  Небрежное,   неряшливое   произношение   (недоговариваются   окончания слов, проглатываются отдельные звуки, невнятно произносятся согласные). Побуквенное  произнесение   некоторых слов: что (вместо што), его (вместо ево), счастье (щастье) и т.д. Речь   с   характерными   особенностями   местных  говоров:   яканьем, цоканьем и др. Произнесение слов с неправильным ударением. Неблагозвучность голоса (сиплость, хрипота, гнусавость). Частое   употребление   слов   с   уменьшительно   –   ласкательными суффиксами (Танечка, вымой ручки, Катенька, убери чашечку со столика и т.п.). Засоренность речи лишними словами (ну, вот, так сказать, значит).                        Использование, употребление в речи новых слов не учитывая возраст детей. Умение связно,  интересно, в доступной форме донести до детей то или иное  передаваемое в речи содержание является необходимым качеством речи педагога. Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся Рекомендации педагогу ДОО: дефекты речи. Иметь ясную, четкую и отчетливую речь, т.е. хорошую дикцию. Использовать   в   своей   речи   литературное   произношение,   т.   е. придерживаться орфоэпических норм. Стремиться   правильно   использовать   интонационные   средства выразительности с учетом содержания высказывания. В  общении  с  детьми  пользоваться речью слегка  замедленного темпа, умеренной громкостью голоса. Связно   и   в  доступной   форме   рассказывать   и  передавать   содержание точно   используя   слова   и   грамматические   конструкции текстов,   (соответственно возрасту детей). Речь   воспитателя   должна   быть   спокойной,   всегда   уравновешенной, вежливой не только по отношению к детям, но и ко всем сотрудникам д/с (не допускаются грубые выражения). Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных  требований,  их   соблюдение   и   постоянное   совершенствование качеств   своей   речи   –   это   залог   успешного   взаимоотношения   с   ребёнком, возникновения   обратной   связи,   залог   морального   и   даже   физического здоровья детей и успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ. И всегда помните о том, что  «ваш успех – ваша речь!». Благодарю за внимание!   Литература: 1. Миловидова И. Проверьте свою грамотность. М., Изд­во «Фамилия», 1995. 2. Справочник старшего воспитателя, № 3, 2009г. 3. Д.Э. Розенталь «А как лучше сказать?»; Москва «Просвещение» 1988. 4. Л. И. Скворцов «Культура русской речи»; Москва «Знание» 1995

Консультация для педагогов"Формирование правильной речи воспитателя"

Консультация для педагогов"Формирование правильной речи воспитателя"

Консультация для педагогов"Формирование правильной речи воспитателя"

Консультация для педагогов"Формирование правильной речи воспитателя"

Консультация для педагогов"Формирование правильной речи воспитателя"

Консультация для педагогов"Формирование правильной речи воспитателя"

Консультация для педагогов"Формирование правильной речи воспитателя"

Консультация для педагогов"Формирование правильной речи воспитателя"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.12.2018