Консультация для воспитателей « Требования к речи воспитателя».
Оценка 5
Семинары
docx
русский язык
Детсад
03.11.2018
Многие трудности в педагогической деятельности возникают из-за неумения пользоваться словом как инструмен¬том, воздействующим на ребенка, по¬могающим установить с ним контакт. Не стоит, очевидно, доказывать, что речь воспитателя должна быть пра¬вильной, в меру эмоциональной и до¬ходчивой.
Дети удивительно чутко улавливают, как разговаривают взрослые — спо¬койно или с раздражением, умеренно громко или крикливо, уважительно или с пренебрежением, и, подражая, копи¬руют. Если вслушаться, как говорят воспитанники детских садов, то непременно можно заме¬тить, что в их интонациях, слово¬употреблении, ударении проявляются речевые особенности не только близких людей — отца и матери, бабушки и де-душки, но и языковые особенности воспитателя. Ребенок передает ваши жесты и мимику, используя характерные и часто употребляемые обороты речи. Языковое богатство, как и недостаток языковой культуры тех людей, с кото¬рыми постоянно соприкасается ребе¬нок, становится его достоянием.Многие трудности в педагогической деятельности возникают из-за неумения пользоваться словом как инструмен¬том, воздействующим на ребенка, по¬могающим установить с ним контакт. Не стоит, очевидно, доказывать, что речь воспитателя должна быть пра¬вильной, в меру эмоциональной и до¬ходчивой.
Дети удивительно чутко улавливают, как разговаривают взрослые — спо¬койно или с раздражением, умеренно громко или крикливо, уважительно или с пренебрежением, и, подражая, копи¬руют. Если вслушаться, как говорят воспитанники детских садов, то непременно можно заме¬тить, что в их интонациях, слово¬употреблении, ударении проявляются речевые особенности не только близких людей — отца и матери, бабушки и де-душки, но и языковые особенности воспитателя. Ребенок передает ваши жесты и мимику, используя характерные и часто употребляемые обороты речи. Языковое богатство, как и недостаток языковой культуры тех людей, с кото¬рыми постоянно соприкасается ребе¬нок, становится его достоянием.
Консультация для воспитателей « Требования к речи воспитателя»..docx
Консультация для воспитателей « Требования к речи воспитателя».
Многие трудности в педагогической деятельности возникают изза неумения пользоваться
словом как инструментом, воздействующим на ребенка, помогающим установить с ним
контакт. Не стоит, очевидно, доказывать, что речь воспитателя должна быть правильной, в
меру эмоциональной и доходчивой.
Дети удивительно чутко улавливают, как разговаривают взрослые — спокойно или с
раздражением, умеренно громко или крикливо, уважительно или с пренебрежением, и,
подражая, копируют. Если вслушаться, как говорят воспитанники детских садов, то
непременно можно заметить, что в их интонациях, словоупотреблении, ударении
проявляются речевые особенности не только близких людей — отца и матери, бабушки и де
душки, но и языковые особенности воспитателя. Ребенок передает ваши жесты и мимику,
используя характерные и часто употребляемые обороты речи. Языковое богатство, как и
недостаток языковой культуры тех людей, с которыми постоянно соприкасается ребенок,
становится его достоянием.
Пожалуй, перед каждым педагогом в той или иной ситуации возникают сомнения: как
сказать правильно, избежать ошибки в словосочетании, произношении, как точнее выразить
мысль? Такие вопросы чаще всего появляются при письменном изложении выступления на
педсовете, педагогических чтениях и др. В этом случае воспитатель проявляет довольно
высокую взыскательность к слову. Почему?
Когда мы письменно оформляем свою мысль, то хотим, чтобы она звучала аргументировано,
доходчиво и потому заранее сознательно подыскиваем нужные слова, обдумываем
построение фразы, порядок слов и т. д. В общем, работаем над точным выражением мысли.
Что касается устной речи в быту, в разговоре с коллегами, воспитанниками и их
родителями, то подобная работа над словом почти исключена. Ведь разговорная речь
должна литься свободно, плавно, без неоправданных логических пауз. Нужные и точные
слова должны сами собой всплывать из тайников нашей памяти и выстраиваться в
правильные фразы. Именно в разговоре с окружающими наиболее ярко проявляется и
речевая культура, и ее дефицит.
Здесь можно слышать второпях неправильно употребляемые фразеологические обороты
типа «иметь роль», «играть значение» (вместо «играть роль», «иметь значение»); смешение
однокоренных слов (паронимов):
абонемент — абонент, поступок — проступок;
нелитературную просторечную конструкцию — «грустить за кем или за чемнибудь»
вместо «грустить о ком (или о чем) или по комунибудь»; неправильные ударения в словах
мышление " (вместо мышление), стаканы, свекла, портфель (вместо стаканы, свёкла,
портфель); «Кто крайний?» (в очереди) вместо «Кто последний?» и т. д.
Часто можно слышать: «Я кушаю». При этом человек и не подозревает, что слово
«кушать» употребляется в
определенными
ограничениями: «кушать» говорят, приглашая к еде, предлагая еду или обращаясь к кому
либо с вопросом о еде. Например: «Садитесь, пожалуйста, кушать», «Кушайте на
здоровье». По отношению к детям тоже обычно говорят «кушать» и в данном случае это
уместно, так как употребленное слово выражает ласку, внимание. Но о себе всегда нужно
говорить: «Я ем».
Часто допускается ошибка в употреблении глагола «занять» вместо «одолжить», т. е. в
значении, прямо противоположном литературному: «Дать взаймы, в долг комунибудь».
Нередко педагог, давая поручение ребенку, говорит: «Пойди, пожалуйста, к Вере Петровне
и скажи ей, что я велела дать книжку». Правильно ли это? Ведь говорить Вере Петровне
«велела» невежливо; велеть — значит приказывать. Важно, чтобы ребенок правильно понял
это поручение и правильно обратился с просьбой, т. е. передал не приказ, а просьбу в
современном литературном языке с вежливой форме, значит, и сформулировать поручение следует примерно так: «Скажи,
пожалуйста, Вере Петровне, что я ее прошу...»
Не принято, например, говорить о комлибо из присутствующих в третьем лице: «Мы все
пришли к единому мнению, а она считает, что...» Вместо «она» следует называть человека
по имени и отчеству.
Можно слышать, как говорят: «Мы наметили провести педсовет в октябре месяце». Но
это неправильно: слово «месяц» лишнее, так как словосочетание «в октябре» уже содержит
понятие месяца.
Владеть родным языком — значит уметь связно, последовательно, полно, содержательно,
образно высказывать свою мысль. Для того чтобы слушающий понял говорящего, нужны
еще и умения использовать необходимые языковые средства — соответствующие
интонации, логические паузы и ударения (т. е. выделять наиболее важные, «ключевые»
слова), выбирать самые точные слова, увязывать фразы для перехода от одного
предложения к другому и т. д.
Одна из первостепенных задач воспитателя подмечать собственные речевые недостатки,
вслушиваться в собственную речь, в ее архитектонику, ставить почаще перед собой
вопросы: как звучит моя речь? Каковы интонации в общении с детьми и окружающими
взрослыми? Нет ли дефектов звукопроизношения? Не форсирую ли я звук, когда
обращаюсь к детям? Может ли служить моя речь образцом для ребят?
Дети учатся у воспитателя произносить правильно звуки, слова, грамматически правильно
строить предложения, логически последовательно излагать мысль и т.д. Значит, педагог
должен разговаривать с детьми понятно и доступно, короткими фразами, а не громоздкими
и витиеватыми; правильно и точно подбирать слова; не допускать многословия; не
употреблять словасорняки («это самое», «ну», «вот так», «так сказать» и др.); исключить
всякого рода огрубленные выражения, избегать просторечий, диалектизмов.
Воспитатель должен помнить: чем богаче его лексический запас, тем разнообразнее
выбор нужных слов, тем точнее и выразительнее речь. Тогда он не будет испытывать
особых затруднений в установлении речевых контактов с окружающими. Быть чутким к
слову, постоянно обогащать свой лексический багаж — одно из требований современности.
В наше время, когда огромный поток информации приносит много новых сведений из
различных областей знаний, связанных с научнотехническим прогрессом, развитием
общественнополитической и культурной жизни, мы постоянно встречаемся с новыми поня
тиями и словами, обозначающими их.
новое мышление, перестройка,
человеческий фактор, аэробус, альтернатива, видеозапись, Евровидение, брифинг,
универсиада, абитуриент, юниор, реанимация, экстремальный и другие, получившие
сейчас широкое распространение, а также многие слова ограниченного или специального
употребления. А некоторые уже имеющиеся в нашем языке слова приобретают новое,
дополнительное значение: зубр (о знатоке своего дела), золото (о золотой медали за
победу на конкурсе или спортивных соревнованиях), головной (ведущий в ряду, в группе) и
т. д.
Например:
Расширение словарного запаса обогащает человека, положительно сказывается на его
деятельности, в частности, педагогической.
Общение с детьми обязывает воспитателя вдумчиво использовать новые слова, далекие по
своему содержанию от мира детских мыслей. Однако это не означает, что взрослый не
может свободно использовать лексическое богатство родного языка, ведь главное
учитывать возрастные особенности дошкольников и употреблять в речи такие слова,
которые им доступны и понятны. Вводя новое слово, педагог объясняет его значение,
побуждает детей употреблять его в своей речи.
Так, знакомя детей шестого года жизни с названиями различных видов техники,
облегчающих труд, педагог поясняет, что обозначают слова «полотер» (пол трет), «картофелечистка» (картофель чистит), «овощерезка» (овощи режет) и т. д. Или, вводя
слова, обозначающие людей по профессии, поясняет, кто такой тракторист, комбайнер,
доярка, каменщик, крановщик, маляр, монтажник и т. д.
В результате у дошкольников накапливается соответствующий словарь, расширяется круг
представлений, что создает возможность свободно общаться с взрослыми и сверстниками,
понимать литературные произведения, слушать радио, смотреть телепередачи и т. д.
Звуковая культура речи... Хорошая дикция, правильное литературное произношение это
то, чем должен владеть воспитатель. Ребенку необходимо слышать каждое слово,
обращенное к нему, иначе он не поймет, о чем ему говорят. А неправильное произношение
может взять за эталон. Нередко недостатки речи ребенка (картавость, шепелявость,
сюсюканье) — следствие не только небрежного речевого воспитания, но и отрицательного
речевого влияния взрослых. Дефекты произношения, подкрепляемые повседневной
практикой, могут закрепиться, стать привычкой в более зрелом возрасте.
Известно, что ребенок впитывает особенности речи той местности, где он растет. Если он
слышит так называемый «окающий» говор (с подчеркнутым звуком «о»), или «якающий»
(«нямного» вместо «немного»), то и сам станет так же говорить. Поэтому воспитателю
необходимо следить за собственной речью и не отступать от норм литературного
произношения.
Образцом правильного произношения считается так называемая «московская» речь, для
которой характерно «аканье». Например, слова Москва, пойду, вода, окно, волна
произносятся Масква, пайду, вада, акно, вална.
Иногда слова чего, никого, до того произносят так, как они пишутся, с подчеркнутым в
середине звуком «г». А в словах булочная, нарочно, конечно подчеркнуто произносят
звуки «чн». Правильно ли это?
Прежде чем ответить на этот вопрос, обратимся к Пушкину и подумаем: почему,
например, рифмуются выделенные слова в следующих строках из «Евгения Онегина»?
Но, говорят, вы нелюдим:
В глуши, в деревне все вам скучно.
Хоть вам и рады простодушно.
Оказывается, в русском языке существуют слова, которые произносятся иначе,
чем пишутся. По правилам современного русского языка в таких словах, как скучно,
конечно, нарочно, буквосочетание «чн» следует произно¬сить как «шн» {скушно, конешно,
нарошно), а слова чего, никого, до того — как чиво, никаво, до таво.
Итак, произношение далеко не всегда совпадает с написанием слов. А каким считается
правильное произношение? Прислушаемся к дикторам радио, телевидения, мастерам
художественного слова, специалистам, занимающимся вопросами культуры речи. И мы
узнаем, что, например:
сочетание согласных «сш», «зш» произносятся как удвоенный долгий звук «ш» —
бешшумный (вместо бесшумный) ;
сочетания согласных «еж», «зж» произносятся как удвоенный долгий звук «ж» — жжигать
(вместо сжигать), бежжалости (вместо без жалости);
сочетание звуков «тч», «дч» произносятся как звук «ч» — развеччик (вместо разведчик);
сочетания звуков «сч», «зч» произносятся как звук «щ» — щастье (вме¬сто счастье),
расскащик (вместо рассказчик) ;
в глаголах окончания «тся», «ться» произносятся как «цца» — одеваецца
(вместо одеваться), дерецца (вместо дерется).
Интонационная выразительность речи — немаловажный фактор воздействия на ребенка.
Воспитатель старается разговаривать с детьми, используя многообразную гамму голосовых
оттенков, подчеркивающих эмоциональное и смысловое содержание сказанного. Интонации
спокойные и взволнованные, сдержанные и оживленные, лукавые и простодушные, торжественные и деловые, вопросительные и утвердительные, радостные и грустные,
присущие человеческой речи, помогают маленькому ребенку глубже понять то, о чем ему
говорят, почувствовать отношение взрослого к событию, поступку, предмету.
Фраза может прозвучать интригующе, и ребенок ожидает, что ему сообщат чтото
интересное, даже таинственное. Если же интонация деловая — возможно, доверят
ответственное поручение.
Очень важны доброжелательность и искренность интонации речи взрослого, даже если в
ней выражается недовольство.
Осмыслению того, о чем говорит воспитатель, способствуют и логические ударения, и
паузы, и сила голоса.
Немаловажно, как разговаривает педагог с детьми — быстро, умеренно или медленно. Ведь
это один из значительных компонентов выразительности речи, который придает ей
динамику, живость, убедительность.
Речь убыстренная («строчит, как из пулемета») малышами воспринимается затрудненно:
они не успевают вслушаться в слова, вникнуть в смысл того, о чем им говорят.
Равномерный, монотонный темп без убыстрений и замедлений «убаюкивает», снижает
внимание, и, следовательно, сказанное может быть не понято или не дослушано. Поэтому с
дошкольниками лучше всего разговаривать в умеренном темпе, замедляя или убыстряя его
в зависимости от смыслового содержания сказанного. Недопустима бесстрастно
равнодушная растянутая речь.
Голос — профессиональный инструмент воспитателя. И им надо уметь владеть, беречь
его от перегрузок. Неправильное использование голосовых возможностей (например,
форсирование звука, постоянные окрики, разговор на повышенных тонах) может привести
к аномалиям связок. В результате голос становится тусклым, хриплым, невыразительным,
человек начинает разговаривать в неудобном для него регистре.
Характерная ошибка многих педагогов — стараться перекричать общий говор детей. В
результате никто из них не слышит друг друга. А «секрет» для установления здоровой
тишины в помещении очень прост: разговаривать с ребятами голосом умеренной силы.
Иногда совсем тихо, а при необходимости (как исключение) громко, умело делать
переходы от громкого звучания к тихому и наоборот. Важно, чтобы голос воспитателя не
звучал без нужды,— это утомляет и взрослого, и детей.
Итак, если взрослый стремится сделать свою речь наиболее выразительной, то он
использует все интонационные средства:
фразовые и логические ударения;
паузы;
движение голоса по высоте, силе, тембру;
темп речи.
понимание того, о чем говорится.
Имеет огромное значение, с каким выражением лица разговаривает педагог с детьми.
Особенно это важно для малышей — ведь по выражению лица старшего им легче
определить смысл сказанного. Мимика, так же как и жест, дополняет, углубляет
понимание слова, усиливает его эмоциональный оттенок. И здесь воспитатель
является как бы актером, который хорошо владеет искусством позы, мимики, жеста. Но,
ни в коем случае нельзя переигрывать: малейшая фальшь может дать обратный результат.
Внешние проявления воспитателя должны соответствовать его душевным побуждениям,
быть выразительны и одновременно сдержанны.
Высказанное положение имеет прямое отношение к общению с родителями воспитанников,
коллегами. Недопустимо вести разговор второпях, «через плечо», смотреть мимо
собеседника, с мимикой равнодушия или высокомерия.
Поза, мимика, жест, как известно, дополняют выразительность речи, усиливают Человек, обладающий культурой речи, умеет высказать мысль точно, доказательно и
образно. Особо следует остановиться на выразительности речи, в частности на
фразеологизмах.
Фразеологизм — лексически устойчивое и целостное по своему значению словосочетание,
готовая речевая единица. Если мы говорим «работать засучив рукава», то это значит
работать интенсивно, усердно, «работать спустя рукава» — работать плохо, «вставлять
палки в колеса» — препятствовать делу, «тянуть канитель» — медлить и т. д.
Фразеологизмы придают речи эмоциональность, образность, лаконичность. Например,
чтобы охарактеризовать времяпрепровождение человека, можно сказать: «Он привык
бездельничать, праздно проводить время» и «Он привык бить баклуши». Сравним: в первом
случае высказывание многословно, во втором — лаконично, эмоционально, прицельно
точно. В разговорной речи мы часто употребляем такие выражения, как «огород городить»,
«как пить дать», «остаться с носом», «медвежья услуга», «держать камень за пазухой» и т.
п. Подобные конструкции ярко выражают национальное своеобразие языка, обогащают
речь, делают ее особенно выразительной, экспрессивной. Мысль высказывается предельно
спрессовано, и одновременно ей придается определенный, оттенок: одобрения, осуждения,
пренебрежения и т. д.
Однако иногда употребляют фразеологизмы, не понимая их истинного значения. И тогда
возникают курьезы. Так что пользоваться фразеологизмами в речи надо очень аккуратно.
Положительно влияет на развитие детей речь воспитателя, изобилующая эпитетами. Эти
художественные определения придают ей образность, эмоциональность.
У педагога, обладающего искусством употребления эпитета, и ребята более чутки к
слову, способны сами метко выразить то, что они наблюдают, что на них произвело
впечатление. Старшие дошкольники говорят: «Зима — художница. Вон как разрисовала
стекла»; «Шапочка у Дашеньки будто одуванчик — белая и пушистая»; «Ветки, как лапы»;
«Огромный подсолнух, будто таз для варенья»; «Поле — ситцевое платье: яркое и
пестрое».
Не менее важно для воспитателя умение пользоваться афоризмами, крылатыми
выражениями, что помогает глубже воздействовать на слушателя. Это присуще
начитанному педагогу, хорошо знающему произведения русских классиков — писателей и
поэтов.
Например, стараясь привлечь внимание ребят к красоте заснеженной березы, что стоит
перед окном групповой комнаты, воспитатель вспоминает вслух четверостишие из
стихотворения С. Есенина «Белая береза»:
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
Учить на лучших образцах родного языка — одна из важнейших задач
воспитателя, которую он решает в процессе повседневного общения с детьми. Педагог —
активный пропагандист и поборник чистоты родного слова. Он проявляет нетерпимость к
тем, кто опошляет и загрязняет наш язык. Для пропаганды чистоты речи он может
использовать индивидуальные и групповые беседы с родителями, семинары, практикумы,
лекции на родительском всеобуче. Темы их могут быть самыми разнообразными: «Развитие
мышления и речи у дошкольников», «Как и о чем мы разговариваем с ребенком»,
«Рассказывают дети», «Что и как читать, рассказывать, разучивать с ребенком дома»,
«Осторожно: дети вслушиваются», «Культура речи взрослых — пример для маленьких» и
др. Многие из обсуждаемых тем могут быть проиллюстрированы выступлениями
воспитанников детского сада, магнитофонными записями детских высказываний, бесед и
занятий по родному языку и т. д. Литература: журнал «Дошкольное воспитание» Л. Островская «Давайте задумаемся:
всегда ли правильно звучит наша речь?» журнал «Дошкольное воспитание» 1998 год.
Консультация для воспитателей « Требования к речи воспитателя».
Консультация для воспитателей « Требования к речи воспитателя».
Консультация для воспитателей « Требования к речи воспитателя».
Консультация для воспитателей « Требования к речи воспитателя».
Консультация для воспитателей « Требования к речи воспитателя».
Консультация для воспитателей « Требования к речи воспитателя».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.