Коррекционно-развивающая программа для обучающихся ОВЗ и детьми -инвалидами на ступени начального общего образования «Знайка»
Оценка 4.9

Коррекционно-развивающая программа для обучающихся ОВЗ и детьми -инвалидами на ступени начального общего образования «Знайка»

Оценка 4.9
docx
психологическая работа
04.05.2020
Коррекционно-развивающая  программа для обучающихся  ОВЗ  и детьми -инвалидами на ступени начального общего образования «Знайка»
00018393-19242f86.docx

Рассмотрено на         

заседании ШМО     

Кл. руководителей

Протокол №

От«__»_______2018

Руководитель ШМО

_______

Согласовано                                                  

Заместителем директора

По ВР

   _____

от «__»_____2018 г

Утверждено Директором

________

«_____»__________2018

 

 

 

 

 

Коррекционно-развивающая  программа

для обучающихся  ОВЗ  и детьми -инвалидами

на ступени начального общего образования

«Знайка»

 

 

 

 

 

 

                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка.

Коррекционно-развивающая программа «Знайка» для обучающихся с ОВЗ  и детьми -инвалидами 1- 4 классов является составной частью основной образовательной программы начального общего образования школы, разработанной в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ и детьми инвалидами.

В школе имеются дети группы риска, это обучающееся ОВЗ  и детьми-инвалидами.  Психологические особенности детей с ОВЗ и детьми –инвалидами  приводят к их неуспеваемости в школе.

К обучающимся с ОВЗ относятся:

1.                 Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

2.                 Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

3.                 Дети с нарушением речи (логопаты);

4.                 Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

5.                 Дети с умственной отсталостью;

6.                 Дети с задержкой психического развития;

7.                 Дети с нарушением поведения и общения;

8.           Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью). По классификации, предложенной В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым.

     В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка,  другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться.

Таким образом, программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Программа направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)  и детьми -инвалидамии оказание помощи детям этой категории в освоении Образовательной  программы.

В системе психологической помощи детям с отклонениями в развитии в первую очередь необходимо учитывать природу дефекта, а вторую формирование и развитие той стороны личности ребенка, которая способна, под руководством взрослых к компенсации существующих нарушений. Тем самым, в дальнейшем развивая сохранные возможности ребенка для более успешного “вхождения” его в социальную среду.

   Занятия, специально направленные на развитие базовых психических функций детей, приобретают особую значимость в учебном процессе младшей школы. Причиной тому являются психофизиологические особенности младших школьников, а именно то обстоятельство, что в этом возрасте, характеризующемся повышенной сензитивностью, наиболее интенсивно протекает и, по существу, завершается физиологическое созревание основных мозговых структур. Таким образом, именно на этом этапе возможно наиболее эффективное воздействие на интеллектуальную и личностную сферы ребенка, позволяющее в известной степени компенсировать задержку, имеющую неорганическую природу, которая зачастую бывает вызвана недостаточным вниманием к воспитанию и развитию детей со стороны родителей, а также их низким общим психическим тонусом.

 

Только в условиях оказания комплексной психолого-медико-социальной помощи данной категории обучающихся возможна эффективная и достаточно успешная коррекция  развития организма и личности ребенка.

Данная  программа  для обучающихся  ОВЗ  и детьми –инвалидами  на ступени начального общего образования сроком на 4 года, разработана на основе документов регламентирующих работу с детьми ОВЗ и детьми -инвалидами:

Закон  РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской  Федерации».

Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Федеральный закон РФ от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспита­ния в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26).

Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в ред. от 17 июля 2015 г.).

Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Программа «Знайка» рассчитана на 4 учебных  года 135 учебных часов.

Режим занятий:

1 год обучения: 33 учебных часа (1 час в неделю.)

2 год обучения: 34 учебных часа (1 час в неделю)

3 год обучения: 34 учебных часа (1 час в неделю)

4 год обучения: 34 учебных часа (1 час в неделю)

Длительность занятий: 30 минут в 1 классе, во 2-4 классах 40 минут.

Структура программы

Программа состоит из трех основных блоков:

«Личность» -  направлен на осознание  обучающимися своих личностных особенностей и оптимизацию отношения к себе;

«Деятельность» - Осознание себя в системе учебной деятельности;

«Общение» - Осознание себя в системе отношений с другими людьми.

   Цель: Развитие  общеинтеллектуальных способностей (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов) младших школьников с ОВЗ и детьми –инвалидами.

  Задачи

1.Обеспечение оптимальных условий для развития сознания и личности ребенка путем создания  психологического комфорта и эмоционального благополучия.

2. Использование игровых приемов, элементов соревнования, дидактических игр на всех этапах деятельности ребенка для стимуляции его познавательной активности и  мотивации.

 3.    Создание ситуации достижения успеха младших школьников во внеучебной и  учебной деятельности.

 

 

Планируемые результаты освоения обучающимися с ОВЗ и детьми -инвалидами

адаптированной основной образовательной программы

начального общего образования

 

Обучающийся получит возможность научиться

          В результате освоения программы  выпускник 1 –го класса  должен:

- Идентифицировать себя как  школьника;

- Развить уверенность в себе и своих учебных возможностях;

- Понимать и контролировать свои эмоциональные состояния;

- Распознавать и описывать свои чувства, понимать чувства других людей;

- Уметь использовать приемы для преодоления неприятных чувств;

- Уметь объяснить свои шаги при принятии какого – либо решения;

- Уметь устанавливать атмосферу дружелюбия;

-        Осознавать уникальности культуры, к которой он принадлежит.

           В результате освоения программы  выпускник 2 –го класса  должен:

- Уметь наблюдать и замечать, воспринимать и понимать смысл учебных задач;

- Осознавать способы выполнения учебных действий;

- Развить навыки самоконтроля, самооценки и рефлексии;

- Развить познавательные УУД (произвольное внимание, мышление, память);

- Регулировать свое поведение на высоком уровне;

- Развить творческое воображение;

- Научиться общаться в группах, развить навыки вербального и невербального общения.

В результате освоения программы  выпускник 3 –го класса  должен:

- Владеть навыками рефлексии, способности к самоанализу;

- Уметь отвечать за свои поступки;

- Владеть элементарными понятиями психологии общения;

- Уметь осознавать свои психологические особенности, проявляющиеся в общении с другими людьми;

- Уметь понимать внутренний мир другого человека через внешние проявления в деятельности и общении;

- Овладеть правилами эффективного взаимодействия в общении и простейшими способами разрешения конфликтов;

- Развить навыки сотрудничества при решении разнообразных проблем в процессе обучения;

- Уметь добиваться успеха без соперничества;

- Развить навыки самоуважения и уважения других людей;

- Владеть навыками эмпатии и сопереживания к другим людям;

- Обучиться элементарным умениям эмоциональнойсаморегуляции в общении.

          В результате освоения программы  выпускник 4 –го класса  должен:

- Сформировать адекватную самооценку и сформированную положительную Я-концепцию;

- Иметь позитивное отношение к себе и своей личности;

- Демонстрировать хорошо сформированные умения общения со сверстниками и взрослыми, в том числе педагогами;

- Сформировать положительную мотивацию к обучению;

- Уметь осознавать требования учителя и соответствовать им;

- Уметь устанавливать межличностные отношения с педагогами;

- Уметь принимать и соблюдать правила жизни класса и школы;

- Уметь общения и достойного поведения с одноклассниками;

- Уметь работать в коллективной деятельности

Развить уверенность в себе и своих учебных возможностях

Основные умения и навыки, которыми должен овладеть школьник за время занятий по программе:

Реализация программы способствует у учащихся выработки следующих компетенций: ценностно-смысловых, учебно-познавательных, коммуникативных, информационных.

Ценностно-смысловые компетенции:

- развить ценностное отношение к здоровью и человеческой жизни, проявлять свою гражданскую позицию;

- владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций;

- уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять свои действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;

- оценивать свое поведение, черты своего характера, свое физическое и эмоциональное состояние.

Учебно-познавательные компетенции:

- ставить цель и организовывать ее достижение;

- самостоятельно организовывать свою учебную деятельность: планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей познавательной деятельности;

- решать учебно-познавательные проблемы;

- осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; устанавливать характерные причинно-следственные связи.

Коммуникативные компетенции:

- владеть способами взаимодействия с окружающими людьми;

- выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;

- владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо);

- владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения.

Информационные компетенции:

- владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, картами, энциклопедиями, Интернетом;

- самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;

- ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое: уметь осознанно воспринимать информацию.

Оценка эффективности реализации программы:

 

п\п

Критерии эффективности реализации программы

 

Методы и методики оценки эффективности

Показатели развития

1

Познавательный компонент

-тест «Сравни картинки. Найди различия» .

 -Методика выделения существенных признаков.

логические учебные действия

 

2

Личностный 

компонент 

Проективные методики:

Кактус» (авт. Панфилова М.А.)

«Что мне нравится в школе?»

«Лесенка»   (авт. Щур В.Г.)

Анкетирование «Что такое хорошо и что такое плохо»

 

-Понимание детьми своего эмоционального состояния.

- Позиция школьника

 

- Самооценка.

- Нравственная этическая ориентация

3

Коммуникативный   компонент

«Учитель и я»

 

«Левая и правая сторона»

 (авт. Ж.Пиаже)

 

«Рукавички»

    (авт. Цукерман ГА.)

Комфортность в аспекте «Учитель-ученик» и «ученик-ученик»

Социально-коммуникативный статус ребёнка в коллективе

Учёт позиции собеседника

Согласование усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества

4

Регулятивный    компонент

Методика «Рисование по точкам»

 

Методика «Да – нет»

Контроль

 

 

Степень развития произвольного внимания

Методы обучения определяются по источникам информации и включают в себя следующие виды:

·Методы объяснительно-иллюстративного обучения: чтение,  рассказ, беседа, объяснение, самостоятельная работа над учебным материалом.

·Методы репродуктивного обучения: упражнения, практикум.

·Методы проблемно-поискового обучения: проблемное изложение, частично-поисковый (эвристический, или сократический), исследовательский, мозговой штурм, анализ конкретных ситуаций.

·Коммуникативные методы обучения: дискуссия, диалог.

·Имитационно-ролевые методы обучения: ролевая игра, тестирование, элементы аутотренинга.

Классификация развивающих методик (психотехник, игр, упражнений, приемов, процедур), используемых в программе.

·Традиционные обучающие приемы;

·Ритуалы знакомства, представления, прощания;

·Приемы сосредоточения, фокусировки, настройки;

·Техники релаксации;

·Психотехники самооценки и взаимооценки;

·Упражнения, направленные на самораскрытие и рефлексию;

·Экспрессивные техники (приемы самовыражения);

·Развивающие — тренировочные упражнения

·Путешествие

·Игра

Основные формы занятий и особенность их проведения:

Групповые занятия, работа в парах, индивидуальная работа

Индивидуальные консультации

Формы контроля.

Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся.

Текущий:

- прогностический, т.е. проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

-пооперационный, т.е.  контроль, за  правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящий в состав действия;

- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполнения операций с образцом.

Итоговый

- Тестирование

- Практические задания

- Творческие работы учащихся

- Самооценка и самоконтроль определение обучающимся границ своего «знания – незнания», своих потенциальных возможностей.

 

Учебно - тематический  план

Коррекционно-развивающей  программы «Знайка»

1 класс

№ п/п

Наименование тем (разделов, модулей)

Всего часов

в том числе

Форма контроля

теория

практические занятия

1

Познаем себя

1

0,5

0,5

Развивающие игры

Проверочные упражнения

2

Как быть внимательным

 

 

 

2.1

Что такое внимание?

3

1

2

Развивающие игры

2.2

Развитие внимания

2

1

1

Развивающие игры, упражнения

2.3

Развитие умения переключать, распределять внимания

2

1

1

Развивающие игры, упражнения

3

Тайны  мышления.

 

 

 

3.1

Для чего нужно мышление?

2

1

1

Развивающие упражнения

3.2

Развитие наглядно – образного мышления

2

1

1

Развивающие игры

3.3

Развитие операций обобщения и сравнения

2

1

1

Развивающие игры, упражнения

4

Кладовая  памяти.

 

 

 

4.1

Какая она наша память?

2

1

1

Развивающие игры

4.2

Развитие зрительной и слуховой памяти.

2

1

1

Развивающие игры, упражнения

4.3

Развитие объема устойчивости  памяти.

2

1

1

 

5

Страна воображения.

 

 

 

5.1

Для чего нужно воображение?

5

1

4

 

6

Мои чувства.

 

 

 

6.1

Что такое психология?

Психология изучает чувства и мысли людей

4

1

3

Развивающие игры, упражнения

6.2

Радость. Радость можно выразить мимикой

1

0.5

0.5

Развивающие игры, упражнения

6.3

Откуда берется гнев?

Гнев как выражение чувств. Как справится с гневом

2

1

1

Развивающие игры, упражнения

7

Мои  достижения.

1

0.5

0.5

Развивающие игры

Проверочные упражнения

 

итого

33

13.5

19,5

 

 

Содержание

Тема 1. Познаем себя!   (1ч. 0,5/0,5)

Практическая работа. Разминка. «Полощем руки». «Обтирание».

Психогимнастика - «Брыкалочка» Составление предметов и образов из различных геометрических фигур по линейке с экранами (домик, грибок, парусник, машина).  Работа по образцу и самостоятельная работа детей. Цветопись настроения.

 

Тема  2. Как быть внимательным?  (7 ч, 3/4)

Что такое внимание? Рассказать что такое внимание, зачем оно нужно людям. Развитие внимания. Развитие умения переключать внимания.

Практическая работа: упражнение «Самый внимательный; «Зачеркни лишний предмет»; «Найди неподходящий предмет»; «Дорисуй и раскрась предметы»; «Графический диктант»; «Опиши предмет», «Дорисуй».

 

Тема  3.  Тайны мышления! (6 ч, 3/3)

Для чего нужно мышление? Развитие наглядно – образного мышления. Развитие операций обобщений.

Практическая работа: упражнения: «Продолжи ряд»; «Составление разрезных картинок»; «Пятый лишний»; «Букет»;  «Посмотри и запомни»; «Придумай предложение с  заданным  словом»; «Птица, зверь, рыба»;  «Кто больше»; «Продолжи слово».

 

Тема.4   Кладовая памяти  (6 ч, 3/3)

Какая она наша память? Развитие зрительной и слуховой памяти. Развитие объема и устойчивости памяти.

Практическая работа: упражнения: «Найдите фигуры»; «Посмотри и запомни»;  «Что изменилось»; «Продолжи ряд»; «Заполни квадрат»; «Дорисуй», «Кто, что и сколько?»;  «Зашифрованная картинка»; «Узнай по звуку»; «Телеграфисты»; «Магнитофон»; «Запомни картинку»; «Угадай по голосу»;

Тема 5  Страна воображения (5 ч. 1/4)

Для чего нужно воображение? Какие бывают образы воображения?

Практическая работа: упражнения: «Придумайте предмет»; «Фотографы»,  «Закончи и рисунок»; «План выставки»; «Или – или»; «Составление загадок»,

Тема 6 Мои эмоции (7ч, 2/4.5)

Что такое психология? Психология изучает чувства и мысли людей. Что такое радость? Откуда берется гнев?

Практическая работа: упражнения: «Здравствуй, я рад тебя видеть!»;  «Обменяемся впечатлениями»;  «Кто есть кто»; «Радостные воспоминания»; «Корзина чувств»; «Отгадайте чувство»; «Я ромашка»; «Что я чувствую?»; «Угадай выражение лица».

 

Тема 7  Мои достижения!  (1 ч 0.5/0.5)

Практическая работа: «Посмотри и запомни»; «Четвертый лишний»; «Что изменилось».

 

 

Учебно - тематический  план

Коррекционно-развивающей  программы «Знайка»

 2 класс

№ п/п

Наименование тем (разделов, модулей)

Всего часов

в том числе

Форма контроля

теория

практические занятия

1

Познаем себя

1

0,5

0.5

Развивающие игры,

проверочные упражнения

2

Как быть внимательным?

 

 

 

2.1

Развитие устойчивости и переключения  внимания

6

1

5

Развивающие игры, упражнения

3

Тайны  мышления.

 

 

 

3.1

Развитие  мышления.

6

1

5

Развивающие игры, упражнения

3.2

Развитие операций обобщений

3

1

2

Развивающие игры, упражнения

4

Кладовая  памяти.

 

 

 

4.1

Развитие зрительной и слуховой памяти.

4

1

3

Развивающие игры, упражнения

4.2

Развитие объема устойчивости  памяти.

3

1

2

Развивающие игры, упражнения

5

Страна воображения.

 

 

 

5.1

Развитие воображение.

Для чего нужно воображение?

5

1

4

Развивающие игры, упражнения

6

Мои эмоции.

 

 

 

6.1

Развитие умения правильно выражать свои эмоции и чувства.

4

1

3

Развивающие игры, упражнения

7

Мои  достижения.

2

1

1

Развивающие игры

Проверочные упражнения

 

итого

34

8,5

25,5

 

 

Содержание

Тема 1. Познаем себя!   (1ч. 0,5/0,5)

Практическая работа: «Найди одинаковые»; «Отгадай слово»; Зашифруй цифру»; «Запомни точно».

Тема  2. Как быть внимательным?  (6 ч, 1/5)

Развитие устойчивости, переключения внимания

Практическая работа: упражнения: «Выполни команду»; «Зачеркни лишний предмет»; «Зашифруй цифру»; «Определи игрушку»; «Дорисуй и раскрась предметы»; «Графический диктант»; «Опиши предмет»; «Дорисуй»; «Что изменилось?»; «Учись слушать выполнять команду»; «Зашифруй слова»; «Перепутанные линии».

 

Тема  3.  Тайны мышления! (9 ч, 2/7)

 Развитие  мышления. Развитие операций обобщений.

Практическая работа: упражнения: «Найди образец»; «Отгадай слово»;  «Продолжи ряд»; «Составление разрезных картинок»; «Пятый лишний»; «Букет»;  «Посмотри и запомни»;  «Придумай предложение с  заданным  словом»; «Птица, зверь, рыба»;  «Кто больше»; «Продолжи слово».

 

Тема.4   Кладовая памяти  (7 ч, 2/5)

Развитие зрительной и слуховой памяти. Развитие объема и устойчивости памяти.

Практическая работа: упражнения: «Послушай тишину»; «Запомни точно»; «Найдите фигуры»; «Посмотри и запомни»;  «Что изменилось»; «Продолжи ряд»; «Заполни квадрат»; «Дорисуй», «Кто, что и сколько?»;  «Зашифрованная картинка»,

 

Тема 5  Страна воображения (5 ч. 1/4)

Развитие воображения. Для чего нужно воображение?

Практическая работа: упражнения: «Придумайте предмет»; «Фотографы»,  «Закончи и рисунок»; «План выставки»; «Или – или»; «Составление загадок», «Удивительный квадрат»; «Хохотальная путаница»; «Проигрываем ситуации».

 

Тема 6 Мои эмоции (4ч, 1/3)

Развитие умения правильно выражать свои эмоции и чувства.

Практическая работа: упражнения: «Здравствуй, я рад тебя видеть!»;  «Обменяемся впечатлениями»;  «Кто есть кто»; «Радостные воспоминания»; «Корзина чувств»; «Отгадайте чувство»; «Я ромашка»; «Что я чувствую?»; «Угадай выражение лица».

 

Тема 7  Мои достижения!  (2 ч 1/1)

Практическая работа: «Посмотри и запомни»; «Четвертый лишний»; «Что изменилось».

 

Учебно - тематический  план

Коррекционно-развивающей  программы «Знайка»

 3 класс

 

№ п/п

Наименование тем (разделов, модулей)

Всего часов

в том числе

Форма контроля

теория

практические занятия

1

Познаем себя

1

0,5

0,5

Развивающие игры

Проверочные упражнения

2

Как быть внимательным?

 

 

 

2.1

Развитие внимания

3

1

2

Проверочное упражнение

2.2

Развитие умения переключать, распределять, переключать  внимания

3

1

2

Развивающие игры, упражнения

3

Тайны  мышления.

 

 

 

3.1

Развитие мышления.

5

1

4

Развивающие игры

3.2

Развитие операций обобщения и сравнения

4

1

3

Развивающие игры, упражнения

4

Кладовая  памяти.

 

 

 

4.1

Развитие зрительной и слуховой памяти.

4

1

3

Развивающие игры, упражнения

4.2

Развитие объема устойчивости  памяти.

3

1

2

Развивающие игры, упражнения

5

Страна воображения.

 

 

 

5.1

Для чего нужно воображение?

5

1

4

Развивающие игры, упражнения

6

Мои эмоции.

 

 

 

6.1

Развитие умения правильно выражать свои эмоции.

3

1

2

Развивающие игры, упражнения

6.2

Формировать умения различать и принимать эмоции других людей.

1

0.5

0.5

Развивающие игры, упражнения

7

Мои  достижения.

2

1

1

Развивающие игры

Проверочные упражнения

 

итого

34

10

24

 

 

 

Содержание

Тема 1. Познаем себя!   (1ч. 0,5/0,5)

Практическая работа: «Найди одинаковые»; «Отгадай слово»; Зашифруй цифру»; «Запомни точно».

 

Тема  2. Как быть внимательным?  (6 ч.  2/4)

Развитие устойчивости, переключения внимания

Практическая работа: упражнение «Выполни команду»; «Зачеркни лишний предмет»; «Зашифруй цифру»; «Определи игрушку»; «Дорисуй и раскрась предметы»; «Графический диктант»; «Опиши предмет», «Дорисуй».

 

Тема  3.  Тайны мышления! (9 ч. 2/7)

 Развитие  мышления. Развитие операций обобщений.

Практическая работа: упражнения: «Найди образец»; «Отгадай слово»;  «Продолжи ряд»; «Составление разрезных картинок»; «Пятый лишний»; «Букет»;  «Посмотри и запомни»; «Придумай предложение с  заданным  словом»; «Птица, зверь, рыба»;  «Кто больше»;  «Продолжи слово».

 

Тема.4   Кладовая памяти  (7 ч. 2/5)

Развитие зрительной и слуховой памяти. Развитие объема и устойчивости памяти.

Практическая работа: упражнения: «Послушай тишину»; «Запомни точно»; «Найдите фигуры»;  «Посмотри и запомни»;  «Что изменилось»; «Продолжи ряд»; «Заполни квадрат»; «Дорисуй»;  «Кто, что и сколько?»;  «Зашифрованная картинка».

 

Тема 5  Страна воображения (5 ч. 1/4)

Развитие воображения. Для чего нужно воображение?

Практическая работа: упражнения: «Придумайте предмет»; «Фотографы»,  «Закончи и рисунок»; «План выставки»; «Или – или»; «Составление загадок», «Проигрываем ситуации»; «Если бы да кабы»;  «Страшилки»; «Придумываем окончание сказки».

 

Тема 6 Мои эмоции (4ч, 1.5/2.5)

Развитие умения правильно выражать свои эмоции и чувства.

Практическая работа: упражнения: «Здравствуй, я рад тебя видеть!»;  «Обменяемся впечатлениями»;  «Кто есть кто»; «Радостные воспоминания»; «Корзина чувств»; «Отгадайте чувство»; «Я ромашка»; «Что я чувствую?»; «Угадай выражение лица».

 

Тема 7  Мои достижения!  (2 ч 1/1)

Практическая работа: «Посмотри и запомни»; «Четвертый лишний»; «Что изменилось».

 

Учебно - тематический  план

Коррекционно-развивающей  программы «Знайка»

  4 класс

№ п/п

Наименование тем (разделов, модулей)

Всего часов

в том числе

Форма контроля

теория

практические занятия

1

Познаем себя

2

1

1

Развивающие игры

Проверочные упражнения

2

Как быть внимательным?

 

 

 

2.1

Развитие внимания

4

1

3

Проверочное упражнение

2.2

Развитие умения переключать, распределять внимания

2

1

1

Развивающие игры, упражнения

3

Тайны  мышления.

 

 

 

3.1

Развитие мышления.

4

1

3

Развивающие игры

3.2

Развитие операций обобщения и сравнения

4

1

3

Развивающие упражнения

4

Кладовая  памяти.

 

 

 

4.1

Развитие зрительной и слуховой памяти.

4

1

3

Развивающие игры, упражнения

4.2

Развитие объема устойчивости  памяти.

3

1

2

Развивающие игры, упражнения

5

Страна воображения.

 

 

 

5.1

Для чего нужно воображение?

5

1

4

Развивающие игры, упражнения

6

Мои эмоции.

 

 

 

6.1

Развитие умения правильно выражать свои эмоции.

3

1

2

Развивающие игры, упражнения

6.2

Формировать умения различать и принимать эмоции других людей.

1

0.5

0.5

Развивающие игры, упражнения

7

Мои  достижения.

2

1

1

Развивающие игры

Проверочные упражнения

 

итого

34

7

27

 

 

Содержание

Тема 1. Познаем себя!   (2ч. 1/1)

Практическая работа: «Найди одинаковые»; «Отгадай слово»; Зашифруй цифру»; «Запомни точно».

 

Тема  2. Как быть внимательным?  (6 ч. 2/4)

Развитие устойчивости, переключения внимания

Практическая работа: упражнение «Выполни команду»; «Зачеркни лишний предмет»; «Зашифруй цифру»; «Определи игрушку»; «Дорисуй и раскрась предметы»; «Графический диктант»;  «Опиши предмет», «Дорисуй».

 

Тема  3.  Тайны мышления! (8 ч. 2/6)

 Развитие  мышления. Развитие операций обобщения.

Практическая работа: упражнения: «Найди образец»;  «Отгадай слово»;  «Продолжи ряд»; «Составление разрезных картинок»; «Пятый лишний»; «Букет»;  «Посмотри и запомни»; «Придумай предложение с  заданным  словом»; «Птица, зверь, рыба»;   «Кто больше»; «Продолжи слово».

 

Тема.4   Кладовая памяти  (7 ч. 2/5)

Развитие зрительной и слуховой памяти. Развитие объема и устойчивости памяти.

Практическая работа: упражнения: «Послушай тишину»; «Запомни точно»; «Найдите фигуры»; «Посмотри и запомни»;  «Что изменилось»; «Продолжи ряд»; «Заполни квадрат»; «Дорисуй»,  «Кто, что и сколько?»;  «Зашифрованная картинка»,

 

Тема 5  Страна воображения (5 ч. 1/4)

Развитие воображения. Для чего нужно воображение?

Практическая работа: упражнения: «Придумайте предмет»; «Фотографы»,  «Закончи и рисунок»; «План выставки»; «Или – или»; «Составление загадок», «Линейка – чудодейка»; « Куда лето прячется»; «Проиграем ситуацию»;

 

Тема 6 Мои эмоции (4ч, 1,5/2,5)

Развитие умения правильно выражать свои эмоции и чувства.

Практическая работа: упражнения: «Здравствуй, я рад тебя видеть!»;  «Обменяемся впечатлениями»;  «Кто есть кто»; «Радостные воспоминания»; «Корзина чувств»; «Отгадайте чувство»; «Я ромашка»; «Что я чувствую?»; «Угадай выражение лица»; «Маленький гном»

 

Тема 7  Мои достижения!  (2 ч 1/1)

Практическая работа: «Посмотри и запомни»; «Четвертый лишний»; «Что изменилось»;  «Отгадай слово»; «Найди пару».

 

 

Список литературы

 

1.      Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб.пособие.- М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.

2.      Варенова, Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики. - Минск, АСАР, 2003.

3.      Власова, Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии.- М., 1973.

4.      Егорова, Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников отстающих в развитии.- М., 1973.

5.      Левченко, И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии. - М.: Коррекционная педагогика, 2005.

6.      Мастюкова, Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / Под ред. В.И. Селиверстова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

7.      Рабочая книга школьного психолога / И.В.Дубровина [и др.]; М. : Просвещение, 1991. – 303 с.

8.      Самоукина, Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы / Н.В.Самоукина. – М.:Новая школа,  1995. – 144 с.

9.      Ткачёва В.В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии. – АСТ., М., 2007

10.  Ульенкова, У.В.Дети с задержкой психического развития.- Н.-Новгород, 1994.

11.   Шевченко, С.Г. Обучение детей с задержкой психического развития: Пособие для учителей .- Смоленск, 1994

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Рассмотрено на заседании

Рассмотрено на заседании

Пояснительная записка. Коррекционно-развивающая программа «Знайка» для обучающихся с

Пояснительная записка. Коррекционно-развивающая программа «Знайка» для обучающихся с

Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); 2

Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); 2

Федеральный закон РФ от 24 июля 1998 г

Федеральный закон РФ от 24 июля 1998 г

Планируемые результаты освоения обучающимися с

Планируемые результаты освоения обучающимися с

Овладеть правилами эффективного взаимодействия в общении и простейшими способами разрешения конфликтов; -

Овладеть правилами эффективного взаимодействия в общении и простейшими способами разрешения конфликтов; -

Коммуникативные компетенции: - владеть способами взаимодействия с окружающими людьми; - выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог; - владеть разными видами…

Коммуникативные компетенции: - владеть способами взаимодействия с окружающими людьми; - выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог; - владеть разными видами…

Личностный компонент

Личностный компонент

Ритуалы знакомства, представления, прощания; ·

Ритуалы знакомства, представления, прощания; ·

Наименование тем (разделов, модулей)

Наименование тем (разделов, модулей)

Радость. Радость можно выразить мимикой 1 0

Радость. Радость можно выразить мимикой 1 0

Практическая работа : упражнения: «Здравствуй, я рад тебя видеть!»; «Обменяемся впечатлениями»; «Кто есть кто»; «Радостные воспоминания»; «Корзина чувств»; «Отгадайте чувство»; «Я ромашка»; «Что я чувствую?»;…

Практическая работа : упражнения: «Здравствуй, я рад тебя видеть!»; «Обменяемся впечатлениями»; «Кто есть кто»; «Радостные воспоминания»; «Корзина чувств»; «Отгадайте чувство»; «Я ромашка»; «Что я чувствую?»;…

Развитие умения правильно выражать свои эмоции и чувства

Развитие умения правильно выражать свои эмоции и чувства

Наименование тем (разделов, модулей)

Наименование тем (разделов, модулей)

Мои достижения. 2 1 1

Мои достижения. 2 1 1

Наименование тем (разделов, модулей)

Наименование тем (разделов, модулей)

Содержание Тема 1. Познаем себя! (2ч

Содержание Тема 1. Познаем себя! (2ч

Егорова, Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников отстающих в развитии

Егорова, Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников отстающих в развитии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2020