Цель и задачи урока:
- воспитывать в детях любовь к природе, к Родине,
- показать, как рождается музыка, как она может воздействовать на слушателя, о чём может рассказать;
- установить связь между природой, человеком и музыкой;
- понаблюдать за стилем К.Паустовского;
- работать над развитием речи учащихся;
- учить слушать, понимать музыку и выражать свои чувства.
- подвести детей к выводу о том, что красота природы вдохновляет человека на создание музыкальных и литературных произведений.
Оборудование: компьютер, презентация, музыкальные произведения Эдварда Грига, рисунки детей, магнитофон.
Конспект урока по литературному чтению
по произведению
Конста
«Корзина с еловыми шишками»
3 класс
Учитель: Бабошко С.А.
Цель и задачи урока:
воспитывать в детях любовь к природе, к Родине,
показать, как рождается музыка, как она может воздействовать на слушателя, о чём может рассказать;
установить связь между природой, человеком и музыкой;
понаблюдать за стилем К.Паустовского;
работать над развитием речи учащихся; учить слушать, понимать музыку и выражать свои чувства.
подвести детей к выводу о том, что красота природы вдохновляет человека на создание музыкальных и литературных
произведений.
Оборудование: компьютер, презентация, музыкальные произведения Эдварда Грига, рисунки детей, магнитофон.
Этапы урока
Ход урока
. Ι
Актуализация
1 2 1 слайд
С каким произведением работали на прошлом уроке?
Формирование УУД,
ТОУУ
Познавательные УУД
1. Преобразовывать
информацию из одной формыв другую: подробно
пересказывать небольшие
тексты.
2. Делать выводы в
результате совместной
работы класса и учителя.
3. Ориентироваться на
развороте учебника.
4. Находить ответы на
вопросы в тексте,
иллюстрациях.
знаний.
Проверка домашнего задания.
1. Проверка выполнения задания в ТПО.
Какие ключевые слова вы записали у себя.
2 слайд
Ключевые слова:
Осенний лес Зимний город Дом Грига
воздух туман старый диван
шум прибоя пароходы рояль
мох снег песни рояля
эхо
листья
2. Близкий к тексту пересказ отрывковописаний. На доске ключевые
слова для пересказа, затем несколько учеников пересказывают отрывки,
уточняют состав ключевых слов.
Пересказ текста об осени. 3 слайд
Как вы думаете, почему автор так поэтично описывает осень в лесу?
(Красота леса вдохновляет композитора. Автор хочет, чтобы читатели еѐ
увидели, почувствовали).
Пересказ текста о зиме. 4 слайд
А как вы думаете, зачем Паустовский включил это красивое описание именно в
эту часть рассказа? (Композитор черпал вдохновение в том, что его окружает).
Пересказ текста о доме Эдварда Грига. 5 слайд
Благодаря точному описанию Паустовского, о чем еще мы узнали?
(у Грига было много друзей поклонников его таланта.)
Кто еще слушал музыку Грига? ( с. 139, 2 часть, 3 абзац)
Постановка цели и задач. 6 слайд
Сегодня мы продолжим работу с текстом Константина Паустовского. Как вы думаете, почему вам было задано пересказывать отрывки, описание
осеннего леса и зимнего города? (увидеть красоту природы)
Произведения Паустовского исполнены удивительно тёплым, светлым и
трепетным чувством любви к природе родной земли, к людям, и мы, читатели,
ощущаем автора в его произведениях как сердечного,
душевно щедрого и необыкновенно доброжелательного человека.
«Учитесь у героев книг любить нашу землю — ее поля и леса, ее города и
заводы, ее небо, ее реки, ее язык и искусство».
Так писал Константин Паустовский. 7 слайд
Поэтому основная цель нашего урока: Учится любить природу любить свою
Родину.
Как вы думаете, чем сегодня мы будем заниматься на уроке? ( читать текст,
отвечать на вопросы, слушать музыку, сопереживать с героями рассказа)
Вы правы, и не только это. Поэтому будьте внимательны, слушайте задания и
правильно их выполняйте.
II. Развитие
умений.
2 4 2 3 2 1 4
Чтение рассказа К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками».
1. Обобщающая беседа. 8 слайд
а) – Вспомните встречу Дагни с композитором. Почему девочка понравилась
Григу, да так, что он захотел сделать ей подарок? ( маленькая, красивая, добрая,
заботливая)
А теперь давайте перенесёмся на 10 лет вперёд. 9 слайд
Какой она стала? Прочитайте.
А внутренний духовный мир Дагни изменился?
Прошло 10 лет, Дагни выросла а в душе осталась всё тем же добрым и
чутким ребёнком.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение к
героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и
целенаправленной
познавательнойб) – Вспомните тему раздела. 10 слайд ( « Наполним музыкой сердца..» Юрий
Иосифович Визбор, строки из его стихотворения)
Какая же волшебная сила есть у музыки? (Сила воздействия на чувства
человека, на его душу; музыка помогает человеку понять мир, в котором он
живёт, понять себя…)
в) – Как вы думаете, пьеса Грига – это подарок только для Дагни?( всем людям,
кто любит и понимает музыку) 11 слайд
… Григ очень Григ очень любил детей. Когдато у него была дочь Александра. Белокурая,
зеленоглазая, очень красивая. Но прожила она совсем недолго чуть больше
года. Больше детей в семье не было. Всю жизнь вспоминал композитор эту
утрату. Любовь к своей дочке он перенёс на своих друзей ребятишек…
Действительно, самым драматичным моментом в жизни Грига была смерть
дочери. И поэтому в каждой девочке он видел свою дочь.
Это несомненно знал и Паустовский.
г) – Найдите строки из текста, где написано как Григ отзывался о Дагни, с чем
сравнивал? ( 2 часть, с. 139, 1 абзац)
2. Работа с 4 частью произведения.( работа в парах) 12 слайд
Каждый ряд получает задание, объединившись в пары вы находите нужные
строки. Аккуратно выделив карандашом.
1 ряд ищет строки в которых описываются картинки, которые
представляла Дагни слушая музыку.
2 ряд ищет строки, где Паустовский описывает музыку.
3 ряд – ищет строки, где описывается, какие чувства испытывала Дагни.
3. Дети зачитывают строки.
4. Релаксация. 13 слайд Послушайте музыку Эдварда Грига.
Какие картинки вы сможете представить? ( 14 – 17 слайды)
деятельности.
Регулятивные УУД
1. Определять и
формулировать цель
деятельности на уроке с
помощью учителя.
2. Проговаривать
последовательность действий
на уроке.
3. Учиться высказывать своё
предположение на основе
работы с иллюстрацией
учебника.
4. Учиться работать по
предложенному учителем
плану.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать
и понимать речь других.
2. Выразительно читать и
пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в
устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в
группах.5. Устная работа с текстом.
– Что вы чувствовали, слушая музыку Грига?
Мы прослушали пьесу «Весна». Но каждый из вас представил свою картинку.
Музыка Грига прекрасна, потому что он великий музыкант, прославляет свою
землю, воспевает в звуках природу, духовный мир человека, его мужество,
верность и чистоту, силу любви.
А что произвело на вас большее впечатление, сама музыка или описание музыки
Паустовским?
Что вы лучше поняли, художественное произведение или музыкальное?
Как вы думаете, почему так почему так происходит, что для того, чтобы понять
музыку, её надо услышать?
Верно, это и Паустовский тоже понимает. Найдите и прочитайте фразу,
в которой он объясняет, что трудно описывать музыку словами?
(невозможно описать музыку словами, как бы ни был богат наш язык)
2 часть, с. 138
18 слайд
Красоту скандинавских напевов, издревле звучащих на скалистых берегах
Норвегии, во второй половине XIX века узнал весь мир, благодаря
Григу. Григ открыл миру сокровищницу Норвежских мелодий. Он
был не только композитором, но и пианистом, дирижером,
музыкальным критиком.. Григ был обаятельным, сердечным человеком и в то
же время очень принципиальным в отстаивании своих идей. Все
произведения Грига посвящены Норвегии. Главная тема его
произведений – тема Родины. Он любил свою Родину, ее леса, озера,
реки. Григ говорил: «Я черпал богатые сокровища в напевах моей
Родины и из этого до сих пор неисследованного источника
норвежской народной души пытался создать национальное
искусство». Григ показывает и раскрывает тему Родины с разныхсторон.
19 слайд
Ребята, а как Паустовский помогает нам лучше понять музыку описывая ее в
тексте?
(он подбирает точные слова, оживляет музыку)
Автор одушевляет её, наделяя человеческими качествами. Как называется этот
приём? ( олицитворение)
Паустовского можно по праву считать мастером олицетворений.
Давайте вспомним, где ещё в рассказе Паустовский использовал
олицетворения?
Работа в парах
Прочитайте те отрывки из фраз, которые, повашему, являются
олицетворениями.
1 ряд – ищет в 1 части.
2 ряд – во 2 части.
3 ряд – в 3 и 4 частях.
20 слайд
( клавиши убегали, пароходы дремали, мелодия росла, поёт рожок, откликается оркестр, идёт
дождь.)
Паустовский помогает нам лучше понять текст, настроение героев, музыки при
помощи олицетворений.
4. Рассказ учителя о писателе. 21 слайд
– К. Паустовский до конца своей жизни много ездил, путешествовал, жил в
разных местах, узнавал всё новых и новых людей, читал, общался, отдыхал на
природе, бродил по лесам, рыбачил…Он понял главное: биографию делают не столько внешние события, сколько
внутренняя, богатая человеческими переживаниями жизнь. Как музыкален,
поэтичен его рассказ «Корзина с еловыми шишками»! Благодаря писательскому
таланту мы чувствуем движение мелодии, её нарастание, силу. Константин
Георгиевич в обычном открывает необычное, обогащает духовный мир человека.
Мир вокруг нас огромен и удивителен. Когда талантливый человек вдруг
ощущает это, ему хочется поделиться с другими людьми своими открытием. Он
старается передать красоту мира словами, или красками, или звуками.
И люди, которые слушают его стихи или его музыку, или смотрят его картины,
тоже начинают видеть и чувствовать эту красоту. И тогда они сами становятся
добрее, красивее, лучше.
22 слайд
Поэтому музыка Грига вдохновляет писателей, поэтов и художников на
создание произведений. Он своей музыкой воздействует на наши чувства,
вызывает эмоции, пробуждает воображение.
Посмотрите, сколько рисунков разных вы принесли. Вы нарисовали их после
прослушивания музыкальной пьесы Эдварда Грига «Утро». Но Григ воспевал в
своем музыкальном произведению свою Родину – Норвегию, вы же рисовали
картины нашей природы. Потому что у каждого свое виденье, свои эмоции, свои
переживания.
Какое настроение у вас в конце урока? 23 слайд
ΙΙΙ
. Итог.
24 слайд
– Чем же мы занимались на уроке? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту,
выказывали своё отношение к героям. Узнали, что музыка вдохновляет писателей,
поэтов и художников на создание произведений. Музыка влияет на наши чувства,
вызывает эмоции, пробуждает воображение.)
– Как вы поняли: Любить природу – значит любить свою Родину.Какое настроение появилось у вас после знакомства с этим произведением?
– Что вам показалось на уроке самым интересным?
– Как бы вы оценили свою работу на уроке?
В заключении урока я хочу показать вам мультфильм, чтобы еще раз вспомнить
это замечательное произведение Константина Георгиевича Паустовского и
послушать музыку великого композитора Эдварда Хагеруп Грига.
Просмотр мультфильма.
Ι
V. Домашнее
задание.
Перечитать рассказ (1 часть по ролям), стр. 135137.