УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИМАШЕВСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ТВОРЧЕТСВА «ПИРАМИДА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИМАШЕВСКИЙ РАЙОН
Принята на заседанииУтверждаю
педагогического совета ЦТ "Пирамида" Директор ЦТ "Пирамида"
от «___»________20__В.А. Страшко__________
протокол № ___ «___»__________20__
КРАТКОСРОЧНАЯ ЛЕТНЯЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Художественной направленности
«ОСТРОВОК ТВОРЧЕСТВА»(лепка,аппликация,рисование)
Уровень программы:ознакомительный
Срок реализации: 1,5 месяца: 20 часов
Возрастная категория:от 4 до 5 лет
Форма обучения: очная
Вид программы: модифицированная
Программа реализуется на бюджетной основе
ID – номер Программы в Навигаторе:
Автор-составитель:
Яцук Елена Игоревна,
педагог дополнительного образования
Тимашевск 2020г.
Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты»
Пояснительная записка
Важным средством эстетического воспитания детей является изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация). Она позволяет детям выразить в рисунках, лепке, аппликациях свое представление об окружающем мире, понимание его и отношение к нему. Эти занятия доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества. В процессе художественной деятельности у детей развиваются эстетическое восприятие, образные представления и воображение, эстетические чувства (форма, цвет, композиция).
Формирование детского творчества невозможно без развития восприятия детей, обогащения их представлений об окружающем мире. Форма занятий по изобразительной деятельности позволяет видеть взаимосвязь аппликации со всеми сторонами воспитательной работы: чтением, рассказыванием, знакомством с окружающим миром, природой и др.
Краткосрочная летняя дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Островок творчества» имеет художественную направленность, так как направлена на ознакомление учащихся с разными видами творчества (аппликацией, рисованием, лепкой из пластилина). Данная программа модифицированная, разработана на основе образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2015 г.
Программа «Островок творчества» носит выраженный деятельностный характер, создающий возможность активного практического погружения детей в удивительный мир творчества.
Новизна дополнительной образовательной программы основана на возможности совмещения процесса обучения с практикой изготовления изделий из разнообразных художественных материалов.
Актуальность программы базируется на приобщение ребят к прикладному творчеству, развитии их способностей, воспитании чувства коллективизма.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Островок творчества» педагогически целесообразна, так как в процессе реализации программы у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, развивается мелкая моторика рук, глазомер и устная речь.
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Островок творчества» отличается от авторской программы «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2015 г. уменьшением программных часов и упрощением предлагаемых тем.
Адресат программы. В объединение входят разнополые дети в количестве от 10 до 12 человек, возрастная категория от 4 до 5 лет, не имеют предварительной подготовки. Дети этой возрастной категории, согласно общепринятой возрастной периодизации, являются детьми старшего дошкольного возраста. Ребята должны иметь средний уровень внимания, эмоционально-волевые качества: настойчивость, самостоятельность, активность, общительность, доброжелательность, умение оценивать свою деятельность и деятельность товарищей.
Уровень программы, объем и сроки реализации. Программа «Островок творчества» ознакомительного уровня носит выраженный деятельностный характер, создающий возможность активного практического погружения детей в предметную деятельность на уровне первичного знакомства с ней.
Программа рассчитана на 1,5 месяца в количестве 20 часов. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа продолжительностью по 25 минут с двумя 10 минутным перерывом. Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса. Форма обучения групповая с ярко выраженным индивидуальным подходом, обучение в малых группах. Виды проведения занятий: рассказ, беседа, практическое занятие. Программой предусмотрена индивидуально-групповая форма организации деятельности учащихся на занятиях. Занятия и виды занятия определяются содержанием программы и могут проводиться в форме игры, практических занятий, выполнения самостоятельной работы, выставки.
Цель: познакомить учащихся с видами аппликации, с ИЗО деятельностью и лепкой из пластилина.
Задачи программы:
Образовательные:
- познакомить с основными понятиями, приемами и методами практической работы в области лепки, аппликации и рисования;
- сформировать первоначальные умения по выполнению объемной и простой аппликации, лепке и рисования по образцу.
Личностные:
–воспитывать потребность в творческой реализации.
Метапредметные:
- развивать любознательность как основы мотивации к обучению, наблюдательность, память, коммуникативные навыки.
Содержание программы
Учебный план
№ |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы аттестации\контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1. |
Введение. |
1 |
1 |
- |
Беседа |
2. |
Лепка |
9 |
- |
9 |
Наблюдение |
3 |
Аппликация |
5 |
- |
5 |
Наблюдение |
4. |
Рисование |
5 |
- |
5 |
Наблюдение |
Итого |
|
20 |
1 |
19 |
|
Содержание учебного плана.
1.Введение .
Введение в предмет.
Правила техники безопасности при работе с: ножницами, цветными карандашами, клеем, красками, кисточками, пластилином, цветной бумагой. Правила ТБ нахождения в ЦТ «Пирамида».
2.Лепка:
- синхронизировать работу обеих рук;
-координировать работу глаз и рук,
-учить соизмерять силу нажима ладонью, создавать простейшие формы (шар, цилиндр, овал) и видоизменять их, создавая при этом выразительные образы; - учить лепить пальцами;
- вытягивать или оттягивать небольшое количество пластилина для формирования деталей; создавать образы из 2-3 деталей.
3. Аппликация:
Усвоитьосновные приемы наклеивания: пользование кистью, клеем, салфеткой. Умение последовательно наклеивать формы.
-Развить навыки вырезывания: разрезание бумаги по прямой, по сгибам и на глаз; вырезывание округлых форм путем закругления углов, симметричных форм из бумаги, сложенной вдвое, несколько раз, гармошкой; вырезывание несимметричных форм — силуэтное и из отдельных частей; вырезывание по контуру; создавать формы путем обрывания (отщипывания) кусочков бумаги.
-Развивать композиционные умения: ритмично располагать одинаковые формы в ряд или чередовать две или несколько форм.
-Строить изображение в зависимости от формы листа — на полосе, квадрате, прямоугольнике, круге. Учить составлять изображение предмета из отдельных частей, располагать предметы в сюжетной аппликации.
4.Рисование:
Познакомить детей с различными техниками рисования;
-изучить способы и приемы рисования различными изобразительными материалами (цветные карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки, пастель, фломастеры, разнообразные кисти и т. п).
-совершенствовать умение детей рисовать кистью разными способами: широкие линии — всем ворсом, тонкие — концом кисти; наносить мазки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге, рисовать концом кисти мелкие пятнышки.
-учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков (при рисовании гуашью) и высветлять цвет, добавляя в краску воду (при рисовании акварелью).
Планируемые результаты.
Предметные:
- учащиеся познакомятся с основными понятиями в области прикладного творчества аппликации и лепке;
- сформируются первоначальные умения по выполнению работ по объемной и простой аппликации, лепке по образцу.
Личностные:
– сформируется потребность в творческой реализации.
Метапредметные:
- разовьется мотивация к обучению, наблюдательность, память, коммуникативные навыки.
В конце обучения у учащихся появится интерес к изобразительной деятельности и не менее 25% из общего количества ребят приступят к занятиям по программам «Мукасолька» (лепка), «Мастерская чудес» (аппликация, рисунок, лепка из пластилина) ознакомительного уровня.
Раздел 2 «Комплекс организационно-педагогических условий, включающих формы аттестации»
Календарный учебный график
№ |
Дата проведения |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Форма проведения |
Форма контроля |
||||
всего |
теория |
Практика |
|||||||
план |
факт |
||||||||
1. |
|
|
1.Введение. ТБ. Знакомство с планом работы. 2 Аппликация : выполнение аппликации « Букет цветов» |
2 |
1 |
-
1 |
вводный инструктаж по ТБ Практическая работа
|
Входящий текущий
|
|
2. |
|
|
1. Лепка : выполнение фигурки «Овощи, ягоды»2. Аппликация: выполнение аппликации «Веселый львенок» |
2 |
- |
1
1 |
Беседа
Практическая работа
|
Наблюдение
Текущий |
|
3. |
|
|
1. Рисование: выполнение рисунка «Усатый, полосатый (кот)» 2. Лепка: выполнение фигурки «На дне морском»
|
2 |
|
1 1 |
Беседа Практическая работа
|
Обсуждение Самостоятельная работа |
|
4. |
|
|
1.Аппликация: выполнение аппликации «Рыбки играют, рыбки сверкают» 2. Рисование: выполнение рисунка «Черепашки на песке» |
2 |
|
1
1 |
Работа с картинками Практическая работа |
Наблюдение
|
|
5. |
|
|
1. Лепка: выполнение фигурки «На полянке» (по замыслу) 2. Аппликация: выполнение аппликации «Сова»
|
2 |
|
1 1 |
Практическая работа Беседа |
Наблюдение
|
|
6. |
|
|
1. Рисование: выполнение рисунка «Морской конек» 2. Аппликация: выполнение аппликации «Веселые обезьянки». |
2 |
|
1
1 |
Практическая работа Беседа |
Самостоятельная работа Наблюдение |
|
7. |
|
|
1.Лепка:выполнение фигурки «Жираф» 2.Рисование:выполнение рисунка «Золотая рыбка» |
2 |
|
1
1 |
Игра
Практическая работа
|
Наблюдение
|
|
8. |
|
|
1.Лепка: «Мышка». Пластилиновая сказка. 2. Рисование: выполнение рисунка в стиле витраж «Ваза» |
2 |
|
1 1 |
Театральный мастер – класс Практическая работа
|
Наблюдение Обсуждение
|
|
9. |
|
|
1.Лепка: выполнение фигуры «Весёлые дельфины». 2.Лепка:выполнение фигуры «Царь зверей»(Лев) |
2 |
|
1
1 |
Беседа
Практическая работа
|
Обсуждение
Наблюдение
|
|
10. |
|
|
1.Лепка: выполнение фигурки «Лягушонок» 2.Лепка: коллективная работа «Картина – лето».Итоговое занятие. |
2 |
|
1
1 |
Практическая работа Игра
|
Обсуждение
Наблюдение
|
|
|
|
|
Всего: |
20 |
1 |
19 |
|
|
|
Условия реализации программы.
Материально – техническое обеспечение: помещение для занятий соответствует требованиям СанПиН2.4.3172 – 14, в помещении находятся стандартные учебные столы и стулья, соответствующие ростовой группе, стол и стул для педагога, учебная доска, книжные шкафы для хранения дидактических пособий и учебных материалов.
Перечень оборудования, инструментов, материалов, необходимых для работы: ножницы, клей ПВА, клей-карандаш, гуашь, акварель, кисть №4 №8, непроливайка, картон цветной (белый), цветная бумага, альбом для рисования, доска для лепки, пластилин.
Информационное обеспечение: видео-, интернет источники, схемы, готовые изделия, книги, журналы, альбомы с образцами, подборки рисунков, фотографий различных изделий и описания их изготовления.
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования с высшим профессиональным или средним профессиональным образованием по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее профессиональное или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации, знающий специфику ОДО. Требования к опыту практической работы не предъявляются. Необходимые умения: владеть формами и методами обучения; использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе одаренных обучающихся и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, культурно – досуговую, учебно-исследовательскую; регулировать поведение обучающихся для обеспечение безопасной образовательной среды; реализовать современные формы и методы воспитательной работы, как на занятиях, так и во внеурочной деятельности, ставить воспитательные цели, способствующие развитию обучающихся, независимо от их способностей; общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их. Необходимые знания: преподаваемый предмет; основные закономерности возрастного развития; основные методики преподавания, виды и приемы современных педагогических технологий; пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения.
Форма аттестации.
Программой «Островок творчества» предусматривается текущий вид контроля.
Результативность образовательной деятельности определяется способностью обучающихся расширять круг знаний, приумножать умения и практические навыки.
Форма и методы контроля и оценки результатов усвоения программы предполагает при текущем контроле:
• педагогическое наблюдение за процессом выполнения заданий,
• ежедневное краткое подведение итогов,
• опрос,
• самостоятельная работа,
• педагогический мониторинг – ведение журнала посещаемости.
Из- за ограниченного по времени срока реализации программы итоговая аттестация не предусматривается.
Методические рекомендации
Обучение по данной программе предполагает использование различных методов и приемов обучения. Объяснительно – иллюстративный метод (беседа, рассказ, практическая работа (групповая и индивидуальная), самостоятельная работа обучающихся). Репродуктивный метод (повторение, коллективное творчество, замедленный показ). Эвристический метод (творческие находки, копилка идей, творческие проекты). Игровой. Дискуссионный. Проектный. Выбор методов обучения зависит от темы и формы занятий. При этом в процессе обучения все методы реализуются в теснейшем взаимодействии при создании положительной мотивации, актуализации интереса.
Краткосрочная дополнительная образовательная программа «Островок творчества» реализуется через следующие форму занятий:
• традиционное занятие по алгоритму:
— организационный момент-3 мин.
— объяснение темы-5 мин.
— практическая часть-15 мин.
— подведение итогов-2 мин.
Занятия могут иметь различные формы проведения: игра, конкурс, защита творческой работы, беседа, практическое занятие, выставка, открытое занятие, мастер – класс, традиционные занятия по алгоритму:
Список литературы.
Обязательная литература:
1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А.- М.: Мозаика-Синтез, 2015.
Интернет-Ресурсы:
Загадки про овощи и фрукты
-http://other-year.narod.ru/holiday/competition/fruit.html
Загадки о диких живoтныx-http://docflsh.ru/documents/zagadki-dikie-lesnye-
zhivotnye-zveri-otvet-deti-riddle-kid-chid-wild-animal
Нормативные документы:
1.Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г.«Об образовании в Российской Федерации»
2.Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 04009.2014 г. № 1726 –р
3.Приказ Минобразования и науки РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»
4.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172 -14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
5.Краевые методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ / автор-составитель И.А. Рыбалева/.- Краснодар, 2016 года.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.