Краткосрочный план по поэме Н.В.Гоголя для 9 класса. Представлен материал по критическому мышлению,работа в группах, приёмы рефлексии.
Задачи:
1.Продолжив изучение поэмы Гоголя «Мертвые души», проанализировать образ главного героя ,раскрыть средства создания образа Чичикова. Помочь учащимся понять, какую идейно-смысловую нагрузку вкладывал автор в образ Чичикова, доказать, что Чичиков - порождение строя, в котором утрачены честь, совесть, порядочность.
2. Развитие устной речи учащихся, аналитического мышления, навыков сопоставления, обобщения и структурирования.
3.На примере творчества Н.В.Гоголя воспитывать интерес к русской литературе. Воспитание коллективизма.
Краткосрочное планирование урока литературы по теме «Образ Чичикова в
поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»
Город: Атырау
Школа : школагимназия № 30
Учитель: Бочкова Т.А.
Класс: 9
Четверть 3
Тема урока:
Цель:
Результат обучения
для ученика А:
Результат обучения
для ученика Б:
День
Урок
Неделя
Образ Чичикова в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые
души»
1. Создание условий для понимания основных
черт характера Чичикова как социально
психологического типа, а также сути
«чичиковщины».
Задачи:
1.Продолжив изучение поэмы Гоголя «Мертвые
души», проанализировать образ главного героя
,раскрыть средства создания образа Чичикова.
Помочь учащимся понять, какую идейно
смысловую нагрузку вкладывал автор в образ
Чичикова, доказать, что Чичиков порождение
строя, в котором утрачены честь, совесть,
порядочность.
2. Развитие устной речи учащихся, аналитического
мышления, навыков сопоставления, обобщения и
структурирования.
3.На примере творчества Н.В.Гоголя воспитывать
интерес к русской литературе. Воспитание
коллективизма.
Знают материал по образу Чичикова, понимают и
объясняют черты героя как социального типа.
Знают героев и их особенности, умеют
сопоставлять их. Умеют обобщать,
структурировать по ходу анализа данного
материала. Умеют оценивать свои ответы и ответы
одноклассников. Создают свои творческие работы
на основе анализа изученного материала.
Знают материал по образу Чичикова, понимают и
объясняют черты героя как социального типа.
Знают героев и их особенности, умеют
сопоставлять их, выделять главное, делать
выводы, пользуясь терминологией. УмеютРезультат обучения
для ученика В:
Основные ключевые
идеи:
Вид деятельности и
время
Вводная часть
1.Организационный
момент
оценивать свои ответы и ответы одноклассников.
Знают содержание поэмы, материал по образу
Чичикова, основные характеристики героя,
умеют отвечать на открытые вопросы, находить
ответы на них в тексте поэмы, знают основных
героев поэмы, дают их портретные
характеристики. Умеют работать в группе.
Чичиковы тем и страшны, что, на первый взгляд,
и во внешности, и в поведении, и даже в целях всё
благополучно, если бы не их полная
бездуховность, но их идеалы соблазнительны и за
них продаётся человеческая совесть во все
времена и в наше тоже. Чичиковы освобождаются
от всего человеческого, беспощадны к тем, кто
встаёт на их пути. Для раскрытия идеи на уроке
особое внимание уделяется работе с текстом,
исследовательской беседе учащихся, умению
слушать и слышать другого при работе в группе.
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Обучающиеся
слушают
вступительное слово
учителя
Запись в тетрадь темы
урока и осмысление.
Ребята, изучая поэму
Н.В.Гоголя «Мертвые
души», мы узнали
историю создания
произведения,
познакомились с нравами
в губернского города,
побывали в гостях у
помещиков. Но среди
героев гоголевской поэмы
"Мертвые души" особое
место занимает Чичиков.
Кто же такой Чичиков:
яркая, сильная личность
или заурядный
«маленький человек»?
Самый «мёртвый» из всех
гоголевских персонажей
или новый герой эпохи?
ответить на эти вопросы
– цель нашего урока.2. Деление на
группы
(одновременно это и
активизация знаний
по изученной теме
«Образы
помещиков»)
Презентация
работает как
фоновая
иллюстрация ко
всем этапам урока.
3. Предварительная
работа в группах.
Прием «Корзина
идей»
Учащиеся создают
группы,
Выполняют задание.
Ученики берут листочки с
написанными на них
портретными
характеристиками
помещиков,
объединяются в группы
соответственно
одинаковым записям.
Дополн. задание:
объединившись,
определить , кто из
помещиков представлен в
данном отрывке, найти
соответствующую
иллюстрацию.
Затем представить своего
персонажа.
Запишите, какими
качествами, по вашему
мнению, должен обладать
положительный герой, а
какими отрицательный.
(Стикеры с
положительными и
отрицательными
качествами расположить в
разных частях корзины)
Выступление спикеров
групп.
Ход работы:
индивидуальная
работа (1мин.),
Обсуждение в парах
(1 мин.), обсуждение в
группе и записи на
стикерах ( 1 мин.)
Взаимооценивание
групп.
Приём «Светофор»Основная часть
1.Формулировка
проблемного
вопроса:
«Чичиков: кто же он
такой?»
Ответ на этот
вопрос далеко не
однозначен, а споры
о гоголевском
персонаже не
утихают до сих пор.
Что о Чичикове
говорят критики?
Приём «Слушающая
тройка»
2. Что о Чичикове
говорят герои
поэмы?
Приём «Поймай
вопрос»
3.Работа над
образом Чичикова.
Приём «Постер»
Учащиеся
внимательно слушают,
затем оценивают.
Приём «Большой
палец»
Каждая группа
«Ловит» свой вопрос,
обсуждает 30 сек. и
отвечает, либо
перекидывает вопрос
другой группе.
Исследовательская
беседа помогает
выявить главное для
разработки постера
структурировать и
обобщить.
Ученики получают
задание в начале урока.
СПИКЕР объясняет тему
(либо делится своим
мнением о проблеме).
ИНТЕРВЬЮЕР
внимательно слушает и
задает вопросы для
прояснения деталей.
СЕКРЕТАРЬ наблюдает
за процессом и дает
обратную связь как
«спикеру», так и
«интервьюеру».
Каждая группа «ловит»
свой вопрос, который
заключается в том, что
необходимо узнать, какой
персонаж так
высказывается о
Чичикове.
Можно передать вопрос
другой группе, но
«стоимость» ответа при
этом уменьшается.
Что необходимо знать,
чтобы составить мнение о
человеке?
(нужно знать, какой он,
как он воспитывался,
какие поступки он
совершает, нужно
выяснить качества его
личности).
Задание группам:
нарисовать постер,
отражающий основные
вехи биографии героя.
I группа: Детство героя,учёба в городском
училище.
II группа:
Государственная служба.
III группа:
Взаимоотношения с
помещиками и
чиновниками.
IV группа: Гоголь о
Чичикове.
Обобщающие выводы:
(записываются по ходу
рассуждений после
выступления групп)
Чичиков – человек новой
исторической эпохи;
точнее сказать,
переходный тип,
вобравший в себя все
основные качества
«старого» и уже имеющий
целый ряд «новых»
достоинств. Чичикова
сформировала социальная
среда, в которой все его
положительные задатки
приобрели подлую
направленность.
Ученику Б к концу урока
составить синквейн по
образу Чичикова, ученику
А – эссе.
Приём «Карусель»
Глубокое аудирование
учеников, записи в
тетради .
Взаимооценивание
«Светофор»
Группы записывают
напротив фамилий
помещиков качества,
которые сближают их
с Чичиковым. Затем
переходят за стол
другой группы,
читают записанное,
оценивают.
Ученики слушают
составленные
высказывания,
обсуждают , в ходе
исследовательской
беседы обнаруживают
ложное.
4.Индивидуальные
задания для
учеников А и Б
(сильные и средние)
5.Работа в группах.
Каждая группа
должна выявить те
качества, которые
роднят Чичикова с
тем или иным
помещиком.
6.Работа в группах.
Приёмы «Ложное
утверждение» и
«Алмазноеранжирование»
6.Выводы по уроку.
2 группы :приём «Ложное
утверждение»
3 и 4 группа «Алмазное
ранжирование»:
расположить по ранжиру
положительные и
отрицательные стороны
Чичикова.
В ходе
исследовательской
беседы располагают
по ранжиру черты
героя.
Дискуссия.
Ответы учащихся.
Положительный или
отрицательный герой
предстал перед нами?
Живая или мёртвая душа
– Чичиков?
Как вы думаете, есть
надежда на возрождение
героя?
Попробуйте
предположить, какая
жизненная ситуация
помогла бы Чичикову
возродиться?
Как по вашему, что
такое «чичиковщина»?
Заслушать синквейны и
эссе.
Итоговая рефлексия
«Моя рука»
Заключительная
часть
Ученики делают
записи:
Большой палец Что
было для меня
интересным?
Указательный Что
было трудным?
Средний Моё
настроение.
Безымянный Моипредложения.
Мизинец Что
не получилось?
Ресурсы:
Домашнее задание:
Презентация, текст поэмы, иллюстрации к поэме,
карточки с заданиями. Сигнальные карточки,
рабочие тетради.
Анализ образов крестьян.
Ученик А: составить итоговую презентацию по
образу Чичикова.
Ученик Б: письмо герою.
Ученик В: кроссворд по тексту поэмы.