Краткосрочное планирование Образ Чичикова

  • Разработки уроков
  • docx
  • 10.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Краткосрочный план по поэме Н.В.Гоголя для 9 класса. Представлен материал по критическому мышлению,работа в группах, приёмы рефлексии. Задачи: 1.Продолжив изучение поэмы Гоголя «Мертвые души», проанализировать образ главного героя ,раскрыть средства создания образа Чичикова. Помочь учащимся понять, какую идейно-смысловую нагрузку вкладывал автор в образ Чичикова, доказать, что Чичиков - порождение строя, в котором утрачены честь, совесть, порядочность. 2. Развитие устной речи учащихся, аналитического мышления, навыков сопоставления, обобщения и структурирования. 3.На примере творчества Н.В.Гоголя воспитывать интерес к русской литературе. Воспитание коллективизма.
Иконка файла материала КСП Образ Чичикова.docx
Краткосрочное планирование урока  литературы по теме «Образ Чичикова в  поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души» Город: Атырау  Школа : школа­гимназия № 30 Учитель: Бочкова Т.А. Класс: 9 Четверть 3 Тема урока: Цель: Результат обучения  для ученика А: Результат обучения  для ученика Б: День  Урок  Неделя  Образ Чичикова в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые  души» 1. Создание условий для понимания основных  черт характера Чичикова как социально­ психологического типа, а также сути  «чичиковщины». Задачи: 1.Продолжив изучение поэмы Гоголя «Мертвые  души», проанализировать образ главного героя  ,раскрыть средства создания образа Чичикова.  Помочь учащимся понять, какую идейно­ смысловую нагрузку вкладывал автор в образ  Чичикова, доказать, что Чичиков ­ порождение  строя, в котором утрачены честь, совесть,  порядочность. 2. Развитие устной речи учащихся, аналитического мышления, навыков сопоставления, обобщения и  структурирования. 3.На примере творчества Н.В.Гоголя воспитывать  интерес к русской литературе. Воспитание  коллективизма.   Знают материал по образу Чичикова, понимают и  объясняют черты героя как социального типа.  Знают героев и их особенности, умеют  сопоставлять их. Умеют обобщать,  структурировать по ходу анализа данного  материала. Умеют оценивать свои ответы и ответы одноклассников. Создают свои творческие работы  на основе анализа изученного материала. Знают материал по образу Чичикова, понимают и  объясняют черты героя как социального типа.  Знают героев и их особенности, умеют  сопоставлять их, выделять главное, делать  выводы, пользуясь терминологией. УмеютРезультат обучения  для ученика В: Основные ключевые  идеи: Вид деятельности и  время Вводная часть 1.Организационный  момент оценивать свои ответы и ответы одноклассников. Знают содержание поэмы, материал по образу  Чичикова, основные характеристики героя, умеют отвечать на открытые вопросы, находить  ответы на них в тексте поэмы, знают основных  героев поэмы, дают их портретные  характеристики. Умеют работать в группе.  Чичиковы тем и страшны, что, на первый взгляд,  и во внешности, и в поведении, и даже в целях всё  благополучно, если бы не их полная  бездуховность, но их идеалы соблазнительны и за  них продаётся человеческая совесть во все  времена и в наше тоже. Чичиковы освобождаются  от всего человеческого, беспощадны к тем, кто  встаёт на их пути. Для раскрытия идеи на уроке  особое внимание уделяется работе с текстом,  исследовательской беседе учащихся, умению  слушать и слышать другого при работе в группе. Деятельность учителя Деятельность ученика Обучающиеся  слушают  вступительное слово  учителя Запись в тетрадь темы урока и осмысление. Ребята, изучая поэму  Н.В.Гоголя «Мертвые  души», мы узнали  историю создания  произведения,  познакомились с нравами  в губернского города,  побывали в гостях у  помещиков. Но среди  героев гоголевской поэмы "Мертвые души" особое  место занимает Чичиков.  Кто же такой Чичиков:  яркая, сильная личность  или заурядный  «маленький человек»?  Самый «мёртвый» из всех  гоголевских персонажей  или новый герой эпохи? ­ответить на  эти вопросы  – цель нашего урока.2. Деление на  группы  (одновременно это и активизация знаний  по изученной теме  «Образы  помещиков») Презентация  работает как  фоновая  иллюстрация ко  всем этапам урока. 3. Предварительная  работа в группах. Прием «Корзина  идей»  Учащиеся создают  группы, Выполняют задание. Ученики берут листочки с написанными на них  портретными  характеристиками  помещиков,  объединяются в группы  соответственно  одинаковым записям.  Дополн. задание:  объединившись,  определить , кто из  помещиков представлен в  данном отрывке, найти  соответствующую  иллюстрацию. Затем представить своего  персонажа. Запишите, какими  качествами, по вашему  мнению, должен обладать  положительный герой, а  какими отрицательный. (Стикеры с  положительными и  отрицательными  качествами расположить в разных частях корзины) Выступление спикеров  групп. Ход работы:  индивидуальная  работа (1мин.),  Обсуждение в парах  (1 мин.), обсуждение в группе и записи на  стикерах ( 1 мин.) Взаимооценивание  групп. Приём «Светофор»Основная часть 1.Формулировка  проблемного  вопроса: «Чичиков: кто же он такой?» Ответ на этот  вопрос далеко не  однозначен, а споры  о гоголевском  персонаже не  утихают до сих пор.  Что о Чичикове  говорят критики?  Приём «Слушающая тройка» 2. Что о Чичикове  говорят герои  поэмы?  Приём «Поймай  вопрос» 3.Работа над  образом Чичикова.  Приём «Постер» Учащиеся  внимательно слушают, затем оценивают. Приём «Большой  палец» Каждая группа  «Ловит» свой вопрос,  обсуждает 30 сек. и  отвечает, либо  перекидывает вопрос  другой группе. Исследовательская  беседа помогает  выявить главное для  разработки постера  структурировать и  обобщить. Ученики получают  задание в начале урока.  СПИКЕР объясняет тему  (либо делится своим  мнением о проблеме). ИНТЕРВЬЮЕР  внимательно слушает и  задает вопросы для  прояснения деталей. СЕКРЕТАРЬ наблюдает  за процессом и дает  обратную связь как  «спикеру», так и  «интервьюеру».  Каждая группа «ловит»  свой вопрос, который  заключается в том, что  необходимо узнать, какой  персонаж так  высказывается о  Чичикове.  Можно передать вопрос  другой группе, но  «стоимость» ответа при  этом  уменьшается. ­Что необходимо знать,  чтобы составить мнение о  человеке? (нужно знать, какой он,  как он воспитывался,  какие поступки он  совершает, нужно  выяснить качества его  личности). Задание группам:  нарисовать постер,  отражающий основные  вехи биографии героя. I группа: Детство героя,учёба в городском  училище. II группа:  Государственная служба. III группа:  Взаимоотношения с  помещиками и  чиновниками. IV группа: Гоголь о  Чичикове. Обобщающие выводы: (записываются по ходу  рассуждений после  выступления групп) Чичиков – человек новой  исторической эпохи;  точнее сказать,  переходный тип,  вобравший в себя все  основные качества  «старого» и уже имеющий целый ряд «новых»  достоинств. Чичикова  сформировала социальная среда, в которой все его  положительные задатки  приобрели подлую  направленность. Ученику Б к концу урока  составить синквейн по  образу Чичикова, ученику А – эссе. Приём «Карусель»  Глубокое аудирование учеников, записи в  тетради . Взаимооценивание  «Светофор» Группы записывают  напротив фамилий  помещиков качества,  которые сближают их  с Чичиковым. Затем  переходят за стол  другой группы,  читают записанное,  оценивают.  Ученики слушают  составленные  высказывания,  обсуждают , в ходе  исследовательской  беседы обнаруживают ложное. 4.Индивидуальные  задания для  учеников А и Б  (сильные и средние) 5.Работа в группах.  Каждая группа  должна выявить те  качества, которые  роднят Чичикова с  тем или иным  помещиком. 6.Работа в группах.  Приёмы «Ложное  утверждение» и  «Алмазноеранжирование» 6.Выводы по уроку.   2  группы :приём «Ложное утверждение» 3 и 4 группа  ­«Алмазное  ранжирование»:  расположить по ранжиру  положительные и  отрицательные стороны  Чичикова. В ходе  исследовательской  беседы располагают  по ранжиру черты  героя. Дискуссия. Ответы учащихся. Положительный или  отрицательный герой  предстал перед нами? Живая или мёртвая душа  – Чичиков? ­Как вы думаете, есть  надежда на возрождение  героя?  ­ Попробуйте  предположить, какая  жизненная ситуация  помогла бы Чичикову  возродиться? ­ Как по­ вашему, что  такое «чичиковщина»? Заслушать синквейны и  эссе. Итоговая рефлексия  «Моя рука» Заключительная  часть Ученики делают  записи: Большой палец­  Что  было для меня  интересным? Указательный­    Что  было трудным? Средний­             Моё  настроение. Безымянный­      Моипредложения. Мизинец­            Что  не получилось? Ресурсы: Домашнее задание: Презентация, текст поэмы, иллюстрации к поэме, карточки с заданиями. Сигнальные карточки,  рабочие тетради. Анализ образов крестьян.  Ученик А: составить итоговую презентацию по  образу Чичикова. Ученик Б: письмо герою. Ученик В: кроссворд по тексту поэмы.

Посмотрите также