Краткосрочный план по литературе "Образ Герасима в повести И.С. Тургенева ""Муму"
Оценка 4.7

Краткосрочный план по литературе "Образ Герасима в повести И.С. Тургенева ""Муму"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
6 кл
21.02.2019
Краткосрочный план по литературе "Образ Герасима в повести И.С. Тургенева ""Муму"
краткосрочный план по обновленной программе по литературе для учащихся 6 класса. Урок направлен на развитие ценностей: доброта, милосердие, сочувствие, сострадание (привитие этих ценностей осуществляется через восприятие содержания художественного текста); культура взаимоотношений, сплоченность и умение работать в команде, ответственность и лидерство (привитие этих ценностей осуществляется посредством установления правил работы в группе, оказания поддержки менее способным/уверенным в себе учащимся).
Образ Герасима в повести И.С. Тургенева.docx
Раздел долгосрочного плана:  6.3 Нравственный выбор человека Дата: Школа:  ФИО учителя: Класс:  Тема урока Количество  присутствующих:  отсутствующих : Образ Герасима в повести И.С.  Тургенева   «Муму» Цели обучения, которые  достигаются на данном  уроке (ссылка на учебную программу)   6.2.4.1  –  анализировать   эпизоды   драматических   и прозаических   произведений,   важные   для   характеристики главных героев. 6.2.5.1 – характеризовать героев, используя план и цитаты из текста. Цели урока Критерии оценивания Привитие ценностей  Межпредметные связи Учащиеся могут:  – определить тему и основную мысль рассказа; – делать выводы о роли ключевых эпизодов; – назвать черты характера героя, которые раскрываются в ключевых эпизодах, и анализировать его поведение; – использовать цитаты для аргументации своей позиции.   – определяет тему и основную мысль рассказа; – определяет роль эпизода в произведении; – называет черты характера Герасима; –  анализирует   поведение   героя,   дает   оценку   его поступкам; – определяет авторское отношение к герою.   группе,   Данный урок направлен на развитие ценностей: доброта, милосердие,   сочувствие,   сострадание   (привитие   этих ценностей  осуществляется  через  восприятие содержания художественного   текста);  культура   взаимоотношений, сплоченность   и   умение   работать   в   команде, ответственность   и   лидерство   (привитие   этих   ценностей осуществляется посредством установления правил работы в   менее способным/уверенным в себе учащимся). Межпредметная   интеграция   на   уроке   будет   реализована через   содержание   используемых   материалов.  Связь   с изобразительным   искусством:   учащиеся   могут рассмотреть   репродукции   с   картин/иллюстрации, отражающие   образы героев и развитие сюжета. Связь с историей: апелляция к фактам, воссоздающим жизнь, быт и нравы самодержавно­крепостнического строя в  России 1­ой половины XIX века. поддержки оказания Предварительные знания На предыдущих уроках учащиеся работали на достижение цели   «иметь   общее   представление   о   художественном произведении,   осмысливать   тему».  Активизация   уже имеющихся     учебную деятельность,  ориентированную на анализ ключевых эпизодов, определение темы и основной мысли художественного текста; развитие навыков анализа и интерпретации. знаний   осуществляется   через Ход урока Запланированны Запланированная деятельность на уроке  Ресурсы е этапы урока Начало урока 0­5 Иллюстрации I. II. Орг. момент Психологический настрой «Расскажи   мне   обо   мне»   Учащиеся называют   хорошие   качества   своих одноклассников. ­   Важно   ли   умение   характеризовать героев? Для того, чтобы узнать как внимательно читали текст и как запомнили его содержание поиграем в игру «Лови вопрос» Мяч 1. Что знаете о крепостных крестьянах? 2. Обратимся   к   повести.   Для   начала вспомним   где   разворачиваются   все события? 3. Как   выглядит   дом   барыни?   (в   одной   из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми   колоннами   и   покривившемся балконом) 4. Нарисуйте   словесный   портрет   барыни. (Старая женщина в белом чепце) 5. Что мы узнаем о барыне в начале повести? (вдова,   окруженная   многочисленной дворней.   Сыновья   служат   в   Петербурге, дочки вышли замуж; доживала последние годы своей скупой и скучающей старости) 6. Если   обобщить   все   наши   наблюдения, какой вывод мы можем сделать? Кто же такая   барыня   и   какова   атмосфера   того дома, где разворачиваются все события? ­ Тургенев показал нам властную и капризную  старуху. Но она ли является главной героиней? ­ А кто же является главным героем? ­ Как Герасим связан с барыней? ­ Какую работу он выполняет? ­ Как барыня относится к Герасиму? ­ Почему он так любил Муму, но утопил ее? ­ Чем кончается поэма? ­ Какой Герасим вам нравится больше: в начале  или в конце повести? ФО Комментарии учителя. III. Знакомство с темой и целями На доске записаны тема и цели. Учитель  озвучивает. ­ В целях написано «… эпизоды, важные для  характеристики героев» ­ Назовите корень слова «характеристика». ­ Что означает слово характер? Как вы понимаете значение этого слова? ­ В каких ситуациях характер человека  проявляется ярче всего? (сложных, необычных) ­ Итак, о чем мы будем сегодня говорить на  уроке? Середина урока  I. Работа с текстом 11 ­ 38 Работа в группах.  Нам   предстоит   поработать   в   группах   и ответить на вопросы 1   группа   –   как   автор   описывает   Герасима? Как работал Герасим? Ответы подтверждайте цитатами. 2   группа   –   Найдите   в   тексте   описание коморки   Герасима.   Для   чего,   по   –   вашему, автор так подробно описывает жилье  героя? Презентации работ. ФО «Две звезды – одно пожелание» II. Анализ эпизодов. Работа в группах.  Мы продолжим работу в группах и следующее задание будет анализ эпизодов «Меняющийся волонтер» (обмен информации) Каждая   группа   выполняет   анализ   одного   из эпизодов,   используя   алгоритм,   предложенный учителем:  Прочитайте   фрагмент   рассказа   И.С. Тургенева «Муму».  Определите   роль   эпизода   в   композиции Приложение 1 Приложение 2 рассказа и развитии сюжета. которых   героя/героев..  Выпишите   ключевые   слова,   при   помощи характеризует автор    Сделайте   вывод   о   герое/героях   рассказа, опираясь на вопросы.  Сформулируйте основную мысль данного эпизода. Потом от каждой группы пойдет волонтер.  ФО  по критериям Критерий оценивания: – анализирует эпизод Дескрипторы: –выделяет ключевые слова; –находит   короткие   цитаты,   характеризующие героя; – называет черты характера героя; – определяет роль эпизода в произведении; ­ доступно и понятно излагает материал. Обратная связь III. Дискуссия. Учитель делит класс на две команды, для того чтобы провести  дискуссию на тему:  Мог   ли   Герасим   поступить   иначе   и сохранить жизнь Муму?  Одна   команда   защищает   положительную   точку зрения   на   поставленный   вопрос,   другая   – отрицательную. IV. Итак, какое впечатление у вас сложилось о Герасиме?   Каким   он   был   человеком?   Об этом мы узнаем в следующей нашей работе «Портрет на стене» 1   группа   –   дайте   характеристику   герою, используя знания, которые вы получили на уроке 2 группа – задайте вопросы Герасиму. Бумага А3/ флипчарты,  маркеры/флома с­ теры/ цветные карандаши ­   Как   Тургенев   характеризует   Герасима. Выберите цитаты, которые характеризуют самые яркие черты характера Герасима. (дети выбирают из предложенных и клеят на рисунок) ФО Смайлик   ­   Давайте   вернемся   к   целям   нашего   урока. Получился у нас образ Герасима? ­ Достигли цели? ­ Скажите, какие выводы сделали для себя? Конец урока 38­40 VII. Рефлексия.  Все встаньте и ответьте на вопросы, но без слов, только движениями. ­   Если   вам   было   скучно,   неинтересно,   то поднимите руки вверх ­ Если вам было интересно, вы чувствовали себя отлично, то хлопните в ладоши. ­  Если  вы  получили  на  уроке  новые  знания,  то сядьте на свои места. Обратная   связь.  Молодцы!   Вы   хорошо потрудились и получаете оценку «отлично» Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? Работа   в   группах:   более способные   ученики   оказывают поддержку   менее   способным, работа   в   парах:   помощь   нуждающимся   в учащимся, поддержке   (план   анализа эпизода,   алгоритм   выполнения задания). Формативное   оценивание восприятия   и   интерпретации новой   информации.  На   всех этапах   осмысления   темы учащиеся   оцениваются   по критериям,   осуществляется наблюдение   учителя,   дают свои комментарии учащиеся. Здоровье и соблюдение техники безопасности   техники Соблюдение безопасности при передвижении   учащихся   по классу  во время    групповой работы доски (представление результатов – кластеров). у       Задание для 2­ой группы Приложение 2 1. Прочитайте фрагмент рассказа И.С. Тургенева «Муму». 2. Определите роль эпизода в композиции рассказа и развитии сюжета. 3. Выпишите ключевые слова, при помощи которых автор характеризует героя. 4. Сделайте вывод о главном герое рассказа, опираясь на следующие вопросы:  Как данный фрагмент раскрывает характер Герасима?   Одобряете ли вы его поведение?   Меняется ли жизнь Герасима после появления Муму?   Согласны ли вы с высказыванием А. Швейцера: «Чтобы понять, есть ли у животных душа, надо самому иметь душу»? 5. Сформулируйте основную мысль данного фрагмента текста. 6. Результаты анализа эпизода представьте в виде кластера.         «Дело было к вечеру. Он шел тихо и глядел на воду. Вдруг ему показалось, что что­то барахтается в тине у самого берега. Он нагнулся и увидел небольшого щенка, белого с черными пятнами, который, несмотря на все свои старания, никак не мог вылезть из воды, бился, скользил и дрожал всем своим мокреньким и худеньким телом. Герасим поглядел на несчастную собачонку, подхватил ее одной рукой, сунул ее к себе в пазуху и пустился большими шагами домой. Он вошел в свою каморку, уложил спасенного щенка на кровати, прикрыл его своим тяжелым армяком, сбегал сперва в конюшню за соломой, потом в кухню за чашечкой молока. Осторожно откинув армяк и разостлав солому, поставил он молоко на кровать. Бедной собачонке было всего недели три, глаза у ней прорезались недавно; один глаз даже казался немножко больше другого; она еще не умела пить из чашки и только дрожала и щурилась. Герасим взял ее легонько двумя пальцами за голову и принагнул ее мордочку   к   молоку.   Собачка   вдруг   начала   пить   с   жадностью,   фыркая,   трясясь   и захлебываясь. Герасим глядел, глядел да как засмеется вдруг… Всю ночь он возился с ней, укладывал ее, обтирал и заснул наконец сам возле нее каким­то радостным и тихим сном…           Ни одна мать так не ухаживает за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей…   Первое   время   она   была   очень   слаба,   тщедушна   и   собой   некрасива,   но понемногу   справилась   и   выровнялась,   а   месяцев   через   восемь,   благодаря   неусыпным попечениям своего спасителя, превратилась в очень ладную собачку испанской породы, с длинными ушами, пушистым хвостом в виде трубы и большими выразительными глазами. Она страстно привязалась к Герасиму и не отставала от него ни на шаг, всё ходила за ним, повиливая хвостиком. Он и кличку ей дал – немые знают, что мычанье их обращает на себя внимание других, – он назвал ее Муму». Задание для 1­ой группы 1. Прочитайте финальный эпизод рассказа И.С. Тургенева «Муму». 2. Выделите ключевые моменты в анализируемом отрывке. 3. Выберите короткие цитаты, в которых наиболее ярко отражается нравственный облик героя.  4. Составьте цитатный план­характеристику образа героя.        «Герасим шел не торопясь и не спускал Муму с веревочки. Дойдя до угла улицы, он остановился, как бы в раздумье, и вдруг быстрыми шагами отправился прямо к Крымскому броду. На дороге он зашел на двор дома, к которому пристроивался флигель, и вынес оттуда два кирпича под мышкой. От Крымского брода он повернул по берегу, дошел до одного   места,   где   стояли   две   лодочки   с   веслами,   привязанными   к   колышкам   (он   уже заметил их прежде), и вскочил в одну из них вместе с Муму… А Герасим всё греб да греб. Вот уже Москва осталась назади. Вот уже потянулись по берегам луга, огороды, поля, рощи,   показались   избы.   Повеяло   деревней.   Он   бросил   весла,   приник   головой   к   Муму, которая сидела перед ним на сухой перекладинке – дно было залито водой – и остался неподвижным,   скрестив   могучие   руки   у   ней   на   спине,   между   тем   как   лодку   волной помаленьку относило назад к городу. Наконец Герасим выпрямился, поспешно, с каким­то болезненным озлоблением на лице, окутал веревкой взятые им кирпичи, приделал петлю, надел ее на шею Муму, поднял ее над рекой, в последний раз посмотрел на неё... Она доверчиво и без страха поглядывала на него и слегка махала хвостиком. Он отвернулся, зажмурился и разжал руки... Герасим ничего не слыхал, ни быстрого визга падающей Муму, ни тяжкого всплеска воды; для него самый шумный день был безмолвен и беззвучен, как ни одна самая тихая ночь не беззвучна для нас, и когда он снова раскрыл глаза, по­прежнему спешили   по   реке,   как   бы   гоняясь   друг   за   дружкой,   маленькие   волны,   по­прежнему поплескивали они о бока лодки, и только далеко назади к берегу разбегались какие­то широкие круги. <…>Утопив  бедную  Муму,  он  прибежал   в  свою  каморку,   проворно  уложил   кой­какие пожитки в старую попону, связал ее узлом, взвалил на плечо да и был таков. Дорогу он хорошо заметил еще тогда, когда его везли в Москву; деревня, из которой барыня его взяла,   лежала   всего   в   двадцати   пяти   верстах   от   шоссе.   Он   шел   по   нем   с   какой­то несокрушимой отвагой, с отчаянной и вместе радостной решимостью. Он шел; широко распахнулась его грудь; глаза жадно и прямо устремились вперед. Он торопился, как будто мать­старушка   ждала   его   на   родине,   как   будто   она   звала   его   к   себе   после   долгого странствования на чужой стороне, в чужих людях... Через два для он уже был дома, в своей избенке… И живет до сих Герасим бобылем в своей одинокой избе; здоров и могуч по­ прежнему, и работает за четырех по­прежнему, и по­прежнему важен и степенен. Но соседи заметили, что со времени своего возвращения из Москвы он совсем перестал водиться с женщинами, даже не глядит на них, и ни одной собаки у себя не держит».

Краткосрочный план по литературе "Образ Герасима в повести И.С. Тургенева ""Муму"

Краткосрочный план по литературе "Образ Герасима в повести И.С. Тургенева ""Муму"

Краткосрочный план по литературе "Образ Герасима в повести И.С. Тургенева ""Муму"

Краткосрочный план по литературе "Образ Герасима в повести И.С. Тургенева ""Муму"

Краткосрочный план по литературе "Образ Герасима в повести И.С. Тургенева ""Муму"

Краткосрочный план по литературе "Образ Герасима в повести И.С. Тургенева ""Муму"

Краткосрочный план по литературе "Образ Герасима в повести И.С. Тургенева ""Муму"

Краткосрочный план по литературе "Образ Герасима в повести И.С. Тургенева ""Муму"

Краткосрочный план по литературе "Образ Герасима в повести И.С. Тургенева ""Муму"

Краткосрочный план по литературе "Образ Герасима в повести И.С. Тургенева ""Муму"

Краткосрочный план по литературе "Образ Герасима в повести И.С. Тургенева ""Муму"

Краткосрочный план по литературе "Образ Герасима в повести И.С. Тургенева ""Муму"

Краткосрочный план по литературе "Образ Герасима в повести И.С. Тургенева ""Муму"

Краткосрочный план по литературе "Образ Герасима в повести И.С. Тургенева ""Муму"

Краткосрочный план по литературе "Образ Герасима в повести И.С. Тургенева ""Муму"

Краткосрочный план по литературе "Образ Герасима в повести И.С. Тургенева ""Муму"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2019