Краткосрочный план по русской литературе рассчитан для 7 класса. Урок литературы посвящен анализу стихотворения Александра Сергеевича Пушкина "Зимнее утро". Данный урок способствует расширению и углублению знаний учащихся о творчестве Александра Сергеевича Пушкина. Обогатить знания учащихся, показать глубину его произведений. А самое главной моей задачей было на данном уроке вызвать интерес к слову художественного произведения.Краткосрочный план по русской литературе 7 класс
пп.docx
Раздел долгосрочного плана: 2. Человек и природа (14)
Дата: Класс: 7 Русская литература Урок 20
Тема урока: Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро». Образ лирического
героя
Цели обучения:
7.2.3.1 – выделять в тексте произведения элементы композиции, объяснять роль эпиграфа и его
смысл;
7.2.5.1 – характеризовать героев произведения на основе деталей и цитат из текста;
7.2.6.1 – анализировать сюжет и композицию, художественные образы и оформлять своё представ
ление в таблицах, схемах, кластерах, презентациях, синквейн и др.
Цели урока:
Критерии оценивания:
Привитие ценностей:
Межпредметные связи:
Навыки использования ИКТ: интерактивная доска, интернет – ресурсы, представление в
мультимедийной форме информационных материалов (видеофрагмент).
Предварительные знания: данный урок основывается на знаниях и навыках, полученных на
предыдущих уроках. Учащиеся имеют представление о …
Этапы
урока
Начало
урока
Середина
урока
Деятельность
учителя
Ход урока
Деятельность учащихся
Ресурсы и
оценивание
I. Организационный момент.
Приветствует учеников,
проверяет готовность к уроку,
желает успеха.
II. Этап вызова.
Мотивация к изучению новой
темы.
Прослушать чтение
стихотворения «Зимнее утро» и
хоровое исполнение. Вопросы
учителя:
Какие настроения важно
передать поэту?
Сформулируйте ваше понимание
темы и основной идеи
стихотворения.
Постановка целей урока.
Деление на группы: стратегия
«Выбери меня»
В название стихотворения
вынесена главная тема тема
природы, зимнего утра.
Тема природы соседствует в
этом стихотворении с темой
радостных человеческих
переживаний и темой
красоты окружающего мира.
Идея стихотворения
радость жизни от созерцания
красоты зимнего утра.
Интерактивная
доска, интернет
ресурсы: https:
www.
youtube.com/
watch?v zSzHO
ybO_YQ (видео,
читает Иннокен
тий Смокту
новский
https: //www.
youtube.com/
watch?v=
h5RYJ
XqjeVc
https: //www. youtube.com/
watch?v=7o9B
B8D3cw
«Зимнее утро»
(муз. Г.
Свиридова),
камерный хор
Орловской
филармонии
ФО: Символы
ФО: Символы
Ученики делятся на 3
группы, отвечают на вопрос
карточки – задания.
^°:
ГРУППА 1
Он счастлив, любуется
красотой Символы утра,
полон радости и хочет про
катиться по снегу.
Лирическая героиня в первой
строфе названа прелестной,
красавицей, звездою севера.
Во второй строфе она
описана грустной, печальной.
В четвертой и пятой
лирический герой предлагает
ей проснуться окончательно и
отправиться на прогулку по
свежему снегу. Прогулка в
санках по свежему снегу ей
тоже будет приятна.
Развеселите их обоих.
Лирический герой и
лирическая героиня молоды,
счастливы, здоровы, и они
могут любоваться красотой
зимней природы.
ГРУППА 2
В стихотворении пять строф.
В первой строфе описано
пробуждение лирического
героя и его обращение к
своей подруге.
Вторая строфа посвящена
воспоминаниям о вчерашнем
вечере и зимней вьюге.
Третья строфа изображение
картин природы.
Четвертая строфа описывает
теплую комнату.
В пятой строфе лирический
герой представляет картину
20 мин
III. Стадия осмысления.
Актуализация знаний.
Формирование новых понятий
и способов деятельности.
Учитель организует работу в
группах, предложив карточки с
заданиями.
КАРТОЧКА 1
Раскройте образ лирического
героя. Опишите его настроение и
желания.
Составьте синквейн.
Раскройте образ лирической
героини. Как называет ее поэт?
Опишите ее настроение.
Составьте синквейн.
КАРТОЧКА 2
Сколько строф в тексте
стихотворения? Объясните
композиционное значение
каждой строфы.
Придумайте заглавие для
каждой строфы стихотворения. Выпишите сравнения, эпитеты,
метафоры и объясните их
значение для создания образов.
КАРТОЧКА 3
Как соотнесены в
художественном мире
произведения настоящее («нын
че») и прошедшее время
(«вечор»).
Покажите, какие настроения
героев связаны с этими
временами.
Создайте схему или модель
художественного пространства
стихотворения. Сформируйте
кластеры внешнего и
внутреннего пространства и
охарактеризуйте их.
Сформируйте кластер
пейзажных образов.
предстоящей прогулки на
санках.
Эпитеты: день чудесный;
друг прелестный; ты
печальная; Под голубыми
небесами / Великолепными
коврами; прозрачный лес и
др.
Метафоры: вьюга злилась,
мгла носилась, Веселым
треском / Трещит
затопленная печь.
Сравнения: Луна, как
бледное пятно, / Сквозь тучи
мрачные желтела; Под
голубыми небесами /
Великолепными коврами.
Сравнения, эпитеты,
метафоры создают яркие
зрительные образы. передают
эмоции поэта, вызывают
неожиданные ассоциации.
ГРУППА 3
Нынче это описание зимнего
Символы утра. Оно принесло
радость и бодрость, надежды
и новые планы на день. Вчера
была буря, тревожные
мысли и печаль. Но это
позади.
Можно увидеть, что в этом
тексте противопоставлены
открытое внешнее
пространство природного
ландшафта и малое, бытовое
пространство человеческого
жилья. Голубые небеса,
великолепные ковры снега,
чернеющий лес, зеленеющая
ель, блестящая речка вот
образы пространства
природного мира. Комната,
окно, затопленная печь,
лежанка это образы и
локусы внутреннего
пространства дома.
Вторая строфа
стихотворения представляет
нам ночное пространство
прошлого вечера с луной,
вьюгой, мглой, тучами.
ФО: Символы Этому пространству второй
строфы противостоят солнце,
голубые небеса, яркий снег. В
последней строфе
представлена воображаемая
картина быстрого
путешествия с милым другом
по снежному пространству
поля, леса и берегам
замерзшей реки.
Ученики используют
технологию кластеров.
Выделение смысловых
единиц текста и графическое
оформление в определенном
порядке в виде грозди.
Ведущим приемом могут
стать гроздья (кластеры).
Грозди – графический прием
в систематизации материала.
Голубые небеса,
великолепные ковры снега,
чернеющий лес, зеленеющая
ель, блестящая речка, ночное
пространство прошлого
вечера с луною, вьюгой,
мглой, тучами. Ученики
должны объединить эти
образы в своей схеме.
Ученики должны вспомнить
материал
Литературоведческой
консультации № 4 и сделать
стиховедческий анализ
стихотворений «Зимнее
утро» и «Зимний
вечер». Первое написано Я4,
второе Х4. Первая строчка
«Зимнего утра»
полноударный
ямб. Она сообщает
жизнерадостный ритм всему
тексту. Хорей
самый энергичный
стихотворный ритм. Он
передает быстрое
движение: «Буря мглою небо
кроет...». Этот ритм лучше
всего передает настроение
тревоги и беспокойства,
которые пронизывают идею
стихотворения «Зимний
вечер». Ямб любимый
ФО
10 мин
IV. Применение.
Формирование умений и
навыков.
Учитель задает вопрос:
Какими размерами написаны
стихотворения «Зимнее утро» и
«Зимний вечер»? Помогает ли
размер передать картину
природы и авторскую идею в
стихотворениях «Зимнее утро» и
«Зимний вечер»? 5 мин
Конец
урока
размер Пушкина, более 80
процентов его стихотворных
произведений написаны
ямбом. Он, видимо, лучше
всего соответствует
темпераменту поэта,
оптимизму и жизнелюбию,
которые отражены в идее
стихотворения «Зимнее
утро».
V. Итог урока. Этап рефлексии. Телеграмма.
Учитель предлагает кратко ответить на вопросы:
Чему научил вас урок?
VI. Информация о домашнем
задании.
Переоформите сюжет
стихотворения
«Зимнее утро» в репортаж.
Варианты заданий:
Можно сделать репортаж для
зеты, для радио или
телерепортаж. В репортаже
должны быть: название,
обращение к читателям или
слушателям, элемент
повествования, краткие
вопросы, предложения к
читателям, зрителям или
слушателям.
В сравнительном эссе
ученики могут обратить
внимание на поэтику зимних
картин, на образы няни и
лирической героини, на
настроения, которые
пробуждают в поэте буря,
вечер, солнечное утро, на
изображение светил (солнца,
луны), на звукопись,
аллитерации и ассонансы, на
сравнения и эпитеты.
Ученики сопоставляют
стихотворения Пушкина о
зиме и осени. Работа идет в
группах. Итогом работы
будет конкурс проектов.
Написать эссе на тему: «Мое
зимнее утро».
Сравните стихотворения «Зимнее
утро» и «Зимний вечер».
Напишите эссе.
Сопоставьте стихи о зиме со
стихами Пушкина о других
временах года.
Краткосрочный план по русской литературе 7 класс
Краткосрочный план по русской литературе 7 класс
Краткосрочный план по русской литературе 7 класс
Краткосрочный план по русской литературе 7 класс
Краткосрочный план по русской литературе 7 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.