Кто сильнее? (Русская народная сказка «Напуганные медведь и волки».)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 05.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Какие сказки самые древние: бытовые, волшебные, о животных? – Что отличает сказки о животных? – Вспомните известные поговорки и пословицы, в которые вошли образы животных и сюжеты из сказок. – Когда так говорят? «Преданный как собака». (Когда восхищаются чьей-то верностью.) «Хитёр как лиса». (По поводу изворотливости.) «Сказка про белого бычка». (О человеке, который не говорит ничего определённого и снова и снова возвращается к тому, с чего начал.) Кто спас козла и барана? Как? – Вернёмся к 3-му абзацу. Так почему же кот заплакал во второй раз? Для чего он рассказал историю про зятя? (Ему надо было, чтобы козёл и баран помогли ему убежать от жестокой хозяйки.) – Что можно сказать о героях сказки, какими они были?
Иконка файла материала konsp_lit_2kl_ur86.doc
Литературное чтение Урок 86. Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Кто сильнее? (Русская народная сказка «Напуганные медведь и волки».) Цели: – формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного; – формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения  аргументировать свою точку зрения; – обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения. Этапы урока Ход урока Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Ι . Актуализация знаний.   1   4 1. Проверка домашнего задания. Чтение сказки «Лиса и рак» наизусть. 2. Беседа о сказках о животных. – Какие сказки самые древние: бытовые, волшебные, о животных? – Что отличает сказки о животных? –  Вспомните известные поговорки и пословицы, в которые вошли образы животных и сюжеты из сказок. – Когда так говорят? «Преданный как собака». (Когда восхищаются чьей­ то верностью.) «Хитёр как лиса». (По поводу изворотливости.) «Сказка про белого бычка». (О человеке, который не говорит ничего Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  подробно пересказывать  небольшие тексты. 2. Делать выводы в результате  совместной работы класса и  учителя. 3. Ориентироваться на развороте учебника. 4. Находить ответы на вопросы в © ООО «Баласс», 2012 1II. Развитие  умений. определённого и снова и снова возвращается к тому, с чего начал.) тексте, иллюстрациях. 2  1  2  3  2  3    Работа с текстом сказки. 1. Работа с текстом до чтения. 1) Беседа: – Какие обычно в сказках бывают волк и медведь? – Можно ли их назвать трусливыми? – Кто, по­вашему, способен их напугать? 2) Чтение заголовка и рассматривание предтекстовой иллюстрации. – Можно ли предположить, кто напугает волка? А медведя? – Проверим свои предположения и прочитаем сказку. 2. Работа с текстом во время чтения. Чтение вслух учащимися и комментарии по ходу чтения. 1­й абзац. – Что значит: сена клок – и тот пополам? – Кому жилось тяжело? Как об этом сказано в сказке? – Почему коту Ваське так жилось? – Как понимаете: где плохо лежит – тут у него и брюхо болит? – Как вы думаете, козёл, баран и кот Васька – это главные герои сказки? (Возможно, но нужно читать дальше.) 2­й абзац. – Как называют кота? О чём это говорит? (Кот­коток, серенький лобок. Наверное, козёл и баран его уважают, жалеют и сочувствуют ему.) Обратить внимание на слова: удавку припасла. 3­й абзац. – Почему кот снова заплакал?  Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и  понимать речь других. 2. Выразительно читать и  пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в  устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в  группах. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать  цель деятельности на уроке с  помощью учителя. 2. Проговаривать последова­ тельность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё  предположение (версию) на  основе работы с иллюстрацией  учебника. 4. Учиться работать по  предложенному учителем плану. © ООО «Баласс», 2012 2Возможно, дети ответят, что коту жаль козла и барана. Этот ответ не надо исправлять, лучше к нему вернуться после чтения всей сказки. – Что же теперь угрожает козлу и барану? Почему? – Кто такой зять? (Муж дочери или сестры.) 4­й абзац. – Как теперь называют кота козёл и баран? Почему? 5­й абзац. – Какое предложение звучит, как рифмованное? Выразите эту же мысль, но другими словами. – Когда она звучит выразительнее? –  Какой   же   выход   из   сложившейся   ситуации?   Что   бы   вы   предложили сделать животным? 6­й абзац. – Что же задумали кот, баран и козёл? – Кто ими командовал? 7­й абзац. – Найдите рифмованные строчки. Какую картину представляете? – Как кот обращается к барану и козлу? Почему? – Помогут ли они коту? 8­й абзац. – Можно было сказать: «Помчались они далеко­далеко». А как об этом же говорится в сказке? – Почему же так далеко и долго неслись герои сказки? (От страха.) – Кто такие названые братья? (Не родные, но которые побратались.) 9­й и 10­й абзацы. Словарная работа по ходу: береста, затопил стог сена (зажёг). – Как кот решил огонь добыть? Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать  своё отношение к героям,  выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией.  3. Формируем мотивацию к  обучению и целенаправленной  познавательной деятельности. Духовно­нравственное  развитие и воспитание 1. Воспитание нравственного  чувства, этического сознания и  готовности совершать  позитивные поступки, в том  числе речевые. 2. Гражданско­патриотическое  воспитание. 3. Воспитание трудолюбия,  способности к познанию. © ООО «Баласс», 2012 34. Воспитание здорового образа  жизни. 5. Экологическое воспитание. 6. Эстетическое воспитание. – Кто были исполнители? организатор? –  Можно ли от искр из глаз что­то зажечь? (Выражение  искры из глаз посыпались употребляется в сказке в прямом смысле. Так говорят, когда сильно стукнешься головой и в глазах темнеет.) 11­й и 12­й абзацы. Словарная работа: что­то неможется, пасека, хворь прикинулась, ночь делить. – Теперь мы уже можем сказать, кто же главные герои сказки? 13­й абзац. – Какое сказочное выражение часто встречается в русских сказках? – Кто его произносит? (Белый волк. Он их вожак.) – Что предлагает белый волк? 14­й абзац. –  Как   к   этим   словам   отнеслись   козёл   и   баран?   А   мурлыка?   Обратите внимание: он речь повёл. С кем его можно сравнить, про кого говорят так? (Уважаемые люди, мудрецы...) – Что посоветовал кот волкам? А кто под стогом­то лежал? –  Почему   кот   так   обращается   к   волку   белому?   Он   его   боится?   Хочет ввести в заблуждение? Добивается того, чтобы поверили? 15­й абзац. – Что сделали волки? –  Что­то   ещё   случится   с   котом,   козлом   и   бараном?   Попробуйте предположить. – Кто же их спасёт? Дочитаем и узнаем, чем же всё закончится. Чтение сказки от слов «А козёл да баран тем временем подхватили мурлыку...» до конца вслух учащимися. 3. Работа с текстом после чтения. © ООО «Баласс», 2012 4– Кто спас козла и барана? Как? – Вернёмся к 3­му абзацу. Так почему же кот заплакал во второй раз? Для чего он рассказал историю про зятя? (Ему надо было, чтобы козёл и баран помогли ему убежать от жестокой хозяйки.) – Что можно сказать о героях сказки, какими они были? –  Что   мы   делали?   (Читали   текст,   отвечали   на   вопросы   по   тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? ΙΙΙ . Итог.   – Вернитесь к нашим предположениям до чтения сказки. Так что же может напугать медведя и волков? – Кто оказался сильнее? Почему? – С каким настроением уходите с урока? – Как бы вы сами оценили свою работу? Ι V. Домашнее  задание. Выполнить задание 1 в тетради на с. 40. Деятельность учащихся: – Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения. © ООО «Баласс», 2012 5– Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующие темп  и тон речи.   – Объяснять выбор автором заглавия произведения. © ООО «Баласс», 2012 6

Посмотрите также