Какие сказки самые древние: бытовые, волшебные, о животных?
– Что отличает сказки о животных?
– Вспомните известные поговорки и пословицы, в которые вошли образы животных и сюжеты из сказок.
– Когда так говорят? «Преданный как собака». (Когда восхищаются чьей-то верностью.) «Хитёр как лиса». (По поводу изворотливости.)
«Сказка про белого бычка». (О человеке, который не говорит ничего
определённого и снова и снова возвращается к тому, с чего начал.)
Кто спас козла и барана? Как?
– Вернёмся к 3-му абзацу. Так почему же кот заплакал во второй раз? Для чего он рассказал историю про зятя? (Ему надо было, чтобы козёл и баран помогли ему убежать от жестокой хозяйки.)
– Что можно сказать о героях сказки, какими они были?
Литературное чтение
Урок 86.
Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...»
Тема: Кто сильнее? (Русская народная сказка «Напуганные медведь и волки».)
Цели:
– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения
аргументировать свою точку зрения;
– обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Ι
. Актуализация
знаний.
1 4
1. Проверка домашнего задания.
Чтение сказки «Лиса и рак» наизусть.
2. Беседа о сказках о животных.
– Какие сказки самые древние: бытовые, волшебные, о животных?
– Что отличает сказки о животных?
– Вспомните известные поговорки и пословицы, в которые вошли образы
животных и сюжеты из сказок.
– Когда так говорят? «Преданный как собака». (Когда восхищаются чьей
то верностью.) «Хитёр как лиса». (По поводу изворотливости.)
«Сказка про белого бычка». (О человеке, который не говорит ничего
Познавательные УУД
1. Преобразовывать информацию
из одной формы в другую:
подробно пересказывать
небольшие тексты.
2. Делать выводы в результате
совместной работы класса и
учителя.
3. Ориентироваться на развороте
учебника.
4. Находить ответы на вопросы в
© ООО «Баласс», 2012
1II. Развитие
умений.
определённого и снова и снова возвращается к тому, с чего начал.)
тексте, иллюстрациях.
2 1 2 3 2 3
Работа с текстом сказки.
1. Работа с текстом до чтения.
1) Беседа:
– Какие обычно в сказках бывают волк и медведь?
– Можно ли их назвать трусливыми?
– Кто, повашему, способен их напугать?
2) Чтение заголовка и рассматривание предтекстовой иллюстрации.
– Можно ли предположить, кто напугает волка? А медведя?
– Проверим свои предположения и прочитаем сказку.
2. Работа с текстом во время чтения.
Чтение вслух учащимися и комментарии по ходу чтения.
1й абзац.
– Что значит: сена клок – и тот пополам?
– Кому жилось тяжело? Как об этом сказано в сказке?
– Почему коту Ваське так жилось?
– Как понимаете: где плохо лежит – тут у него и брюхо болит?
– Как вы думаете, козёл, баран и кот Васька – это главные герои сказки?
(Возможно, но нужно читать дальше.)
2й абзац.
– Как называют кота? О чём это говорит? (Коткоток, серенький лобок.
Наверное, козёл и баран его уважают, жалеют и сочувствуют ему.)
Обратить внимание на слова: удавку припасла.
3й абзац.
– Почему кот снова заплакал?
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать речь других.
2. Выразительно читать и
пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в
устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в
группах.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать
цель деятельности на уроке с
помощью учителя.
2. Проговаривать последова
тельность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё
предположение (версию) на
основе работы с иллюстрацией
учебника.
4. Учиться работать по
предложенному учителем плану.
© ООО «Баласс», 2012
2Возможно, дети ответят, что коту жаль козла и барана. Этот ответ
не надо исправлять, лучше к нему вернуться после чтения всей сказки.
– Что же теперь угрожает козлу и барану? Почему?
– Кто такой зять? (Муж дочери или сестры.)
4й абзац.
– Как теперь называют кота козёл и баран? Почему?
5й абзац.
– Какое предложение звучит, как рифмованное? Выразите эту же мысль, но
другими словами.
– Когда она звучит выразительнее?
– Какой же выход из сложившейся ситуации? Что бы вы предложили
сделать животным?
6й абзац.
– Что же задумали кот, баран и козёл?
– Кто ими командовал?
7й абзац.
– Найдите рифмованные строчки. Какую картину представляете?
– Как кот обращается к барану и козлу? Почему?
– Помогут ли они коту?
8й абзац.
– Можно было сказать: «Помчались они далекодалеко». А как об этом же
говорится в сказке?
– Почему же так далеко и долго неслись герои сказки? (От страха.)
– Кто такие названые братья? (Не родные, но которые побратались.)
9й и 10й абзацы.
Словарная работа по ходу: береста, затопил стог сена (зажёг).
– Как кот решил огонь добыть?
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать
своё отношение к героям,
выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
Духовнонравственное
развитие и воспитание
1. Воспитание нравственного
чувства, этического сознания и
готовности совершать
позитивные поступки, в том
числе речевые.
2. Гражданскопатриотическое
воспитание.
3. Воспитание трудолюбия,
способности к познанию.
© ООО «Баласс», 2012
34. Воспитание здорового образа
жизни.
5. Экологическое воспитание.
6. Эстетическое воспитание.
– Кто были исполнители? организатор?
– Можно ли от искр из глаз чтото зажечь? (Выражение искры из глаз
посыпались употребляется в сказке в прямом смысле. Так говорят, когда
сильно стукнешься головой и в глазах темнеет.)
11й и 12й абзацы.
Словарная работа: чтото неможется, пасека, хворь прикинулась, ночь
делить.
– Теперь мы уже можем сказать, кто же главные герои сказки?
13й абзац.
– Какое сказочное выражение часто встречается в русских сказках?
– Кто его произносит? (Белый волк. Он их вожак.)
– Что предлагает белый волк?
14й абзац.
– Как к этим словам отнеслись козёл и баран? А мурлыка? Обратите
внимание: он речь повёл. С кем его можно сравнить, про кого говорят так?
(Уважаемые люди, мудрецы...)
– Что посоветовал кот волкам? А кто под стогомто лежал?
– Почему кот так обращается к волку белому? Он его боится? Хочет
ввести в заблуждение? Добивается того, чтобы поверили?
15й абзац.
– Что сделали волки?
– Чтото ещё случится с котом, козлом и бараном? Попробуйте
предположить.
– Кто же их спасёт? Дочитаем и узнаем, чем же всё закончится.
Чтение сказки от слов «А козёл да баран тем временем подхватили
мурлыку...» до конца вслух учащимися.
3. Работа с текстом после чтения.
© ООО «Баласс», 2012
4– Кто спас козла и барана? Как?
– Вернёмся к 3му абзацу. Так почему же кот заплакал во второй раз? Для
чего он рассказал историю про зятя? (Ему надо было, чтобы козёл и баран
помогли ему убежать от жестокой хозяйки.)
– Что можно сказать о героях сказки, какими они были?
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту,
выказывали своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
ΙΙΙ
. Итог.
– Вернитесь к нашим предположениям до чтения сказки. Так что же может
напугать медведя и волков?
– Кто оказался сильнее? Почему?
– С каким настроением уходите с урока?
– Как бы вы сами оценили свою работу?
Ι
V. Домашнее
задание.
Выполнить задание 1 в тетради на с. 40.
Деятельность учащихся:
– Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.
© ООО «Баласс», 2012
5– Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующие темп
и тон речи.
– Объяснять выбор автором заглавия произведения.
© ООО «Баласс», 2012
6