Кабанюк Л.П., учитель русского языка и литературы высшей дидактической категории (г.Тирасполь)
Каушан А.А., учитель основ православной культуры 2 дидактической категории (г.Тирасполь)
Олейник О.В. , учитель начальных классов высшей дидактической категории (г.Одинцово)
Проектная деятельность
«Курс практической духовности »
(четырехгодичный )
Москва
2011
Программа кружка
«Курс практической духовности»
(четырехгодичный)
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Учебный план программы
3.1.Учебно-тематический план программы – 1 класс
3.2.Учебно-тематический план программы – 2 класс
3.3.Учебно-тематический план программы – 3 класс
3.4.Учебно-тематический план программы – 4 класс
4.1.Содержание программы – 1 класс
4.2. Содержание программы – 2 класс
4.3. Содержание программы – 3 класс
4.4 Содержание программы – 4 класс
5.Список используемой литературы
5.1.Литература для педагога
6. Приложение
6.1 Проект 1 года «Мы на свет рождены, чтобы радостно жить»
Пояснительная записка
Талант – это такая новость,
которая всегда нова.
Б.Пастернак
В настоящее время самым актуальным является внедрение ФГОС - новых образовательных стандартов в начальной школе. Их главное отличие - активная внеурочная деятельность. Одним из факторов, обеспечивающих эффективность и результативность обучения младших школьников, является такая форма, как «Защита проекта».
Программа кружка «Курс практической духовности» разработана на основе проектной деятельности. Она предназначена для учащихся 1 – 4 классов, желающих знать историю и культуру своего края, своего народа и принимать активное участие в её формировании.
Мы предлагаем дать школьнику глубокие и прочные знания по истории, эстетике, этике родного края, решая посильные для него проектные задачи во внеурочное время. Это позволит использовать в обучении и воспитании приемы и методы, которые формируют умения: собирать необходимую информацию; получая новые знания, выдвигать гипотезы, проводить их проверку, делать выводы. Общая дидактика и частные методики призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности, саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения и воспитания, обновление содержания процесса.
Данный курс, об использовании проектных задач в
обучении и развитии школьника, имеет исключительно практический характер.
В нём рассматриваются конкретные примеры разработок и решения проектных задач
на разных этапах начального образования. Эта программа апробирована.
Цель работы кружка:
Формируя общеучебные и поведенческие навыки через проектную деятельность, научить ребят решению этических и эстетических задач, тем самым, поднимая их уровень духовности
Задачи работы кружка:
· учить школьника ставить перед собой и решать значимую для него проблему, взятую из жизни;
· применять для ее решения определенные знания и умения, в т.ч. и новые, которые еще предстоит приобрести,
· получить в итоге реальный, ощутимый результат от своей активной деятельности по саморазвитию;
· опыт деятельности по подготовке и защите проекта должен стать бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.
Компетенции, формируемые в проектной деятельности:
Рефлексивные:
§ Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний.
§ Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
Поисковые (исследовательские):
§ Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей.
§ Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле.
§ Умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (специалиста).
§ Умение находить несколько вариантов решения проблемы.
§ Умение выдвигать гипотезы.
§ Умение устанавливать причинно-следственные связи.
Работа в сотрудничестве:
§ Навыки коллективного планирования.
§ Умение взаимодействовать с любым партнером.
§ Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач.
§ Навыки делового партнерского общения.
§ Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
§ Умение находить и исправлять свои собственные ошибки в работе.
Менеджерские:
§ Умение проектировать процесс (изделие).
§ Умение планировать деятельность, время, ресурсы.
§ Умение принимать решения и прогнозировать их последствия.
§ Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).
Коммуникативные:
§ Умение инициировать взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.
§ Умение вести дискуссию.
§ Умение отстаивать свою точку зрения.
§ Умение находить компромисс.
§ Навыки интервьюирования, анкетирования и т.д.
Презентационные:
§ Навыки монологической речи.
§ Артистические умения.
§ Умение использовать различные средства наглядности при выступлении
§ Умение отвечать на незапланированные вопросы.
Контроль: использование защиты проекта в качестве основной формы контроля.
В заключительной стадии работы над той или иной темой учащиеся создают творческие конспекты или плакаты, макеты или альбомы, пишут сценарий и принимают участие в Проекте года.
Примерные темы итоговых годовых проектов:
1 класс – Мы на свет рождены, чтобы радостно жить.
2 класс – Бесценный дар людских сердец.
3 класс – Я – гражданин планеты Земля.
4 класс – Капельки Великой Победы.
Итоговый проект четырехгодичного курса «Мне звезда упала на ладошку…»
Прогнозируемым результатом для учащихся должно стать умение применять полученные знания и навыки, а также методы и приёмы работы в учебном процессе и внеклассной деятельности, и в целом в жизни.
2. Учебный план программы кружка
«Курс практической духовности»
(четырёхгодичный курс – 135 часа)
Цель: Формируя общеучебные и поведенческие навыки через проектную деятельность, научить ребят решению этических и эстетических задач, тем самым, поднимая их уровень духовности.
Классы: 1 – 4
Количество часов в неделю: 1
№ |
Наименование разделов |
Всего часов по разделам (с 1 по 4 класс) |
Формы контроля |
1 |
Наша крепкая семья: папа, мама, я. |
12 |
Защита проекта |
2 |
Нравственные добродетели в характере нашего любимого литературного героя. |
12 |
Защита проекта |
3 |
Нравственные добродетели в характере нашего любимого киногероя. |
12 |
Защита проекта |
4 |
Нравственные добродетели в характере любимого театрального героя. |
12 |
Защита проекта |
5 |
Золотые руки не знают сна и скуки. Народныепромыслы нашей страны. |
12 |
Защита проекта |
6 |
Праздники и традиции народов РОССИИ. |
12 |
Защита проекта |
7 |
Семантика слова – семантика жизни. |
12 |
Защита проекта |
8 |
Семь нот – это ступеньки звезд |
12 |
Защита проекта |
9 |
О малой Родине с любовью: о доме, улице, городе (селе). |
12 |
Защита проекта |
10 |
Храмы родного края |
12 |
Защита проекта |
11 |
Итоговая тема курса «Мне звезда упала на ладошку» |
15 |
Защита проекта |
3. 1. Учебно-тематический план программы
«Курс практической духовности» - 1 класс, 33 часа.
Цель: Формируя общеучебные и поведенческие навыки через проектную деятельность, научить ребят решению этических и эстетических задач, тем самым, поднимая их уровень духовности
Класс: 1 Количество часов в неделю: 1
№ |
Тема |
к-во час |
Виды занятий (внеучебных) |
Формы деятельности |
Формы контроля |
Ресурсное обеспечение |
1 |
Тема 1. Наша крепкая семья: папа, мама, я. Моя родословная. 1 поколение. |
1 |
Актуализация знаний |
Беседа, Социолог. опрос |
Древо семьи. 1поколение |
Доска, проектор, мультимедийная презентация |
2 |
Что в имени тебе моем? |
1 |
Комбинированное занятие |
Работа со словарями |
Энциклопедия одного имени |
Проектор, словари, альбом |
3 |
Творческая мастерская Этикет за столом. |
1 |
Новый материал |
Практикум |
Плакат |
Стол, посуда, скатерть |
4 |
Тема 2. Нравственные добродетели: дружба и герои литературы? |
1 |
Новые знания |
Изучающее чтение |
Карточки-кирпичики – материал к макету |
Художественная литература |
5 |
Каталог положительных качеств, принципы его создания. |
1 |
Актуализация знаний |
Мозговой штурм изучающее чтение |
Творческий конспект |
Доска, проектор, мультимедийная презентация |
6 |
Творческая мастерская «Симпозиум писателей» |
1 |
Комбинированное занятие |
встреча с автором |
Каталог прочитанных книг – это макет гимназии |
Стол, Макет, каталог |
7 |
Тема 3. Нравственные добродетели: умели ли дружить наши любимые киногерои? |
1 |
Комбинированное занятие |
«Веселый слёт» |
Кроссворды |
Доска, проектор, мультимедийная презентация |
8 |
Игра «Угадай героя» |
1 |
Повторение |
Брейн-ринг |
Веселый диалог |
Стол, вопросы |
9 |
Творческая мастерская Создаем орден Улыбки и награждаем нашего героя |
1 |
Новый материал |
Создаем орден |
Выставка орденов |
Магнитофон, аудиозапись |
10 |
Тема 4. Нравственные добродетели: дружба и театральные герои? |
1 |
Новый материал |
Практическая работа |
Творческий конспект |
Доска, проектор, мультимедийная презентация |
11 |
Посещение театра (правила поведения в фойе и зале театра) |
1 |
Новый материал |
Исследование |
Обсуждение спектакля |
Проектор, мультимедийная презентация |
12 |
Творческая мастерская:«Веселый этикет юного зрителя» |
1 |
Новый материал |
Беседа |
Комиксы «Веселый этикет зрителя» |
Проектор, мультимедийная презентация |
13 |
Тема 5. Золотые руки не знают сна и скуки.Народные художествен.промыслы края* экскурсия в музей |
1 |
Комбинированное занятие |
Практическая работа |
Из бабушкиного сундучка - выставка |
Столы, Вещи, комментарии |
14 |
* экскурсия на завод |
1 |
Комбинированное занятие |
Исследование |
Веселый плакат |
Фото завода, цехов, продукции |
15 |
Творческая мастерская * Наш дом – нам его с радостью украшать |
1 |
Актуализация знаний |
поделки |
Рисунок обоев для дома |
Проектор, мультимедийная презентация |
16 |
Тема 6. Праздники и традиции народов РоссииИгры дедушек и бабушек. |
1 |
Комбинированное занятие |
Исследование |
Описание 1игры |
Проектор, мультимедийная презентация |
17 |
Игры пап и мам. |
1 |
Закрепление знаний |
Составление реестра игр |
Творческий конспект |
Проектор, мультимедийная презентация |
18 |
Творческая мастерская Учим игры наших предков |
1 |
Закрепление знаний |
Практическая работа |
Эволюция игр 3-х поколений |
Мячи, скакалки, и др. предметы |
19 |
Тема 7. Семантика слова – семантика жизни. Семантика слова «радость» |
1 |
Новые знания |
практикум |
Слово «радость» на 4 языках |
проектор, мультимедийная презентация |
20 |
Влияние смеха на нашу жизнь |
1 |
Закрепление знаний |
Практикум |
Список «25 причин для радости в школе и дома» |
Фотосессия детей, сделали родители |
21 |
Творческая мастерская Праздник Букваря! |
1 |
Закрепление знаний |
Этюд-фото «Живые буквы» |
Праздник Букваря! |
Книги, рисунки, фото детей |
22 |
Тема 8. Семь нот – это ступеньки звезд*Музыка – это мир души автора нашего края. |
1 |
Новые знания |
Практическая работа |
Текст песни |
Магнитофон, баян, компьютер, ноты, текст песни |
23 |
Творческая мастерская*Танцы родного края. |
1 |
Закрепление знаний |
Обобщение знаний |
Элементы танца |
Проектор, презентация |
24 |
Тема 9. О малой Родине с любовью: о доме, улице, городе (селе).Медали моего дедушки |
1 |
Обобщение знаний |
Конкурс стихов и прозы |
Альбом с фотографиями |
Фото, словари, газеты,
|
25 |
Посещение краеведческого музея |
1 |
Комбинированное занятие |
Экскурсия |
Праздник «Минута Славы» |
Энциклопедии, проектор |
26 |
Творческая мастерскаяРисуем памятник, сквер, дом. |
1 |
Комбинированное занятие |
Беседа |
Плакат |
Картон, бумага, фломастер |
27 |
Тема 10. Храмы родного края *Знакомство с убранством, посещение храма. |
1 |
Новый материал |
Исследование |
Творческий конспект |
Альбомы по архитектуре, живописи |
28 |
* Икона и картина: общее и отличия. |
1 |
Новые знания |
Творческое письмо |
Плакат |
Альбомы по живописи |
29 |
Творческая мастерская:Моя рамочка для картины |
1 |
Новый материал |
Практическая работа |
Готовая рамочка.
|
Бумага, картон, ткань, клей |
30 |
Тема 11. Подготовка годового проекта, его защиты |
1 |
Новый материал |
Исследование |
сценарий |
Словари, проектор, компьютер |
31 |
1 читка по ролям Разучиваем песни |
1 |
новый |
Практическая работа |
Творческий конспект
|
Стол, Пианино, баян |
32 |
2 читка по ролямУчим сценические движения и танцы |
1 |
Закрепление навыков |
Репетиция на сцене |
Исполнение танца |
Танцзал, костюмы |
33 |
Творческая мастерская Защита проекта «Мы на свет рождены, чтобы радостно жить» |
1 |
Обобщение знаний |
Проект Защита |
Сценическая сказка- праздник |
мультимедийная презентация |
3. 1. Учебно-тематический план программы
«Курс практической духовности» - 2 класс, 34 часа.
Цель: Формируя общеучебные и поведенческие навыки через проектную деятельность, научить ребят решению этических и эстетических задач, тем самым, поднимая их уровень духовности
Класс: 1 Количество часов в неделю: 1
№ |
Тема |
к-во час |
Виды занятий (внеучебных)
|
Формы деятельности |
Формы контроля |
Ресурсное обеспечение |
1 |
Тема 1. Наша крепкая семья: папа, мама, я. Моя родословная. 2 поколение. |
1 |
Актуализация знаний |
Беседа, социол. опрос |
Древо семьи. 2 поколение |
Проектор, мультимедийная презентация |
2 |
Как зовут твою игрушку? (игрушки родителей, дедушек и бабушек) |
1 |
Комбинированное занятие |
Ремонт старой игрушки |
Фотогалерея игрушек |
Проектор Словари альбом |
3 |
Творческая мастерская Другу подарок своими руками |
1 |
Новый материал |
Практикум |
Подарок в технике декупажа |
Посуда, Рисунок, салфетка, клей |
4 |
Тема 2. Нравственные добродетели: как умели благодарить любимые литературные герои? |
1 |
Новые знания |
Изучающее чтение |
Карточки-кирпичики – материал к макету |
Художественная литература |
5 |
Каталог положительных качеств, принципы его создания. |
1 |
Актуализация знаний |
Мозговой штурм, изучающее чтение |
Творческий конспект |
Проектор, мультимедийная презентация |
6 |
Творческая мастерская «Встреча героев за круглым столом» |
1 |
Комбинированное занятие |
встреча с автором |
Каталог прочитанных книг – это макет гимназии |
Стол, Макет, каталог |
7 |
Тема3.Нравственные добродетели: как умели благодарить наши любимые киногерои? |
1 |
Комбинированное занятие |
«Веселый слёт» |
Кроссворды |
Доска, проектор, мультимедийная презентация |
8 |
Игра «Угадай героя» |
1 |
Повторение |
Брейн-ринг |
Веселый диалог |
Стол, колесо с вопросами |
9 |
Творческая мастерская Создаем подарок для любимого героя |
1 |
Новый материал |
Готовим лит.костюм |
Парад костюмов |
Магнитофон, аудиозапись |
10 |
Тема 4.Нравственные добродетели: как умели благодарить наши любимые театральные герои? |
1 |
Новый материал |
Практическая работа |
Творческий конспект |
Доска, проектор, мультимедийная презентация |
11 |
Посещение театра (правила поведения в фойе и зале театра) |
1 |
Новый материал |
Исследование |
Обсуждение спектакля |
Проектор, мультимедийная презентация |
12 |
Творческая мастерская:«Веселый Петрушка»Создаем для него шапочку |
1 |
Новый материал |
Репетиция |
Мини сценка |
Проектор, мультимедийная презентация |
13 |
Тема 5. Золотые руки не знают сна и скуки.Народные промыслы края* заочная экскурсия«Дымковская игрушка» |
1 |
Комбинированное занятие |
Практическая работа |
Из бабушки- ного сундучка - выставка |
Столы, Вещи, комментарии |
14 |
* экскурсия на завод«Деревянная игрушка» |
1 |
Комбинированное
|
Исследование |
Веселый плакат |
Фото завода, цехов, продукции |
15 |
Творческая мастерская * Рисуем русские матрешки
|
1 |
Актуализация знаний |
поделки |
Рисунок Обложки или закладка |
Проектор, мультимедийная презентация |
16 |
Тема 6. Праздники и традиции народов РоссииНародная ярмарка России. |
1 |
Комбинированное занятие |
Исследование |
Описание 1игры |
Проектор, мультимедийная презентация |
17 |
Русская матрешка: история и традиции.
|
1 |
Закрепление знаний |
Составление реестра игр |
Творческий конспект |
Доска, проектор, мультимедийная презентация |
18 |
Творческая мастерская Готовим поделки к ярмарке * Шьем одежку на русскую матрешку |
1 |
Закрепление знаний |
Практическая работа |
Эволюция игр 3-х поколений |
Мячи, скакалки, и др. предметы |
19 |
Тема 7. Семантика слова – семантика жизни. Семантика слов: Благодарение, дар, подарок |
1 |
Новые знания |
практикум |
Слово «радость» на 4 языках |
проектор, мультимедийная презентация |
20 |
Поздравление в праздничный день. День благодарения. |
1 |
Закрепление знаний |
Практикум |
Список «25 причин радости в школе и дома» |
Фотосессия детей, созданная родителями |
21 |
Творческая мастерская: День именинника |
1 |
Закрепление знаний |
Практическая работа |
Этюд-фото «Живые Буквы» |
Книги, иллюстрации детей |
22 |
Тема 8. Семь нот – это ступеньки звезд*знакомство с оперой«Щелкунчик» и мультфильмом. |
1 |
Новые знания |
Практическая работа |
Текст песни |
Магнитофон, баян, компьютер, ноты, текст песни |
23 |
Творческая мастерскаяУчим песни из любимых мультфильмов про Чебурашку, Кота Леопольда,Бременских музыкантов |
1 |
Закрепление знаний |
Обобщение знаний |
Элементы танца |
Доска, проектор, мультимедийная презентация |
24 |
Тема 9. О малой Родине с любовью: о доме, улице, городе (селе).Памятник литературному или киногерою в вашем городе (селе) |
1 |
Обобщение знаний |
Конкурс стихов прозы |
Альбом с фотографиями |
Фото, словари, газеты,
|
25 |
Посещение краеведческого музея |
1 |
Комбинированное занятие |
Экскурсия |
Праздник Минута Славы |
Энциклопедии, проектор |
26 |
Творческая мастерскаяСоздаем свой макет памятник, сквера или дома для героя. |
1 |
Комбинированное занятие |
Беседа |
Плакат |
Картон, бумага, фломастер |
27 |
Тема 10. Храмы родного края. * Знакомство с убранством, посещение храма. Орнаменты и вышивки. |
1 |
Новый материал |
Исследование |
Творческий конспект |
Альбомы по архитектуре |
28 |
* Роспись на посуде и пасхальное яйцо. |
1 |
Новые знания |
Творческое письмо |
Плакат |
Альбомы по живописи
|
29 |
Творческая мастерская:Сделаем красочным яйцо к Рождеству
|
1 |
Новый материал |
Практическая работа |
Готовая рамочка.
|
Бумага, картон, ткань, клей |
30 |
Тема 11. Подготовка годового проекта, его защиты |
1 |
Новый материал |
Исследование |
Сценарий |
Словари, проектор, компьютер |
31 |
1 читка по ролям Разучиваем песни |
1 |
новый |
Практическая работа |
Творческий конспект
|
Стол, Пианино, баян, |
32 |
2 читка по ролямУчим сценические движения и танцы |
1 |
Закрепление навыков |
Репетиция на сцене |
Исполнение танца |
Танцзал
|
33 |
3 читка на сцене
|
1 |
закрепление |
Фото- и видеоряд
|
Апробация костюмов |
Актовый зал, костюмы |
34 |
Творческая мастерская Защита проекта «Бесценный дар людских сердец» |
1 |
Обобщение знаний |
Проект Защита |
Сценическая сказка- праздник |
Мультимедийная презентация |
3. 1. Учебно-тематический план программы
«Курс практической духовности» - 3 класс, 34 часа.
Цель: Формируя общеучебные и поведенческие навыки через проектную деятельность, научить ребят решению этических и эстетических задач, тем самым, поднимая их уровень духовности
Класс: 1 Количество часов в неделю: 1
№ |
Тема |
к-во час |
Виды занятий (внеучебных)
|
Форма деятельности |
Форма контроля |
Ресурсное обеспечение |
1 |
Тема 1. Наша крепкая семья: папа, мама, я. Моя родословная. 3 поколение. Море в имени твоем, Марина… |
1 |
Актуализация знаний |
Беседа, социол. опрос |
Древо семьи. 2 поколение |
Доска, проектор, мультимедийная презентация |
2 |
Цена глотка чистой питьевой воды. Вода для комнатных цветов. Аквариум в доме. |
1 |
Комбинированное занятие |
|
Фотогалерея
|
Проектор Словари альбом |
3 |
Творческая мастерская: Украсим наш цветочный горшочек. |
1 |
Новый материал |
Практикум |
|
Горшок, бумага, клей |
4 |
Тема 2. Нравственные добродетели: умели ли дружить с животными и птицами наши любимые литературные герои? |
1 |
Новые знания |
Изучающее чтение |
Карточки-кирпичики – материал к макету |
Художественная литература |
5 |
Каталог положительных качеств, принципы его создания. |
1 |
Актуализация знаний |
Мозговой штурм, изучающее чтение |
Творческий конспект |
Доска, проектор, мультимедийная презентация |
6 |
Творческая мастерская Фотоальбом «братьев наших меньших»: кошек, собак, рыб, птиц |
1 |
Комбинированное занятие |
встреча с автором |
Каталог прочитанных книг – это макет гимназии |
Стол, Макет, каталог |
7 |
Тема3. Нравственные добродетели: умели ли дружить с животными, птицами наши любимыекиногерои? |
1 |
Комбинированное занятие |
«Веселый слёт» |
Кроссворды |
Доска, проектор, мультимедийная презентация |
8 |
Игра «Угадай героя» |
1 |
Повторение |
Брейн-ринг |
Веселый диалог |
Стол, колесо с вопросами |
9 |
Творческая мастерская
|
1 |
Новый материал |
Готовим лит.костюм |
Парад костюмов |
Магнитофон, аудиозапись |
10 |
Тема 4. Нравственные добродетели: умели ли дружить с животными, птицами наши любимыетеатральные герои? |
1 |
Новый материал |
Практическая работа |
Творческий конспект |
Доска, проектор, мультимедийная презентация |
11 |
Посещение театра (правила поведения в фойе и зале театра) |
1 |
Новый материал |
Исследование |
Обсуждение спектакля |
Проектор, мультимедийная презентация |
12 |
Творческая мастерская:Учимся делать театральный реквизит. |
1 |
Новый материал |
Репетиция |
Мини сценка |
Проектор, мультимедийная презентация |
13 |
Тема 5. Золотые руки не знают сна и скуки.Народные художественныепромыслы края* заочная экскурсия «Водные мотивы в народном орнаменте, вышивке, резьбе по дереву» |
1 |
Комбинированное занятие |
Практическая работа |
Из бабушки- ного сундучка - выставка |
Столы, Вещи, комментарии |
14 |
* экскурсия на заводВоды и соков |
1 |
Комбинированное
|
Исследование |
Веселый плакат |
Фото завода, цехов, продукции |
15 |
Творческая мастерская * готовим зеленые салаты * сочиняем рецепт вкусного напитка |
1 |
Актуализация знаний |
поделки |
Рисунок Обложки или закладка |
Проектор, мультимедийная презентация |
16 |
Тема 6. Праздники и традиции народов России |
1 |
Комбинированное занятие |
Исследование |
Описание 1игры |
Проектор, мультимедийная презентация |
17 |
День Нептуна. Ручеек – игра. Море волнуется раз… |
1 |
Закрепление знаний |
Составление Реестра игр |
Творческий конспект |
Доска, проектор, мультимедийная презентация |
18 |
Творческая мастерская
|
1 |
Закрепление знаний |
Практическая работа |
Эволюция игр 3-х поколений |
Мячи, скакалки, и др. предметы |
19 |
Тема 7. Семантика слова – семантика жизни. Семантика слов: река, озеро, родник, ручеек |
1 |
Новые знания |
практикум |
Слово «радость» на 4 языках |
проектор, мультимедийная презентация |
20 |
Пословицы, поговорки и сказки о воде |
1 |
Закрепление знаний |
Практикум |
Список «25 причин радости в школе и дома |
Фотосессия детей, сделанная родителями |
21 |
Творческая мастерская: Конкурс юного поэта, художника (рисунки рек, озер и родников) |
1 |
Закрепление знаний |
Практическая работа |
Этюд-фото «Живые Буквы» |
Книги, иллюстрации детей |
22 |
Тема 8. Семь нот – это ступеньки звезд*узнаем птиц по голосам. |
1 |
Новые знания |
Практическая работа |
Текст песни |
Магнитофон, баян, компьютер, ноты, текст песни |
23 |
Творческая мастерскаяУчим песни из любимых мультфильмов |
1 |
Закрепление знаний |
Обобщение знаний |
Элементы танца |
Доска, проектор, мультимедийная презентация |
24 |
Тема 9. О малой Родине с любовью: о доме, улице, городе (селе).Фонтаны твоего города, что ты знаешь о них: музыкальные, цветные. История фонтанов Петергофа. |
1 |
Обобщение знаний |
Конкурс стихов и прозы |
Альбом с фотографиями |
Фото, словари, газеты,
|
25 |
Посещение музея живой природы. |
1 |
Комбинированное занятие |
Экскурсия |
Праздник Минута Славы |
Энциклопедии, проектор |
26 |
Творческая мастерскаяСоздаем свой рисунокфонтана, полянки с ручьем для города |
1 |
Комбинированное занятие |
Беседа |
Плакат |
Картон, бумага, фломастер |
27 |
Тема 10. Храмы родного края* Знакомство с убранством, посещение храма. |
1 |
Новый материал |
Исследование |
Творческий конспект |
Альбомы по архитектуре |
28 |
* Святая вода.Понятие живой и мертвой воды (реальность и сказка) |
1 |
Новые знания |
Творческое письмо |
Плакат |
Альбомы по живописи
|
29 |
Творческая мастерская:Конкурс рисунка чаши для воды |
1 |
Новый материал |
Практическая работа |
Готовая рамочка.
|
Бумага, картон, ткань, клей |
30 |
Тема 11. Подготовка годового проекта, его защиты |
1 |
Новый материал |
Исследование |
сценарий |
Словари, проектор, Компьютер |
31 |
1 читка по ролям Разучиваем песни |
1 |
новый |
Практическая работа |
Творческий конспект
|
Стол, Пианино, баян, |
32 |
2 читка по ролямУчим сценические движения и танцы |
1 |
Закрепление навыков |
Репетиция на сцене |
Исполнение танца |
Танцзал
|
33 |
3 читка на сцене
|
1 |
закрепление |
Фото- и видеоряд
|
Апробация костюмов |
Актовый зал, костюмы |
34 |
Творческая мастерская Защита проекта «Я – гражданин планеты Земля» |
1 |
Обобщение знаний |
Проект Защита |
Сценическая сказка- праздник |
мультимедийная презентация |
3. 1. Учебно-тематический план программы
«Курс практической духовности» - 4 класс, 34 часа.
Цель: Формируя общеучебные и поведенческие навыки через проектную деятельность, научить ребят решению этических и эстетических задач, тем самым, поднимая их уровень духовности
Класс: 1 Количество часов в неделю: 1
№ |
Тема |
к-во час |
Виды занятий (внеучебных) |
Формы деятельности |
Формы контроля |
Ресурсное обеспечение |
1 |
Тема 1. Наша крепкая семья: папа, мама, я. Моя родословная: 4 поколение. |
1 |
Актуализация знаний |
Беседа, социол. опрос |
Древо семьи. 4 поколение |
Доска, проектор, мультимедийная презентация |
2 |
Как правильно называть всех членов семьи? |
1 |
Комбинированное занятие |
|
Фотогалерея
|
Проектор, словари альбом |
3 |
Творческая мастерская: Изготовим альбом для члена семьи |
1 |
Новый материал |
Практикум |
|
Посуда, корм, салфетка |
4 |
Тема 2. Нравственные добродетели: как защищали свой дом, страну наши любимые литературные герои? |
1 |
Новые знания |
Изучающее чтение |
Карточки-кирпичики – материал к макету |
Художественная литература |
5 |
Каталог положительных качеств, принципы его создания. |
1 |
Актуализация знаний |
Мозговой штурм, изучающее чтение |
Творческий конспект |
Доска, проектор, мультимедийная презентация |
6 |
Творческая мастерская «» |
1 |
Комбинированное занятие |
встреча с автором |
Каталог прочитанных книг – это макет гимназии |
Стол, макет, каталог |
7 |
Тема3. Нравственные добродетели. Как защищали Отечество наши любимыекиногерои? |
1 |
Комбинированное занятие |
«Веселый слёт» |
Кроссворды |
Доска, проектор, мультимедийная презентация |
8 |
Игра «Угадай героя» |
1 |
Повторение |
Брейн-ринг |
Веселый диалог |
Стол, колесо с вопросами |
9 |
Творческая мастерская
|
1 |
Новый материал |
Готовим лит.костюм |
Парад костюмов |
Магнитофон, аудиозапись |
10 |
Тема 4. Нравственные добродетели. Как любили свой край театральные герои? |
1 |
Новый материал |
Практическая работа |
Творческий конспект |
Доска, проектор, мультимедийная презентация |
11 |
Посещение театра (правила поведения в фойе и зале театра) |
1 |
Новый материал |
Исследование |
Обсуждение спектакля |
Проектор, мультимедийная презентация |
12 |
Творческая мастерская: |
1 |
Новый материал |
Репетиция |
Мини сценка |
Проектор, мультимедийная презентация |
13 |
Тема 5. Мастерами гордится Россия. Народные промыслы края * заочная экскурсия |
1 |
Комбинированное занятие |
Практическая работа |
|
Столы, Вещи, комментарии |
14 |
* экскурсия |
1 |
Комбинированное
|
Исследование |
|
Фото завода, цехов, продукции |
15 |
Творческая мастерская
|
1 |
Актуализация знаний |
поделки |
|
Проектор, мультимедийная презентация |
16 |
Тема 6. Праздники и традиции народов РоссииДень защитника Отечества |
1 |
Комбинированное занятие |
Исследование |
Описание 1игры |
Проектор, мультимедийная презентация |
17 |
День Победы |
1 |
Закрепление знаний |
Составление списка игр |
Творческий конспект |
Доска, проектор, мультимедийная презентация |
18 |
Творческая мастерская
|
1 |
Закрепление знаний |
Практическая работа |
Эволюция игр 3-х поколений |
Мячи, скакалки, и др. предметы |
19 |
Тема 7. Семантика слова – семантика жизни. Семантика слов: медаль, орден, флаг, честь, верность, Отечество |
1 |
Новые знания |
практикум |
Плакат c орденами |
проектор, мультимедийная презентация |
20 |
Знаменитые исторические награды – ордена России |
1 |
Закрепление знаний |
Практикум |
|
Фотосессия детей, сделанная родителями |
21 |
Творческая мастерская: Конкурс юного поэта, художника |
1 |
Закрепление знаний |
Практическая работа |
|
Книги, иллюстрации детей |
22 |
Тема 8. Семь нот – это ступеньки звездКомпозиторы и исполнители песен о героях войны. |
1 |
Новые знания |
Практическая работа |
Текст песни |
Магнитофон, баян, компьютер, ноты, текст песни |
23 |
Творческая мастерскаяИнсценированная песня о Великой Отечественной войне. |
1 |
Закрепление знаний |
Обобщение знаний |
Элементы танца |
Доска, проектор, мультимедийная презентация |
24 |
Тема 9. О малой Родине с любовью: о доме, улице, селе, городе. Награды нашей семьи. |
1 |
Обобщение знаний |
Конкурс стихов и прозы |
Альбом с фото- графиями |
Фото, словари, газеты,
|
25 |
Посещение музея боевой славы района, города, села. |
1 |
Комбинированное занятие |
Экскурсия |
Праздник Минута Славы |
Энциклопедии, проектор |
26 |
Творческая мастерскаяСоздаем свой макет «Памятника погибшим героям». |
1 |
Комбинированное занятие |
Беседа |
Макет |
Картон, бумага, фломастер |
27 |
Тема 10. Храмы родного края* Знакомство с убранством, посещение храма. |
1 |
Новый материал |
Исследование |
Творческий конспект |
Альбомы по архитектуре |
28 |
* Молитва, ее виды.Свеча в память о тех, кто защитил нас в годы войны. |
1 |
Новые знания |
Творческое письмо |
Плакат |
Альбомы по живописи
|
29 |
Творческая мастерская: молитвапоэтическая как библейский и литературный жанр |
1 |
Новый материал |
Практическая работа |
Готовая рамочка.
|
Бумага, картон, ткань, клей |
30 |
Тема 11. Подготовка годового проекта, его защиты |
1 |
Новый материал |
Исследование |
сценарий |
Словари, проектор, компьютер |
31 |
1 читка по ролям Разучиваем песни |
1 |
новый |
Практическая работа |
Творческий конспект |
Стол, Пианино, баян, |
32 |
2 читка по ролямУчим сценические движения |
1 |
Закрепление навыков |
Репетиция на сцене |
Исполнение танца |
Танцзал
|
33 |
3 читка на сцене |
1 |
закрепление |
Фото- и видеоряд
|
Апробация костюмов |
Актовый зал, костюмы |
34 |
Творческая мастерская «Капельки Великой Победы» |
1 |
Обобщение знаний |
Проект Защита |
Сценическая сказка-праздник |
мультимедийная презентация |
Список авторских опубликованных работ.
1. Кабанюк Л.П., Бабанова Т.В. Интеллектуальные игры (из опыта внеклассной работы по литературе в средней общеобразовательной школе № 19 г.Тирасполя). – Тирасполь, 1994, 40 с.
2. Кабанюк Л.П., Бабанова Т.В. театр миниатюр. – Педагогический вестник Приднестровья, 1995, № 3, с. 68 – 71.
3. Бабанова Т.В. и др. Навстречу "трудному читателю". - "Всесвитня литературы", 1997, № 2, с. 61-62.
4. Бабанова Т.Б., Кабанюк Л.П. Нетрадиционные формы массовой работы с книгой.- "Тирасполь: педагогический поиск ",2000,№ I, с.79-83.
5. Кабанюк Л.П., Артюхова И. Духовный облик академика Д.С. Лихачева( к 95-летию со дня рождения). - В кн.: Покровские чтения: Сб. научн. докл. Кн.5. – Бендеры: Полиграфист, 2003. – с. 103 – 110.
6. Бабанова Т.В., Кабанюк Л.П. Библиотека – культурный центр школы (нетрадиционные формы массовой работы с книгой). – «Учительская газета. Сто друзей, 2001, № 2, 18 янв., с. 3
7. Кабанюк Л.П. и др. Комплексный интегрированный анализ рассказа И.А.Бунина «Лапти». – В кн.: Ильевич Т.П., Городецкая В.Я. Ившина С.Н. Воспитание интеллигентной личности в условиях личностно-ориентированного образования: Концептуальные основы инновационного развития МОУ Теоретический лицей № 2 г. Тирасполь: Монография. – Тирасполь, 2006, с.143-146.
8. Кабанюк Л.П., Бабанова Т.В., Смицкая И.Ю. Лицейская газета «Вдохновение».- Там же, с.216 – 223.
9. В.Капсамун, А.Паршина, М.Прилепова, Л.П.Кабанюк. Роль театра в жизни молодежи Приднестровья.- Сборник научных работ аспирантов и молодых ученых (по итогам исследовательской работы за 2006год). – Тирасполь, 2007. – с.116-119.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.