Курсовая работа по методике преподавания математики в начальной школе
Оценка 5

Курсовая работа по методике преподавания математики в начальной школе

Оценка 5
Научно-исследовательская работа
docx
математика
Взрослым
29.12.2017
Курсовая работа по методике преподавания математики в начальной школе
Актуальность выбранной мною темы заключается в обеспечении наиболее эффективных условий для формирования пространственного воображения у младших школьников на основе объемных геометрических фигур. Объект исследования: процесс формирования пространственного воображения у детей младшего школьного возраста. Предмет исследования: объёмные геометрические фигуры как средство развития пространственного воображения младших школьников. Цель данного исследования: разработка системы для формирования пространственного воображения младших школьников в процессе изучения геометрических объёмных фигур, обоснование эффективности данной системы.В проведенной экспериментальной работе мне удалось доказать необходимость диагностирования творческого воображения у младших школьников, а также показать результаты проведенного формирующего эксперимента, который полностью подтвердил гипотезу курсовой работы. Таким образом, через систему упражнений, тренингов необходимо воздействовать и способствовать развитию творческого воображения у школьников первой ступени обучения, что в дальнейшем приведет к повышению общего уровня обучаемости младших школьников.
Топчиева С.И. курсовая математ3курс.docx
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАЛМЫЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Факультет педагогического образования и биологии Кафедра педагогики Курсовая работа по дисциплине «Методика преподавания математики в начальной школе» Тема Развитие пространственного воображения  младших школьников в процессе изучения объемных фигур в курсе математики начальных классов                                                                Выполнила студентка 3 курса 5 семестр направления 44.03.01 «Педагогическое  образование», профиль  подготовки «Начальное образование»  заочной формы обучения Топчиева С.И.   _________________ Проверил:  к.п.н., доцент кафедры педагогики Хазыкова Т.С.____________________ Элиста, 2017 Оглавление ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................3 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВООБРАЖЕНИЯ 5 1.1. Сущность понятия пространственного воображения.................................5 1.2. Уровень развития пространственного воображения у младших школьников............................................................................................................9 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ТРЕТЬИХ КЛАССАХ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.......................................................................................13 2.1 Роль объёмных фигур в курсе математики в формировании пространственного воображения младших школьников.................................13 2.2. Исследование уровня сформированности пространственного воображения у обучающихся 3а и 3б классов..................................................20 ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................24 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.............................................................................................26 ПРИЛОЖЕНИЯ.........................................................................................................29 2 ВВЕДЕНИЕ Актуальность   выбранной   мною   темы   заключается   в   обеспечении наиболее   эффективных   условий     для   формирования   пространственного воображения   у   младших   школьников   на   основе   объемных   геометрических фигур. Объект   исследования:   процесс   формирования   пространственного воображения у детей младшего школьного возраста. Предмет   исследования:   объёмные   геометрические   фигуры   как средство развития пространственного воображения младших школьников. Цель данного исследования: разработка системы для формирования пространственного воображения младших школьников  в процессе  изучения геометрических   объёмных   фигур,   системы.    обоснование   эффективности   данной В   основу   исследования   была   выдвинута   следующая гипотеза: эффективным   формирование   пространственного   воображения   младших школьников будет при следующих условиях: Если   на   уроках   математики   использовать   прикладные   игры, конструирование и моделирование; Для   развития   пространственного   воображения   обязательно учитывать   возрастные   и   индивидуальные   возможности   и   способности обучающихся. Исходя   из   целей   исследования   и   гипотезы,   в   работе   поставлены следующие задачи исследования:  изучить   проблему   исследования   путем   использования психологической   и   педагогической   литературы,   а   также   методических материалов и научных работ, ориентированных на проблему; изучить   особенности   развития   у   младших   школьников     пространственного воображения; провести   анализ   содержания   геометрического   материала   в различных программах по математики для начальной школы; 3  используя   эксперимент,   доказать   эффективность   использования геометрического   материала   при   формировании   пространственного воображения   младших   школьников   в   процессе   изучения   геометрических понятий и представлений. В   ходе   решения   сформированных     задач     мною   были   применены следующие   методы:   теоретический   анализ,   тестирование,   педагогический эксперимент. 4 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ   1.  ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВООБРАЖЕНИЯ   АСПЕКТЫ   РАЗВИТИЯ 1.1.  Сущность понятия пространственного воображения Воображение – это присущая только человеку, возможность создания новых   представлений   путём   переработки   предшествующего   опыта. Воображение   нередко   именуют   фантазией.   Воображение   ­   это   высшая психическая   функция,   которой   обладает   только   человек,   и   отражает действительность.   Именно   воображение   позволяет   сформировать   образ ситуации,  объекта,   условий,   которые   ранее   никогда   не   существовали   и   не существуют в настоящее время.  Р.С. Немов считает, что  воображение – это особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью [8].  Волкова   И.С.,   Столярова   Н.Н.   в   своих   трудах   утверждают,   что воображение   существенно   развивает   и   углубляет   процесс   познания объективного   мира.   Они   отмечают,   что   изучая   различные   учебные дисциплины,   именно   с   помощью   воображения   обучающиеся   могут активизировать   абстрактные   понятия,   насытить   формулы   четким содержанием. Зачастую   проблемы  в познании научных понятий, в решении учебных   задач     возникают   в   связи   с   недостаточностью   представления определенных   образов.   К   примеру,   неверное   представление   чертежа геометрической   задачи   делает   ее   совсем   неразрешимой.   Для   того,   чтобы решить   ту   или   иную   задачу,   надо   не   только   осмыслить   содержание,   но   и создать адекватный образ. А это функция воображения [4].  Чтобы разрешить мыслительную задачу, нам необходимо использовать определенную   информацию.   Случается   так,   что   информации   может   быть 5 недостаточно для решения. В таком случае мышление не имеет никакой силы без работы воображения. Воображение гарантирует познание, когда огромна неопределённость   ситуации.   Это   общее   значение   функции   воображения   у детей, и у взрослых. Воображение   постоянно     нацелено   на   практическую   деятельность человека. Человек, чтобы что­то сотворить, сначала пытается представить что и как надо делать.   То есть, он наперед строит образ материальной вещи, которую   ему   необходимо   изготовить.   Способность   человека   видеть   итог своего труда и отличает его от животных.      В   новых   Федеральных   государственных   стандартах усиливается воспитательная   функция   образования   и   превалирует   ориентация   на результат[13].  В   предлагаемом   Минобрнауки   России   Базисном образовательном плане первой ступени общего образования отмечается, что «изучение   математики   в   начальной   школе   направлено   на   достижение следующих   целей:   развитие   образного   и   логического мышления, воображения, математической речи…» [1].  В старшем дошкольном возрасте у детей возникают первые   элементы произвольного воображения, которые в последующем   процессе обучения в школе математике  совершенствуются и развиваются. Если ребенок склонен и способен     к   созданию   графических   образов   предметов   и   явлений,   то   это эффективно позволит ему решать творческие задачи. Создание графических образов   или   графическое   моделирование   нужно   не   только   для   удачного обучения,   но   и   для   творческой   деятельности   ­   изобразительной, конструкторской, технической, а также в деятельности, которая встречается в повседневной жизни. Поэтому  одной из главных  задач начальной школы является развитие пространственного воображения обучающихся, а именно способности строить образы в трехмерном пространстве.  Пространственное воображение ­ это умение мысленно моделировать и "увидеть" всевозможные проекты или конструкции, вообразить их внутренним 6 зрением в цвете и деталях.  Пространственное воображение представляется способом   добычи   информации,   является   вспомогательным   способом мышления, формулировки задач, средством решения  той или иной  проблемы.      Л.С. Выготский характеризовал воображение как строителя чего­то нового   из   тех   впечатлений,   которые   были   накоплены   ранее.   Умение   из элементов,   взятых   из   действительности   и   содержащихся   в   прежнем   опыте человека, создавать построение, комбинировать старое в новые сочетания и составляет основу творчества [3].   Н.Н.   Палагина   убеждена   в   том,   что   воображение   появляется   из условного   действия   и   формируется   в   процессе   совместной   деятельности взрослого и ребенка. Она считает, что уже на втором году жизни у ребенка начинается развитие воображения, когда у малыша происходит становление речи, развитие предметной деятельности. В процессе активного действия с игрушками   он   начинает   комбинировать   предметную   среду   [9].     В   6­7   лет воображение   –   это   самостоятельный   процесс,   когда   рождаются   элементы творчества.  Воображение является  психологической системой, ее действие выражается  в сложности форм преобразования действительности средствами восприятия,   воображения   и   эмоционально   ­   мышления,   памяти, потребностной сферы. Чтобы заложить в ребенка прочную основу творческой деятельности нужно увеличивать и развивать   опыт ребенка, обогащать его чувственную сферу, развивать память. Л.С. Выготский отмечает, что   «чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знал и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет деятельность его воображения» [3].   В процессе восприятия происходит переработка данных, что приводит к возникновению   новых   образов   в   результате   мыслительной   деятельности. Поставив   перед   ребенком   задачу,   он   анализирует   ее,   выбирает   нужные представления,   после   чего   эти   представления   и   их   элементы   пытается 7 соединить, чтобы получить новый образ. Таким образом расширяются границы детского воображения в познании действительности. Малыш познает то, что оказывает   непосредственное   воздействие   на   него,   а   именно   чувства окружающих, мысли других, настоящее, прошлое и будущее. Воображение и мышление внедряются в творческую деятельность человека, что способствует   что   дает   возможность   находить изменению   окружающего   мира, закономерности   природы   и   социума.   Воображение   и   мышление   помогает   позволяет   представить человеку   выделять   общее   и   характерное, определенные  предметы  и  явления   в  обобщенном   образе.  Поэтому  знания, умения и навыки, которые дети получают в течение своей жизни, помогают развивать детское мышление и воображение.   В чем же различия и сходство воображения и мышления? Этот вопрос   А.В. психологи   обсуждают   на   протяжении   нескольких   десятилетий.   Брушлинский,   В.   Вунд   считают,   что   воображение   и   мышление   ­   это идентичные   процессы.   Э.А.   Пармон,   А.Н.   Раевский,   Т.   Рибо,   А.И.   Розов напротив целиком   противопоставляют их. [2] Л.С. Выготский   утверждает, что    воображение   и  мышление   тесно  взаимосвязаны   и  участвуют   в  любом творческом акте[3].           Е.Е.   Сапогова   считает,   что   чем   больше   неизвестного,   нового, неизведанного,  тем больше воображение ищет нового решения, а значит оно способно заполнять пробелы интеллектуального процесса. Предположим, что воображение в творческой деятельности является поисково­иллюстративным средством.     Важность   воображения     в   познании   состоит   в   том,   что   оно способствует снижению  дефицита информации, заполняет  интеллектуальные пробелы.   Воображение   дозволяет   перепрыгнуть   через   некоторые   этапы мышления   и   дает   возможность   сразу   увидеть   конечный   результат. Воображение   автор   предлагает   назвать   «зоной   ближайшего   развития» мышления[12].  8 П.П.Блонский, Л.С.Выготский, З.М.Истомина, А.А. Люблинская изучают     проблему   взаимосвязи   воображения   и   памяти.   У   ребенка   есть определенные представления, которые он получил в процессе жизни, поэтому   Ребенок   вначале воображение   опирается   на   эти   представления. самовоспроизводит образы, а затем он их строит уже сознательно, тем самым развивается   творческое   воображение.      Ранее     воображение   изучалось   как процесс, в который включена образная память (Ф. Кейра, Т. Рибо). Со  второй половины XX века ученые отказались от введения в понятие воображения образной памяти. На сегодняшний день наиболее распространенным понятием воображения является определение его как творческого процесса по созданию новых образов на основе переработки материала действительности[10].  Деятельность   воображения   направляется   и   корректируется потребностями   человека,   его   интересами.   Формирование   и   смысл   образов воображения устанавливаются  мотивами и целями деятельности ребенка, его направленностью, чувствами, желаниями, способностью.  1.2.   Уровень   развития   пространственного   воображения   у   младших школьников В процессе различных видов деятельности ( в игре, лепке, рисовании, конструировании   и   т.п.)   у   младших   школьников   развивается пространственная   ориентировка.   В   процессе   деятельности   дети   получают информацию и знания  о пространстве в общем.    В   развитии   пространственного   мышления   огромную   роль   играет математика, которую считают первоосновой мышления человека. На уроках математики   у   обучающихся     устанавливаются   знания   о   пространстве, величине (большой, больше, меньше, маленький, одинаковые, равные, крупно, мелко,   половина,   пополам),   форме   (прямоугольник,   квадрат,   овал, треугольник, заостренный, изогнутый), протяженности   (длинный, короткий, широкий,   узкий,   высокий,   слева,   справа,   горизонтально,   прямо,   наклонно), 9 положении   в   пространстве   и   пространственная   связь   (посередине,   выше середины,   ниже   середины,   справа,   слева,   сбоку,   ближе,   дальше,   спереди, сзади, за, перед). Одним   из   основных   предметов   математики   является   форма   и пространство.   Поэтому   математические   знания     нужно   использовать   при формировании пространственного мышления.  Математика дает невероятные   развития   мышления   у   человека.   Если   вспомнить,   то возможности   практически все существующие понятия в математике возникли в результате умственной   и   абстрагирующей   деятельности   человека,   который   изучал   и познавал явления, вычленял закономерности действительности.   Приобретая знания   на   уроках   математики   в   начальной   школе   о   пространстве,   у обучающихся   развивается   способность   к   более   быстрому   и   успешному усвоению материала других учебных дисциплин.   Математика как наука изучает пространственные отношения и формы их обобщения. Математика дает возможность развивать   у детей мышление, память,   внимание.   Математика   способствует   развитию   творческого воображения и   наблюдательности. Таким образом, математика создает все условия     для     становления     и   развития   пространственного   мышления обучающихся. Из опыта российских учителей математики известно,   что на абстрактном уровне решить геометрическую задачу не могут лишь несколько процентов   обучающихся.  Тестирование   последних   лет   показывает,  что   при решении стереометрических задач только 28% поступавших дают правильный ответ,   а   выпускники   школ   на   ЕГЭ   по   математики   либо   решают   только планиметрические   задачи,   либо   не   выполняют   геометрические   задания вообще. Основная причина – плохо развитое пространственное мышление и малый опыт геометрической деятельности.     В начальной школе в основном материал по геометрии  имеет только накопительный характер. Обучающимся предлагается рассмотреть фигуры, выяснить ее свойства и научиться решать 10 практические   задачи   на   вычисление.   Обобщение   материала   как   такового отсутствует.  Чтобы   разрешить   существующие   проблемы,   в   начальной   школе необходимо   как   можно   больше   уделять   внимание     развитию пространственных представлений и моделированию реальных геометрических объектов.   Принято   считать,   что   дети     младшего   школьного   обладают специфической   особенностью,   которая   заключается   не   в   том,   что   они   в состоянии выполнять и достичь сегодня, а в потенциальных возможностях, которыми располагают дети этого возраста, в возможностях, которые лежат в зоне   ближайшего   развития   младшего   школьника.   Таким   образом,   педагог должен   учитывать   все   индивидуальные   возможности   и   способности обучающегося. Организовывать  свою работу учитель должен школьника, а на то,   что   младший   школьник   обладает     большими   интеллектуальными возможностями, чем те, которые он обычно обнаруживает". [5]. Большое признание получила идея  трех уровней знаний, через которые, так или иначе проходит умственное развитие школьника:  1­й уровень ­ знание­знакомство 2­й уровень ­ логический уровень знания  3­й уровень ­ творческий уровень знания.  Геометрический   материал   в   младших   классах   изучается   на   первом уровне,   т.е.   на   уровне   знания­знакомства.   Здесь   не   нужно   заучивать определения и правила. Достаточно того, что ребенок может отличить овал от круга, прямоугольник от квадрата, и даже на ощупь определить фигуру. Это тоже знание, которое обогащает мир представлений и слов ребенка. [14].     Знакомство   ребенка   с   математикой   должно   строиться   на использовании его базового субъектного опыта пространственной ориентации, геометрическими   формами   в   ходе   активного   их   преобразования,   причем одновременно в двух и трехмерном пространствах. Чтобы в единстве создать проективные,  топологические   и метрические знания у ребенка в начальной школе, необходимо опираться   на жизненный опыт ребенка. Тогда на базе 11 полученных знаний ребенок сможет выстроить   научную   систему знаний о геометрических фигурах. 12 ОПЫТНО­ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ   РАБОТА   ПО 2. ПРОСТРАНСТВЕННОГО ФОРМИРОВАНИЮ ВООБРАЖЕНИЯ   У   ОБУЧАЮЩИХСЯ   В   ТРЕТЬИХ КЛАССАХ  НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ   2.1   Роль   объёмных   фигур   в   курсе   математики   пространственного воображения  младших школьников    в   формировании Ранее   в   начальных   классах   на   уроках   математики   геометрические фигуры   не   изучались,   поэтому   для   многих   учащихся   стереометрия   была неизвестна   и   недоступна.   И   то,   что   ребенок   самостоятельно   получал представление о геометрических фигурах в процессе своей деятельности до школы,   утрачивалось   и   сводилось   практически   к   нулю,   тем   самым становилось   сложнее   восстановить   полученные   знания,   и,   соответственно, сформировать и развить новый багаж знаний  удавалось не всем обучающимся.   очень   важно   уделять   внимание   изучению На   сегодняшний   день   геометрических   фигур   в   начальной   школе   на   уроках   математики.   Данная проблема признана многими ведущими специалистами в области педагогики и психологии.     Первоначальные   сведения   о   геометрических   фигурах   в учебниках   начальной   школы   на   сегодняшний   день   различны.   В   некоторых рассматривается   куб   и   параллелепипед,   в   других   –  конус   пирамиды,  шар,   Программа     геометрического   материала   в   начальной   школе цилиндр.  является  подготовительной  частью курса геометрии. В курс математики она   Со   второго   класса   по   программе вводится   постепенно   и   поэтапно.   «Гармония» и с четвертого по программе «Школа 21 века» дети начинают работать с изображением трехмерных фигур.  Обучающийся первой ступени уже сознательно знакомится с геометрией окружающего мира. Здесь нужно научить ребенка правильно понимать форму 13 объекта.  Для  этого необходимо научить выделять  контур, помочь  ребенку правильно выделить определенные особенности и свойства объекта, показать взаимное расположение линий.  Пространственное мышление нынешних обучающихся требует большого количества наглядного материала, чтобы решить ту или иную геометрическую задачу.     Одним   из   продуктивных   средств   развития   пространственного воображения   являются:   демонстрирование   фигур,   сравнение   положений геометрических фигур относительно друг друга, моделирование, грамотное изображение   фигур,   чтение   чертежа.     Если   эти   средства   использовать систематически,   в   комплексе   с   другими   средствами,   то   результат   будет наилучшим. Создание графических образов или графическое моделирование играет   неоценимую   роль   в   развитии   творческой,   технической, конструкторской деятельности школьника, а также способствуют повышению качества знаний и успеваемости ребенка по другим школьным предметам. Начиная изучать геометрию в начальной школе, необходимо опираться на непосредственное созерцание,  на развитие интеллекта психики и личности. Ребенок сможет  получить новые знания в ходе активной и самостоятельной деятельности, при этом он   не должен ограничиваться    наблюдениями    за действиями   других.   Такая   познавательная   деятельность   способна преобразовать предмет изучения в соответствии с поставленной целью. Для развития     геометрического   образа   очень   важен   тактильный   и   зрительный контакт ребенка.   Тактильные анализаторы ­   главный источник   знаний о пространстве и механических свойствах объектов. Труды   группы   психологов   –   М.   В.   Матюхиной,   Т.   С.   Михальчик   и Прокиной   Н.Ф  –   показывают   следующее:   «Процесс   восприятия   часто ограничивается только узнаванием предмета и последующим за ним названием предмета.   На   первых   порах   учащиеся   не   делают   предмет   объектом тщательного   и   длительного   рассматривания.   Восприятия   учащихся   первых классов отличается слабой дифференцированностью». [6]   14 Младшие   школьники   могут   изобразить   по   предложенному   названию форму предмета, при этом, приступая к изображению, многие не проводят анализ   предмета,   и,   как   следствие,   одна   и   та   же   фигура   имеет   довольно разнообразные   формы.   Чтобы   правильно   научить   школьника   воспринимать геометрическую информацию, нужно решить два вопроса: что будет объектом восприятия   и   как   геометрическая   информация   должна   продолжить   это восприятие. Изучение объемных геометрических форм отражено в различных программах математики начальной школы ­   «Школа 21 века», «Гармония», «Перспектива» и др. Вместе с тем, объем, содержание, методические аспекты изучения данного материала различны. Рассмотрение   предметов   и   противопоставление   этих   предметов допускает  выделить форму среди других свойств предметов (цвета, размера, качества материала и т. д.). Сопоставление и сравнение  объектов, имеющих одинаковую форму,  позволяет облегчить  переход к геометрической форме в виде сыпучего материала модели геометрической фигуры. Процесс восприятия учебного материала  становится наиболее полным и глубоким, если в учение включаются не только зрительные анализаторы, но и тактильные. Впервые знакомясь   с объемными фигурами в их предметном значении,   необходимо   обратиться     к   объектам   действительности   и   их материализованным нормам. Анализ   модели   формы   с   привлечением   чувственного   опыта   ребенка позволяет выбрать элементы основной массы геометрической фигуры путем получения графического следа, чтобы поместить их в линию плоской фигуры. Сравнивая трехмерные и плоские фигуры  между собой, позволяют школьник формирует  представление об их свойствах. Обращаясь     к   объектам   действительности,   ребенок     доказывает существование   геометрических   форм.     Применение     моделей   и   готовых чертежей   позволяет     детализированно   воспринять   объект.   Возможность ощущать   в   руках   геометрические   фигуры,   расположить   их   по­разному, 15 позволяют     повышать   мотивацию   проектной   и   научно­исследовательской деятельности. На   практике   развитие     пространственного   мышления   на   уроках математики   в   начальной   школе   опирается   на   конструировании   и моделировании   из   доступных     детям   материалов:   палочек,   пластилина, проволоки.     Все   это   способствует   закреплению   в   памяти   обучающегося устойчивого образа фигуры.  Создание  понятия вытекает из следующих этапов: I II III IV Подготовительный этап.  Знакомство с понятием.  Закрепление. Обобщение. Изучение   объемных   тел   на   уроках   математики   может   строиться   в следующей последовательности: I. Знакомство с шаром, выявление  свойств шара. II. Знакомство с цилиндром, свойства цилиндра. III. Знакомство с конусом, выявление свойств конуса.   IV. Обобщение по темам «Шар», «Цилиндр», «Конус». V.   Знакомство   с   призмой,   параллелепипедом   и   кубом.   Свойства. Различия и сходства.  VI. Знакомство с пирамидой, её свойствами. VII.   Обобщение   по   темам   «Призма»,   «Пирамида»;   Формирование понятия  «Многогранник». VIII. Обобщение и закрепление знаний по темам «Шар», «Цилиндр», «Конус» и «Многогранник». В   качестве   примера   представлен   следующий   порядок   заданий   для формирования представлений о шаре: I. Цель: познакомить с шаром. Дать характеристику понятию «форма». Оборудование:   предметы   шарообразной   формы,  набор   фотографий   и рисунков предметов шарообразной формы, цилиндр, конус, круг. С помощью презентационного   материала   показать   разнообразные   предметы,   имеющие шарообразную форму. Предложить рассмотреть группы предметов.  Вопрос: Что это?  16 Ответ:   Глобус,   теннисный   мячик,   надувной   шарик,   футбольный   мяч, бусинки, горох.  Вопрос: Скажите, в чем отличия этих предметов друг от друга? Ответ: В размере, в материале, из которого они изготовлены, в окраске. Они предназначены для разных целей. У них разный вес и т. д.  Вопрос:   Какие   приемы   используют   художники   для   изображения объемных тел? А математики? Ответ: Художники – цвет и тень, математики – чертежи. Вопрос: Что объединяет эти предметы, чем они похожи?  Ответ: показывают круг.   Вопрос: Круг ­ круглый, а эти предметы?  Ответ: Это ­ шары.  Вопрос: Что общего у всех этих предметов?  Ответ: Форма. Они скатываются и не лежат на одном месте. Они все катаются. Мяч катается? Значит, он шар. Горошина катается? Это тоже шар.  Показывая конус с цилиндром, задаем вопрос: Они катаются? Пробуем Катаются. Значит это тоже шары? Предлагаем детям самостоятельно покатать шар, конус и цилиндр. Вопрос: Как катаются все эти фигуры? Что лучше катиться? Ответ: Шар, он катится во все стороны, а конус и цилиндр только в две стороны. Совместно проговариваем вывод. Общее у предметов с формой шара  ­ объёмность, способность кататься в разных направлениях.  Вопрос: Посмотрите вокруг и найдите в классе  шары?  На улице есть предметы шарообразной формы? Показ слайдов. Слово   «шар»   произошло   от   греческого   слова   [фатра],   что   что   в переводе означает «мяч». Задание   на   дом:   в   тетрадях   нарисовать   предметы,   имеющие   форму шара, или записать их названия.  II. Цель: Закрепить понятие  «шар», повторить свойства шара. Оборудование: предметы различной формы для игры   «Чёрный ящик»; геометрические   фигуры   и   вырезанные   из   цветной   бумаги   фигуры   разной формы, шары, пластилин. Игра «Молчанка». 17 Учитель:   Покажите при помощи жестов шар, свойства, которыми он обладает. Посмотрим у кого лучше это получится. А теперь Есть ли у ваших шаров что­ то общее? А теперь давайте слева положим самый большой шар, а справа самый маленький.  А теперь положим синий шар, за ним белый, перед ним красный.   На   классной   доске   прикреплены   вырезанные   из   цветной   бумаги различные фигуры и предметы. Предлагает детям выбрать только предметы круглой формы.  На столе учителя лежит два предмета в форме шара, цилиндр, конус. Обучающимся предлагает учитель закрыть глаза и в этот момент убирает один из предметов. Когда дети открывают глаза, то если они видят, что предмет в форме шара исчез, то они должны хлопнуть в ладоши.   Игра «Чёрный ящик».   В   ящик   учитель   кладет   различные   предметы.   Затем   предлагает каждому ученику опустить руку в черный ящик и на ощупь определить  и достать шарообразный предмет. Для   формирования   понятия   можно   использовать   разнообразные творческие  задания, проблемные  ситуации, тренинги.    Можно  в  групповой работе   предложить   создать   математические   газеты,   сочинить   сказку.   Это может   быть   индивидуальное   творческое   задание:   поделки,   рисунки,  стихи. Работая с понятиями, целесообразно использовать творческую работу, такую как составление «Геометрического словаря».   Здесь обучающиеся пытаются своими словами объяснить понятие. Затем все вместе анализируют ответы и выделяют характерные признаки и черты, присущие данному понятию.   Все это записывается в тетрадь. Затем идет подбор оформительного материала, а далее   оформляется   словарь.   Так   же   ценным   будет   составление   рассказов, стихов и загадок.             Детей   необходимо   познакомить   с   разнообразными   приемами изображения объемных фигур на плоскости.  Используя творческие задания, нужно направить детей на самостоятельные выводы о том, как художники 18 изображают на картинах объемные фигуры, что для этого они используют и каким образом. Также   обучающихся   необходимо   познакомить   с   тремя   видами изображений   на   плоскости.   Это   вид   сверху,   сбоку   и   спереди.   Эти   знания необходимы детям для развития пространственного мышления. Эффективным методом   считают  сравнение   моделей   различных   наименований.   Данный материал является ознакомительным. Детям предлагается сравнить модели конуса, цилиндра и шара. Обучающиеся должны найти общее между этими предметами  (все предметы могут катиться)  и различия  (шар может катиться в   любом   направлении,     конус   по   кругу,   а   цилиндр   по   прямой).   Также различаются эти предметы тем, что у конуса есть вершина, у цилиндра есть два основания, у шара таковых нет.  Точно также изучаются  и сравниваются призма и пирамида, цилиндр и призма, пирамида и конус и т.д. Как вариант, детям может быть предложено сравнить объемные фигуры одного наименования: сравнить призмы, которые имеют различия. И точно так же необходимо выявить самостоятельно или при помощи учителя сходства и различия   этих   фигур.    Дети   приходят   к   выводу,   у  всех     призм   есть   2 основания­многоугольника,   ребра   и   вершины,   боковые   грани   у   них   – прямоугольники   (в   начальной   школе   мы   рассматриваем   только   прямые призмы).  А отличия они улавливают в различном количестве вершин, ребер, различной длине ребер, в разных основаниях.    Можно предложить ученикам найти призмы, имеющие только один или другое число признаков различия и обсудить, почему это так. Следует   помнить,   что   при   формировании   пространственного воображения,   нужно   обязательно   учитывать   возрастные,   индивидуальные возможности   ребенка.     Ряд   исследований   доказал,   что   индивидуальные различия   детей   напрямую   связаны   уровнем   развития   пространственного мышления, соответственно способность решения задач на пространственные преобразования   у   каждого   ребенка   отличная   друг   от   друга.   Учет 19 индивидуальных особенностей предполагает дифференцированный подход к обучению, который может быть реализован в методике проведения занятий и разработке системы упражнений.               2.2.   Исследование   воображения у обучающихся 3а и 3б классов   уровня   сформированности   пространственного Анализ теоретических положений показал, что упражнений и заданий на развитие пространственного воображения не очень много и они не дают возможности   хорошо   сформировать   пространственное   воображение. Программа   начальной   школы   ставит   перед   педагогом   задачу   развития   Поэтому   учитель   в   процессе   своей пространственного   воображения.   деятельности, используя методическую литературу, научные труды, интернет ресурсы,   самообразование,   должен   творчески   подходить   к   разработке системы заданий, уметь грамотно включать их в урок.              Проведенное   исследование,   цель   которого   выявить   уровень сформированности   пространственного   воображения   у   детей   младшего школьного   возраста,   позволило   найти   наиболее   эффективные   средства   и методы для формирования этого вида воображения у обучающихся 3 класса. Данная   методическая   разработка   представлена   на   основе   практической работы с обучающимися 3б и 3а класса на базе МБОУ КСОШ №2 имени Героя Советского Союза М.Г.Владимирова. Эксперимент состоял из следующих этапов: Констатирующий эксперимент Цель:   мониторинг     начального   уровня   сформированности пространственного воображения у обучающихся 3б и 3а классов. Формирующий эксперимент Цель: развитие пространственного воображения у младших школьников посредством   внеурочной   деятельности   по   программе   «Занимательная инженерия». Контрольный эксперимент 20 Цель:   сравнительный   анализ   результатов   констатирующего   и контрольного экспериментов, проведенных в 3б и 3а классах. На   первом   этапе     использовалась  методика     "Кубик   Рубика"   [7]. Используя   кубик,   школьнику   дают   задания,   постепенно   усложняющиеся. Необходимо   за   короткий   срок   выполнить   предложенное   задание.   Всего   9 заданий. За выполнение каждого начисляются баллы при правильном решении. Эксперимент длиться всего 9 минут.   Переходя от решения одной задачи к другой, каждый раз необходимо изменять цвета собираемых граней кубика Рубика. Задание 1. На любой грани кубика собрать столбец или строку из трех квадратов одного цвета. (0,3 балла). Задание 2. На любой грани кубика собрать два столбца или две строки из квадратов одного и того же цвета. (0,5 балла) Задание 3. Собрать полностью одну грань кубика из квадратов одного и того же цвета, т. е. полный одноцветный квадрат, включающий в себя 9 малых квадратиков. (0,7 балла) Задание 4. Собрать полностью одну грань определенного цвета и к ней еще одну строку или один столбец из трех малых квадратиков на другой грани кубика. (0,9 балла) Задание 5. собрать полностью одну грань кубика и в дополнение к ней еще два столбца или две строки того же самого цвета на какой­либо другой грани кубика. (1,1 балла) Задание 6. Собрать полностью две грани кубика одного и того же цвета. (1,3 балла) Задание 7. Собрать полностью две грани кубика одного и того же цвета и, кроме того, один столбец или одну строку того же самого цвета на третьей грани кубика. (1,5 балла) Задание   8.   .   Собрать   полностью   две   грани   кубика   и   к   ним   еще   две строки или два столбца такого же цвета на третьей грани кубика. (1,7 балла) Задание 9. Собрать полностью все три грани кубика одного и того же цвета. (2,0 балла) Результат: 21 10 баллов – очень высокий уровень, 4,8 – 8,0 баллов – высокий уровень,  1,5 – 3,5 баллов – средний уровень, 0,8 баллов – низкий уровень. Ниже   представленная   таблица,     которая   отражает   результаты исследования: 3 а Процент выполнения (6%) (35%) (59%) 3 б      Уровень  Процент      Уровень  высокий средний низкий выполнения (5%) (33%) (62%) высокий средний низкий Диаграмма результатов представлена в приложении (Приложение 1). Результаты   эксперимента   показали,   что   у   детей   слабо   развито пространственное   воображение.   Для   повышения     развития   воображения   у обучающихся   3а   класса   в   2017­2018   учебном   году   введен   курс «Занимательной инженерии» в количестве 2 часов. (Приложение 2) Проводя   внеурочную   работу   и     учитывая   развитие   воображения обучающихся,   я   использовала   игры,   включала   в   занятия   элементы занимательности, применяла  достаточное количество  наглядного материала. Ребята     делали   творческие   работы,   конструировали   из   картона   и   бумаги, пластилина и природного материала, проволоки и т.д. В   работе   пользовалась   составлением   сюжетных   фигур   по элементарному   изображению   предмета.   Сначала   нужно   внимательно   образцом,   затем   обозначить   составные   части,   их ознакомиться   с   расположение и соединение.  Детям предлагаются образцы, на которых указано место расположения одной или   двух составных частей, остальные составные части они должны расположить   самостоятельно.   Необходимо   направлять   игру   ребенка, показывать, что нужно делать  и рассуждать, чтобы побудить детей вступить в игру и добиться желаемого результата.   Следует учитывать индивидуальные 22 особенности каждого ребенка: одного нужно похвалить, другому – помочь и подсказать, третьего ­ приободрить, поддержать. В конце 1  четверти я провела контрольный эксперимент у обучающихся 3а и 3б классов. В контрольном эксперименте применялась та же методика, что и в констатирующем. 3 а Процент выполнения (11%) (37%) (52%) 3 б       Уровень  Процент выполнения     Уровень  высокий средний низкий (6%) (35%) (59%) высокий средний низкий Диаграмма результатов представлена в приложении  (Приложение 3). 23 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Воображение – это присущая только человеку, возможность создания новых   представлений   путём   переработки   предшествующего   опыта. Воображение   является   высшей   психической   функцией,   присущей   только   Воображение   отражает   действительность. человеку.   Без   сомнения воображение и фантазия считаются  очень важными сторонами нашей жизни. Представим, если бы человек не имел по своей природе воображения. Тогда человечество   не   познало   бы     и   не   создало   бы     научных   открытий   и произведений искусства, дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры, не смогли бы усваивать школьную программу. Ведь любое обучение   связано   с   необходимостью   что­то   представлять,   воображать, оперировать   абстрактными   образами   и   понятиями.   Вся   художественная деятельность строится на активном воображении. Воображение обеспечивает ребенку   новый,   необычный   взгляд   на   мир.   Она   способствует   развитию абстрактно­логической   памяти   и   мышления,   обогащает   индивидуальный жизненный опыт. Учебная   программа   начального   образования   предусматривает недостаточное   количество   учебных   часов   по   развитию   пространственного воображения и мышления обучающихся. На сегодняшний день существует не очень большое разнообразие методик, направленных на развитие воображения младших   школьников.   А   ведь     воображение   теснейшим   образом   связано   с другими   психическими   процессами   (памятью,   мышлением,   вниманием, восприятием),   обслуживающими   учебную   деятельность.   Таким   образом,   не уделяя   достаточно   внимания   развитию   воображения,   учителя   начального звена снижают качественный уровень обучения. В   проведенной   экспериментальной   работе   мне   удалось   доказать необходимость   диагностирования     творческого   воображения   у   младших школьников,   а   также   показать     результаты   проведенного   формирующего 24 эксперимента,   который   полностью   подтвердил   гипотезу   курсовой   работы. Таким   образом,   через   систему   упражнений,   тренингов   необходимо воздействовать   и   способствовать   развитию   творческого   воображения   у школьников   первой   ступени   обучения,     что     в   дальнейшем   приведет   к повышению общего уровня обучаемости младших школьников.  Представленная   методическая   разработка   обладает   теоретической   и практической значимостью.  В результате всей проведенной работы можно сделать вывод о том, что дети стали лучше ориентироваться в пространстве, накопили более широкий запас пространственных представлений, расширили запас словесных знаний и терминологии,   приобрели   умение   устанавливать   взаимосвязи   между объектами, словом, образом и предметом реальной действительности; стали мысленно   оперировать   представлениями,   используя   их   как   опору   при усвоении   знаний.   Практика   показала,   что   у   детей   формируется   общее положительное отношение к этому предмету, а также высокая познавательная активность; детям нравятся трудные задания, они стремятся самостоятельно справиться с ними и очень ждут этих занятий. Таким образом, развитию пространственного воображения необходимо уделять   больше   внимания,   чем   это   предусматривается   программами начального образования детей.  25 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1 Андреева И.А. 30 уроков для развития творческих способностей и воображения. Минск: Современная школа, 2007. — 32 с. 2 Баер Удо. Творческая терапия ­ терапия творчеством. М.: Класс, 2013. ­ 568 с. 3 Балагурова М. С., Баринова Н. И. Развитие воображения младших школьников   //   Молодой   ученый   2015   №22.1   (102)   ноябрь­2.   Спецвыпуск: Материалы   межвузовской   научно­практической   студенческой   конференции Социально­педагогический потенциал современной литературы для детей и подростков. М.: Молодой ученый. 2015. ­ С. 29­33 4 Боровик   О.В.   Развитие   воображения.   Методические рекомендации. ­ М.: ООО "ЦГЛ "РОН", 2013. ­ 112 с. 5 Боровик   О.В.   Развитие   воображения.   Методические рекомендации. ­ М.: ООО "ЦГЛ "РОН", 2011. ­ 112 с. 6 Брушлинский   А.В.   Субъект:   мышление,   учение,   воображение. Москва, Воронеж, 2010. — 392 с. 7 Бурцева О. В. Дидактические игры в развитии изобразительного творчества детей дошкольного возраста // Молодой ученый. ­ 2015. ­ №20.1. ­ С. 7­8. 8 Выготский   Л.С.   Воображение,   творчество   в   детском   возрасте. /Психологический очерк кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 2008. – 470 с. 9 Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Смысл; Эксмо, 2004. — 512 с. 10 Гераимчук   И.М.   Активизация   творческой   деятельности. Монография. К.: ПП Нестроевый, 2014. ­ 552 с. 11 Грановская   Р.М.   Крижанская   Ю.С.   Творчество   и   преодоление стереотипов. – СПб, 2010. – 98 с. 12 Данилин А.Г. Прорыв в гениальность: беседы и упражнения. М.: Вершина, 2008. — 375 с. 13 Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб., 2007. 387 с. 26 с. 14 15 Дубина А.М. Тренинг развития памяти. М.: АРДИС, 2009 г. – 218 Дубровина  И.В.,  Андреева   А.Д.,  Данилова   Е.Е.  и  др.  Младший школьник: развитие познавательных способностей. Пособие для учителя. ­ М.: Просвещение, 2003. ­ 148 с. 16 Дьяченко О.М. Лес, полный чудес. Развитие воображения 3­5 лет. М.: Карапуз, 2010. — 20 с. 17 Межиева М.В. Развитие творческих способностей у детей 5­9 лет. – Ярославль, – 2008. – 340 с. 18 Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. ­ М.: 2009. – 70 с. 19 Мухина   В.С.   Детская   психология.  Учебник   для   студентов   пед. институтов.   /   Под   ред.   Л.   А.   Венгера.   ­   2­е   изд.,   перераб.   и   доп.   ­   М.   : Просвещение, 1985. ­ 272 с. 20 Немов   Р.С.,   Алтунина   И.Р.   Социальная   психология.   Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2010. ­ 432 с. 21 Петухова   С.А.   Задания   и   упражнения   для   развития   памяти, внимания и воображения у детей 5­7 лет. СПб.: КАРО, 2009. – 80 с. 22 Поддьяков,   Н.Н.   Творчество   и   соразвитие   детей   дошкольного возраста   /   Н.Н.   Поддьяков.   –   Волгоград,   1994.   7.   Фельдштейн,   Д.И. Психолого­педагогические   проблемы   построения   новой   школы   в   условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития / Д.И. Фельдштейн // Вестник практической психологии. – 2010. – № 2. 23 Регирер   Е.И.  Развитие   способностей   исследователя.   М.:   Наука, 2008. – 231 с. 24 25 26 215 с. Розин В. Мышление и творчество. М.: ПЕР СЭ, 2012. ­ 360 с. Фарман И.П. Воображение в структуре познания. ­ М., 2012. — Фаррелл Н. Магическое воображение. Практическое руководство по развитию сверхспособностей. СПб.: Весь, 2014. ­ 208 с. 27 Фельдштейн,   Д.И.   Психолого­педагогические   проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации 27 его развития / Д.И. Фельдштейн // Вестник практической психологии. – 2010. – № 2. 28 Харшман   Э.   Развитие   нестандартного   мышления.   Необычные головоломки. Пер. с англ. Е. Гупало. М.: АСТ, Астрель, 2014. – 95 с. 29 Цукарь   А.Я.   Уроки   развития   воображения.   Москва   :   Айрис­ Пресс : Рольф, 2009. ­ 203 с. 30 Чернов Дмитрий. Коробка креативности. Интернет­издание, 2016. ­ 105с. 31 Янушко Е.А. Развиваем воображение. Загадки с сюрпризом. М.: Карапуз, 2015. ­ 16 с 28 ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1 Начальный уровень сформированности пространственного воображения у обучающихся 3б и 3а классов. 70 60 50 40 30 20 10 0 59 62 35 33 6 3 5 " 3 " высокий средний низкий 29 Приложение 2 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Краснополянская средняя общеобразовательная школа № 32 имени Героя Советского Союза Михаила Григорьевича Владимирова                                                                                                              Директор МБОУ КСОШ  № 32                                                                                     им. Героя Советского Союза М. Г. Владимирова Сасина Е.Н. ___________ /Е.Н.Сасина/ приказ от 26.08.2016г  №  1 РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по  __занимательной инженерии__________________________ (учебный предмет, курс) Уровень общего образования (класс)_ начальное общее, 3 «А»  класс (начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса) Количество часов  ____67ч_________________ Учитель   Топчиева С.И.  (ФИО) Программа разработана на основе концепции духовно­нравственного развития и   воспитания   личности   гражданина   России,   планируемых   результатов начального   общего   образования   и   авторской   программы     Е.А.Кудиновой «Начальное техническое образование», 2016г.  (указать примерную программу, издательство, год издания при наличии) 30 Рабочая программа курса «Занимательная инженерия» Программа   курса   внеурочной   деятельности   «Занимательная   инженерия»  государственного составлена   согласно   требованиям   Федерального   образовательного   стандарта   начального   общего   образования,   на   основе концепции   духовно­нравственного   развития   и   воспитания   личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования   Е.А.Кудиновой   «Начальное   техническое и   авторской   программы   образование», 2016г. Планируемые результаты освоения учебного курса К  концу третьего года обучения учащиеся  ученик должен знать: ­ роль трудовой деятельности в жизни человека; ­   виды   труда   и   технологий,   содержание   общих   приемов   трудовой деятельности; ­ назначение, сферы применения, основные свойства различных материалов; ­ взаимосвязь назначения, конструкции и дизайна изделия; ­ личную или социальную значимость продуктов своего труда или результат труда других людей. ­ пользоваться чертежом с целью формирования и конкретизации замысла, сохранять   и  выявлять   в  длительной   работе,  найденную   в  чертеже   систему организации   основных   элементов   изображения,   понимать   необходимость чертежной работы; 31 ­ добиваться полноты передачи предметно­пространственных свойств мотива, применяя элементы перспективы, конструктивное построение, моделирование форм ; ­ определять и соблюдать последовательность технологических операций при выполнении работы; ­   подбирать   необходимые   для   работы   инструменты   и   соблюдать   правила безопасного труда; ­   уметь   самостоятельно   контролировать   свою   работу,   обнаруживать   в   ней недостатки и добиваться их устранения. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной   жизни,   уметь   сотрудничать   в   коллективе,   рационально размещать   инструменты   и   приспособления   на   рабочем   месте,   наводить порядок после завершения трудовой деятельности на рабочем месте. Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: ­   широкая   мотивационная   основа   художественно­творческой   деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы; ­ интерес к новым видам творчества, к новым способам самовыражения; ­   устойчивый   познавательный   интерес   к   новым   способам   исследования технологий и материалов; ­   адекватное   понимания   причин   успешности/неуспешности   творческой деятельности; Обучающийся получит возможность для формирования: 32 ­   внутренней   позиции   обучающегося   на   уровне   понимания   необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни; ­ выраженной познавательной мотивации; ­ устойчивого интереса к новым способам познания; ­   адекватного   понимания   причин   успешности/неуспешности   творческой деятельности; Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: ­ принимать и сохранять учебно­творческую задачу; ­ учитывать выделенные в пособиях этапы работы; ­ планировать свои действия; ­ осуществлять итоговый и пошаговый контроль; ­ адекватно воспринимать оценку учителя; ­ различать способ и результат действия; ­  вносить   коррективы   в  действия   на   основе   их   оценки   и   учета   сделанных ошибок; ­ выполнять учебные действия в материале, речи, в уме. Обучающийся получит возможность научиться: ­ проявлять познавательную инициативу; ­   самостоятельно   учитывать   выделенные   учителем   ориентиры   действия   в незнакомом материале; 33 ­ преобразовывать практическую задачу в познавательную; ­ самостоятельно находить варианты решения творческой задачи. Коммуникативные универсальные учебные действия Учащиеся смогут: ­ допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи; ­   учитывать   разные   мнения,   стремиться   к   координации   при   выполнении коллективных работ; ­ формулировать собственное мнение и позицию; ­ договариваться, приходить к общему решению; ­ соблюдать корректность в высказываниях; ­ задавать вопросы по существу; ­ использовать речь для регуляции своего действия; ­ контролировать действия партнера; Обучающийся получит возможность научиться: ­ учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; ­   с   учетом   целей   коммуникации   достаточно   полно   и   точно   передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; ­ владеть монологической и диалогической формой речи. ­ осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; Познавательные универсальные учебные действия 34 Обучающийся научится: ­ осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно­ творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в   контролируемом открытом   информационном   пространстве,   в   т.ч. пространстве Интернет; ­ использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов; ­ высказываться в устной и письменной форме; ­ анализировать объекты, выделять главное; ­ осуществлять синтез (целое из частей); ­ проводить сравнение, классификацию по разным критериям; ­ устанавливать причинно­следственные связи; ­ строить рассуждения об объекте; ­ обобщать (выделять класс объектов по какому­либо признаку); ­ подводить под понятие; ­ устанавливать аналогии; ­   проводить   наблюдения   и   эксперименты,   высказывать   суждения,   делать умозаключения и выводы. Обучающийся получит возможность научиться: ­   осуществлять   расширенный   поиск   информации   в   соответствии   с исследовательской   задачей   с   использованием   ресурсов   библиотек   и   сети Интернет; 35 ­ осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; ­ использованию методов и приёмов художественно­творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни. В   результате   занятий   по   предложенной   программе   учащиеся   получат возможность: ­   Развить   воображение,   образное   мышление,   интеллект,   фантазию, техническое   мышление,   конструкторские   способности,   сформировать познавательные интересы; ­   Расширить   знания   и   представления   о   традиционных   и   современных материалах для прикладного творчества; ­ Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов; ­ Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях; ­ Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов; ­   Создавать   полезные   и   практичные   изделия,   осуществляя   помощь   своей семье; ­   Совершенствовать   навыки   трудовой   деятельности   в   коллективе:   умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать   различные   роли,   оценивать   деятельность   окружающих   и   свою собственную; ­ Достичь оптимального для каждого уровня развития; ­ Сформировать систему универсальных учебных действий; ­ Сформировать навыки работы с информацией. 36 Календарно ­ тематическое планирование № п/п Дата проведения Тема урока Кол­во часов По плану По факт у 1 четверть – 16 ч. Введение (1ч) 1 04.09 Введение. ТБ 1 Материалы  и инструменты, их применение (2 ч) 2 3 07.09 11.09 Материалы   применение. ТБ Материалы   применение. ТБ   и   инструменты,   их 1   и   инструменты,   их 1 Технические термины. Графические понятия (2 ч) 4 5 14.09 18.09 Мебель (4 ч) 6 7 8 9 21.09 25.09 28.09 02.10 Технические   термины,   применяемые   в моделировании и конструировании. ТБ Условные   обозначения   на   графических изображениях Изготовление макета дивана Изготовление макета дивана Изготовление макета дивана Изготовление макета дивана Грузовой автомобиль (4 ч) 10 11 12 05.10 09.10 12.10 Изготовление макета грузового втомобиля Изготовление макета грузового втомобиля Изготовление макета грузового втомобиля 37 1 1 1 1 1 1 1 1 1 13 16.10 Изготовление макета грузового втомобиля 1 Объемные авиамодели (10 ч) 14 15 16 19.10 23.10 26.10 2 четверть – 15 ч. 17 18 19 20 21 22 23 09.11 13.11 16.11 20.11 23.11 27.11 30.11 Готовые авиамодели по готовой развертке Готовые авиамодели по готовой развертке Летающие аппараты Летающие аппараты Летающие аппараты Летающие аппараты Ракета  Ракета Ракета Ракета Объемные автомодели (10 ч) 24 25 26 27 28 29 30 31 04.12 07.12 11.12 14.12 18.12 21.12 25.12 28.12 Изготовление автомодели Изготовление автомодели Изготовление автомодели Изготовление автомодели Изготовление автомодели Изготовление автомодели Коллективная работа «Автостоянка» Коллективная работа «Автостоянка» 3 четверть – 19 ч. 32 33 15.01 18.01 Коллективная работа «Автостоянка» Коллективная работа «Автостоянка» Простейшие объемные судомодели (10 ч) 38 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 22.01 25.01 29.01 01.02 05.02 08.02 12.02 15.02 19.02 22.02 Изготовление судомоделей Пароход  Пароход Пароход Пиратский корабль Пиратский корабль Пиратский корабль Пиратский корабль Коллективная работа «Морской порт» Коллективная работа «Морской порт» Роботостроение (10 ч) 44 26.02 Знакомство   с   роботостроением   и робототехникой 45 46 47 48 49 50 01.03 05.03 12.03 15.03 19.03 22.03 4 четверть – 17 ч. 51 52 53 05.04 09.04 12.04 Модель робота из бумаги Модель робота из бумаги Модель робота из бумаги Модель робота из бумаги Модель робота из бумаги Модель робота из бумаги Модель робота из бумаги Модель робота из бумаги Модель робота из бумаги Модели фантастической направленности (10 ч) 54 16.04   фантастическими Знакомство техническими и неопознанными объектами с   55 19.04 Летающая тарелка 39 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 56 57 58 59 60 61 62 63 23.04 26.04 28.04 03.05 07.05 10.05 14.05 17.05 Летающая тарелка Летающая тарелка Летающая тарелка Летающая тарелка Из мира фантастики Из мира фантастики Из мира фантастики Из мира фантастики Строительные сооружения (4 ч) 64 65 66 67 21.05 24.05 28.05 31.05 Итого: 67 часов Городские сооружения Городские сооружения Городские сооружения Коллективная работа «Город» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 40 Приложение 3 Уровень сформированности пространственного воображения у обучающихся 3б и 3а классов после эксперимента. 70 60 50 40 30 20 10 0 52 37 59 35 высокий средний низкий 11 3 6 " 3 " 41 59 62 35 33 52 37 59 35 6 5 11 6 70 60 50 40 30 20 10 0 Приложение 4 высокий средний низкий 42

Курсовая работа по методике преподавания математики в начальной школе

Курсовая работа по методике преподавания математики в начальной школе

Курсовая работа по методике преподавания математики в начальной школе

Курсовая работа по методике преподавания математики в начальной школе

Курсовая работа по методике преподавания математики в начальной школе

Курсовая работа по методике преподавания математики в начальной школе

Курсовая работа по методике преподавания математики в начальной школе

Курсовая работа по методике преподавания математики в начальной школе

Курсовая работа по методике преподавания математики в начальной школе

Курсовая работа по методике преподавания математики в начальной школе

Курсовая работа по методике преподавания математики в начальной школе

Курсовая работа по методике преподавания математики в начальной школе

Курсовая работа по методике преподавания математики в начальной школе

Курсовая работа по методике преподавания математики в начальной школе

Курсовая работа по методике преподавания математики в начальной школе

Курсовая работа по методике преподавания математики в начальной школе

Курсовая работа по методике преподавания математики в начальной школе

Курсовая работа по методике преподавания математики в начальной школе

Курсовая работа по методике преподавания математики в начальной школе

Курсовая работа по методике преподавания математики в начальной школе

Курсовая работа по методике преподавания математики в начальной школе

Курсовая работа по методике преподавания математики в начальной школе

Курсовая работа по методике преподавания математики в начальной школе

Курсовая работа по методике преподавания математики в начальной школе

Курсовая работа по методике преподавания математики в начальной школе

Курсовая работа по методике преподавания математики в начальной школе

Курсовая работа по методике преподавания математики в начальной школе

Курсовая работа по методике преподавания математики в начальной школе

Курсовая работа по методике преподавания математики в начальной школе

Курсовая работа по методике преподавания математики в начальной школе

Курсовая работа по методике преподавания математики в начальной школе

Курсовая работа по методике преподавания математики в начальной школе

Курсовая работа по методике преподавания математики в начальной школе

Курсовая работа по методике преподавания математики в начальной школе

Курсовая работа по методике преподавания математики в начальной школе

Курсовая работа по методике преподавания математики в начальной школе

Курсовая работа по методике преподавания математики в начальной школе

Курсовая работа по методике преподавания математики в начальной школе

Курсовая работа по методике преподавания математики в начальной школе

Курсовая работа по методике преподавания математики в начальной школе

Курсовая работа по методике преподавания математики в начальной школе

Курсовая работа по методике преподавания математики в начальной школе

Курсовая работа по методике преподавания математики в начальной школе

Курсовая работа по методике преподавания математики в начальной школе

Курсовая работа по методике преподавания математики в начальной школе

Курсовая работа по методике преподавания математики в начальной школе

Курсовая работа по методике преподавания математики в начальной школе

Курсовая работа по методике преподавания математики в начальной школе

Курсовая работа по методике преподавания математики в начальной школе

Курсовая работа по методике преподавания математики в начальной школе

Курсовая работа по методике преподавания математики в начальной школе

Курсовая работа по методике преподавания математики в начальной школе

Курсовая работа по методике преподавания математики в начальной школе

Курсовая работа по методике преподавания математики в начальной школе

Курсовая работа по методике преподавания математики в начальной школе

Курсовая работа по методике преподавания математики в начальной школе

Курсовая работа по методике преподавания математики в начальной школе

Курсовая работа по методике преподавания математики в начальной школе

Курсовая работа по методике преподавания математики в начальной школе

Курсовая работа по методике преподавания математики в начальной школе

Курсовая работа по методике преподавания математики в начальной школе

Курсовая работа по методике преподавания математики в начальной школе

Курсовая работа по методике преподавания математики в начальной школе

Курсовая работа по методике преподавания математики в начальной школе

Курсовая работа по методике преподавания математики в начальной школе

Курсовая работа по методике преподавания математики в начальной школе

Курсовая работа по методике преподавания математики в начальной школе

Курсовая работа по методике преподавания математики в начальной школе

Курсовая работа по методике преподавания математики в начальной школе

Курсовая работа по методике преподавания математики в начальной школе

Курсовая работа по методике преподавания математики в начальной школе

Курсовая работа по методике преподавания математики в начальной школе

Курсовая работа по методике преподавания математики в начальной школе

Курсовая работа по методике преподавания математики в начальной школе

Курсовая работа по методике преподавания математики в начальной школе

Курсовая работа по методике преподавания математики в начальной школе

Курсовая работа по методике преподавания математики в начальной школе

Курсовая работа по методике преподавания математики в начальной школе

Курсовая работа по методике преподавания математики в начальной школе

Курсовая работа по методике преподавания математики в начальной школе

Курсовая работа по методике преподавания математики в начальной школе

Курсовая работа по методике преподавания математики в начальной школе

Курсовая работа по методике преподавания математики в начальной школе

Курсовая работа по методике преподавания математики в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.12.2017