ДЗЕРЖИНСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ДЕПАРТАМЕНТА
ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДА
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов № 96
Дзержинского района Волгограда»
г.Волгоград, Дзержинский район, ул. Рионская, д.14, 400107. Тел. 36-54-62
Урок литературы по теме
«Человек – это звучит гордо! М.Горький»
Болдырева В.А., учитель русского языка
и литературы,
МОУ СШ № 96 Дзержинского района
г. Волгограда
Волгоград, 2023
Урок литературы по теме
«Человек – это звучит гордо М.Горький»
Аннотация.
Творчество М.Горького широко представлено в программе по литературе как в среднем звене, так и в старшем. Произведения писателя поднимают нравственные проблемы в обществе, раскрывают пороки человека и общества, в котором он живет, данные проблемы актуальны и в 21 веке. Литературоведческий анализ произведений с нравоучительными выводами интересен учащимся 9-х классов, в том числе и тем, кто запланировал ОГЭ по литературе и далее поступает в классы с гуманитарной направленностью. Жизненный и творческий путь М.Горького является предметом углубленного изучения еще и потому, что в 2023 году исполняется 155 лет со дня рождения великого писателя и драматурга.
Ведение.
1.1.Актуальность изучения творчества М. Горького в школе
МАКСИМ ГОРЬКИЙ – настоящее имя АЛЕКСЕЙ МАКСИМОВИЧ ПЕШКОВ, русский
писатель, прозаик, драматург. Один из самых популярных авторов рубежа XIX
и XX веков, прославившийся изображением романтизированного деклассированного
персонажа («босяка»), автор произведений с революционной тенденцией, лично
близкий социал-демократам, «буревестник революции» и «великий пролетарский
писатель», основатель социалистического реализма. Необычайна жизненная и
творческая судьба Максима Горького. Он родился в Нижнем Новгороде 16 (28) марта
1868 года. Рано лишился родителей, провёл детство в семье деда. Он рано
испытал тяготы жизни, много странствовал по Руси. Вот почему, став писателем,
он взял себе псевдоним - Максим Горький. Ещё при жизни он снискал
признание миллионов людей как в нашей стране, так и за рубежом. Горький пять
раз был номинирован на Нобелевскую премию по литературе (в 1918-м, 1923-м,
1928-м, 1930-м и 1933-м), но так и не получил заветную награду.
Писатель,
исходивший пешком всю Россию, удивительно тонко чувствовал ритмы своего времени
и «запахи» новых идей, носящихся в воздухе. Величие таланта Горького состоит в
великой любви к людям. Ею проникнуты его произведения «Самовар», «Случай с
Евсейкой», «Детство», «В людях», «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе», «Сказки
об Италии» и многие другие. Тираж его произведений составил более трех с
половиной миллионов экземпляров. Жизненный и творческий путь М.Горького
является предметом углубленного изучения и интересен учащися 9-х классов. В
марте 2023 г. исполнилось 155 лет со дня рождения великого русского писателя.
В честь юбилея классика рекомендую провести квест – игру для учащихся 9 класса.
1.2. Технология образовательного квеста. Актуальность.
Компетентностный, системно-деятельностный подход составляют основу обновления современного образования. Педагогическим средством их реализации в образовательном процессе выступают инновационные технологии деятельности учителя и учащихся. Одной из таких технологий является технология образовательного квеста.
Образовательный квест – это относительно новое педагогическое понятие. Если перевести слово «guest» с английского, то это будет означать «искать что-то, выполнять задания». В нём должны быть все признаки урока как учебной формы работы и одновременно игровой формы обучения. Урок – квест поможет ученикам не только применять полученные знания, но и, играя, получать новые. Учащиеся при подготовке к квесту работают с дополнительной литературой, интернет-ресурсами, что способствует формированию и развитию у них универсальных учебных действий в ходе самообразования и подготовке к обучению в профильных гуманитарных классах. Познавательный интерес формируется лишь тогда, когда каждый ученик включён в творческую деятельность.
Технология квестов на уроках литературы является одним из перспективных направлений формирования информационных и коммуникационных компетенций, помогает повысить качество самостоятельной учебной деятельности учащихся, что соответствует общей тенденции на активизацию игровой составляющей в обучении на компетентностной, системно-деятельностной основе.
Образовательный квест - это не просто игра, а дидактическая игра, потому что в уроке-квесте есть все признаки дидактической игры, временная законченность, определенные правила, результат и отведенные роли и задачи для учащихся. Итак, образовательный квест — это проблемное задание, реализующее образовательные цели, c элементами сюжета, ролевой игры, связанное с поиском мест, объектов, людей, информации. Для выполнения квеста используются ресурсы какой-либо территории, в границах которой происходят перемещения или иные действия участников, информационные и иные ресурсы. Урок-квест может быть взаимосвязан с другими формами обучения и воспитания и повышать результативность учебно-воспитательного процесса в целом, например с краеведением.
Основная часть.
2.Тема урока: «Человек – это звучит гордо!» М. Горький
Педагогическая направленность урока: углубление знаний, их интеграция, развитие универсальных учебных действий и формирование установки на ценность творчества М.Горького для современного молодого человека.
Вид урока: тематический образовательный квест.
Структура урока: образовательный квест для команд с использованием маршрутных листов.
Продолжительность: краткосрочный (углубление знаний и их интеграция, рассчитан на 45 мин.)
Формы организации деятельности учащихся: групповая и индивидуальная
Образовательная инфраструктура урока включает следующее оборудование: портрет А.М.Горького, выставка книг великого писателя, выставка иллюстраций художника Д.А.Шмаринова и рисунков учащихся по произведениям А.М.Горького, маршрутные листы, мультимедийная презентация для сопровождения квест-игры.
3. Проектирование результатов.
Планируемый результат освоения материала, учащиеся:
-знают: основные даты жизни и этапы творчества М.Горького;
понимают: своеобразие личности и творчества писателя, его уникальность и непреходящую ценность для современного молодого человека (гуманизм, чувства доброты и сострадания, уважение к личности, к человеку); перекличку произведений с жизнью писателя и событиями страны; важность поднимаемых автором исторических проблем, идейное и художественное многообразие произведений;
-владеют: навыками анализа литературного произведения, самоконтроля и самооценки, публичного выступления; умениями отстаивать свою точку зрения, работать в команде по этапам квеста, активизируя творческие способности каждого члена команды.
-демонстрируют: интерес к творчеству Горького; стремление осуществить поиски путей решения поднимаемых автором исторических проблем.
4. При планировании урока выработать общие правила квест-игры, в начале урока сформировать 4 команды и разъяснить им правила участия в квест-игре.(кратко правила представлены на слайде презентации)
Правило 1: формирование команд. Все учащиеся класса делятся на 4 команды. В каждой команде есть биографы, литературоведы, художники по костюмам, знатоки родной речи, географы, краеведы и капитан. Задача команды: последовательно выполнить поставленные задания; продемонстрировать знание биографии писателя. Основных дат жизни и этапов творчества, литературных произведений писателя; показать владение навыками анализа литературного произведения, умения раскрывать смысл его афоризмов писателя и составлять высказывание, отстаивать свою точку зрения, работать в команде.
Правило 2: разработка маршрутного листа. Образец маршрутного листа по теме «Человек – это звучит гордо! М.Горький» имеет следующий вид:
«Прекрасная должность – быть на Земле Человеком!» М.Горький Этапы квеста: 1.Биографический 2.Географический 3.Краеведческий 4.Литературный 5.Афоризмы М.Горького 6.Познавательный 7.Заключительный. |
|
Правило 3: организация работы по маршрутным листам. Каждая команда получает маршрутный лист, идет по этапам и зарабатывает баллы, которые отражаются на схеме. На каждое задание отводится от 1 до 5 мин. Есть и домашние задания, которые учащиеся выполняли заранее.
Правило 4: диагностика (контроль). На каждом этапе подводятся итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков по пятибальной системе. В зависимости от результатов диагностики преподаватель проводит коррекцию.
5.Во время планирования урока необходимо сформировать «пакет» методических материалов, применяемых на всех этапах урока-квеста.
6.Ниже представлены образцы материалов, использованных в реальной практике квест-игры.
1 этап. Биографический (по 4 вопроса каждой команде на слайде презентации))
Вопросы 1 команде.
1. Назвать число, месяц и год рождения М. Горького (16 (28) марта 1868)
2. Сколько лет было Алеше, когда дед отправил его в люди? (с 1879 -11 лет и сколько он находился в «людях» (1879-1884, 5 лет)
3. Сколько лет живет Горький за границей? (12 лет)
4. Когда возвращается в Россию Советскую (октябрь 1921 – 9 мая 1933).
Вопросы 2 команде.
1. Когда умер М. Горький? (27 мая 1936 – заболевает гриппом, 6 июня появляется первый бюллетень о состоянии здоровья Горького, 8 июня – посещают Молотов и Сталин, 18 июня – в 11:10 Горький умирает, 20 июня – траурный митинг. Урна с прахом замурована в Кремлевской стене.)
2. Назовите имя и отчество отца писателя. (Максим Савватьевич Пешков)
3. А как звали мать нашего героя? (Варвара Васильевна Каширина-Пешкова)
4. Кем по профессии был отец Максима Горького? (Столяром - краснодеревщиком)
Вопросы 3 команде.
1. Где родился будущий классик? (в Нижнем Новгороде)
2. 1. Какое учебное заведение окончил Алексей Пешков? ( ремесленное училище)
3. Первый опубликованный рассказ писателя. («Макар
Чудра», 1892 г)
4. Какую страну рекомендовал увидеть М. Горький своим юным читателям? (Италия)
Вопросы 4 команде.
1. Владельцем какого заведения был дед? (Красильная мастерская)
2. Как звали бабушку? (
Акулина Ивановна)
3. С кем из американских писателей
Горький был знаком лично? (с Марком Твеном)
4. Какое издательство было организовано по инициативе и при участии М.
Горького? («Всемирная литература», в 1919 г)
2 Этап. Географический (домашнее задание) -(слайд презентации открывается после ответов команд)
Образец ответа географов (возможна работа с картой города)
- В Нижнем Новгороде 16 (28) марта 1868 года в семье столяра-краснодеревщика родился А.М.Горький. В те годы Нижний Новгород - крупнейший промышленный центр России. Расположен он у слияния Волги и Оки. Сюда со всего Поволжья плыли баржи с зерном. Сотни пароходов, владельцами которых были купцы - миллионеры, бороздили волжские просторы. На нижегородскую ярмарку съезжались дельцы со всего мира. Здесь «со сказочной быстротой создавались миллионные состояния», «железные люди ковали деньги». А рядом была жестокая, страшная нищета. На пристанях тысячи бурлаков влачили жалкое, полуголодное существование. И всюду – «комариная жизнь обыкновенных людей», «отвратительная жизнь» мещанства, как писал впоследствии М. Горький.
- Жизнь казалась Горькому тюрьмой, а книги птицами, пение которых доносится до заключенного. В 15 лет М.Горький решил учиться и уехал в Казань. Но учиться бездомному и бедному юноше не пришлось.
- За Волгой – глухие сёла старообрядцев, тёмная крестьянская Россия… В Нижний Новгород царское правительство ссылало студентов-вольнодумцев из Москвы и Петербурга, Казани и Дерпта… В Казани будущего писателя ждали подвалы окраинных домов, речные пристани, подпольные кружки, знакомство с босяками, полицейскими, студентами, революционерами. Это был университет Горького, который он не смог забыть никогда.
- В 1932 году Нижний Новгород переименовали в Горький. Это один из крупнейших населённых пунктов, в котором проживает свыше миллиона жителей, - город заводов, институтов, театров, сохранивший в своей культуре памятники архитектуры XVI - XVIII веков. В 1990 году городу вернули его историческое название.
3 Этап. Краеведческий (домашнее задание) - (слайды презентации открывается после ответов команд)
Образец ответа краеведов (возможна работа с картой города)
- В январе 1889 г. М.Горький «был переведен на «Крутую»… весовщиком, на 25 руб. в месяц». На этой станции Алексей Пешков близко сошелся с семьей начальника станции З. Е. Басаргиным и его дочерью – Марией. Их связывала нежная дружба и долгая переписка.
- В тоже время Алексей участвовал в кружке самообразования, в который входили телеграфисты Д. С. Юдин и И. В. Ярославцев, наборщик и переплетчик Т. Ф. Лахметко, слесарь Верин. Совместно с членами кружка Алексей решил организовать «земледельческую колонию» толстовского типа.
- Весной 1889 г. он покинул станцию и отправился к Л. Н. Толстому в Ясную Поляну, чтобы попросить участок земли для организации колонии. Но великого писателя не застал.
- Вторично Горький побывал в Царицыне весной 1891 г. Он вошел в артель грузчиков, которая сняла хатку недалеко от берега. Артель работала на пристанях Зевеке. Для Горького это было время, когда он, читал грузчикам свои устные сочинения, искал себя.
- Спустя год вышел его первый рассказ «Макар Чудра». Много позже, в июне 1903 г. Горький снова посетил Царицын. Он плыл из Нижнего Новгорода вместе с женой и друзьями. Будучи уже знаменитым, писатель совершил деловую поездку в Астрахань, несколько часов гулял по набережной Царицына.
- В канун 60-летия писателя 2 марта 1928 г. Сталинградский губисполком постановил именовать городскую библиотеку «Губернская центральная публичная библиотека имени М. Горького».
- Долгое время Волгоградский драматический театр носил имя Горького.
- Год спустя, в 1929 г., Горький побывал на заводе «Красный Октябрь», на пароходе «Гаситель» плавал в колонию малолетних преступников на левый берег Волги. Посетил Горький и строителей тракторного завода. По замыслу Горького вышла книга «Люди Сталинградского тракторного», он создатель серии «Жизнь замечательных людей».
- 7 апреля 1954 г. станция Воропоново Приволжской железной дороги была переименована в станцию им. М. Горького Городищенского района.
- В 1957 г. поселок при станции был отнесен к категории рабочих поселков (ныне Советский район Волгограда).
- Скульптурный образ писателя в Волгограде представлен несколькими памятниками и бюстами. Среди них – скульптурная композиция фонтана в Тракторозаводском районе и памятник писателю в сквере поселка Максима Горького (скульптор А. Пахота).
4 Этап. Литературный.
Задание № 1. Чей это портрет, какое произведение? (на слайде презентации портреты или иллюстрация и цитаты с описанием героев произведений). Каждой команде по 2 задания. Время выполнения 1 минута на описание.
1. Время согнуло ее пополам, черные когда-то глаза были грустны и слезились. Ее сухой голос звучал странно и хрустел, точно старуха говорила костями» («Старуха Изергиль»)
2. Старый затравленный волк, хорошо знакомый обитателям гавани, заядлый пьяница, ловкий смелый вор. («Челкаш»)
3. Она сутула, почти горбата, очень полная, а двигалась легко, ловко, точно большая кошка, она и мягкая такая же как этот ласковый зверь» (бабушка Алеши, «Детство»)
4. «Весь он был складный, точёный, острый. Его атласный, шитый шелками глухой жилет был стар, вытерт, ситцевая рубаха измята, на коленях штанов красовались большие заплаты, а всё-таки он казался одетым чище и красивей сыновей, носивших пиджаки, манишки, шёлковые косынки на шеях» (Дед Алёши, Каширин Василий Васильевич)
5. «Квадратный, широкогрудый, с огромной кудрявой головой, он явился под вечер, празднично одетый в золотистую, шёлковую рубаху, плисовые штаны и скрипучие сапоги гармоникой. Блестели его волосы, сверкали весёлые раскосые глаза под густыми бровями и белые зубы под полоской молодых усов…» (Цыганок)
6. «Это был худощавый, сутулый человек, с белым лицом в чёрной раздвоенной бородке, с добрыми глазами, в очках. Был он молчалив, незаметен…вся комната его была заставлена и завалена какими-то ящиками, толстыми книгами…» (Хорошее Дело)
7. «Кинул взор вперёд себя на ширь степи гордый смельчак — кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и — умер». (Данко. Рассказ «Старуха Изергиль»)
8. «Его тусклые и воспалённые глаза старика, с красными, опухшими веками, беспокойно моргали, а испещрённое морщинами лицо замерло в выражении томительной тоски. Он то и дело сдержанно кашлял и, поглядывая на внука, прикрывал рот рукой». (Дед Архип. Рассказ «Дед Архип и Лёнька»)
Задание № 2. Вопросы по анализу литературных произведений М. Горького. (на слайде презентации иллюстрации и вопросы по анализу произведений). Каждой команде –по 1 заданию. Время выполнения 2 минуты на обсуждение и 1 минута на выступление представителя команды.
1.Какое содержание в понятие «счастье» вкладывают герои горьковской «Песни о Соколе»? В чем своеобразие композиции «Песни о Соколе» ?
2. Каких героев М.Горький называет «людьми с солнцем в крови»? Почему? Расскажите о подвиге Данко и сопоставьте его с подвигом античного героя, Прометея.
3. В чем своеобразие композиции рассказа «Старуха Изергиль»? В каком году М. Горький написал это произведение? Почему духовная красота Данко противопоставлена убогости существования Ларры?
4.В чем особенность трилогии М. Горького? Расскажите о детстве и отрочестве писателя, опираясь на его повести «Детство», «В людях», «Мои университеты». Какая повесть запомнилась лучше и почему?
Задание № 3. Названия произведений
М.Горького запутались в буквах. Найдите их. (на слайде презентации набор
букв.). Команды на время выполняют задание одновременно. Время выполнения 2
минуты и 1 минута на проверку. ПАВИЦВСТРЯСКАСАМБУТРОЗАКВОРОБЬИШКОХОЛТДЕТСТВОФАКЕЮБ
ЛЕНЬПЕПЕХОДРОДНИКСАМОВАРНОСТМИШААПОЖУКВЛЮДЯХВОЛДМУ
Ответ: ПАВИЦВСТРЯСКАСАМБУТРОЗАКВОРОБЬИШКОХОЛТДЕТСТВОФАКЕЮБ
ЛЕНЬПЕПЕХОДРОДНИКСАМОВАРНОСТМИШААПОЖУКВЛЮДЯХВОЛДМУ
5 Этап. Афоризмы М.Горького
-закончите горьковские афоризмы. Объясните смысл афоризма и найдите нравоучительный вывод: (на слайде презентации начало афоризмов и тематическая иллюстрация) Время выполнения 1 минута на афоризм. По 1 афоризму каждой команде.
1) «В жизни всегда есть место...»: подлости; подвигам; самопожертвованию.
2) «Рождённый ползать...»: летать боится; высоко не взлетит; летать не может.
3) «С таким человеком ты и сам…» становишься умнее; станешь хуже; лучше становишься»,
4) «Смотрели бы в старину зорко – там…» все хорошо видно; все отгадки найдутся, многому можно поучиться.
6 Этап. Познавательный. (Домашнее задание).
- расскажите о поэме М. Горького «Человек!» (задание повышенного уровня, вне программы)
Проблемный вопрос: Каким же должен быть человек, к чему стремиться в жизни, что для него важнее сегодня? Вариант ответа.
- Человек как огромный неисследованный мир, как величайшая загадка природы интересовал М. Горького на протяжении всего творческого пути. Человеческие мысли и чувства, надежды и их крушение, сила и слабость, его духовная и социальная природа находят свое отражение в образах, созданных писателем.
- Персонажи Горького - это не наши современники, это люди начала XX века, эпохи трех революций и мировой войны, эпохи крушения старого мира и начала новой жизни.
- Человек Горького - это герой того времени. Но, изображая своего современника, автор пытается угадать, каким будет сын этой новой бурной эпохи, Человек завтра. Вот отрывки из этого произведения.
-«Человек! Я вижу его гордое чело и смелые, глубокие глаза, а в них – лучи бесстрашной Мысли, той величавой силы, которая в моменты утомления – творит богов, в эпохи бодрости – их низвергает.
-«Затерянный среди пустынь вселенной… он мужественно движется – вперёд! и - выше! – по пути к победам над всеми тайнами земли и неба».«Идёт он, орошая кровью сердца своей трудный, одинокий, гордый путь, и создаёт из этой жгучей крови – поэзии нетленные цветы; тоскливый крик души своей мятежной он в музыку искусно претворяет, из опыта – науки создаёт и, каждым шагом украшая жизнь, как солнце землю щедрыми лучами, он движется всё – выше! и – вперёд! звездою путеводной для земли…»
-«Вооружённый только силой Мысли…»
-«Идёт! В груди его ревут инстинкты; противно ноет голос самолюбья, как наглый нищий, требуя подачки; привязанностей цепкие волокна опутывает сердце, точно плющ, питаются его горячей кровью и громко требуют уступок силе их… Все чувства овладеть желают им; всё жаждет власти над его душою».
-«Так шествует мятежный Человек сквозь жуткий мрак загадок бытия – вперёд! и – выше! всё – вперёд! и – выше!»
7. Завершение урока.
Урок завершается заключительным словом учителя. Примерный текст заключительного слова.
Учитель:
Человек! Какое короткое слово! Размышления М.Горького о предназначении человека отразились в его произведениях.
В «Старухе Изергиль», в «Челкаше» он обращается к вечной проблеме: «Зачем мы живём?» Каким должен быть настоящий ЧЕЛОВЕК?
Сегодня мы говорили о нём, о его произведениях. И сегодня перед каждым встаёт вопрос – как жить, во имя чего поступать так или иначе.
Горький и сегодня напоминает, что в жизни всегда есть место подвигам, что человек должен их совершать во имя людей, во имя будущего.
«Нет выше счастья, чем быть на Земле ЧЕЛОВЕКОМ»,- утверждал Горький. И нужно быть достойными этого звания. М.Горький подчеркивает: свобода в одиночестве – это не свобода. Свобода имеет ценность только тогда, когда связана с обществом, с людьми. ... Человек – существо социальное и должно сделать все, чтобы жить в мире и согласии с другими людьми.
Удивительно и то, что М.Горький не только сочинял рассказы и пьесы, но и спорил с оппонентами по многим вопросам литературы, русского языка и культуры речи. Он писал: «История культуры учит нас, что язык особенно быстро обогащается в эпохи наиболее энергичной общественной деятельности людей. Это подтверждается уже в фольклоре…. В молодости я стремился выдумывать новые слова, но с годами понял, что добро и зло одеваются одинаково красивыми словами. Спасибо действительности, она хороший врач, быстро вылечила меня». Действительно, в человеке должно быть все прекрасно, и речь, в том числе.
Актуальны и следующие слова М.Горького сегодня: «Необходимо начать борьбу за очищение книг от «неудачных фраз», борьбу против речевой бессмысленности». Писатель восхищался творчеством Л.Н.Толстого и А.С.Пушкина, а сегодня мы с вами восхищались мастерством и талантом не менее великого писателя М.Горького.
Учитель: Итак, ребята, вот мы и подошли к финишу нашей квест - игры! И теперь — решающее, финишное, задание: из отдельных слов соберите высказывание М.Горького, как пожелание детям и молодежи.
Слова: читай, книга, а, двигай, мозгом, книги,
помни, однако, книгой, своим. Кто справится с заданием быстрее? Ответ: «Книги
читай, однако помни - книга книгой, а своим мозгом двигай!»
Учитель: Всё верно! А теперь подсчитываем баллы и
выявляем победителей квест-игры. Поздравляем победителей! Аплодисменты!
(Все аплодируют. Награждение победителей.)
Заключение.
Учитель: Благодарим команды за активное участие в игре! Пусть
пожелание большого мастера литературы станет важным напутствием в вашей жизни.
М.Горький еще в молодости вступил в борьбу за освобождение человека от
предрассудков и суеверий прошлого, за освобождение творческих сил человека,
гражданина, за создание нового человека, он вложил огромные и многообразные
силы своего таланта. Читайте произведения Максима Горького. Они пронизаны
глубоким состраданием к людям!
Интернет-источники и рекомендуемая литература
1.URL: http://interesnyefakty.org/biografiya-gorkogo/
2.URL: http://mirznanii.com/a/272300/gorkiy-m-chelovek-v-tvorchestve-m-gorkogo
3.URL: https://ilibrary.ru/text/495/p.1/index.html
4. URL: https://millionstatusov.ru/aut/gorkii.html
5. URL: http://aforisma.ru https://studwood.ru
6. Пушкарская, Н. Первая любовь Максима Горького / Н. Пушкарская // Родной город. Волгоград. – 2009. – 10 июня. – Режим доступа: URL: http://www.vlg.rodgor.ru/gazeta/37/history/877. (дата обращения 31.07.2023)
7.Талдыкина, Ирина. Максим Горький в Царицыне / И. Талдыкина // Губернские вести. Волгоград. – 2011. – № 1. – С. 33.
8. Шилин, Н. К. Депо: история локомотивного депо станции им. М. Горького Волгоградского отделения Приволжской железной дороги / Н. К. Шилин. – Волгоград: Издатель, 2001. – 591 с.
Использованная литература из фондов «Президентской библиотеки имени Б.Ельцина»
6.Памяти А. М. Горького: [сборник] / Союз советских писателей
Карельской АССР. - [Петрозаводск]: Каргосиздат, 1938. -48 с. (Стр.4,5,17) –
Режим доступа: |
7.Иванов, Павел Григорьевич |
Вопросы языка в высказываниях Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина, академика Марра и Максима Горького / П. Г. Иванов ; Мордовский педагогический институт. - Саранск: Мордовское государственное издательство, 1934. (Стр.92, 93) Режим доступа: URL: https://www.prlib.ru/item/1416672 - Президентская библиотека имени Б.Ельцина. |
Презентация к квесту
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.