Конспект урока по литературному чтению для обучающихся 1 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника Ефросинина Л. А. (научный руководитель В.Ф. Виноградова ) . Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Технологическая карта урока литературного чтения
Дата: 28.03.16
Урок 7
Дидактическое обоснование: «Литературное чтение», 1 класс Л.А.Ефросинина, УМК «Начальная школа 21 века»
Тема: Л. Толстой «Солнце и ветер». В. Бианки «Синичкин календарь»
Цель: организовать деятельность обучающихся по изучению темы: «Л. Толстой «Солнце и ветер». В. Бианки «Синичкин календарь».
Задачи:
Образовательные:
1) ознакомить с содержанием литературных произведений о природе Л. Толстого «Солнце и ветер», В. Бианки «Синичкин
календарь»;
Развивающие:
2) создать условия для ознакомления с произведениями о родной природе, формирования умений видеть красоту родной природы,
выраженную в художественном слове;
Воспитательные:
3) создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого ребёнка; воспитание
усидчивости, уверенности в своих возможностях; способствовать овладению техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и
прослушанного произведения, воспитанию культуры речи, воспитания бережного отношения к окружающему миру.
Тип урока: урок открытия нового знания.
П л а н и р у е м ы е р е з у л ь т а т ы о б р а з о в а н и я :
личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное, высказывают свою точку
зрения;
метапредметные: р е г у л я т и в н ы е – удерживают цель деятельности до получения ее результата, оценивают весомость
приводимых рассуждений; п о з н а в а т е л ь н ы е – выполняют краткий пересказ (выразительное чтение) прочитанного произведения,
осуществляют процессы анализа, синтеза, обобщения, строят рассуждения; к о м м у н и к а т и в н ы е – различают виды текста,
выбирают текст, соответствующий поставленной учебной задаче;
предметные: научатся различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу, читать по ролям небольшие произведения в
диалогической форме; получат возможность научиться инсценировать отдельные эпизоды произведения в парах или группах,
находить информацию о произведении и книге (фамилия автора, жанр, тема).
Оборудование: «Литературное чтение» А.О. Евдокимова, презентация.
Методы работы: иллюстративнословесные, частичнопоисковые, словесные, наглядные, практические.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
1I. Организационный момент.
– Живёт на земле человек. Он маленький, земля огромная. Человек любит свою землю, потому что не может он жить без запаха
листьев, без звонкой песни, без ручья.
Х о д у р о к а
Любите родную природу –
Озёра, леса и поля,
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живём мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.
З н а к о м с т в о с р а з д е л о м .
− Лев Николаевич Толстой прожил в Ясной Поляне более шестидесяти лет.
С л а й д ы «Л. Толстой в Ясной Поляне».
− Отгадайте загадки:
• Доброе, хорошее на людей глядит,
А людям на себя глядеть не велит. (Солнце.)
• Есть в квартире молодец, математик и мудрец.
Постоянно круглый год точный счёт он дням ведёт.
II. Работа по теме урока.
1. С л у ш а н и е р а с с к а з а Л. Толстого «Солнце и ветер» (учитель читает, дети следят по тексту).
Р а б о т а п о у ч е б н и к у и в тетради.
− Февраль – последний месяц зимы. В это время воют вьюги, метут метели. Зима не хочет уходить, но весна уже спешит вступить в
(Календарь.)
свои права.
Н а д о с к е :
Как февраль ни злися, как ты, март, ни хмурься,
Будь хоть снег, хоть дождик – всё весною пахнет.
2А. Майков
− Многие писатели и поэты посвятили свои произведения этому прекрасному времени года: С. Есенин, А. Пушкин, А. Плещеев и
многие другие.
С л а й д . «Весна, долго задерживаемая холодами, вдруг началась во всей своей красе, и жизнь заиграла повсюду…» (Н. В. Гоголь.)
− А сейчас вас ждёт сюрприз − радиоспектакль*. (Выступают заранее подготовленные ребята.)
С и н и ч к а . Я – молодая синичка. Зовут меня Зинька, потому что я люблю петь «зиньзиньзинь!». Своего гнезда у меня нет. Целый
день я прыгаю по заборам и по веткам, а как придёт вечер, забьюсь в щелочку или в пустое дупло.
В о р о б е й 1. Эй, Зинька, вон там пустое воробьиное гнездо. Лети туда!
С и н и ч к а . И правда. Отличная квартира! Буду здесь ночевать. Тут и перина из мягкого пуха. А рядом человеческий дом – в
окошко можно глядеть!
В о р о б е й 2. Смотри, Зинька, в комнате новогодняя ёлка! Праздник сегодня! Новый год.
С и н и ч к а . А что такое Новый год?
В о р о б е й 1. Самый большой праздник в году. Солнце возвращается к нам и начинает свой календарь. Сегодня первый день января.
С и н и ч к а . А что такое январь? Календарь?
В о р о б е й 2. Какая ты ещё маленькая! Календарь – это расписание работы солнышка на весь год.
В о р о б е й 1. Год состоит из месяцев. Январь – это первый месяц, носик года. За ним идут ещё 10 месяцев: февраль, март, апрель,
май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь.
В о р о б е й 2. А последний месяц, двенадцатый, – хвостик года – декабрь.
С и н и ч к а . Мне всё понятно, теперь я знаю, что такое календарь и что такое месяцы.
− А вы, ребята, поняли, что такое календарь? Назовите последовательно месяцы. Какой месяц – носик года, а какой – его хвостик?
− Сегодня вы прочитаете отрывок из произведения Виталия Бианки «Синичкин календарь». Поразмышляйте: почему оно так
называется?
2. Р а б о т а с п р о и з в е д е н и е м В. Бианки «Синичкин календарь».
С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а : чтение, моделирование обложки.
Над землёю воздух дышит,
День от дня теплее;
Стали утром зорьки ярче,
На небе светлее.
Всходит солнце над землёю
С каждым днём всё выше,
И весь день, кружась, воркуют
Голуби на крыше.
И. Суриков
3К о л л е к т и в н а я р а б о т а : чтение по частям; выполнение заданий в учебнике и в тетради.
У п р а ж н е н и я для развития выразительности чтения.
Чтение слова с разными оттенками интонации.
− Произнесите слово «весна» торжественно, ласково, уверенно, загадочно.
Упражнение для дикции. Чтение по ролям.
− Почему синичка Зинька решила, что начинается весна?
Ч т е н и е т е к с т а н а д о с к е .
«Наступила весна. Весело звенит капель. Радуются звери и птицы. Люди любят весну. Взрослые и дети всегда с нетерпением ждут
её.
Поведай нам, весна, чем богата, чем красна».
– Знаете ли вы, ребята, какой голос у весны?
Дети определяют настроение весны под музыку Э. Грига, представляют то, что происходит с приходом весны в лесу, на
поляне, на речке.
− Что же вы увидели и услышали, путешествуя с музыкой весны? С чего начинается весна? О каких приметах ранней весны
рассказывает В. Бианки?
– Первая победа солнца – это весна света. Она начинается, когда на полях появляются первые проталины. Ещё не кончилась весна
света, а солнце уже повело новое наступление. Вторая победа солнца – весна воды.
Отгадайте, какое явление природы описано в отрывке:
Льдины прыгают, кружатся,
Друг на друга громоздятся,
Друг за другом вдаль спешат,
И грохочут, и трещат. (Ледоход.)
С л а й д «Ледоход».
Вот и лёд на речке треснул, речка зашумела
И с себя зимы оковы сбрасывает смело.
И. Суриков
3. Д о п о л н и т е л ь н о е ч т е н и е : стихотворение Э. Мошковской «Лёд тронулся».
Эмма Эфраимовна Мошковская – мастер стиха, автор более 40 поэтических сборников для детей, рассказов, сказок. Родилась в
Москве. Окончила вокальный факультет музыкальнопедагогического института. Работала певицей, но стихи писала всегда.
С л у ш а н и е (читает учитель, дети следят по тексту). В ы п о л н е н и е з а д а н и й в учебнике и в тетради.
III. Итог урока.
− Как вы думаете, какая будет третья решительная победа солнца? (Весна зелени.)
4− Это уже совсем другая история.
Д л я с а м о с т о я т е л ь н о й р а б о т ы : подготовить выразительное чтение одного из произведений; выучить наизусть
стихотворение Э. Мошковской «Лёд тронулся»; найти и рассмотреть книги с произведениями о природе.
5