Л. Толстой «Солнце и ветер». В. Бианки «Синичкин календарь»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 18.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока по литературному чтению для обучающихся 1 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника Ефросинина Л. А. (научный руководитель В.Ф. Виноградова ) . Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Иконка файла материала Урок 7.docx
Технологическая карта урока литературного чтения Дата: 28.03.16 Урок 7 Дидактическое обоснование:    «Литературное чтение», 1 класс Л.А.Ефросинина,   УМК «Начальная школа 21 века» Тема:    Л. Толстой «Солнце и ветер». В. Бианки «Синичкин календарь» Цель: организовать деятельность обучающихся по изучению темы: «Л. Толстой «Солнце и ветер». В. Бианки «Синичкин календарь». Задачи: Образовательные: 1)   ознакомить   с   содержанием   литературных   произведений   о   природе   Л.   Толстого   «Солнце   и   ветер»,   В.   Бианки   «Синичкин календарь»; Развивающие: 2) создать условия для ознакомления с произведениями о родной природе, формирования умений видеть красоту родной природы, выраженную в художественном слове; Воспитательные: 3)   создание   благоприятного   психологического   климата   для   возможности   раскрытия   потенциала   каждого   ребёнка;   воспитание усидчивости, уверенности в своих возможностях; способствовать овладению техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, воспитанию культуры речи, воспитания бережного отношения к окружающему миру. Тип урока: урок открытия нового знания. П л а н и р у е м ы е   р е з у л ь т а т ы   о б р а з о в а н и я : личностные:  осознают  значимость   чтения;   проявляют   эмоциональную   отзывчивость   на  прочитанное,  высказывают  свою   точку зрения;  метапредметные:  р е г у л я т и в н ы е   –   удерживают  цель   деятельности   до   получения   ее   результата,   оценивают  весомость приводимых рассуждений;  п о з н а в а т е л ь н ы е   – выполняют краткий пересказ (выразительное чтение) прочитанного произведения, осуществляют   процессы   анализа,   синтеза,   обобщения,   строят   рассуждения;  к о м м у н и к а т и в н ы е   –   различают  виды   текста, выбирают текст, соответствующий поставленной учебной задаче;  предметные: научатся различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу, читать по ролям небольшие произведения в диалогической   форме;  получат   возможность   научиться  инсценировать   отдельные   эпизоды   произведения   в   парах   или   группах, находить информацию о произведении и книге (фамилия автора, жанр, тема). Оборудование: «Литературное чтение» А.О. Евдокимова, презентация. Методы работы: иллюстративно­словесные, частично­поисковые, словесные, наглядные, практические.  Формы работы:   фронтальная, индивидуальная. 1I. Организационный момент. – Живёт на земле человек. Он маленький, земля огромная. Человек любит свою землю, потому что не может он жить без запаха листьев, без звонкой песни, без ручья.  Х о д   у р о к а Любите родную природу – Озёра, леса и поля, Ведь это же наша с тобою Навеки родная земля. На ней мы с тобою родились, Живём мы с тобою на ней. Так будем же, люди, все вместе Мы к ней относиться добрей.  З н а к о м с т в о   с   р а з д е л о м . − Лев Николаевич Толстой прожил в Ясной Поляне более шестидесяти лет. С л а й д ы  «Л. Толстой в Ясной Поляне». − Отгадайте загадки: •  Доброе, хорошее на людей глядит,  А людям на себя глядеть не велит. (Солнце.) •  Есть в квартире молодец, математик и мудрец.  Постоянно круглый год точный счёт он дням ведёт.  II. Работа по теме урока. 1.   С л у ш а н и е   р а с с к а з а  Л. Толстого «Солнце и ветер» (учитель читает, дети следят по тексту). Р а б о т а  п о   у ч е б н и к у  и в тетради. − Февраль – последний месяц зимы. В это время воют вьюги, метут метели. Зима не хочет уходить, но весна уже спешит вступить в (Календарь.) свои права. Н а   д о с к е : Как февраль ни злися, как ты, март, ни хмурься, Будь хоть снег, хоть дождик – всё весною пахнет. 2А. Майков − Многие писатели и поэты посвятили свои произведения этому прекрасному времени года: С. Есенин, А. Пушкин, А. Плещеев и многие другие. С л а й д . «Весна, долго задерживаемая холодами, вдруг началась во всей своей красе, и жизнь заиграла повсюду…» (Н. В. Гоголь.) − А сейчас вас ждёт сюрприз − радиоспектакль*. (Выступают заранее подготовленные ребята.) С и н и ч к а . Я – молодая синичка. Зовут меня Зинька, потому что я люблю петь «зинь­зинь­зинь!». Своего гнезда у меня нет. Целый день я прыгаю по заборам и по веткам, а как придёт вечер, забьюсь в щелочку или в пустое дупло. В о р о б е й  1. Эй, Зинька, вон там пустое воробьиное гнездо. Лети туда! С и н и ч к а . И правда. Отличная квартира! Буду здесь ночевать. Тут и перина из мягкого пуха. А рядом человеческий дом – в окошко можно глядеть! В о р о б е й  2. Смотри, Зинька, в комнате новогодняя ёлка! Праздник сегодня! Новый год. С и н и ч к а . А что такое Новый год? В о р о б е й  1. Самый большой праздник в году. Солнце возвращается к нам и начинает свой календарь. Сегодня первый день января. С и н и ч к а . А что такое январь? Календарь? В о р о б е й  2. Какая ты ещё маленькая! Календарь – это расписание работы солнышка на весь год.  В о р о б е й  1. Год состоит из месяцев. Январь – это первый месяц, носик года. За ним идут ещё 10 месяцев: февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь.  В о р о б е й  2. А последний месяц, двенадцатый, – хвостик года – декабрь. С и н и ч к а . Мне всё понятно, теперь я знаю, что такое календарь и что такое месяцы. − А вы, ребята, поняли, что такое календарь? Назовите последовательно месяцы. Какой месяц – носик года, а какой – его хвостик? − Сегодня вы  прочитаете  отрывок из  произведения Виталия Бианки  «Синичкин  календарь». Поразмышляйте: почему оно так называется? 2. Р а б о т а   с   п р о и з в е д е н и е м  В. Бианки «Синичкин календарь».  С а м о с т о я т е л ь н а я   р а б о т а : чтение, моделирование обложки.  Над землёю воздух дышит, День от дня теплее; Стали утром зорьки ярче, На небе светлее. Всходит солнце над землёю С каждым днём всё выше, И весь день, кружась, воркуют Голуби на крыше. И. Суриков 3К о л л е к т и в н а я   р а б о т а : чтение по частям; выполнение заданий в учебнике и в тетради. У п р а ж н е н и я  для развития выразительности чтения. Чтение слова с разными оттенками интонации. − Произнесите слово «весна» торжественно, ласково, уверенно, загадочно. Упражнение для дикции. Чтение по ролям. − Почему синичка Зинька решила, что начинается весна? Ч т е н и е   т е к с т а   н а   д о с к е . «Наступила весна. Весело звенит капель. Радуются звери и птицы. Люди любят весну. Взрослые и дети всегда с нетерпением ждут её. Поведай нам, весна, чем богата, чем красна». – Знаете ли вы, ребята, какой голос у весны? Дети определяют настроение весны под музыку Э. Грига, представляют то, что происходит с приходом весны в лесу, на поляне, на речке. − Что же вы увидели и услышали, путешествуя с музыкой весны? С чего начинается весна? О каких приметах ранней весны рассказывает В. Бианки? – Первая победа солнца – это весна света. Она начинается, когда на полях появляются первые проталины. Ещё не кончилась весна света, а солнце уже повело новое наступление. Вторая победа солнца – весна воды. Отгадайте, какое явление природы описано в отрывке: Льдины прыгают, кружатся, Друг на друга громоздятся, Друг за другом вдаль спешат, И грохочут, и трещат. (Ледоход.) С л а й д  «Ледоход». Вот и лёд на речке треснул, речка зашумела И с себя зимы оковы сбрасывает смело.  И. Суриков 3. Д о п о л н и т е л ь н о е   ч т е н и е :  стихотворение Э. Мошковской «Лёд тронулся». Эмма Эфраимовна Мошковская – мастер стиха, автор более 40 поэтических сборников для детей, рассказов, сказок. Родилась в Москве. Окончила вокальный факультет музыкально­педагогического института. Работала певицей, но стихи писала всегда. С л у ш а н и е  (читает учитель, дети следят по тексту). В ы п о л н е н и е   з а д а н и й  в учебнике и в тетради. III. Итог урока. − Как вы думаете,  какая будет  третья  решительная  победа  солнца?  (Весна зелени.) 4− Это уже совсем другая история. Д л я   с а м о с т о я т е л ь н о й   р а б о т ы :   подготовить   выразительное   чтение   одного   из   произведений;   выучить   наизусть стихотворение Э. Мошковской «Лёд тронулся»; найти и рассмотреть книги с произведениями о природе. 5