Легко ли быть рыжим? Мир подростка в творчестве Е.Габовой
«Быть как ВСЕ?!
Цель урока: создать условия для анализа произведения Е.В.Габовой
Задачи:
· Образовательный аспект – познакомить ребят с творчеством Е.В.Габовой с целью анализа художественных средств выразительности рассказа «Не пускайте рыжую на озеро»
· Развивающийся аспект – развивать навыки чтения текста с извлечением конкретной информации, развивать ассоциативно-образное мышление, память;
· Воспитательный аспект – создать условия для развития интереса к современной литературе, осмысление поступков подростков, осознание того, что нет людей, похожих друг на друга, человек должен ощущать себя частью целого и прислушиваться к себе и к окружающим людям.
Оснащение урока: мультимедиа проектор.
«…не Светка рыжая. Она золотая.
А рыжие мы. Весь класс рыжий»
Е. Габова
Ход урока
Просмотр эпизода из фильма «Чучело» (5 мин)
Беседа с классом:
1) Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке? Какие произведения вы читали о школьных коллективах? (Л.Улицкая «Бумажная победа», Железников «Чучело», А.Алексин «Безумная Евдокия», Ю.Яковлев «Рыцарь Вася», В.Распутин «Уроки французского», Ю.Яковлев “Гонение на рыжих”)
Слово учителя:
Мир детства всегда интересен нам, он чистый, яркий, своеобразный, но и жестокий, суровый, который наносит свой отпечаток на всю жизнь. Вот об этом нам рассказывает Елена Габова. Но сначала слово о писателе.
Елена Васильевна Габова (Столповская) родилась в 1952 году в городе Сыктывкар. Закончила сценарный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии. Автор 12 книг для детей и подростков, изданных в Москве, Киеве, Японии. За рассказы и повести для детей удостоена звания лауреата Государственной премии Республики Коми в области литературы. Лауреат Международной литературной премии Владислава Крапивина (2006 г.) за сборник повестей и рассказов «Никто не видел Рыжего», «Не вставайте с левой ноги», утверждающие доброту, совестливость и уважение к людям. Она заслуженный работник культуры Российской Федерации, член Союза писателей России. Для писательницы важны искренность, честность, доброта, чувство собственного достоинства.
В произведении, о котором мы с вами будем говорить, увидим совершенно противоположные отношения между одноклассниками.
Составление кластера со словом «жестокость»
Знакомство с героями
Что такое галерея? (Художественный музей; длинный ряд, вереница).
Приглашаю вас создать « Галерею подростков» прочитанного рассказа. Чьи бы портреты вы поместили в ней? На доске появляются портреты названных героев.
Что объединяет этих ребят? (Всех их объединяет жестокость по отношению к Светке)
Героями произведения являются ваши ровесники. Давайте попробуем разобраться, почему одноклассники не приняли Светку Сергееву в свой коллектив.
Наверняка, вы не раз слышали, что кого-то из окружающих называют рыжим. Как вы думаете, какое значение вкладывают люди в это слово?
Рыжим всегда уделялось особенное внимание, про них создавались различные произведения, и сейчас мы послушаем стихотворение о таких необычных людях.
Родиться рыжим - значит, не таким как все.
Ты рыжий с детства и в толпе всегда заметен.
Ты неприличен и смешон, резвясь в росе,
Весь мокрый, вопреки послушным умным детям.
Проходят годы - можно выкрасить копну
Волос, что вечно провоцирует сравненье,
И сесть на мель или совсем пойти ко дну,
Иль плыть, не дергаясь, с толпою по теченью.
Родиться рыжим - значит не таким вообще.
Пусть ты блондин иль даже волосами черен.
Ты просто «рыжий» изначально там, в душе.
И пусть порой смешон, но серым непокорен.
О каких двух значениях слова рыжий говорится в стихотворении? Аргументируйте свой ответ.
- Рыжий - по цвету волос, веснушкам на лице, светлой коже. ( « Ты рыжий с детства и в толпе всегда заметен»)
- Рыжий - не такой как все («Рыжий» изначально там, в душе»)
Найдите ключевую фразу в стихотворении.
- «Пусть порой смешон, но серым непокорен»
А теперь обратимся к рассказу Е.Габовой . В процессе чтения с остановками вам предстоит спрогнозировать развитие сюжета. Будьте внимательны к художественному слову писателя!
Стадия осмысления
Прием «Чтение с остановками»
Текст разбивается на 3 части и прочитывается в классе.
Чтение 1 отрывка до слов « В этот поход я Рыжую не пущу. Или я буду не я. Он торжествующе посмотрел на Светку, словно уже добился своего»
«Самоконструкция» (индивидуальное решение поставленной задачи – создание собственного текста).
Попробуйте сами поразмышлять, как бы каждый из вас поступил в сложившейся ситуации. Для этого поставьте себя на место героини и одноклассников.
Вопросы учителя классу
Кто главная героиня рассказа? Какая она? Что мы узнаем о ней? (Светка Сергеева живет без отца, у нее мать и 2 сестренки, семья живет очень бедно. А самое ужасное заключается в том, что героиня рассказа – Рыжая!)
Как рассказчик описывает внешность главной героини? Какие изобразительно-выразительные средства использует рассказчик для описания внешности Светки Сергеевой? (- «Волосы, словно медная проволока» (сравнение)
- «Тяжелая коса, как трос, которым удерживают на берегу большие корабли» (сравнение)
-«Лицо бледное, в веснушках, наскакивающих одна на другую» (метафора)
-«Глаза зеленые, блестящие, как лягушата» (сравнение)
Как относятся к Светке Сергеевой одноклассники? (- Светку не любили, дали кличку Рыжуха, девчонки отказывались на уроках физкультуры выполнять упражнения с ней в паре, «словно Светка прокаженная», презирали «за единственные потертые джинсы».
- Не любили за ужасно пронзительный голос: «Девчонки демонстративно затыкали уши»)
Рассказчик пишет: «Взгляды наши нет-нет да и притягивались к этому яркому пятну». Как можно понять эту фразу?
Найдите в тексте, КАК одноклассники выражали свою нелюбовь к девочке?
«Одевались они понятно как — ведь они едва концы с концами сводили. Но наши девчонки трудности Рыжухи во внимание не принимали и презирали её ещё и за единственные потёртые джинсы»(Роль фразеологизма как лексического явления?)
«Дура рыжая» (Роль инверсии как грамматического явления?)
«Не езди с нами на прогулку!» (Роль глагола в повелительном наклонении? Побудительного предложения?)
«Бродила одна по лугам, одна у костра сидела, …ела то, что с собой из дома брала. В начале похода она свои припасы на общий стол выкладывала, но ее хлеб с маргарином и яйца Маринка Быкова брезгливо в сторону отодвигала…» (Роль противительного союза в ССП? С/с со связью ПРИМЫКАНИЕ?)
Рыжуха сидела на краю скамейки, рядом с ней — пустое пространство (Роль неполного предложения?)
Вечером возьмёт Светка лодку, выгребет на середину озера и начинает выть. Вернее, она пела, но мы это пением не называли. Выла Рыжуха час-полтора.
Какое лексическое явление использует автор, чтобы подчеркнуть неприязненное отношение одноклассников к пению Светки? («пела» – «выла»; контекстные синонимы)
Как вы думаете, почему Светка пела именно на середине озера? Может, мы сможем проникнуть в ее мысли, чувства… (Здесь она чувствовала себя в своей стихии: никто не мог ей помешать. Она пела так, словно была одна во всем мире. Может быть, она в это пение вкладывала всю свою боль, которой ни с кем не могла поделиться).
Как рассказчик говорит о том, что одноклассники должны были понять: пение Светки уникально? (А голос Рыжухи всё раздавался, и было в нём что-то родственное с начинающей расти травой, лёгкими перистыми облаками, тёплым воздухом…)
А как относится к героине рассказчик? (По тому, как он описывает Светку «коса, как трос», « глаза, как лягушата» видно, что он поддерживает одноклассников)
Оценочные вопросы
Как относятся к пению Светки одноклассники? А как рассказчик? (выпишите в таблицу ключевые слова) Сделайте выводы.
Одноклассники |
Рассказчик |
Демонстративно затыкали уши (девчонки) |
Ей, наверно, нравилось, что ее весь мир слышит |
Женька начинал ругаться, разражался гневной тирадой |
Пела жалобно, заунывно, никогда я больше таких песен не слышал |
Хорошо воет? |
В голосе было что-то родственное с начинающей расти травой, легкими перистыми облаками, теплым воздухом |
Дура рыжая! Выла бы дома. |
Может, она не знала, что мешает кому-то |
Их раздражает, что она не такая, как они. Никто не пытается ее понять. Все обижают. |
У рассказчика есть симпатия к ее пению, но он не выражает ее открыто, не выступает в защиту Светки. |
А как относилась Светка к одноклассникам? Почему ходила с ними в походы? («На девчонок не обижалась – привыкла, наверно»;Ей было хорошо одной на природе)
Как вы думаете, что предпримет Женька, чтобы Светка Сергеева не пошла с ними в поход?
Чтение 2 отрывка до слов «Тёплым июньским днем мы устроились на палубе теплохода…» до слов « А ещё через 5 лет произошла вот такая история».
Беседа по вопросам.
Подтвердились ли ваши предположения? Что сделал Женька? Каково отношение к его поступку одноклассников?
Что нового вы узнали о героине? А что о её одноклассниках? Запишите под таблицей ваши выводы, используя стихотворение, прочитанное в начале урока.
Героиня |
Одноклассники |
Встревоженное выражение лица |
Рыжуха сидит на краю скамейки, рядом с ней пустое пространство. |
|
- До свиданья, Рыжая! Ты рыбу распугиваешь! (Женька) |
Сидела-сидела, потерянно глядя в пол, потом как вскочит – и к выходу. |
- Прощай, подруга! Больше не увидимся! (девчонки) |
Бродила одна по лугам, одна у костра сидела. |
Давай Женьку хвалить, что он с Рыжухой так ловко устроил. |
Ела, что из дома брала |
Быкова её припасы в сторону двигала. |
|
Все о Рыжухе забыли. |
|
Женька был оживлён. |
Она не просто рыжеволосая, «рыжая»- не такая как все! |
Одноклассники серые, все одинаково бездушные. |
А каково отношение рассказчика к поступку Женьки? ( Он повёл себя как все, хотя на вечерней зорьке «в сердце ворохнулось что-то неприятное»).
Каково ваше отношение к одноклассникам? ( Жестокие, бессердечные, никто не заступился за Светку. Закончили 9 класс, должны быть уже взрослыми, задумываться над своими поступками).
Наверно, не все думали так, как Женька и Марина Быкова, но никто не заступился за Светку.
Нашлись ли бы в вашем классе ребята, которые могли бы выступить в защиту слабого?
Кто в этом классе заводилы? Какие они? (Марина Быкова, Женька. Эгоистичные, бездушные).
Надо ли идти на поводу у других или всё же быть самим собой? ( Не всегда получается быть самим собой. Часто не задумываемся над своими поступками, делаем и поступаем как все).
А задумался ли кто-нибудь из одноклассников, что чувствует Светка? Почему?
( Только у рассказчика «В сердце ворохнулось что-то неприятное».
- Все веселятся, о Светке забыли.
- Страшное бездушие!)
Почему автор не закончила рассказ размышлениями одноклассника, а продолжила его? Ваши предположения? Что могло произойти через 5 лет?
Чтение 3 отрывка со слов: «В то время я учился…»
Какие ваши предсказания подтвердились?
Какой была Светка Сергеева и какой стала?( Была Рыжуха. Стала «золотоволосая красавица», роскошная молодая женщина.
- Как величаво идёт! От всей фигуры веет благородством).
Какой приём использует автор, описывая героиню? (Антитезу, противопоставление)
Что чувствует рассказчик? (- Стыд и восторг. - Светка не рыжая, она золотая).
Почему он не подошёл к ней в оперном театре? (- Ему было стыдно, теперь он почувствовал, как ей было нелегко в их классе. Но она добилась своей цели, доказала, что умна и талантлива).
Произошло чудесное превращение Светки Сергеевой из Рыжухи - в золотоволосую роскошную красавицу. А какую сказку это нам напоминает? (- Г. Андерсен «Гадкий утёнок». Превращение Светки из гадкого утенка в роскошного лебедя).
- Определите
символику озера в рассказе.
- Нашла ли Света «СВОЁ озеро?»
- Что помогло ей выстоять и найти себя?
Стадия рефлексии
Перед вами лежат листочки . Ваша задача – написать пожелания о том, каким вы хотели бы видеть свой коллектив, какие качества нужно в себе для этого развивать.
Учащиеся под музыку Шуберта выполняют работу в группах (психологи, девочки, мальчики). После окончания они выходят к дереву на доске, зачитывают свои пожелания и вешают листочки на дерево.
-Давайте вернемся к началу урока. Как вы думаете, почему именно эти слова вынесены в качестве эпиграфа?
- Вспомним, над какой проблемой мы сегодня работали и дадим название уроку.
В работе использованы материалы по подготовке к ОГЭ Егораевой Г.Т.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.