Легко ли быть рыжим? Мир подростка в творчестве Е.Габовой
Оценка 4.8

Легко ли быть рыжим? Мир подростка в творчестве Е.Габовой

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
6 кл—7 кл
31.03.2017
Легко ли быть рыжим? Мир подростка в творчестве Е.Габовой
Разработка урока по рассказу Е. Габовой "Не пускайте рыжую на зеро". Тема - жестокий мир детства, запоздалое раскаяние в своих поступках. Урок направлен на то, чтобы воспитывать в подростках необходимые нравственные качества: милосердие, сострадание, отзывчивость, терпимость, понимание, которые немного утратили свое значение в наше время.
БЫТЬ КАК ВСЕ.docx

 

Легко ли быть рыжим? Мир подростка в творчестве Е.Габовой

 

«Быть как ВСЕ?!

 

Цель урока: создать условия для анализа произведения Е.В.Габовой

Задачи:

·         Образовательный аспект – познакомить ребят с творчеством Е.В.Габовой с целью анализа художественных средств выразительности рассказа «Не пускайте рыжую на озеро»

·         Развивающийся аспект – развивать навыки чтения текста с извлечением конкретной информации, развивать ассоциативно-образное мышление, память;

·         Воспитательный аспект –  создать условия для развития интереса к современной литературе, осмысление поступков подростков, осознание того, что нет людей, похожих друг на друга, человек должен ощущать себя частью целого и прислушиваться к себе и к окружающим людям.

Оснащение урока: мультимедиа проектор.

 

 

«…не Светка рыжая. Она золотая.

А рыжие мы. Весь класс рыжий»

Е. Габова

Ход урока

Просмотр эпизода из фильма «Чучело» (5 мин)

Беседа с классом:

1)    Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке? Какие произведения вы читали о школьных коллективах? (Л.Улицкая «Бумажная победа», Железников «Чучело», А.Алексин «Безумная Евдокия», Ю.Яковлев «Рыцарь Вася», В.Распутин «Уроки французского», Ю.Яковлев “Гонение на рыжих”)

Слово учителя:

Мир детства всегда интересен нам, он чистый, яркий, своеобразный, но и жестокий, суровый, который наносит свой отпечаток на всю жизнь. Вот об этом нам рассказывает Елена Габова. Но сначала слово о писателе.

Елена Васильевна Габова (Столповская) родилась в 1952 году в городе Сыктывкар. Закончила сценарный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии. Автор 12 книг для детей и подростков, изданных в Москве, Киеве, Японии. За рассказы и повести для детей удостоена звания лауреата Государственной премии Республики Коми в области литературы. Лауреат Международной литературной премии Владислава Крапивина (2006 г.) за сборник повестей и рассказов «Никто не видел Рыжего», «Не вставайте с левой ноги», утверждающие доброту, совестливость и уважение к людям. Она заслуженный работник культуры Российской Федерации, член Союза писателей России. Для писательницы важны искренность, честность, доброта, чувство собственного достоинства.

 

В произведении, о котором мы с вами будем говорить, увидим совершенно противоположные отношения между одноклассниками.

 

 Составление  кластера со словом «жестокость»

 

Знакомство с героями

Что такое галерея? (Художественный музей; длинный ряд, вереница).

Приглашаю вас создать « Галерею подростков» прочитанного рассказа. Чьи бы портреты вы поместили в ней? На доске появляются портреты названных героев.

Что объединяет этих ребят? (Всех их объединяет жестокость по отношению к Светке)

Героями произведения являются ваши ровесники. Давайте попробуем разобраться, почему одноклассники не приняли Светку Сергееву в свой коллектив.

 

Наверняка, вы не раз слышали, что кого-то из окружающих называют рыжим. Как вы думаете, какое значение вкладывают люди в это слово?

 

Рыжим всегда уделялось особенное внимание, про них создавались различные произведения, и сейчас мы послушаем стихотворение о таких необычных людях.

Родиться рыжим - значит, не таким как все.

Ты рыжий с детства и в толпе всегда заметен.

Ты неприличен и смешон, резвясь в росе,

Весь мокрый, вопреки послушным умным детям.

 

Проходят годы - можно выкрасить копну

Волос, что вечно провоцирует сравненье,

И сесть на мель или совсем пойти ко дну,

Иль плыть, не дергаясь, с толпою по теченью.

 

Родиться рыжим - значит не таким вообще.

Пусть ты блондин иль даже волосами черен.

Ты просто «рыжий» изначально там, в душе.

И пусть порой смешон, но серым непокорен.

 

О каких двух значениях слова рыжий говорится в стихотворении? Аргументируйте свой ответ.

- Рыжий - по цвету волос, веснушкам на лице, светлой коже. ( « Ты рыжий с детства и в толпе всегда заметен»)

- Рыжий - не такой как все («Рыжий» изначально там, в душе»)

 

Найдите ключевую фразу в стихотворении.

- «Пусть порой смешон, но серым непокорен»

 

         А теперь обратимся к рассказу Е.Габовой . В процессе чтения с остановками  вам предстоит спрогнозировать развитие сюжета. Будьте внимательны к художественному слову писателя!

 

         Стадия осмысления

 

         Прием «Чтение с остановками»

Текст разбивается на 3 части и прочитывается в классе.

 

         Чтение 1 отрывка до слов « В этот поход я Рыжую не пущу. Или я буду не я. Он торжествующе посмотрел на Светку, словно уже добился своего»

 

 «Самоконструкция» (индивидуальное решение поставленной задачи – создание собственного текста).  

 

Попробуйте сами поразмышлять, как бы каждый из вас поступил в сложившейся ситуации. Для этого поставьте себя на место героини и одноклассников.

 

         Вопросы учителя классу

         Кто главная героиня рассказа? Какая она? Что мы узнаем о ней? (Светка Сергеева живет без отца, у нее мать и 2 сестренки, семья живет очень бедно. А самое ужасное заключается в том, что героиня рассказа – Рыжая!)

        

         Как рассказчик описывает внешность главной героини? Какие изобразительно-выразительные средства использует рассказчик для описания внешности Светки Сергеевой? (- «Волосы, словно медная проволока» (сравнение)

- «Тяжелая коса, как трос, которым удерживают на берегу большие корабли» (сравнение)

-«Лицо бледное, в веснушках, наскакивающих одна на другую» (метафора)

-«Глаза зеленые, блестящие, как лягушата» (сравнение)

 

         Как относятся к Светке Сергеевой одноклассники? (- Светку не любили, дали кличку Рыжуха, девчонки отказывались на уроках физкультуры выполнять упражнения с ней в паре, «словно Светка прокаженная», презирали «за единственные потертые джинсы».

- Не любили за ужасно пронзительный голос: «Девчонки демонстративно затыкали уши»)

 

         Рассказчик пишет: «Взгляды наши нет-нет да и притягивались к этому яркому пятну».  Как можно понять эту фразу?

 

Найдите в тексте, КАК одноклассники выражали свою нелюбовь к девочке?

«Одевались они понятно как — ведь они едва концы с концами сводили. Но наши девчонки трудности Рыжухи во внимание не принимали и презирали её ещё и за единственные потёртые джинсы»(Роль фразеологизма как лексического явления?)

«Дура рыжая» (Роль  инверсии как грамматического явления?)

«Не езди с нами на прогулку!» (Роль  глагола в повелительном наклонении? Побудительного предложения?)

«Бродила одна по лугам, одна у костра сидела, …ела то, что с собой из дома брала. В начале похода она свои припасы на общий стол выкладывала, но ее хлеб с маргарином и яйца Маринка Быкова брезгливо в сторону отодвигала…» (Роль противительного союза в ССП? С/с со связью ПРИМЫКАНИЕ?)

 Рыжуха сидела на краю скамейки, рядом с ней — пустое пространство (Роль неполного предложения?)

Вечером возьмёт Светка лодку, выгребет на середину озера и начинает выть. Вернее, она пела, но мы это пением не называли.  Выла Рыжуха час-полтора.

Какое лексическое явление использует автор, чтобы подчеркнуть неприязненное отношение одноклассников к пению Светки?    («пела» – «выла»; контекстные синонимы)

         Как вы думаете, почему Светка пела именно на середине озера? Может, мы сможем проникнуть в ее мысли, чувства… (Здесь она чувствовала себя в своей стихии: никто не мог ей помешать. Она пела так, словно была одна во всем мире. Может быть, она в это пение вкладывала всю свою боль, которой ни с кем не могла поделиться).

Как рассказчик говорит о том, что одноклассники должны были понять: пение Светки уникально?  (А голос Рыжухи всё раздавался, и было в нём что-то родственное с начинающей расти травой, лёгкими перистыми облаками, тёплым воздухом…)

          А как относится к героине рассказчик? (По тому, как он описывает Светку «коса, как трос», « глаза, как лягушата» видно, что он поддерживает одноклассников)

 

         Оценочные вопросы

 

Как относятся к пению Светки одноклассники? А как рассказчик? (выпишите в таблицу ключевые слова) Сделайте выводы.

 

Одноклассники

Рассказчик

Демонстративно затыкали уши (девчонки)

Ей, наверно, нравилось, что ее весь мир слышит

Женька начинал ругаться, разражался гневной тирадой

Пела жалобно, заунывно, никогда я больше таких песен не слышал

Хорошо воет?

В голосе было что-то родственное с начинающей расти травой, легкими перистыми облаками, теплым воздухом

Дура рыжая! Выла бы дома.

Может, она не знала, что мешает кому-то

Их раздражает, что она не такая, как они. Никто не пытается ее понять. Все обижают.

У рассказчика есть симпатия  к ее пению, но он не выражает ее открыто, не выступает в защиту Светки.

 

 

         А как относилась Светка к одноклассникам? Почему ходила с ними в походы? («На девчонок не обижалась – привыкла, наверно»;Ей было хорошо одной на природе)

 

         Как вы думаете, что предпримет Женька, чтобы Светка Сергеева не пошла с ними в поход?

 

         Чтение 2 отрывка до слов «Тёплым июньским днем мы устроились на палубе теплохода…» до слов « А ещё через 5 лет произошла вот такая история».

 

          Беседа по вопросам.

Подтвердились ли ваши предположения? Что сделал Женька? Каково отношение к его поступку одноклассников?

Что нового вы узнали о героине? А что о её одноклассниках? Запишите под таблицей ваши выводы, используя стихотворение, прочитанное в начале урока.

 

Героиня

Одноклассники

Встревоженное выражение лица

Рыжуха сидит на краю скамейки, рядом с ней пустое пространство.

 

 

- До свиданья, Рыжая! Ты рыбу распугиваешь! (Женька)

Сидела-сидела, потерянно глядя в пол, потом как вскочит – и к выходу.

- Прощай, подруга! Больше не увидимся! (девчонки)

Бродила одна по лугам, одна у костра сидела.

Давай Женьку хвалить, что он с Рыжухой так ловко устроил.

Ела, что из дома брала

Быкова её припасы в сторону двигала.

 

Все о Рыжухе забыли.

 

Женька был оживлён.

Она не просто рыжеволосая, «рыжая»-  не такая как все!

Одноклассники серые, все одинаково бездушные.

 

         А каково отношение рассказчика к поступку Женьки? ( Он повёл себя как все, хотя на вечерней зорьке «в сердце ворохнулось что-то неприятное»).

        

         Каково ваше отношение к одноклассникам? ( Жестокие, бессердечные, никто не заступился за Светку. Закончили 9 класс, должны быть уже взрослыми, задумываться над своими поступками).

        

         Наверно, не все думали так, как Женька и Марина Быкова, но никто не заступился за Светку.

 

          Нашлись ли бы в вашем классе ребята, которые могли бы выступить в защиту слабого?

 

Кто в этом классе заводилы? Какие они? (Марина Быкова, Женька.  Эгоистичные, бездушные).

 

Надо ли идти на поводу у других или всё же быть самим собой? ( Не всегда получается быть самим собой.  Часто не задумываемся над своими поступками, делаем и поступаем как все).

 

А задумался ли кто-нибудь из одноклассников, что чувствует Светка? Почему?

 ( Только у рассказчика «В сердце ворохнулось что-то неприятное».

- Все веселятся, о Светке забыли.

- Страшное бездушие!)

 

Почему автор не закончила рассказ размышлениями одноклассника, а продолжила его? Ваши предположения? Что могло произойти через 5 лет?

 

      Чтение 3 отрывка со слов: «В то время я учился…»

Какие ваши предсказания подтвердились?

 

Какой была Светка Сергеева и какой стала?( Была Рыжуха.  Стала «золотоволосая красавица», роскошная молодая женщина.

-  Как величаво идёт! От всей фигуры веет благородством).

 

Какой приём использует автор, описывая героиню? (Антитезу, противопоставление)

 

Что чувствует рассказчик? (-  Стыд и восторг. - Светка не рыжая, она золотая).

Почему он не подошёл к ней в оперном театре? (-  Ему было стыдно, теперь он почувствовал, как ей было нелегко в их классе. Но она добилась своей цели, доказала, что умна и талантлива).

 

 

     Произошло чудесное превращение Светки Сергеевой из Рыжухи - в золотоволосую роскошную красавицу. А какую сказку это нам напоминает? (- Г. Андерсен «Гадкий утёнок». Превращение Светки из гадкого утенка в роскошного лебедя).

 

- Определите символику озера в рассказе.
- Нашла ли Света  «СВОЁ озеро?»
- Что помогло ей выстоять и найти себя?

 

     Стадия рефлексии

     Перед вами лежат листочки . Ваша задача – написать пожелания о том, каким вы хотели бы видеть свой коллектив, какие качества нужно в себе для этого развивать.

    

     Учащиеся под музыку Шуберта выполняют работу в группах (психологи, девочки, мальчики). После окончания они выходят к дереву на доске, зачитывают свои пожелания и вешают листочки на дерево.

 

     -Давайте вернемся к началу урока. Как вы думаете, почему именно эти слова вынесены в качестве эпиграфа?

 

     - Вспомним, над какой проблемой мы сегодня работали и дадим название уроку.

 

В работе использованы материалы по подготовке к ОГЭ Егораевой Г.Т.


 

Легко ли быть рыжим? Мир подростка в творчестве

Легко ли быть рыжим? Мир подростка в творчестве

Знакомство с героями Что такое галерея? (Художественный музей; длинный ряд, вереница)

Знакомство с героями Что такое галерея? (Художественный музей; длинный ряд, вереница)

Самоконструкция» (индивидуальное решение поставленной задачи – создание собственного текста)

Самоконструкция» (индивидуальное решение поставленной задачи – создание собственного текста)

Как рассказчик говорит о том, что одноклассники должны были понять: пение

Как рассказчик говорит о том, что одноклассники должны были понять: пение

Бродила одна по лугам, одна у костра сидела

Бродила одна по лугам, одна у костра сидела

Почему он не подошёл к ней в оперном театре? (-

Почему он не подошёл к ней в оперном театре? (-
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017